Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 1.1. Философия как мировоззрение и культура мышления

Читайте также:
  1. D) Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.
  2. E) миф, религия, философия.
  3. I. Понятие как форма мышления
  4. II. Правовая культура: понятие, функции и виды.
  5. II. Суждение как форма мышления
  6. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  7. II. Философия как специальность.
  8. III. Культура как процесс – фактор социальных изменений.
  9. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  10. А какие виды мышления в другой класс

(ОК-1, ОК-4):

6. В чем заключаются трудности определения понятия философии?

7. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

8. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

9. Почему личностная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

10. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

11. Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чем заключается актуальность философии в нашу эпоху?

12. Применимо ли философское знание к повседневной жизни?

13. Согласны ли вы с мнением К. Ясперса о том, что философия

неизбежна для человека? Почему?

14. Какие из проблем, с которыми вы сталкиваетесь, могут быть отнесены к числу философских?

15. Существуют ли мифы в современном сознании? От каких мифов, на

ваш взгляд, освободилось современное российское общество.

16. Для чего создаются философские учения? Можно ли их использовать

простому человеку?

17. Прокомментируйте представление Б. Рассела о философии как

«ничейной земле» между теологией и наукой.

18. Почему определение предмета философии само представляет собой философскую проблему

 

Тема 1.2. Основные этапы развития мировой философской мысли (ОК-4,ОК-13)

1.В чем смысл тезиса Парменида: «Бытие есть, а небытия нет»?

Почему учение Платона представляет собой философскую систему?

Докажите это на примерах.

2. Сопоставимы ли онтологии Платона и Аристотеля?

3. Насколько представления античной философии о мире актуальны

для наших дней?

4.В чем, по вашему мнению, смысл тезиса софиста Протагора

«Человек – есть мера всех вещей…»?

5. В каких сферах человеческой жизни добродетель и знание

находятся, на ваш взгляд, в отношении взаимозависимости?

6. Почему идеальное государство Платона нежизненно?

7.Всегда ли нравственна позиция «золотой середины»?

8. Насколько современны этические идеалы стоиков и эпикурейцев?

9.В чем состоит специфика проблематики философии Средних веков?

10. Что отличает философию периода патристики от схоластической

философии?

11. В чем суть онтологического аргумента?

12. Актуальна ли на сегодняшний день проблема универсалий?

13. В чем суть пантеистического миропонимания?

14.На какие мировоззренческие предпосылки опирается эмпиризм?

15. В чем суть номинализма Нового времени?

16. Можно ли от чувственных данных непосредственно перейти к

идеям?

17. Что означает термин «солипсизм»?

18.На какие мировоззренческие предпосылки опирается рационализм?

19. Раскройте смысл понятия «cogito» Декарта, как оно связано с

принципом методического сомнения?

20.Что означает высказывание Лейбница: «Монады не имеют окон»?

21. Почему главный труд Спинозы называется «Этика»?

22.Что означает термин «априоризм»?

23. Какую роль в философии Канта играют идеи разума?

24. В чем смысл понятия тождества субъекта и объекта?

25. Раскройте смысл высказывания Гегеля: «Все действительное

разумно, все разумное действительно».

26. Какие общие черты присущи иррационалистическим философским

учениям?

27. Допустимо ли на ваш взгляд решение философских проблем с

позиций мистицизма?

28. Что означает понятие «нигилизм»?

29.Как можно истолковать слова Ницше: «Бог умер»?

30.В чем заключаются особенности развития основных направлений философской мысли XX века?

31.Почему Г.-Г. Гадамер под философией понимает «историю

понятий»?

32.В чем видит предмет своего изучения феноменология?

33.В чем смысл афоризма Л. Витгенштейна: «Границы моего языка –

есть границы моего мира»?

 

Тема 1.3. Единство и развитие мира как онтологическая проблема (ОК-1, ОК-4)

1. Как соотносятся понятия «бытие», «субстанция», «материя»?

2. Можно ли говорить об объективном существовании идеального,

оставаясь при этом материалистом?

3. Возможна ли на сегодняшний день философия Абсолюта?

5. Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие онтологий?

6.В чем принципиальное различие метафизики и диалектики?

7. Какие концепции развития помимо диалектической вы знаете?

8. Назовите основные категории диалектики и онтологии..Как вы их различаете?

9. Можно ли говорить о социальном пространств, социальном времени в рамках субстанциальной концепции пространства и времени? Аргументируйте свой ответ.

10.Какие открытия в науки ХХ века подтвердили верность реляционной концепции пространства и времени?

Тема 1.4. Философское учение о сознании (ОК-1, ОК-4)

1.В чем суть проблемы сознания в философии?

2. В чем различие психики и сознания?

3.Какие психические процессы не входят в сферу сознания?

4. Каковы факторы становления человеческого сознания?

5. Почему именно взаимодействие труда, речи и социальных ограничений определило переход от психики животных к сознанию человека?

6. Каковы структурные компоненты сознания?

7.Какую функцию сознания вы считаете первостепенной: отражательную, конструктивную или регулирующую?

8.В чем смысл развития сознания ребенка путем речевого общения с ним?

9.В чем смысл развития сознания ребенка путем вовлечения его в игру?

10. Какая философская позиция рассматривает сознание как автономное царство идей, с помощью которых человек творит реальность?

Тема 1.5. Познавательные возможности человека. Методы и формы познания (ОК-1, ОК-4,ОК-11)

1. В чем причины кризиса философии как методологии социального познания в конце XIX — начале ХХ вв.?

2. Почему необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой в современную эпоху?

3. Как формируется в философии XX в. понятие «парадигма»? Что такое парадигма социального знания?

4. Каковы исторические типы парадигм социального знания? Как взаимосвязаны парадигмы социального знания и идеологии?

5. Какую роль в смене парадигм научного знания играет философия?

6. Как были взаимосвязаны философия и социально-гуманитарные науки до конца XIX в.?

7.Чем отличается научное знание от прочих видов знания?

8. В чем специфика метода фальсификации?

9. В чем смысл мысли Куайна о том, что все факты «нагружены

теорией»?

10. Какие методы использует изучаемая вами наука?

11.Чем, на ваш взгляд, обусловлено многообразие видов знания?

12.Должна ли философия принимать во внимание личностное,

вненаучное и т. п. знания?

13. Постоянны ли в своем содержании категории субъекта и объекта?

 

14. Поясните высказывание В. Дильтея: «В жилах познающего субъекта,

какого конструируют Локк, Юм и Кант, течет не настоящая кровь, а

разжиженный сок разума в виде чисто мыслительной деятельности».

15. Возможно ли создание универсальной (непогрешимой) теории истины?

16.В чем суть принципа верификации?

Тема 1.6 Научные, философские и религиозные картины мира (ОК-1, ОК-4)

1.Как соотносятся понятия «мировоззрение», «миропонимание», «мироощущение»?

2. Какое из вышеприведенных понятий в наибольшей степени совпадает с понятием «картина мира»?

3.Для какой картины мира характерно его принципиальное удвоение?

4.Какая картина мира первой объяснила происхождение мира?

5.Сколько научных картин мира вы знаете? Перечислите их.

6.В чем суть научной механистической картины мира?

7. В чем суть современной научной картины мира?

8.Какова роль синергетики в создании современной научной картины мира?

9. Для какой картины мира характерен мистицизм, иррационализм?

10.В какой картине мира центральное положение занимает человек?

Тема 2.1 Общество как объект философского анализа ( ОК-4,ОК-12)

1.Как вы представляете себе социальные отношения? Приведите

примеры.

2. Чем отличается понимание общества как суммы индивидов от

понимания общества как системы социальных отношений?

3. В каких сферах общественной жизни вы задействованы в данный

момент?

7. Можете ли вы сказать, что ваш труд отчужден? Почему?

8. Чем социальная философия отличается от социологии?

9. Какие социально-философские концепции общества вы знаете?

10. Как проявляется натурализм во взглядах на общество?

11. Что такое технологический детерминизм?

12. Что такое экономический детерминизм?

13. Можно ли в принципе объяснить общественные явления и процессы без учета интересов и действий людей?

Тема 2.2 Человек и исторический процесс. Социальная типология истории ( ОК-4,ОК-12)

1. Имеет ли, на ваш взгляд, история смысл? Что думал на этот счет К.

Р. Поппер?

2.В чем заключаются основные положения марксистской

концепции исторического процесса?

3.Каковы источники саморазвития общества?

4. Какие общественно-экономические формации открыл К.Маркс?

5. Являются ли синонимами слова «постиндустриальное общество», «информационное общество», «общество знания»?

6. Что человек может рассматривать в качестве объективных условий своей исторической деятельности?

7 Что человек может рассматривать в качестве субъективных условий своей исторической деятельности?

8.Почему результаты социальных действий человека не полностью совпадают с целями его деятельности?

9. Что такое историческая необходимость?

.

Тема 2.3 Человек как личность и смысл его бытия ( ОК-4,ОК-12)

1.В чем специфика философского (в отличии от научного)

исследования человека?

2. В чем, на ваш взгляд, состоит уникальность человеческого бытия?

3. Что означает тезис экзистенциализма: «Существование

предшествует сущности»?

4. Как соотносятся друг с другом категории «Я», «личность»,

«индивидуальность»?

5.Объясните понятие «личность». В чем выражается ее самореализация?

6.В чем суть проблемы соотношения биологического и

социального в человеке? Какие решения этой проблемы Вы знаете?

7.Почему многие философы говорят о человеке как о тайне?

 

8.Что означает понятие «философская антропология»?

9. Что означает потусторонний смысл бытии личности?

10.Почему смысл жизни является высшей человеческой ценностью?

 

Тема 2.4. Свобода и ответственность личности ( ОК-4,ОК-12)

1.Как различаются понятия этика, нравственность, мораль?

2.Что такое нравственные ценности?

3.Как вы понимаете «свободу от» и «свободу для». В чём их принципиальное тождество и различие?

4. Почему этику И.Канта называют этикой долга?

5.Как вы относитесь к этическим ценностям утилитаризма, прагматизма?

6.В чем суть классической концепции ответственности?

Почему её действие не эффективно в сложноорганизованных демократических обществах?

7.В чем суть неклассической концепции ответственности?

8.Как вы понимаете проблему разделения ответственности?

9. Что вы считаете вершиной современной этической мысли?

10.Как вы понимаете выражение Сартра «Мы приговорены к свободе»?

Тема 2.5 Культура как фактор развития общества и личности

1.Можно ли провести четкую границу между культурой и не-

культурой?

2. Как связано с понятием «культура» определение Кассирера о том,

что человек – это «символическое животное»?

3. Вносите ли вы вклад в развитие культуры? Какой?

4. Общались ли вы с носителями других культур? Что помогало вам их понимать?

5.Какова специфика цивилизаций Востока и Запада?

6.В чем специфика Российской цивилизации

7.Существует ли прогресс в культуре?

8.Как называется принцип, связанный с привычкой подчеркивать исключительность своей собственной нации?

9.Как называется неприязнь к людям не своей национальности?

10. Совместима ли культура с войной, насилием?

Тема 2.6 Глобализация и модернизация социального развития в современном мире ( ОК-4,ОК-12,ОК-13)

1. Как сформировались в философии конца XIX-XX вв. теоретические основания концепций коэволюции природы и общества?

2.Каковы основные стадии развития человечества с точки зрения коэволюции природы и общества? Почему концепция коэволюции может сыграть роль методологии в решении проблем современного экологического кризиса?

3.Почему техногенное общество в XX – начале XXI вв. переживает глубокий кризис? Чем грозит этот кризис всему человечеству?

4.Каковы этапы развития этого кризиса?

5.Каковы характерные черты кризиса техногенной цивилизации на современном этапе?

6.В чем заключаются глубинные причины глобальных проблем современности?

7.Почему в рамках доминирующей в настоящее время культурно-исторической парадигмы социальных знаний невозможно создание программы преодоления кризиса современной техногенной цивилизации?

8. В чем суть сценарной методологии прогнозирования будущего человечества?

9.Наблюдаете ли вы сегодня столкновение цивилизаций?

 

Доцент кафедры В.А.Микляев




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 50 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.015 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав