Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Историческая периодизация.

Читайте также:
  1. Биология развития. Жизненные циклы организмов как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация. Прямое и непрямое развитие.???
  2. Биология развития. Жизненный цикл развития как отражение их эволюции. Онтогенез и его периодизация.
  3. Временная организация клеток. Клеточный цикл, его периодизация.
  4. Всемирно-историческая концепция. Принцип историзма. Методология изучения истории международных отношений.
  5. Историческая вексиллология
  6. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.
  7. Историческая метрология
  8. Историческая неизбежность глобализма
  9. Историческая основа дипломатической школы Египта
  10. Историческая основа дипломатической школы Китая

Наиболее широкое распространение получила историко-либеральная периодизация. Традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный) этапы.

Другие варианты периодизации: формационная (К. Маркс – в основу положил способ производства – общественно-экономическую формацию: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая). Цивилизационная – (А.Тойнби – исторический процесс представляет собой чередование одних и тех же циклов круговорота локальных цивилизаций. 13 цивилизаций проходят одни и те же стадии развития: зарождение, расцвет, гибель.

Периодизация У.Ростоу – теория стадий экономического роста. 5 стадий: традиционное общество, переходное общество (период предпосылок), период взлёта (сдвига), период зрелости, эра массового потребления. В 1970-е гг. дополнил шестую стадию – поиск путей качественного улучшения жизненных условий человека.

Первобытный мир и рождение цивилизаций.

Цивилизации – это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя различные элементы: религию, эк. Политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания. Неповторимость цивилизации придаёт духовный фактор – склад психической жизни, воплощающийся в особенностях культуры, ценностей, норм обычаев, традиций. Восточный тип цивилизационного развития – исторически первый тип цивилизации, оформился к III тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: Индии, Китае, Месопотамии, Египте. Характерные черты: 1) традиционализм – ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур 2) низкая мобильность и слабое разнообразие форм человеческой жизнедеятельности 3) в мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение действий силами природы, социума, богов. 4) нравственно-волевая установка не нам познание и преобразование мира, а на созерцательность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни 5) общественная жизнь построена на принципах коллективизма 6) политическая жизнь в форме деспотий, абсолютное преобладание государства над обществом 7) экономическая основа жизни – корпоративная и государственная собственность, основной метод – принуждение.

Западный тип цивилизации – основные особенности по М.Веберу: 1) динамизм, ориентация на новизну 2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности 3) индивидуализм, установка на автономию личности 4) рациональность 5) идеалы свободы, равенства, терпимости 6) уважение к частной собственности 7) предпочтение демократии всем формам правления

Техногенная цивилизация – исторический этап в развитии западной цивилизации, сформировался в Европе в XVII вв. Характерные черты: 1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний 2) ускоряющееся изменение той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается динамикой социальных связей, быстрой трансформацией образа жизни и формированием нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества – индустриальное и постиндустриальное. Используется также разделение цивилизаций на первичные и вторичные. Первичные – это древние цивилизации. Вторичные – возникли позже и осваивали культурный опыт древних обществ.

Существуют различные принципы периодизации первобытной истории. Наиболее распространённая – по критерию различий в материале и технике изготовления орудий труда. Каменный, бронзовый и железный век. Они предшествовали становлению цивилизаций. Принципиальное значение для цивилизаций имела неолитическая революция – началось формирование экономики, основанной на земледелии и скотоводстве. Сущность неолитической революции – в переходе части населения от присваивающих форм хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящему хозяйству – земледелию и скотоводству. Последствия: 1) возрастает численность и плотность населения, рост земледельческих посёлков, в VII-Vвв. Превращаются в протогородские центры 2) концентрация населения приводит к появлению культурных традиций 3) формируется оседлый образ жизни, благоустроенные дома, керамика, украшения из раковин и камней 4) у населения оставалось больше свободного времени для духовного творчества – прикладное искусство, мифология 5) появление излишков продуктов питания, подлежащих длительному хранению. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобождённых от производства пищи людей, исполнявших административные функции.

Переход от первобытности к цивилизации. Совершенствование земледелия. Появление плужного земледелия. Мужчина-земледелец тал главой семьи. Продукт перестаёт делиться внутри общины, закладываются основы частной собственности. Возникает патриархальная семья. В IV веке до н.э. появляется гончарный круг. Усложнение ремесла привело к обособлению ремесла от земледелия. Начавшийся переход к цивилизации сопровождался увеличением объёма информации – на рубеже 4-3 тыс. до н.э. в Шумере появляется письменность в виде иероглифов. Первобытное общество – догосударственное, доклассовое, догородское, дописьменное. В ходе становления цивилизации меняется взаимодействие природы и общества, усложняется структура общества, создаются государство и право, возникает письменность, создаются города, где часть людей освобождена от сельского труда, появляется религия и начинают строиться монументальные храмы – пирамиды-гробницы, не имеющие непосредственного хозяйственного значения.

Цивилизации Древнего Востока. Характерные черты: высокая степень зависимости человека от природы (речные цивилизации Двуречье, Египет), в мировоззрении отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Синкретический подход: «всё во всём». Мистическое соединение с природными силами. Наиболее распространённый символ восточной культуры – человек в лодке без вёсел. Жизнь определяет течение реки, т.е. природа, общество, государство. Вёсла человеку не нужны. Восточная цивилизация ориентирована на традиционализм, воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию образа жизни. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма. Личные интересы подчинены общим.

Восточные государства- деспотии. Глава государства – халиф, фараон обладает всей полнотой власти (законодательной и судебной).Важный признак – политика принуждения. Основная задача – не наказание, а нагнетание страха перед властью. Монтескье: «Народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя». Страх перед властью сочетался с безграничной верой в её носителей. Общественно-государственная собственность (на землю). За частной собственностью – право на жильё и хозяйство. Структурная основа – уравнительность. Отсутствие горизонтальных связей. Низшая ступень – рабы. Большая часть населения – земледельцы – общинники. Они уплачивали налоги в пользу государства, несли государственные повинности (строили каналы, дороги, крепости, храмы). Следующее сословие – сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы. На вершине пирамиды – царь с божественной властью. Государственный бюрократический аппарат власти состоял из трёх ведомств: военного, финансового и публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог. Характерная черта политической системы – существование на низовом уровне автономных самоуправляемых коллективов. Это сельские общины, цеховые организации, касты, секты религиозно-производственного характера. Старейшины руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. В рамках этих коллективов определялось место и возможности каждого человека.

Античные цивилизации. Тоже первичная цивилизация. Античное мировоззрение космологично. Космос противостоит Хаосу своей соразмеренностью и красотой. В основе упорядоченности - мера и гармония. Важный элемент культуры – рациональность. На первый план выходят частнособственнические отношения, господство частного товарного производства, ориентированного на рынок. Появляется первый образец народовластия – демократия. Предусматривалось равенство всех граждан как принцип равных возможностей. Свобода слова, выборность органов власти. Основы гражданского общества, предусматривающие право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его прав и свобод. Торговля, ремёсла, сельское хозяйство функционировали независимо от власти, но в рамках закона. Римское право содержало систему норм, регулирующих систему частнособственнических отношений. Демократия носила ограниченный характер: наличие привилегированного слоя, исключение из её действия женщины, свободные иноземцы, рабы.

В Греции также присутствовала олигархия (власть немногих, аристократов), например, в Афинах – самом крупном полисе (город плюс прилегающие территории). 2500 кв. км. Лишённый политических прав демос (незнатные члены общины) начинает добиваться возможности участия в принятии решений. Возникают беспорядки, для восстановления мира – выбирают тирана, наделяя его всей полнотой власти. 621 г. до н.э. афиняне выбирают тирана Драконта, создавшего первый очень жёсткий свод законов. Публичный суд, казнь за мелкие преступления – кражу еды. Драконовские меры. Реформы Солона – 6 в. до н.э. политические права граждан стали зависеть не от родовитости, а от имущественного положения. Рабовладельческое государство с формой демократической республики.

Завоевание Греции Римом. Реформы Солона - давшего первый свод законов. и решений. Демократия носила ограниченный характер.




Дата добавления: 2014-12-15; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав