Читайте также:
|
|
«ПОВЕСТЬ О САВВЕ ГРУДЦЫНЕ»
КАК СОЧИНЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
План занятия
1. Процесс беллетризации русской прозы в XVII веке.
2. Жанровые схемы «Повести о Савве Грудцыне»:
1) Традиции религиозной легенды в произведении:
А) Сюжетные признаки религиозной легенды в повести;
Б) Тематические признаки религиозной легенды в повести: фаустовская тема повести. История легенды о Фаусте;
2) Традиции волшебной сказки в произведении:
А) Сюжетные признаки волшебной сказки в повести;
Б) Тематические признаки волшебной сказки в повести: «царская тема».
3) Композиционное и идейное «соперничество» религиозной легенды и сказки в «Повести о Савве Грудцыне». Прием обманутого ожидания.
4) Другие жанровые источники повести: элементы семейной хроники, элементы хожения.
3. Система образов в «Повести о Савве Грудцыне»:
1) Савва Грудцын: образ молодого человека в повести:
А) Роль принадлежности Саввы к купеческому сословию;
Б) Мотив любовного томления в повести.
2) Бес: образ искусителя Саввы:
А) Бес как двойник главного героя;
Б) Бес как волшебный помощник и антагонист героя;
3) Мотив борьбы за душу молодого героя: образы родителей Саввы, нищего, оплакивавшего душу героя, жены сотника, Богородицы, а также образы жены Бажена Второго, беса, «князя тьмы».
4. Хронотоп «Повести о Савве Грудцыне»:
1) Поэтика художественного пространства в произведении. Образ «дома» и мотив пути в повести.
2) Поэтика художественного времени в произведении. Образ «трапезы» в его пространственно-временном развертывании.
5. Иллюзия жизнеподобия в «Повести о Савве Грудцыне»: функции реальности фамилий персонажей.
6. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт русского романа.
7. Отражение в произведении историко-культурных явлений Росси XVII века. Явление самозванства в России: историко-символическая интерпретация.
Литература
Основная литература:
Кусков В.В. История древнерусской литературы: учебник для филологических специальных вузов. – М.: Высшая школа, 2008.
Дополнительная литература:
Смирнов И.П. От сказки к роману // Труды Отдела древнерусской литературы. – Л., 1972. Т. 72. – С. 284–320.
Багно В.Е. Договор человека с дьяволом в «Повести о Савве Грудцыне» и европейской литературной традиции // ТОДРЛ. – Л., 1985. Т. 40. – С. 364-372.
Горелкина О.Д. Русские повести конца XVII- начала XVIII вв. о договоре человека с дьяволом в связи с мифологическими представления позднего русского средневековья // Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. – С. 41-54.
Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. – Л., 1970.
Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.
Лихачев Д.С. Семнадцатый век в русской литературе // XVII век в мировом литературном развитии. – М., 1969. – С. 299-328.
Повести о Савве Грудцыне / // Памятники литературы Древней Руси XVII в. Кн. 1. М., 1988.
Повесть о Савве Грудцыне // Русская бытовая повесть. XV-XVII вв. / Сост., вступ. Статья и коммент. А.Н. Ужанкова. М., 1991.
Жирмунский В.М. «История легенды о Фаусте» // Легенда о докторе Фаусте. 2-е изд. М., 1978. – С. 257-287.
Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе // История русского романа. – М.; Л., 1962. Т. 1. – С. 26-39.
Шмараков Р.Л. «Структурная развертка библейских текстов как проблема изучения и преподавания древнерусской литературы» // Единицы языка и речи: Структура, семантика, функция. Межвузовский сборник научных трудов. ТГПУ. – Тула, 2002. Деп. в ИНИОН РАН от 25.11.2002, №57607. –С.80–85.
Шмараков Р.Л. Композиционный срой «Повести о Савве Грудцыне» // Литература Древней Руси. Межвузовский сборник научных трудов. – М., 1996. – С. 130-141.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 47 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |