Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Мировые религии

Читайте также:
  1. В качестве государственной религии на Руси было принято Христианство в ________ году.
  2. Влияние религии на формирование деловой этики в России. Этические принципы старообрядцев.
  3. Возникновение и развитие социологии религии
  4. Вопрос. Особенности формирования и проявления социальных функций религии.
  5. Вопрос. Специфика структуры религии, логика и обусловленность ее внутренних уровней.
  6. Десекуляризация: новые тенденции в социологии религии
  7. Зарождение первобытной религии, роль в социогенезе.
  8. Значение религии в истории культуры
  9. История и философия религии.
  10. История религии

В науке уголовного права субъект преступления понимается в двух смысловых значениях.1 В общем смысле слова – это лицо, совершившее преступление, то есть преступник. В более узком специальном смысле слова субъект преступления – это лицо, способное нести уголовную ответственность в случае совершения умышленного или неосторожного общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом. Иначе говоря, в узком смысле категория «субъект преступления» в уголовном праве выполняет функцию одного из оснований уголовной ответственности.2

Следует отметить, что субъект преступления как обязательная составная часть деяния, содержащего признаки конкретного состава преступления, как лицо, совершившее преступление, объективно появляется одновременно с учиненным им деянием. Без совершителя, носителя деяния, учинение деяния невозможно. Но, когда правоприменитель установит в его деянии все признаки предусмотренного уголовным законом состава преступления, то есть наличие основания уголовной ответственности, то эта правовая категория перестает «работать», как выполнившая

свою функцию одного из обязательных элементов установления наличия основания уголовной ответственности лица.

____________________________

1 См.: Учебник по уголовному праву. Общая часть. /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой. М., 1993. С. 135.

2 См.: Дагель П.С. Учение о личности преступника в советском уголовном праве. Владивосток. 1970. С. 9 – 14.

В науке уголовного права состав преступления является необходимым и достаточным основанием привлечения вменяемого лица, совершившего преступление, с учетом возраста, установленного законом, к уголовной ответственности. Структурную основу состава преступления составляет совокупность его элементов, которая состоит из объекта, объективной стороны, субъекта, а также субъективной стороны.1 Вместе с тем А.Н. Трайнин высказывал мнение о том, что субъект преступления не может рассматриваться в системе элементов состава преступления, т.к. человек не является элементом совершенного им преступного деяния. Где нет человека – виновника преступления, писал он, там не может быть и самого вопроса о наличии или отсутствии состава, более того, где нет вменяемого человека, достигшего законом установленноговозраста, там отсутствует и вопрос об уголовной ответственности, а также отсутствует вопрос и о самом составе преступления.2

Позиция А.Н. Трайнина, как справедливо отмечала Н.С. Лейкина, не получила достаточно широкого признания среди теоретиков уголовного права, то есть во всех учебниках по уголовному праву, которые были изданы после 1946 г., субъект преступления рассматривался в самостоятельных главах как элемент состава преступления.3 Так, А.И. Рарог подчеркивает, что субъект преступления – это один из элементов состава преступления, без которого уголовная ответственность невозможна.4

Сторонником позиции А.Н. Трайнина является и Т.А. Сулейманов, который подчеркивает, что следует обратить внимание на тот факт, что преступник в науке и на практике не должен рассматриваться как придаток к преступлению, как элемент преступления. Субъект преступления – человек, автор, совершитель преступного деяния – должен стать одним из центральных понятий уголовного права.5

 

____________________________

1 См.: Брайнин Я.М. Уголовная ответственность и ее основание в советском уголовном праве. М., 1963. С. 162.

2 См.: Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957. С. 191.

3 См.: Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л., 1968. С. 62.

4 См.: Уголовное право. Общая часть. /Под ред. А.И. Рарога и др. М., 1997. С. 129.

5 См.: Сулейманов Т.А. Лицо, как субъект уголовного правоотношения. Рязань, 1995. С. 13.

И хотя проблема субъекта преступления, его особенностей тесно связана с уголовной ответственностью (прежде всего с ее основаниями и пределами), тем не менее, в ней идет речь о таких признаках, которыми субъект должен обладать в момент совершения преступления. Субъект преступления как правовая категория, по существу, определяет и раскрывает понятие уголовно ответственного лица – его содержание, и общие признаки.

Лицо, совершившее преступление, способно нести за содеянное уголовную ответственность, если оно обладает следующими признаками:

- это должно быть только физическое лицо, то есть человек;

- лицо должно быть вменяемым;

- лицо должно достигнутьустановленного законом возраста.

Законодательная блокировка, выраженная термином «только физическое лицо» свидетельствует, во-первых, о том, что вещи, животные, силы природы, причиняющие вред не могут рассматриваться как субъекты преступления, а меры, принимаемые для охраны от причиняемого ими вреда, не являются наказанием.

Иначе относилась к этому вопросу уголовное право древнего мира и средних веков: процессы против животных занесены в летописи как светских, так и духовных судов, причем возможность таких процессов объясняласьлибо взглядом на преступление, как на деяние, оскорбляющее божество и охраняемый им мир, или же мистическим воззрением на природу и, в особенности на психическую жизнь животных.

Так, в судах светских средневековья нередко встречались случаи преследования животных, причинивших смерть человеку, в особенности быков и свиней, плативших своей жизнью преимущественно через повешение за свою ярость.

К компетенции судов духовных принадлежала главным образом другая группа, когда животное являлось источником общественных бедствий, поэтому в истории канонического уголовного права мы встречаемся с процессами против насекомых и животных, истреблявших посевы, жатвы, виноградники. Испуганное население ввиду грозящего зла прибегало к духовенству, а то, не ограничиваясь молитвами об отвращении или прекращении бедствия, устраивало формальные судбища против нарушителей мира. Наказания в этом случае имели, конечно, не материальный характер: виновным повелевалось оставить местность, назначалось отлучение и анафема их и т. д.1

Указание на то, что субъектом преступления может быть лишь физическое лицо, вытекает из ряда статей УК РФ. Так, в ст. 11 – 12 УК РФ говорится о том, что уголовной ответственности подлежат только граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. В ст. 19 УК РФ прямо указано на то, что уголовной ответственности подлежит только физическое лицо. Ограничения круга возможных субъектов преступления физическими лицами означает, что субъектами преступления не могут быть юридические лица, т.е. предприятия, учреждения, организации, партии. Проблема уголовной ответственности юридических лиц является наиболее спорной и сложной теоретической проблемой, связанной с субъектом преступления, наиболее интенсивно обсуждаемой, особенно в последние годы. И здесь нельзя не отметить, что институт уголовной ответственности юридических лиц в ряде зарубежных государствуже давно получил свое законодательное закрепление. Уголовная ответственность юридических лиц как субъектов преступления наиболее полно проработано в США, Англии, Франции, Италии, Нидерландах и др.

странах.2

Так, ст. 2.07. Примерного уголовного кодекса США 1962 г. предусматривает ответственность корпораций, некорпоративных объединений и лиц, действующих или обязанных действовать в их интересах.3

В новом УК Франции 1992 г., который пришел на смену УК 1810 г., в ст. 121-2 сказано, что уголовная ответственность юридических лиц не исключает уголовной

_________________________________________

1 См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть. В 2-х томах. Т. 1. М., 1994. С. 142.

2 См.: Волженкин Б.В. Уголовная ответственность юридических лиц. СПб., 1998. С. 11.

3 См.: Примерный уголовный кодекс США. М., 1969. С. 56.

ответственности физических лиц, которые совершили те же действия.1 Чаще всего к юридическим лицам в качестве меры уголовного наказания применяются штраф, запрещение заниматься какой-либо деятельностью, закрытие их полностью или на определенный судом срок.

Возрождение интереса к данной проблеме в теории уголовного права особенно заметно стало в период подготовки и принятия нового Уголовного кодекса РФ 1996 г., а так же в связи с происходящими глобальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности общества, экономики, политики, при проведении уголовно-правовой реформы и других преобразований в Российском государстве.

В теоретическом плане проблема ответственности юридических лиц в уголовном праве остается дискуссионной. В Российской науке уголовного права предложения о возможности признания юридического лица субъектом преступления стали всерьез обсуждаться с 1991 г. К числу сторонников, предлагающих законодательно закрепить институт уголовной ответственности юридических лиц, можно отнести ученых-юристов С.Г. Келину, А.С. Никифорова, А.В. Наумова, которые обосновывают в своих работах научную состоятельность и практическую значимость решения данной проблемы.2

Интересную мысль выразил Б.В. Волженкин, предположивший возможность различать субъект преступления и субъект уголовной ответственности, считая, что преступление может совершить только физическое лицо, обладающее сознанием и волей. Однако нести уголовную ответственность за преступные деяния могут не только физические, но при определенных условиях и юридические лица.3

Думается, что это положение не бесспорно и требует более основательной проработки, т.к. на практике могут возникнуть определенные трудности по установлению условий, при которых юридическое лицо может нести уголовную

 

_________________________________________

1 См.: Новый уголовный кодекс Франции. М., 1993. С. 9.

2 См.: Келина С.Г. Ответственность юридических лиц в проекте нового УКРоссийской Федерации Сб. Уголовное право: новые идеи. М., 1994. С. 51-60

3 См.: Волженкин Б.В.Уголовная ответственность юридических лиц. СПб., 1998. С. 25-26.

ответственность. В этой связи представляется необходимым разработать в законодательном порядке подробный перечень условий, в соответствии с которым юридическое лицо при совершении преступления могло быть признано субъектом преступления.

Сложность данной проблемы обусловлена еще и тем, что понимание вины, которое характерно для физического лица, связано с его психической деятельностью во время совершения преступления и ее довольно сложно соотнести с виновностью юридического лица. Поэтому признание уголовной ответственности последних самым тесным образом связано в уголовном праве с принципом личной ответственности физического лица, являющимся своеобразным камнем преткновения в решении данной проблемы в нашем уголовном законодательстве.

Известный русский ученый Таганцев Н.С. затронул проблему о так называемой групповой или массовой ответственности, встречающейся в истории всех законодательств. Он считал, что здесь не может быть речи об ответственности лиц юридических, а имеется в виду проявление виновности толпы, масс, т.е. простой совокупности лиц физических, особая форма коллективной вины, разновидность соучастия. Это указание одинаково применимо как к тем случаям, когда ответственность до смертной казни включительно, применялась ко всем без исключения лицам, бывшим во время учинения известного преступления в данном месте, доме, деревне, на основании допускавшейся в старом праве теории предполагаемой виновности (массовая ответственность в тесном смысле), так и к тем, когда при доказанном участии неизвестного числа лиц в преступлении ответственности подвергались не все, а только некоторые по выбору, жребию,

случайному порядку – из десяти – десятого (особая форма прощения вины, не пользование карательной властью). В этих случаях нет юридическоголица, привлекаемого к ответственности, а существует лишь совокупность предполагаемых или действительных физических виновников.1

 

________________________________

1 См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Лекции. Общая часть. В 2 т. Т. 1. М., 1994. С. 144.

Одним из аспектов изучения в теории уголовного права проблемы субъекта преступления является его вменяемость, т.е. такое психическое состояние лица, при котором оно, совершая общественно опасное деяние, может осознавать свои действия и руководить ими. Вменяемость, как и возраст, является неотъемлемым признаком субъекта преступления.

При этом следует отметить, что формула вменяемости не определена и в действующем уголовном законе (УК РФ 1996 г.). Понятие вменяемостипротивоположно понятию невменяемости, которое нашло свое законодательное закрепление в ст. 21 УК РФ.

Вменяемость как свойство любого человека – понятие довольно сложное и многогранное, требующее комплексного исследования представителями различных наук. Вместе с тем этой проблеме до настоящего времени уделяется меньше внимания, чем невменяемости.

В свою очередь, вменяемость является не только необходимым условием для привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности, но иявляется необходимой предпосылкой для установления его виновности. Если рассматривать данную проблему с методологических позиций, то учение о детерменированности и свободе воли лежит в основе понятия вменяемости. Обладая способностью мыслить, человек со здоровой психикой может не только правильно оценивать свои действия, но и выбирать самый различный вариант поведения, соответствующий мотивам, потребностям, целям и задачам, которые он себе поставил и определил.

С полной определенностью можно сказать, что в методологическом и

теоретическом плане данной проблеме посвящено сравнительно мало исследований,

особенно, в уголовном праве. При этом представляется целесообразным в настоящее время не только разработка и обоснование критериев вменяемости, но и их закрепление в уголовном законе, т. к. уже давно возникла настоятельная необходимость законодательного воспроизведения формулы вменяемости наряду с уголовно-правовым понятием «невменяемость».

Важной теоретической основой в исследовании субъекта преступления является возраст, установленный в законе как обстоятельство, предопределяющее наступление уголовной ответственности за совершение преступного деяния. Возраст как признак субъекта преступления в нашем уголовном праве полно и глубоко учеными и практиками не изучен, что является в своем роде методологическим упущением. Однако сложность данной проблемы, видимо, определяется тем, что на прямую связана не только с природными, биологическими, но и социально-психологическими свойствами человека, которые, разумеется, должны учитываться законодателем при установлении возрастных границ, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление.

Общая уголовная ответственность по нашему законодательству в полном объеме наступает с 16-ти летнего возраста, т.е. законодатель установил безапелляционно границы верхнего предела, хотя, как показывает практика, а так же теория уголовного права, этот вопрос решается по-разному. Дело в том, что за некоторые преступления, не оговоренные в законе, уголовная ответственность может иметь место с 18 лет, таким образом, возрастные границы как бы автоматически расширяются. Данное положение может иметь место чаще всего, когда речь идет о специальном субъекте преступления. Так, например, в УК РФ 1996г. достаточно много норм, в которыхсубъектом преступления является должностное лицо. Признаки его определены в примечании к ст. 285. Некоторые преступления против государственной власти, преступления против правосудия и порядка управления,преступления против военной службы и др., зачастую совершаются лицом, обладающими признаками специального субъекта.

 

 

Мировые религии

Одним из наиболее волнуемых вопросов любого общества был и остается вопрос его духовного наследия. Как создан Мир, кто был его Создателем? Эти и другие вопросы волновали и будут волновать человечество, пока оно еще существует.

В священных книгах многих народов делается попытка донести до людей смысл процессов Мироздания, объяснить происхождение жизни во Вселенной и на Земле. Давайте вместе проанализируем ряд «незыблемых» постулатов и попытаемся понять их реальный смысл.

До совершения октябрьского переворота 1917 года в России имело место мирное сосуществование народов и их верований. Достаточно свободно можно было купить в книжных магазинах любую духовную литературу. Особенно в этом отношении приятен 19-й век по христианскому летоисчислению. В этот период особенно ярко засветила звезда искренности. К концу этого столетия в связи со значительным притоком иностранцев начинает уменьшаться объем печатных изданий на духовную тему, появляется некоторый перекос и однобокость подаваемой информации, хотя продолжается издание трудов просветителей. В конце 19-го столетия вышла очень интересная, на мой взгляд, серия книг Всеволода Крестовского: «Тьма Египетская», «Тамара Бендавид», «Торжество Ваала», «Деды». К великому сожалению эти произведения вскоре были запрещены по требованию еврейских организаций и как особо тенденциозные в отношении «богоизбранного» народа совсем не печатались в советское время, что наводит на определенные размышления, имеющие отражение в данной статье.

Уже тогда или еще тогда большинство свободно мыслящих философов достаточно достоверно рассуждали о процессах Мироздания. В чести были трактаты ученых и философов дохристианского периода (Платон, Анахарсис, Архит из Тарента, Диоген, Эпикур), эпохи Возрождения (Роджер Бэкон, Фома Аквинский) и 17-19 веков (Я.Коменский, Р.Декарт, Д.Юм, И.Кант, Е.Блаватская), наших современников (П.А.Флоренский, А.С.Богомолов, А.Ф.Лосев) причем философская мысль не имела границ, - можно было прочитать книгу любого религиозного направления.

Весьма интересно и многогранно выглядели их труды и оценка распространения верований на планете Земля. Массовыми тиражами выходила альтернативная литература, которую свободно обсуждали в периодических изданиях, не обижая религиозные чувства представителей самых радикальных конфессий. В те времена существовали атеисты, и их никто за эти убеждения не осуждал, а если и осуждал, то не наказывал.

Большинство реально мыслящих ученых считали, что существуют и с некоторых пор развиваются параллельно три этапа эволюции верований: Космоцентризм, Теоцентризм и Антропоцентризм (Эгоцентризм). Умышленно обхожу слово «религия» из-за многовариантности ее толкований. В одном сходятся словари, что слово это – латинское (religio). Значений ему множество. Вот некоторые из них, выбранные из различных словарей: связь с богом, вера в существование свехъестественных сил, вера, духовная вера, исповеданье, богопочитание, основные духовные убеждения, набожность, святыня, предмет культа, мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, специфические действия (культ), основанные на вере в чудодейственные сверхъестественные силы или существа – Бога или богов, являющихся предметом поклонения; подразделяются на племенных (государственно-этнических), мировые (буддизм, иудаизм, ислам, христианство). Наиболее верным, на мой взгляд, является подробный перевод этого же понятия с латинского, где «re» - возврат, а «ligio» - объединение или в целом «возврат к объединению». Но это не экуменизм. Поэтому это слово наиболее приемлемо в наш атеистический век, когда многие люди стали задумываться о возврате к верованиям предков, когда стали вспоминать Родную Веру.

Считаю необходимым восстановить справедливость и здравый смысл и начать называть понятия своими словами: конфессия – религиозное течение любого толка, имеющее многочисленных почитателей, религия – возврат или процесс приобщения атеистов к верованиям своего народа или другим верованиям, секта – ограниченная территорией одной местности, замкнутая община со своими традициями, введенными своими же проповедниками (иногда присваивают сами себе титулы жрецов и нередко верховных, различных пророков, используют современные психотехники для «усмирения» адептов с целью получения их имущества).

Вера – убежденность человека в истинность верований (ведание Бога, уверенность не в Его существование, а уверенность в силе Отца небесного). Вера индивидуальна, она или есть, или ее нет вовсе (атеизм).

Верования – совокупность мер и мероприятий, почитания традиционных и привнесенных (насильно навязанных) культов людьми в пределах одного государства или группы государств. При этом верования могут иметь доминирующий характер при поддержке государства или иметь самостоятельность (отделены от государства).

Итак, рассмотрим три основных верования, выверенных тысячелетиями и нашедших отражение в трудах крупнейших мировых философов.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 27 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав