Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ГЛОССАРИЙ. Учебно-методический комплекс

Читайте также:
  1. II. Поработать с лекционным материалом по теме занятия, выучить глоссарий.
  2. Выучить глоссарий по теме занятия.
  3. ГЛОССАРИЙ
  4. Глоссарий
  5. Глоссарий
  6. Глоссарий
  7. ГЛОССАРИЙ
  8. Глоссарий
  9. Глоссарий
  10. ГЛОССАРИЙ

 

 

 

Кафедра философии

 

Учебно-методический комплекс

 

Дисциплина: философия

 

УМК рассмотрен и утверждён на заседании кафедры. Протокол №1 31августа 2010г.

 

Специальность: специальность 230201 – Информационные системы и технологии

ГЛОССАРИЙ

 

ГЛОССАРИЙ

 

АБСОЛЮТ, в объективно-идеалистической философии Гегеля некое безличное духовное начало, которое он называет то «мировым разумом», то «мировым духом», то «абсолютной идеей», которая существует до остального мира, природы и общества.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – это, во-первых, абсолютно точное и полное знание, во-вторых, это предел, к которому человеческое познание способно только бесконечно стремиться, никогда не достигая его («гносеологический идеал»).

АБСТРАКТНЫЙ ОБЪЕКТ – это обобщённый образ реального объекта.

АГНОСИЯ – недостаток знания, невежество (у Сократа и гностиков).

АГНОСТИЦИЗМ – учение о непознаваемости мира.

АГАПЭ, ХАРИС – Понятие любви как бескорыстного дара отсутствует в греческой мысли. Впервые тематика «харис» разрабатывается Филоном Александрийским на основе библейской теологии и теории творения как дара.

АКАДЕМИЯ – школа Платона (по имени героя Академа). Можно выделить следующие фазы в истории «Академии»: математизированная, антиметафизическая, скептико-диалектическая, Филон из Лариссы сообщил ей направленность пробабилизма. Наконец, Антиох («пятая» Академия) придал ей окраску догматического эклектизма.

АКТ И ПОТЕНЦИЯ – важнейшие понятия философии Аристотеля. Своим учением об акте (действительность) и потенции (возможность) Стагирит ввёл в онтологию принцип развития. В ответ на апорию элейской школы, согласно которой «возникновение», или «становление» вообще невозможно, Аристотель делит «бытие» на «потенциальное» и «актуальное» - становление оказывается возможным как переход от первого ко второму. Существенно соотношение между актом и потенцией, с одной стороны, и формой и материей – с другой. По Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос, - актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.

АЛЕТЕЙЯ – истина, правда. Общей для античных мыслителей была вера в доступность истины для человека, ее непотаённости, что следует из этимологии слова а-Летейа, то есть то, что вне Леты, неподвластно забвению, несмываемо водами Леты, проступает в вечности. Скрытые причины реализуют возможность бытия вещи, вывод её из небытия – в бытие, позволяют ей явить себя. Такое «выведение в бытие» ещё Платон называет «поэзией», или про-изведением, по Хайдеггеру. Эту открытость ранее скрытого т невидимого греки называли «алетейя» - истина.

АЛЛЕГОРИЯ – Образ, фигура, выражение понятия, идей, скрытых от непосредственной видимости, прорастание истины.

 

АЛХИМИЯ (позднелат. аlchimia), донаучное направление в развитии химии. Возникнув в Египте (3-4вв. н.э.) алхимия получила особенно широкое распространение в Западной Европе (9-16 вв.). Главная цель алхимии – получение т.н. «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро, получения эликсира долголетия, универсального растворителя и т.д.

АНАЛИЗ – процедура разложения, расчленения; процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ – это суждение, в котором раскрывается значение термина, введённого определением. В нём субъект суждения мыслится как содержащий в себе предикат (например, «Все тела протяжённы»).

АНАМНЕЗИС (греч. припоминание), термин древнегреческой философии, обозначающий состояние человеческой души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в мире потустороннем, божественном.

АНАРХИЗМ – философское течение и политическое движение, отвергающее в теории и на практике саму идею государства и его права на существование.

 

АНРИТА – противоположность рите – неупорядоченность и неистинность, лишённость риты (порядка как ритма).

АНТИНОМИЯ (лат. anti – против и nomos – закон) – противоположность между двумя суждениями, взаимоисключающими друг друга, но в то же время производящими впечатление, что оба они могут быть с одинаковой силой доказаны в качестве правильных. Учение об антиномиях было развито в кантовской философии, хотя понятие «антиномия» встречалось уже в древнегреческой философии. Антиномиями Кант называл те противоречия, в которые необходимо попадает разум при попытке дать ответ на метафизические вопросы о мире, как целом, ибо в этом случае, по Канту, разум пытается выйти за пределы непосредственного чувственного опыта и познать «вещи-в-себе».

АНТИСАЙЕНТИЗМ – позиция, усматривающая в науке разрушительную силу, враждебную культуре. Антисайентисты призывают встать на путь нравственного совершенствования – единственно правильный путь к счастью, дать которое человечеству наука и техника бессильны.

АНТРОПОГЕНЕЗ (от антропо…и… генез), процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.

АНТРОПОЛОГИЗМ – философский принцип, согласно которому учение о сущности человека должно быть положено в основу всей системы философских и научных знаний (антропологический принцип).

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА – совокупность философских и конкретно-научных проблем, с которыми сталкивается познание человека.

АНТРОПОЛОГИЯ – специальная научная дисциплина, изучающая происхождение человека и биологический особенности его современных форм.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – гордынное превозношение человека над природой, его оторванность от мировой, космической и природной жизни, обоснование идеи господства человека над природой, превращение её в «мастерскую» и «кладовую» человека и человечества. Для русской идеалистической и религиозной философии антропоцентризм, напротив, - поставление человека в центр Вселенной как её духовного, экзистенциального средоточия. Такой христианский антропоцентризм Н.А.Бердяев противопоставляет ЯЗЫЧЕСКОМУ КОСМОЦЕНТРИЗМУ: преклонению перед безграничным космосом, перед безбрежностью мировой жизни, лишенной личного начала.

 

АПОДИКТИЧЕСКИЙ (греч. apodeiktikos-достоверный, убедительный, доказывающий) – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости, неопровержимый. В логике различают три вида суждений по их модальности (по степени истинности): проблематические суждения (S может быть Р), ассерторические (S есть Р), и аподиктические (S необходимо есть Р). Пример аподиктического суждения, или суждения необходимости: «Каждое явление имеет свою причину».

АПОРИЯ (греч. – затруднение, недоумение, от «а» – отрицательная частица и «порос»-выход), трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории, восходящие к Зенону Элейскому: «О множественности вещей», «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Летящая стрела» и др. Сомнение: 1) Сократическое сомнение – это такое, которое можно было бы назвать методическим, то есть условием истины. 2) Скептическое сомнение – во всём другом, ибо оно есть самоцель, а потому не просто затрудняет, но перекрывает доступ к истине.

АПОСТЕРИОРИ и АПРИОРИ (от лат. a posteriori – из последующего и a priori – из предшествующего), философские понятия; апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление терминов получило развёрнутое выражение в классическом рационализме Нового времени (Декарт, Лейбниц), который исходил из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от случайных истин, полученных апостериорным (опытным) путём. Вслед за рационалистами Кант также признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их безусловности (аподиктичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным в интеллекте, врождённым (хотя бы в форме задатков) само с о д е р ж а н ие истины, то, согласно Канту, априорным является только ф о р м а, способ организации знания. Эта априорная форма наполняется, по Канту, апостериорным содержанием, придавая научному знанию характер всеобщности и необходимости. Учение Канта об априорном синтезе (или синтетическом априори) указало на роль исходных содержательных предпосылок как необходимых элементов познания.

АРЕТЕЭ– в греческом понимании добродетель означает пригодность вещи к тому делу, к которому она предназначена. Добродетель – это пригодность человека к осуществлению своего назначения.

АРХЭ – (начало, принцип), термин древнегреческой философии для обозначения,прежде всего, онтологического «первоначала». Первая и последняя реальность всех вещей; термин Анаксимадра (вода Фалеса, огонь Гераклита, атом Демокрита и др.) затем – начала познания, гносеологического принципа.


АПЕЙРОН – (от «а» – отрицательная частица и «конец», «предел»), в натурфилософии Анаксимандра апейрон понимался как первоначало (архэ).

АТМАН – (санскр. – дыхание, душа, я сам), всепроникающее субъективное духовное начало, «Я», душа. Противопоставляется брахману как высшей объективной реальности и в то же время совпадает с ним, поскольку брахман осознаёт себя и тем самым становится атманом. Отсюда идея тождества атмана и брахмана в упанишадах.

АТОМОН – индивидуум. Есть два существенных значения атомона: 1) то, что неделимо и 2) то. Что не присуще многим вещам, а потому противоположно универсальному. Первое соотносится с атомом. Второе, по Аристотелю, соответствует конкретному, отдельному. Такой единичный индивид рационально не познаваем.

АТРИБУТЫ - всеобщие и неотъемлемые свойства вещей, обусловленные их происхождением из единого начала.

АУТОМАТОС – Случайное событие. То, что произведено неопределённой причиной. Понятие случая тесно связано с понятием фортуны. Натуралисты (включая атомистов) принимали принцип господства Необходимости. Лишь у Эпикура случай становится причиной, продуцирующей вещи (теория «отклонения атомов»). Согласно стоикам, люди говорят о случае, когда неспособны понятии причины событий.

БАЗИС И НАДСТРОЙКА, категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих ее общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия. Общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Последние представляют собой лишь надстройку над первыми, складывающимися помимо воли и сознания человека в процессе производства. Базис – это совокупность производственных отношений, составляющих экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ - отношений меры – наиболее общая философская трактовка реальной бесконечности как атрибута материи.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное – особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «бессознательное» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действительные цели и последствия которого не осознаются.

БОГ, - Теос, тейон – божественное. Для греков характерно понимние божественного как структурной множественности, что образует, несомненно, антитезу монотеистическому пониманию Бога библейского происхождения. Синтетический ракурс этой многогранной проблемы отражает следующие моменты: Бог как начало (то, из чего, в чём и для чего всё есть), Бог как разумное основание, как метаэмпирическая реальность, как позитивное бесконечное, наивысшая потенция, неиссякаемая продуктивная энергия, целостный и замкнутый горизонт мысли, причина всего безусловного. Греческий Бог – творец, но лишь постольку, поскольку несёт порядок, но не потому, что дарует бытие. Что касается отношения Бога к человеку, то, начиная с Гомера, греки говорили о их сродстве («сингенейне»), что получает обоснование лишь в платоновском «Тимее». Идея Бога, награждающего праведных и карающего порочных людей – орфического происхождения. Она не имела широкого распространения в античности, ибо среди мыслителей доминировало представление об автономии моральной жизни и добродетели. Что касается возможности постичь божественное, то лишь немногие из них сомневались в этом. Но поскольку божественное виделось как своего рода недоступно рациональное, то путь к нему лежал через мистическое единство, экстаз, где человек, впрочем, мог рассчитывать лишь на самого себя. Для стоиков становится центральной проблематика божественного как Провидения.

В религиях мира и философских системах Высшее Существо, создающее и устрояющее мир, дающее вещам, существам и лицам их бытие, меру, назначение и закон. В религиозных учениях, объединённых принципом теизма, утверждается личное бытие этого Существа, его личное отношение (любовь) к сотворённым существам, его диалогическое самораскрытие в актах Откровения; т.о., учение о Боге имплицирует тезис о том, что бытие в своём абсолютном пределе и на вершине ценностной вертикали – личностно.

БРАХМАН – высшая объективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает весь мир.

БХАВА (санскр. – бытие, существование), в древнеиндийской философии категория бытия, становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность», «истина», «жизнь». Противоположное понятие – абхава – скорее логическая категория, хотя были попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с бхава-бытием, т.е. придать этому понятию самостоятельный онтологический статус.

БЫТИЕ - предельно обобщённая характеристика того, что присуще всему в мире.

ВЕРИФИКАЦИЯ (принципиальная проверяемость) означает, что из гипотезы (теории) должны вытекать следствия, доступные опытной проверке. В противном случае она является принципиально непроверяемой, т.е. её нельзя ни подтвердить («верифицировать»), ни опровергнуть («фальсифицировать»). С непроверяемыми гипотезами науке просто нечего делать.

ВЕРОЯТНОСТЬ - количественная мера возможности, оценка степени её осуществимости.

ВЕЩЬ - явление, как нечто существующее в пространстве.

«ВЕЩЬ В СЕБЕ» (Ding an sich), философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе (или «в себе»), в отличие от того, какими они являются «для нас» - в нашем познании. Различие это рассматривалось ещё в древности, но особое значение приобрело в 17-18 вв., когда к этому присоединился вопрос о способности (или неспособности) нашего познания постигать «вещи в себе». Согласно Канту, теоретическое познание возможно лишь относительно явлений, но не относительно «вещи в себе», этой непознаваемой основы чувственно ощущаемых и рассудочно мыслимых предметов. Данное понятие обозначает у Канта и умопостигаемый, запредельный для опыта предмет разума (Бог, бессмертие, свобода). Противоречие в кантовском понимании «вещи в себе» заключается в том, что, будучи сверхчувственной, трансцендентной, она в то же время аффицирует наши чувства, вызывает ощущения.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга.

ВОЗМОЖНОСТЬ - такой вариант изменения действительности, который не противоречит её законам.

ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ, метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета. Абстрактное в диалектической традиции понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как его полнота, содержательность. В этом смысле принцип восхождения от абстрактного к конкретному характеризует направленность научно-познавательного процесса в целом – движение от менее содержательного к более содержательному знанию.

ВРЕМЯ - система отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов.

ГИМНОСОФИСТ. – Буквально это означает «голый мудрец». Так греки называли индусских мудрецов.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – это высшая степень творческой одарённости личности.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ – натуралистические учения, которые приписывают первостепенную роль в развитии обществ и народов их географическому положению и природным условиям. Крайней формой этого направления является механистический географический детерминизм, утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естественной средой. В древности направление было представлено Гиппократом, Геродотом, Полибием, в ХУ111 веке – Тюрго, Монтескье, а в Х1Х – Боклем, Кузеном, Ренаном, Мечниковым и др.

 

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. – разъясняю, истолковываю), искусство и теория истолкования текстов. Так, например, в древнегреческой философии и филологии – искусство понимания, толкования иносказаний, многозначных символов и т.д. Общефилософская проблема герменевтики была поставлена в немецком романтизме Шлегелем и разработана Шлейермахером. Как метод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась в т.н. исторической школе (Ранке, Дройзен, особенно Дильтей). По Гадамеру («Истина и метод. Основные черты философской герменевтики»), основу исторического познания всегда составляет «предварительное понимание», заданное традицией, рамках которой только и можно жить и мыслить.

ГЕРМЕТИЗМ, религиозно-философское течение эпохи эллинизма и поздней античности. Представлено такими сочинениями, как «Асклепий», «Герметический корпус», «Поймандр», «Изумрудные скрижали» и др., в которых посвящённому от имени бога Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего) открываются все тайны мира. Наиболее родственен гностицизму. Герметизм способствовал подготовке неоплатонизма и оказал большое влияние на культуру средних веков и особенно эпохи Возрождения.

ГНОСИС – Познание. Следует различать три проблемы: 1) генезис познания; 2) природа и сущность познания; 3) ценность познания. Суть познания в античной парадигме заключена в некоторого рода встрече подобного (что в нас) с подобным (которое вне нас), идентификации, ассимиляции мыслью реальности. Познание, будучи человеческим, всё же объективно улавливает вещи, как они есть. Ценность той или иной формы познания определяются по-разному, в зависимости от исходных установок.

ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис – знание), философское учение о познании, теория познания, которую иногда называют также ЭПИСТЕМОЛОГИЕЙ (другого греческого слова, тоже означающего знание).

ГНОСТИЦИЗМ (от греч. – познающий, знающий, познание, знание, гносис), первый этап широкого религиозно-философского течения поздней античности и средневековья, т.н. «гностических религий», включающих гностицизм, манихейство, дуалистические средневековые ереси (павликиане, богомилы, катары и т.д.) Возник в 1 веке н.э. в районе Ближнего Востока (Сирии или Самарии) или в Александрии. Во 2 веке стал главным соперником христианства. Стремился дать обобщающий синтез различных восточных верований (иудаизма, зороастризма, вавилонских и египетских религий), христианства, греческой философии и мистериальных культов. Специфическим для гностицизма является антикосмический дуализм: мир предельно удалён от бога и есть его антипод. Центральное место в учении занимает человек как средоточие мирового процесса. Он, хотя и является тварью тёмных сил мира, по своей субстанции не принадлежит ему. Эта его божественная субстанция часто принимает форму первочеловека, или антропоса. Душа иноприродна и по сущности своей принадлежит надкосмической сфере.

ГУМАНИЗМ (от лат. humaus – человеческий, человечный), в широком смысле – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми. В узком смысле – культурное движение эпохи Возрождения.

ДАО (букв. – путь, дорога), одно из важнейших понятий китайской философии, центральное понятие даосизма. У Лао-цзы – невидимый вездесущий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида, неотделимый от материального мира и управляющий им (отсюда – сравнение с Логосом Гераклита).

ДВИЖЕНИЕ - любая развёртывающаяся в пространстве и времени последовательность качественных и количественных изменений.

ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА, двойная истина, термин, обозначающий учение о разделении философских и богословских истин, согласно которому истинное в философии может быть ложным в теологии и наоборот. В средние века на концепцию о Д.и. опирался Ибн Рушд (аверроизм), Сигер Брабантский, английские номиналисты Иоанн Дунс Скот, Уильям Оккам. Широкое распространение учение о Д.и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуанская школа аверроистов и др.).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deduction – выведение), переход от общего к частному. В более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям). Науки, предложения которых преимущественно получаются как следствия некоторых общих принципов, постулатов, аксиом, принято называть дедуктивными (математика, теоретическая механика, некоторые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством которого производятся выводы этих частных предложений, часто называют аксиоматико-дедуктивным. Хотя термин «дедукция» впервые употреблён, по-видимому, Боэцием, понятие дедукции фигурирует уже у Аристотеля («Первая Аналитика»). Декарт противопоставлял дедукции интуиции, посредством которых человеческий разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как дедукция доставляет разуму лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные исторические возможности

ДЕТЕРМИНИЗМ - учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.

ДИАЛЕКТИКА – (от греч. «диа-легейн» – искусство вести беседу, спор). В античную эпоху обрела множество смыслов, из которых выделяем, по меньшей мере, семь: 1) Методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский, например); 2) Опровержение как самоцель (в софистике и эристике): 3) У Сократа диалектика становится диа-логом, в котором есть два момента – опровержение и майевтика, оба в ключе иронии; 4) У Платона, как метаэмпиричесий вывод, метод восходящий и нисходящий по обнаружению связей между идеями; 5) У Аристотеля диалектика совпадает с аналитикой и логикой возможного, диалектическим силлогизмом; 6) Стоики делили логику на диалектику и риторику. 7) Современные исследователи допускают также наличие некоторых аналогов триадичной диалектики Гегеля, как синтеза противоположностей, элементы которой мы находим у Гераклита, Прокла.

Учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще. Теоретические принципы диалектики составляют существенное содержание мировоззрения. Т.о., диалектика выполняет теоретические, мировоззренческие и методологические функции. Основные принципы диалектики, составляющие её стержень, - всеобщая связь, становление и развитие, которые осмысливаются с помощью всей исторически сложившейся системы категорий и законов.

ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА. Диалектика возникла и исторически развивалась в борьбе с метафизическим методом мышления, характерной особенностью которого является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого. Как антидиалектика, метафизика отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира.

ДИАНОЙЯ – сфера, которую можно исследовать путем размышления.

ДИСЦИПЛИНАРИЗАЦИЯ науки – это период «насыщения». Новая наука уже не воспринимается как новая. Основные её принципы и положения входят в учебники. Возможны два варианта дальнейшего развития: либо проблематика исследований исчерпывается, и учёные переключаются на иные области исследований, либо она разрастается, и создаются предпосылки для расчленения этой науки на части и возникновение из неё новых наук.

ДОГМАТИЗМ – недиалектический схематически-окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учёта конкретной реальности, условий места и времени. Термин «догматизм» введён древнегреческими скептиками Пирроном и Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в догматизме философов, делавших какие-либо утвердительные выводы о субстанции вещей. Гносеологическая основа догматизма – одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании её относительности.

 

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis – двойственный), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Дуализм противостоит монизму (материалистическому или идеалистическому), исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала. Термин «дуализм» был введён немецким философом Х.Вольфом.

ДХАРМА – (санскр. – закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа), - в самом общем виде – некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме: вечный закон, моральный по своему содержанию. В буддизме дхарма – означает вечные и неизменные элементы существующего, безличного жизненного процесса, своеобразные «вспышки» психофизической энергии. При этом психические и физические компоненты дхармы соотносительны, не существуют друг без друга.

ДЭ – проявления дао.

ЖЭНЬ (кит., букв. – гуманность, человеколюбие), термин китайской философии, одно из центральных понятий конфуцианства: жэнь – основное человеческое качество. Главным проявлением жэнь является любовь к родственникам. Однако, у Конфуция жэнь – атрибут лишь «благородного мужа», но не простолюдина. У Мо-цзы жэнь – «всеобъемлющая (взаимная) любовь», направленная прежде всего от Я к другим. Как и «ли», жэнь стало частью массового сознания китайцев вплоть до 20 в.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из основных законов диалектики, характеризующий направление процесса развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого. В материалистической диалектике закон отрицания отрицания рассматривается как закон развития природы, общества и мышления.

ЗАКОН ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ, один из основных законов материалистической диалектики, согласно которому изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определённого предела.

ЗАПАДНИКИ, направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х годов Х1х века. В московский кружок западников входили Герцен, Грановский, Огарёв, Боткин, Кетчер, Корш, Крюков, Кавелин и др. Тесную связь с кружком имел Белинский. К западникам относились также Тургенев, Анненков, Панаев и др. Термины «западники», «западничество», так же как и «славянофильство», «славянофилы» родились в идейной полемике 40-х годов. Споры о том, идти ли России вслед за Западом или искать «самобытный» путь были лишь формой постановки более существенного вопроса – о будущих социальных преобразованиях России.

 

ИДЕАЛИЗАЦИЯ – это способ, с помощью которого исследователь устраняет факторы, затемняющие сущность изучаемых явлений. Благодаря идеализации он получает возможность сделать в своей мысли то, что нельзя осуществить в реальной действительности, - отделить сущность от явления.

ИДЕАЛЬНОЕ. Сознание отражает мир не так, как зеркало или фотоплёнка. Образы материальных явлений в зеркале или на плёнке представляют собой тоже материальные явления. Образы, в которых идеальное сознание отражает материальные явления, ИДЕАЛЬНЫ. Идеальное отличается от материального, во-первых, по способу своего существования: если материальное существует как объективная реальность, то идеальное представляет собой СУБЪЕКТИВНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Во-вторых, идеальные образы материальных объектов сами по себе НЕ ОБЛАДАЮТ ТЕМИ ПРИЗНАКАМИ, которые свойственны этим объектам: идея шара не является круглой, а мысль о горячем утюге не горяча. В-третьих, в мире идеальных образов НЕ ДЕЙСТВУЮТ ЗАКОНЫ, по которым существуют и изменяются материальные объекты.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – это продукт воображения, конструируемый путём идеализации каких-либо свойств реальных объектов.

ИДЕЯ – (от «идейн», т.е. увидеть, соотноситься с формой, «то, что видно»). Уже Демокрит («атомос идея») говорил о геометрической форме атомов. Одно из основных понятий философского идеализма Платона. По Платону, идеальные сущности, лишенные телесности и являющиеся подлинно объективной реальностью, находящейся вне конкретных вещей и явлений.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это своеобразное, оригинальное и неповторимое сочетание черт человека, отличающее его от всех других людей.

ИНДУКЦИЯ (от лат. inductio – наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или индуцируют общее, поэтому индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений фактический опыт всегда незакончен и неполон. Эта особенность опыта входит в содержание индукции, делая её проблематичной. Поэтому индукция есть предвосхищение основания, на которое идут ради обобщений, принимая индукцию как источник предположительных суждений – гипотез, которые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных» принципов.

ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ – оформление нового научного направления в особую область науки, что сопровождается созданием специализированных научных лабораторий, НИИ, вузовских кафедр, профессиональных сообществ.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. Intention - стремление), направленность сознания на какие-то объекты. Сознание «работает», создаёт поле внимания, проявляя активную избирательную устремлённость к одним объектам и оставляя вне поля внимания другие. Т.о., сознание включает в себя целеполагание, так как имеет своим основанием какие-то потребности субъекта, обеспечивает осознание этих потребностей и поиск способов их удовлетворения.

ИНТЕРНАЛИЗМ - позиция, согласно которой развитие науки имеет внутреннюю детерминацию, т.е. обусловлено внутренне присущими научному познанию закономерностями. Интерналисты подчёркивают, что идеи возникают только из идей. Без предварительной разработки дифференциальных исчислений Ньютон не создал бы механику. К тому же развитие науки требует специальной аппаратуры, а для её создания должен быть достигнут необходимый уровень научных и технических знаний. Когда не было телескопов, не было и астрофизики. А без полупроводниковых кристаллов не было бы компьютеров.

ИНТУИЦИЯ (позднелат. intuitio – пристально смотрю), способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.

ИНЬ и ЯН, одни из основных понятий китайской философии. Исходное значение: пасмурная и солнечная погода или теневая и солнечная стороны. Древнекитайские мыслители использовали бинарность данного противопоставления для философского выражения множества противоположных и сменяющих друг друга явлений: света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, мужского и женского начал, неба и земли и т.п.: «Ян, достигая предела, превращается в инь; инь, достигая предела, превращается в ян». В «Ицзин» (Книга перемен) инь и ян обретают характер космических сил, находящихся в постоянном взаимодействии и противоборстве, благодаря которому создаётся и изменяется материальный мир, а также общество, идеи, культура, мораль. В гексаграммах «Ицзин» целая черта символизирует ян, а прерванная – инь.

ИРОНИЯ, букв. – притворство. Как часть сократовского метода (майевтики), ирония предстаёт как глубоко жизненная позиция, отражающая сложность человеческой мысли, и установления самой истины. Сократовское «притворство» начинается с внешней позы насмешливого «неведения», но имеет своей целью конечную истину, процесс которой, однако, принципиально не завершён.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия.

ИСТИНА – это знание, соответствующее своему предмету. Такое понимание истины восходит к Платону и Аристотелю. Это понимание называют классической концепцией истины. Исходя из неё, А.Тарский сформулировал т.н. семантическое определение истины. Если обозначить через Р содержание высказывания, а через «Р» само это высказывание, то определение истины выглядит так: «Р» истинно, если и только если Р.

ИСТОРИЗМ, принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Первоначально принцип историзма был выдвинут и разрабатывался в философских системах Вико, Вольтера, Руссо, Дидро, Фихте, Гегеля, Сен-Симона, Герцена. Высшим этапом развития принципа историзма была философия Гегеля; «он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории», - писал Ф.Энгельс. Однако, лишь марксизм распространяет данный принцип на все сферы объективной действительности - природу, общество и мышление.

ИСТОРИЧЕСКОЕ и ЛОГИЧЕСКОЕ, философские категории, характеризующие отношение между исторически развивающейся объективной действительностью и её отражением в теоретическом познании. Историческое – процесс становления и развития объекта; логическое – теоретическое воспроизведение развитого и развивающегося объекта во всех его существенных, закономерных связях и отношениях. Категории исторического и логического являются конкретизацией принципа и с т о р и з м а, требующего смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное яление в истории возникло, какие главные этапы в своём развитии это явление проходило, и с точки зрения этого развития смотреть, чем данная вещь стала теперь. Являясь одним из компонентов диалектического метода, принцип единства исторического и логического служит методологической основой постижения сущности и закономеностей сложных развивающихся объектов.

КАРМА – (санскр. – действие, дело, жребий), понятие индийской. философии, дополняющее доктрину перерождения (сансара). В широком смысле карма – это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле – влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования.

КАТАРСИС – очищение, которое получает душа, занимаясь философией.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus – повелительный), термин, введённый Кантом в «Критике практического разума» (1788) и обозначающий, в отличие от условного «гипотетического императива», основной закон его этики. Имеет две формулировки: «…поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» и «…поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству».

КАТЕГОРИЯ – Проблематика категорий была проанализирована впервые Платоном («Софист») в учении о пяти родах Бытия, Движения, Покоя, Тождества и Различия. Однако, лишь Аристотель вводит категория как термин и концепт. Категории имеют три валентности: онтологическую, логическую и лингвистическую первые две тематизированы Аристотелем, последняя – современными учёными. Онтологически категории означают изначальное разделение бытия, по Стагириту, фигуры бытия. С точки зрения логики категории суть высшие понятия. Грамматически категории суть части дискурса: субстантивная, количественная, модальная (где, когда), активная и пассивная формы глагола.

КАЧЕСТВО - (качественная определённость), характеристика явления, определяемая его свойствами и субстратом.

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ связывает истинность знания с его самосогласованностью, непротиворечивостью.

КОЛИЧЕСТВО - (количественная определённость), совокупность множеств и величин, характеризующих вещь или процесс.

КОНСТРУКТИВИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ – процесс и результат выделения из действительности объекта познания. Это предполагает, что исследователю нужно различить в нём отдельные части и стороны, расчленить действительность на отдельные фрагменты. Всякий объект познания есть такой фрагмент, обособленный от окружающей среды и ограниченный более или менее условными границами. Объект всегда в какой-то мере зависит от субъекта хотя бы потому, что он, субъект, определяет его и делает объектом познания.

КОНЦИПЦИЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ, направление, согласно которому всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций (Н.Я.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер).

 

КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ – это способ, с помощью которого мы можем узнать, является ли некоторая информация истиной.

КУМУЛЯТИВИСТСКАЯ концепция развития науки, согласно ей, новые знания строятся (надстраиваются) на основе предшествующих знаний. Кумулятивизм подчёркивает ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ в научном познании, которое развивается поступательно, прогрессивно, оно совершенствуется и отражает действительность всё точнее, глубже, полнее. На каждом этапе развития в составе научного знания остаётся только то, что было правильно установлено ранее, а ошибки и заблуждения разоблачаются и отбрасываются. Кумулятивистская идея накопления научного знания связывается с принципом его ВЕРИФИКАЦИИ.

ЛИЧНОСТЬ – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности.

ЛИ-этикет (кит., букв. – приличие, сдержанность, культурность, этикет, церемония, обряд, ритуал), термин китайской философии, основное понятие этики конфуцианства. У Конфуция – руководящий принцип, призванный устанавливать гармонические отношения между людьми. Ли – это также норма поведения в семье и государстве (отношения государя и подданных).

ЛОГОС – термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» и «смысл». Введён в философский язык Гераклитом. Логос – это сквозная смысловая упорядоченность бытия и сознания; это противоположность всему безотчётному и бессловесному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке. Космический логос «окликает» людей, но они даже «услышав» его, неспособны его схватить и постичь. Внутри мирового всеединства «всё течёт», но равным себе остаётся логос – ритм взаимоперехода всех вещей и явлений космоса.

МАЙЕВТИКА, или мэевтика, букв. – повивальное искусство, с которым герой платоновских диалогов Сократ любил сравнивать свой метод философствования. Сократ полагал, что помогая рождению истины в других людях, он продолжает в нравственной области дело своей матери, повитухи Фенареты. В его практике диалог сделался основным методом нахождения истины, включающим в себя иронию, опровержение, индуктивные доказательства и диалектику.

МАЙЯ - в древнеиндийской мысли магическая сила сотворения, иллюзия, видимость. Майя – это и обман, колдовство, чары, божественная магическая сила богов.

МАНАС (санскр. – ум), одно из основных понятий древнеиндийской философии; ум в самом широком смысле, охватывающий все ментальные проявления; интеллект, способность к пониманию, т.е. к осмыслению впечатлений и к ответу на эти впечатления; восприятие, чувство, сознание, воля; инструмент (способность), с помощью которого возникают мысли и пр.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА – суть этого метода в том, что математический формализм (уравнение), описывающий одну область явлений, используется в качестве гипотетической математической схемы для описания другой области явлений. При этом в формализм вносятся необходимые изменения, его символы получают новую интерпретацию.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ОНТОЛОГИЯ - общая теория объективной реальности, то есть материального бытия, материи.

МАТЕРИЯ - система атрибутов (движение, пространство, время, причинность и пр.), взятая как целое.

МАХИЗМ или ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ, в широком смысле – субъективно-идеалистическое направление в философии и методологии науки, выдвинутое в начале ХХ века в работах Э.Маха, Авенариуса и их учеников В некоторых отношениях близки к махизму философские взгляды А.Пуанкаре и В.Оствальда. Махизм – разновидность позитивизма. В России сторонниками махизма были Чернов, Юшкевич, Базаров, Богданов и др. Основа махизма – теория «экономии мышления» и идеал «чисто описательной» науки.

МЕРА - интервал, в границах которого количественные изменения происходят при сохранении данного качества.

«МЕТАФИЗИКА» Аристотеля (первая философия) – есть исследование причин, первых или высших начал; есть познание бытия, поскольку оно бытие; есть знание о субстанции; есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

МОКША (санскр. – освобождение), в индийской религиозно-философской мысли освобождение как высшая цель: преодоление индивидом зависимости от мира, вовлечённости в круг рождений и смертей. Согласно веданте, санкхье, буддизму и джайнизму мокша может быть достигнута и при жизни, когда душа связана с телом, но уже не зависит от него в том отношении, что она никогда не отождествляет себя с ним и не привязывается к тварному миру, хотя мир ещё продолжает являться душе.

МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ сходен с реальным экспериментом в том отношении, что здесь тоже изучается связь между воздействиями на объект и изменениями, которые вызывают в нём эти воздействия. Но рассматривается не реальный, а идеальный объект, теоретическая модель.

«НАЛИЧНОЕ БЫТИЕ» - бытие, обладающее какой-то качественной определённостью.

НАТУРФИЛОСОФИЯ – (от лат. natura – природа), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии.

НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА – это вопрос или задача, подлежащие решению.

НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – это целенаправленное и специально организованное восприятие явлений. Оно должно проводиться так, чтобы вмешательство наблюдателя не исказило картину изучаемых явлений.

НАУЧНЫЙ МЕТОД – это способ действия, с помощью которого решается некоторый тип научных задач.

НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum –проба, опыт), метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей эксперимента служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (т.н. решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом. В зависимости от цели, поставленной экспериментатором, различают эксперименты ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ, ПРОВЕРОЧНЫЕ, ПОИСКОВЫЕ и КОНТРОЛЬНЫЕ.

НЕОБХОДИМИСТЬ - реализация единственной имеющейся возможности.

НЕОПЛАТОНИЗМ, последний этап развития античного платонизма. Основателем обычно считают Плотина (3 в.) или его учителя Аммония. Усвоению неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон, возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи осовал платоновскую Академию во Флоренции. Итальянский гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской Академии во Фроренции Марсилио Фичино перевёл на лат.яз. соч. Платона (1484), Плотина, Ямвлиха, Прокла, Порфирия, Михаила Пселла, часть «Ареопагитик» и трактаты т.н. Герметического свода. Неоплатонизм во всём многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой.

НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из основных направлений европейской философии ХХ века, третья историческая форма позитивизма. Как форма позитивизма отрицает возможность философии как теоретического познания, противопоставляет науку философии, третирует классические проблемы философии как неправомерную «метафизику». Впервые идеи неопозитивизма получают выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложилось течение ЛОГИЧЕСКОГО ПОЗИТИВИЗМА (Шлик, Карнап, Тарский, Айдукевич), а затем, под влиянием Рассела и Витгенштейна (логический атомизм) – появляется ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ с идеями БАЗИСНОГО ЗНАНИЯ и ПРОТОКОЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. Затем выделяется период т.н. ФИЗИКАЛИЗМА. С ослаблением влияния логического позитивизма больший вес приобрело течение английских аналитиков (ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ). Под влиянием критики, начиная с 1950-х годов, само понятие неопозитивизм вытесняется понятием АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

НЕФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ состоит в том, что объяснение ищется в уже имеющихся в науке теориях, что ведёт к их дальнейшему развитию.

НИРВАНА (санскр. – букв. – остывание, угасание, затухание), одно из центральных понятий индийской религии и философии. Получило особое развитие в буддизме, где означает высшее состояние вообще, конечную цель человеческих стремлений. Выступает, с одной стороны, как этико-практический идеал, с другой – как центральное понятие религиозной философии.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen – имя, наименование), философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. В средние века номинализм был одним из течений схоластики, возникшим в ходе спора с реализмом. Восходит к кинику Антисфену и стоикам, которые критиковали теорию идей Платона. Но самостоятельным течением номинализм становится после его обоснования Росцелином: действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это имена вещей, существующих только как «колебания голоса». Свой расцвет номинализм переживает в 14 веке (Уильям Оккам). Поздний номинализм оказал влияние на развитие средневекового естествознания и логики и внёс существенный вклад в разработку теории двойственной истины (Николай из Отрекура, связавший номинализм с атомизмом, Николай Орем, Буридан).

НОЭСИС – беспредпосылочное начало, доступное только мысли.

ОБЩИЕ СУЖДЕНИЯ – суждения типа «Все А обладают свойством В». Они охватывают потенциально бесконечное множество явлений. Такими суждениями являются законы науки, например, закон Архимеда, относящийся ко всем телам, погружённым в воду: таких тел может быть сколько угодно. Критерий практики эффективен как способ опровержения общих суждений: если на практике обнаружено существование хотя бы одного явления А1, не обладающего свойством В, то уже нельзя считать истиной, что все А имеют свойство В. Но доказать истинность общего суждения практика неспособна, т.к. люди всегда имеют дело с ограниченным кругом явлений.

ОДАРЁННОСТЬ – это способности, обеспечивающие особо успешную деятельность человека.

ОККУЛЬТИЗМ (от лат. occultos – тайный, сокровенный) – общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку. Адептам открывается, якобы, доступ к т.н. тайным знаниям – воздействию или контролю над скрытыми силами природы и человека. Термин получил распространение благодаря «Оккультной философии» Агриппы Неттесгеймского (1533). В философском плане оккультизм ближе всего к ГИЛОЗОИЗМУ и ПАНТЕИЗМУ. Гилозоизм (от греч. – материя и жизнь), термин введён Кедвортом в 1678 году для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между «живым» и «неживым» и полагающих «жизнь» имманентным свойством праматери. Как учение о всеобщей одушевлённости универсума гилозоизм – синоним панпсихизма (одушевлённость магнита и янтаря у Фалеса). Последовательное применение гилозоизма ведёт к отрицанию идеи Демиурга, открывая путь к пантеизму («всебожию»).

ОНТОЛОГИЯ - знание предельной степени общности, знание всеобщего.

ОПЕРАТИВНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ (или ПРЕДМЕТНОЕ МЫШЛЕНИЕ). На этот уровень выходит только один вид животных – обезьяны. Они способны выполнять разнообразные операции с предметами как орудиями деятельности, переносить усвоенные навыки оперирования предметами в другие условия. Обезьяны способны решать довольно сложные мыслительные задания, если они связаны с выполнением конкретных действий и не требуют выработки абстрактных понятий.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ, доказательство ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств. Опровержение доказательства – наиболее важный вид логического опровержения. Подобное опровержение можно осуществлять, 1) опровергая тезис доказательства, 2) опровергая аргументы доказательства, 3) опровергая способ доказательства. При этом опровержение аргументов или способа доказательства сами по себе не устанавливают ошибочности доказываемого тезиса и могут способствовать поиску его корректного доказательства.

ОРГАНИЦИЗМ – философско-методологическая и общенаучная концепция, кладущая в основу объяснения широкого круга природных явлений понятия организации и организм.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА - это относительно точное, недостаточно полное знание о предмете.

ОТРАЖЕНИЕ – это реакция объекта на внешнее воздействие, несущая в себе информацию об этом воздействии.

ОТРИЦАНИЕ, философская категория, выражающая определённый тип отношения между двумя последовательными стадиями, состояниями развивающегося объекта. Отрицание является необходимым моментом процесса развития. Диалектика в «…позитивное понимание существующего… включает в то же время понимание его отрицания…» (К.Маркс). Любой объект в процессе своего развития неизбежно достигает стадии собственного отрицания, т.е. становится качественно иным. Диалектического отрицания есть момент связи, момент развития, с удержанием положительного.

ОТЧУЖДЕНИЕ, социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и её результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему.

ПАРАДИГМА (от греч. – образец, пример), в антикумулятивистской концепции Томаса Куна этим термином обозначается исходная теоретическая система, совокупность методов, принципов научного познания, а также теорий и гипотез, утверждённых научным сообществом в определённый исторический период времени. Парадигма – это и образец, эталон, шаблон применяемый для решения стоящих перед наукой проблем и задач. В развитии науки чередуются периоды «нормальной» науки и периоды НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ. «Нормальная» наука развивается в рамках общепринятой парадигмы. Однако в ней со временем накапливаются «аномалии» и под их давлением рано или поздно наступает кризис – НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, в ходе которой старая парадигма сменяется новой парадигмой.

ПАТРИСТИКА (от лат. pater – отец) – термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2-8 веков (т.н. отцов церкви). Формировалась в борьбе против гностицизма и других ересей, а также против традиционного языческого мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платоническим и неоплатоническим идеализмом. Первый период патристики (2-3 вв.) представлен деятельностью т.н. апологетов (Ориген, Тертуллиан). Высшей точки патристика достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский) на греческом Востоке и Августина на латинском Западе. Во второй половине 5 века – Псевдо-Дионисий Ареопагит. Заключительный период патристики – стабилизация догмы, угасание идеалистической диалектики и энциклопедического кодифицирования наук под эгидой теологии (Леонтий на Востоке, Боэций на Западе), заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна Дамаскина, закладывающих основы схоластики.

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ – центральное понятие космологии и теологии Аристотеля. Учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще). В «Метафизике» перводвигатель – трансцендентный «Бог» и ценностное «начало», от которого «зависят вселенная и природа». Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он движет как объект любовного влечения, к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели

ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат(ос), или Ликей (по названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова перипатос – «(крытая) галерея», служившая лекционным залом в Лицее.

ПЕРСОНАЛИЗМ – теистическое направление современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога (Бердяев, Лосский, Мунье и др.).

 

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ПСИХИКА – например, у рыб, птиц, млекопитающих. В их поведении большую роль играют условные рефлексы, что позволяет им накапливать индивидуальный опыт и делает их жизнедеятельность более гибкой, что повышает их выживаемость.

ПОЗИТИВИЗМ (от лат. positivus – положительный), философское направление, основанное на принципе, что всё подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивизм оформился в особое течение в 30-х годах Х1Х века благодаря О.Конту, введшему самый этот термин. По мнению позитивистов (Литтре, Вырубов, Тэн, Милль, Спенсер, Лесевич, Лавров, Михайловский и др.) наука не нуждается в какой-либо стоящей над ней философии; это не исключает существования синтеза научного знания, за которым можно сохранить старое название «философия». Последняя сводится, таким образом, к общим выводам из естественных и общественных наук.

ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.

ПОЧВЕННИЧЕСТВО, русское литературно-общественное направление 60-х годов Х1Х века. В философских построениях Григорьева, братьев Достоевских, Страхова главной была идея о «национальной почве» как основе социального и духовного развития России.

 

ПРАГМАТИЗМ (от греч. – дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х годах Х1Х века в США и получило наибольшее распространение в ХХ веке в период до 2-й мировой войны, оказав сильнейшее влияние на духовную жизнь страны. Основные идеи прагматизма высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали Джемс, Дьюи, Мид. Согласно прагматизму, философия должна быть общим методом решения тем проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их практической деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире.

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ связывает истинность знания с его практической пользой.

ПРАКРИТИ – первоначальная субстанция, природные условия чего-либо, материальная основа и первопричина мира объектов.

ПРАКТИКА – материальна, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека, имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую основу, движущую силу развития человеческого общества и познания.

ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗУМ, понятие немецкой классической философии, означающее способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов. Согласно Канту, разум, выступая в своих практических функциях (то есть как практический разум), даёт человеку «законы свободы», моральные принципы, возвышающие человека над миром природы. Благодаря практическому разуму человек выступает как свободное существо, независимое в своём поведении от «механизма» природы и конечных условий эмпирического существования. Если интерес т е о р е т и ч е с к о г о р а з у м а сводится к вопросу: «что я могу знать?», то интерес п р а к т и ч е с к о г о р а з у м а заключается в вопросе: «что я должен делать?». В конечном счёте, по Канту, высший долг человека – относиться к любому человеку (и человечеству в его лице) как к цели и никогда – только как к средству (категорический императив). В сферу практического разума Кант относит этику, учение о государстве и праве, философию истории и религии, антропологию. Этика – главная часть его учения, так как практический разум – это разум законодательствующий, создающий принципы и правила морального поведения, а практическое «есть всё то, что возможно благодаря свободе».

ПРЕДМЕТНОЕ ЗНАНИЕ – это знание о реальных, абстрактных и идеальных объектах.

ПРЕДПОСЫЛОЧНОЕ ЗНАНИЕ – это знание, которое всегда имеется у субъекта познания, на которое он опирается. Процесс познания никогда не начинается «с нуля». Усваивая культуру, человек приобретает знания, получает язык и другие знаковые системы, пользуется выработанными обществом средствами познания, опирается на достигнутый базис познания.

ПРИНЦИП НАБЛЮДАЕМОСТИ – если объект наблюдается, по крайней мере, двумя различными и притом независимыми друг от друга способами, то закономерная зависимость результатов наблюдения друг от друга при независимости самих наблюдений может быть рационально понята только при допущении существования некоторого объекта, независимо от этих наблюдений.

ПРИЧИНА - явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продута от производства до потребления.

ПРОСТРАНСТВО - система отношений, характеризующих протяжённость и взаимное расположение вещей.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух «борющихся» моментов конкретного единства, которые являются сторонами п р о т и в о р е ч и я.

ПРОТИВОРЕЧИЕ диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Рассматривая противоречие как «…корень всякого движения и жизненности», Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляет сущность диалектического движения». Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий.

ПРОТО-ФИЛОСОФИЯ. – По Аристотелю, первая философия – метафизика, мудрость, или теология.

ПРОЦЕСС - явление, как нечто существующее во времени.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле – вопрос об отношении психических явлений к физическим, в более узком – о соотношении между психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. Согласно Декарту, живое тело является своего рода машиной, тогда как сознание (мышление, воля), будучи отличной от тела субстанцией, с одной стороны, испытывает его влияние (при ощущениях, аффектах и т.д.), с другой – способно воздействовать на него (например, при волевом усилии). Это учение (психофизическое взаимодействие) было отвергнуто сторонниками неразделённости сознания и мозга как с идеалистической (Лейбниц), так и материалистической (Гартли) позиций.

ПУРУША (санскр., букв. – человек, мужчина), понятие, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. В «Ригведе» Пуруша приносится в жертву богам путём его расчленения на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации. В санкхье пуруша – чистое сознание, отличное от физических и психических начал (т.е. от тела, ума и чувств) наряду с пракрити-материей, соединение которой с пурушей открывает начало эволюции.

РАЗВИТИЕ - эволюция системы, связанная с усложнением её организации.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – простейшая форма отражения, свойственная всем живым существам. В отличие от добиологических форм отражения, раздражимость имеет избирательный, дифференцированный и направленный характер: она определяет «выбор» организмом таких реакций на внешние раздражители, которые сохраняют и поддерживают его существование.

РАЦИОНАЛИЗМ (франц. rationalisme, от лат. rationalis, ratio – разумный, разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Термин «рационализм» используется, начиная с Х1Х века. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии: например, ещё Парменид, различавший знание «по истине» (полученное посредством разума) и знание «по мнению» (достигнутое в результате чувственного восприятия), усматривал в разуме критерий истины. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм ХVII-ХVIII вв. (Декарт, Спиноза, Мальбранш, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как материалисты (Спиноза), так и идеалисты (Лейбниц). Рационализм – один из источников идеологии Просвещения, утверждавшей определяющую роль разума не только в познании, но и в деятельности людей. Культ разума характерен и для французских материалистов ХVIII века, стоявших в целом на позициях материалистического сенсуализма и выступавших против спекулятивных построений рационализма.

РЕАЛИЗМ (от позднелат. Realis – вещественный, действительный), философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, средневековая схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта (философский реализм 20 века).

РЕАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ, термин К.Маркса, который определил реальные пути осуществления идеалов гуманизма, связав его с нарастанием индивидуальной собственности, преодолением эксплуатации человека человеком, национального гнёта, расовой дискриминации, социальных антагонизмов и войн, различных форм отчуждения и созданием материальных и духовных предпосылок для гармоничного и всестороннего развития человеческой личности. Реальный, практический гуманизм совпадает с высшей целью общества – развитием самого человека.

РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ – это единичное, отдельное явление (вещь, процесс, событие), наблюдаемое в определённом месте и в определённое время.

РЕЛЯТИВИЗМ – позиция, согласно которой все наши знания только относительны и не содержат в себе ничего абсолютного (следовательно, и объективного).




Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цитоплазматический матрикс - основное гомогенное или тонкозернистое полужидкое вещество клетки, заполняющее промежутки между клеточными структурами.| Die schöne Müllerin, Op. 25, D. 795

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.041 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав