Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  3. Античная философия.
  4. Античная философия.
  5. Античная философия.
  6. Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина(Авиценна), Ибн-Рушд(Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.
  7. Билет. Становление теоретического знания в Древней Греции. Мифология и философия.
  8. Биология в контексте философии и методологии современной науки. Биофилософия.
  9. Вопрос 11. Средневековая европейская философия.
  10. Вопрос 12. Средневековая арабская философия.

Средневековая культура рождает новую философию, которая была ориентирована на религиозные позиции христианства. Христианство возникает в I- II столетиях в Римской империи, а затем распространяется по всей Европе. Средневековой теологической философией называется веду­щее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего сущест­вующего начала, а весь окружающий мир — Его творения. Тео­логическая философия начала зарождаться еще в Римской им­перии в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи (476 г.) и началом эпохи Возрождения).

Наиболее яркими представителями средневековой теологиче­ской философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 - 430), Боэций (480 - 524), Альберт Великий (1193 - 1280), Фома Аквинский (1225 - 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Пьер Абеляр (1079 - 1142), Уиль­ям Оккам (1285 - 1349

 

1. Средневековое философское мышление — это специфиче-
ский тип теоретизирования. Его специфика состоит в тесной
взаимосвязи философии с религией. Применительно к Европе
ι такими религиями являлись иудаизм, христианство и ислам.
Основополагающими принципами средневековой фило-
софии были провиденциализм (от лат. providentia — провидение;
истолкование истории как осуществления божественного пла-
на, промысла Бога, спасительно направляющего человечество
к царству Божию на земле); креационизм (творение мира из ни-
чего); традиционализм; опора на авторитеты.

3. Ориентированность Средневековья на авторитет предпо-
лагала, что авторов в принятом смысле слова не было: истинным
автором как мира, так и слова о мире считался Бог, авторитет-
нейшими толкователями его творения и откровения — отцы
Церкви. Человек познавал мир как комментатор. Всеобщее не-
обходимое знание принадлежало только Богу.

4. Особая значимость идеи спасения. Путь к достижению спа-
сения предполагал вопрошание собственной души, прямо ставящее
человека перед Богом, т.е. самопознание понималось как опреде-
ленного рода богопознание, исповедь же представала не только
как процедура причащения Богу, но и как философствование.

Основополагающими догматами средневековой философии и теологии являлись догмат творения и догмат откровения. Согласно догмату творения:

Бог сотворил окружающий мир из ничего;• творение мира есть результат акта Божественной воли;• мир сотворен благодаря всемогуществу Бога;• природа не может творить сама себя;• единственным творческим началом во Вселенной является Бог

Согласно догмату откровения: • мир можно познать, только познав Бога; • Бог недоступен для познания;• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию;• единственный способ познания Бога и всего сущего - тол­кование Библии;• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благо­даря особой способности человека — вере.

 

Средневековая философия существенно отличалась от античной. Прежде всего, – это иное видение мира. Античное мышление носило космоцентричный характер: мир как грандиозное единство – «космос как целостное, живое образование». Поэтому оно скорее было ориентировано на внешний мир. Человеку в мире отводилось центральное место в силу центрального положения земли в структуре мироздания. Время понималось циклично: оно движется как бы по кругу. Средневековый же взгляд на мир характеризовался теоцентризмом («теос» - бог). Мир – это творение Бога, который в отличие от античной философии персонифицировался. Человек тоже получал центральное место, т.к. он есть высшее творение Бога, созданное по образу и подобию божию. Существенное отличие человека от остального тварного мира усматривалось в духовности, в этом основании они все были равны: все люди несут духовное начало и все они равны перед Богом. Акцент на духовность ориентировал средневековое мышление скорее на внутреннее в человеке, нежели на внешнее.

Понимание развития, основанного на религии, обретает временной вектор: от сотворения мира Богом до предстоящего «страшного суда».

В теологизированной философии произошла и смена основных тем, подлежащих осмыслению. Прежде всего – это проблема отношения «Бог – человек». Поскольку пафос христианства заключен в идее личного спасения, философия стремилась осмыслить личностные механизмы самооценки человека: совесть, религиозный мотив, самопознание. Главная составляющая духовности человека – вера, разуму же отводилась второстепенная роль. Центральным пунктом философской проблематики становится внутренний духовный мир человека. Человеческая плоть понималась как носитель греховности, поэтому ее необходимо постоянно обуздывать, умерщвлять.

Другая столь же важная тема – отношение Бога и сотворенного им мира. Она решалась через соотношение понятий «эссенция» (сущность) и «экзистенция» (существование). Только в Боге, который есть простая субстанция, эссенция и экзистенция совпадают, тождественны, в сотворенных вещах они не совпадают, хотя существование и включает сущность. Чтобы та или иная сущность получила существование, он должна стать причастной к бытию, или иначе, должна быть сотворена божественной волей.

Средневековая философия прошла долгий путь развития. В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Не создав своих философских систем, апологеты, однако, наметили круг вопросов, которые впоследствии стали главными для христианских философов. Во II веке развернулась борьба христианства с возникшим в I в. гностицизмом, который соединял христианскую веру в воплощение бога, пришедшего спасти людей, с учениями еврейской религии, античных и восточных религий. Гностицизм не только учение о вере в бытие бога, но и о пути, посредством которого достигается непосредственное познание («гносис») бога, или личное общение верующего с богом посредством неописуемого, бессознательного соединения с богом. Они отстаивали дуалистическое объяснение мира, в котором материя не зависела от бога. Тем самым ограничивалось божественное всемогущество и подрывалась монотеистическая сущность христианства.

Потребность в систематизации христианских воззрений и борьба с ересью привела к возникновению патристики (II – VI вв.) – сочинениям так называемых отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Философия превратилась в инструмент объяснения «истин» догматики, принятых официальной церковью. Патристика опиралась на неоплатонизм, согласно которому сфера идеальной жизни включает единое, разум и мировую душу. Божественная сущность выражает единство бога и существует самостоятельно, но в то же время она содержится в каждой из своих субстанций. Сделав, таким образом, бога центром философского мышления, она придала ей теоцентрический характер. В патристике философия, по сути, сливалась с богословием, она оказалась подчинена религиозной проблематике.

В более поздний период средневековой философии складывается схоластика. Начало ее появления – IX в., развитие продолжалось до конца XV столетия. Схоластика ставила своей целью обоснование веры, бытия Бога с помощью рациональности. Слово «схоластика» можно перевести как ученый доклад, или диспут (от греч. Schola). Схоластика иначе означала школьные риторические упражнения в красноречии. Название свое схоластика (от лат. schola — школа) получила
в царствование Карла Великого (VIII-IX вв.) благодаря тому,
что в школах того времени учитель, читавший лекции по теоло-
гии, назывался схоластом (scholasticus). Процесс познания мыслился как процесс преподавания, передачи знаний от знающих к незнающим, а цель познания – как перестройка души с помощью слова Божьего.

Метод схоластической философии заключался не в отыскании истины, которая уже была дана в «Божественном откровении», а в том, чтобы изложить и доказать эту истину посредством разума, т.е. философии. Из этого вытекало три цели:

1) с помощью разума легче проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека;

2) придать религиозной и теологической истине систематическую форму при помощи философских методов;

3) используя философские аргументы, исключить критику святых истин. В отличие от периода патристики схоластическая философия приобретает рациональность, хотя продолжает оставаться в рамках религии.

Главным вопросом схоластики был вопрос об отношении знания к вере. Она основывалась на тезисе о первенстве и главенстве веры над разумом. Согласно воззрениям представителей схоластики, вера обладает
приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его
смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, являет-
ся независимым и обладает таким же статусом. Между верой
и разумом существует гармония в таких вопросах, как, напри-
мер, вопрос о существовании Бога, тогда как вопрос о Его сущ-
ности относится к области веры, основанной на откровении.

Обсуждение некоторых религиозных догматов вело к постановке также и философских вопросов. Важнейшим из них был вопрос об отношении общего к единичному. В историю философии он вошел как спор об «универсалиях», т.е. о природе общих родов или понятий. Основных подходов в решении этого вопроса было два: номинализм и реализм.

Реализм - направление теологической философии, сторон­ники которого считали подлинно существующими (т. е. подлин­ным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о "чистых идеях", воплощением которых являются реальные веши).

Крайний реализм часто характеризовался словами «univer-
salia ante res», т.е. универсалии существуют реально и до вещей.

-Слово «до» (ante) указывает на то, что универсалии существуют
независимо от вещей, так как все вещи, включая человеческое
создание, сотворены Богом из его мыслей (универсалий). На-
пример, универсалия «любовь» существует независимо от того,
донимают ли люди, что такое любовь. Кроме того, любая кон-
кретная любовь есть проявление любви как таковой, т.е. понятие
«любовь» является идеалом, реально существующим по отноше-
нию к любому виду конкретной любви.

Номинализм (от лат. потеп — имена) — направление теологи­ческой философии, сторонники которого считали реально суще­ствующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, отвергавшего "чистые идеи" и считавшего реально существующими "индиви­дуумы" — определяемые материальные вещи.) Согласно номина­листам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом. Средневековой номинализм обычно выражался словами
«universalia post res» (универсалии после вещей). Другими словами,
мы вначале знакомимся с единичными конкретными вещами, а затем обозначаем их общим именем (универсалией). Напри-
|мер, сначала существовали конкретные дома, затем представления
о них были обобщены в слове «дом», которое является лишь именем.

Аврелий Августин.

Аврелий Августин, или Августин Блаженный, (354 – 430 гг.) являлся виднейшим представителем патристики. Аврелий Августин (Блаженный) -христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главная проблема патристики, как и всей последующей религиозной философии – проблема Бога. Решая ее, Августин исходил из основоположных представлений Ветхого завета, что Бог в течение нескольких дней сотворил из ничего весь природно – человеческий мир.

Основной интерес представляет отношение сверхличности Бога и человека. Эти отношения, главным образом, состоят в эмоциональных отношениях: любовь – ненависть, надежда – разочарование, грех – раскаяние, вина - искупление вины и т.п. Основное в отношении Бога и людей – отношение греха. Перед Богом человек грешен, т.к. нарушил его запрет, отведав плод от древа познания добра и зла. Грех пронизывает все мироздание.

Онтология. Августин развивал учение христианской теологии о творении природы Богом из ничего актом своей свободной воли. Бог создает вещество (материю), пространство и время. Иначе, Бог выступает в качестве субстанции. Бог не только сотворил природу из ничего, но и постоянно поддерживает ее в существовании, непрерывно воспроизводя мир непрерывным творением, воспроизведением природы. Этот взгляд получил название креационизм. Как творец природы, Бог является источником естественного порядка - наличием нисходящих уровней бытия – от высшей, божественной и заканчивая низшей, телесно – материальной. Бог у Августина в отличие от неоплатонизма не бестелесный дух, а сверхъестественная личность.

Учение о человеке. Понимание человека сводилось главным образом к духовному. Тело презренно. Душа – творение бога. Она есть только у человека и не переселяется из одного организма в другой. Каждая человеческая душа творится Богом, после смерти тела она ждет страшного суда: какой душе – в рай, а какой – в ад. После чего Бог соединяет душу с телом. Здесь высказана значительная мысль об индивидуальности человеческого духа.

Душе присущи разум, воля и память. Воля выше разума, поскольку ее высший акт – это акт веры, что для человека считается главным. Человек несвободен. Все дано Богом и все идет от Бога. Даже вера – дар Бога. Человеческая жизнь является божьим промыслом, божественным провидением. Бог – источник блага человека. Зло – это отсутствие должного добра. Зло состоит в свободной воле человека как противопоставление воле Бога. Источником добра в людях является благодать, которая нисходит лишь на меньшинство, на избранных к спасению. Таким образом, учение о человеке у Августина сведено к нравственным проблемам.

Гносеология. Из учения о душе Августин выводит гносеологию. Опираясь на Платона и неоплатонизм, отвергал чувственное происхождение знаний. Умозрительное знание – единственный способ осмысления Бога, человеческой души. Носительницей знания является бестелесная душа. Бог сообщает ей все знания и идеи. Поэтому каждая человеческая мысль, особенно значительная, - это прямой результат озарения Богом души, им же созданной. Этот процесс называется иллюминизмом.

Углубляясь в себя, человек находит в себе вечные истины, источником которых не может быть изменчивый эмпирический мир: большее не может происходить от меньшего, вечное – от не-вечного. Поэтому источником вечных истин и является Бог – вечное. Бог наделяет душу человека, как самими вечными истинами, так и неким естественным светом – озаряет душу человека. Это озарение всем не дано, его надо достичь путем упражнений в религии, чтобы непосредственно узреть истину. Здесь Августин приходит к мистике, свойственной неоплатонизму. Умаляя роль разума, он выдвинул единственную форму познания – божественное откровение – внеинтеллектуальное постижение истины.

Главное произведение Августина Блаженного — "О граде Божьем" — на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Можно выделить следующие основные положения данного трактата Августина Блаженного:

ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопо­ложных царств — Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями — особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

• в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь — единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее;

• высшее блаженство — счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы — над монархами — главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 53 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав