Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Историческая хронология

Читайте также:
  1. Абсолютная геохронология
  2. Августовский путч. Хронология событий
  3. Всемирно-историческая концепция. Принцип историзма. Методология изучения истории международных отношений.
  4. Датировка археологических памятников (датирующие предметы, типологический метод, стратиграфия, радиоуглеродный и спорово-пыльцевой анализы, дендрохронология).
  5. Историческая вексиллология
  6. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.
  7. Историческая метрология
  8. Историческая неизбежность глобализма
  9. Историческая основа дипломатической школы Египта
  10. Историческая основа дипломатической школы Китая

№68.Потенциал-зависимые ионные каналы: строение, свойства, функционирование

 

Для каналов характерна ионная специфичность. Каналы одного типа пропускают только ионы калия, другого — только ионы натрия и т. д.

Ионные потенциал-зависимые каналы - это каналы, которые открываются и закрываются в ответ на изменение мембранного потенциала , например, натриевые каналы , ответственные за потенциал действия Если мембранный потенциал поддерживать на уровне потенциала покоя , натриевый ток практически отсутствует, что означает, что натриевые каналы закрыты. Если теперь сдвинуть мембранный потенциал в положительную сторону и удерживать его на постоянном уровне, то потенциал-зависимые натриевые каналы откроются и ионы натрия начнут передвигаться в клетку по градиенту концентрации. Этот натриевый ток достигнет максимума и Через несколько миллисекунд ток падает почти до нуля. Закрывшись, каналы переходят в инактивированное состояние, отличающееся от первоначального закрытого состояния, при котором они были способны открыться в ответ на деполяризацию мембраны. Каналы остаются инактивированными до тех пор, пока мембранный потенциал не вернется к исходному отрицательному значению и не закончится восстановительный период длительностью в несколько миллисекунд.

При регистрации токов в очень малых участках мембраны было обнаружено, что канал открывается по принципу "все или ничего". Открытые каналы обладают одинаковой проводимостью, но открываются и закрываются независимо друг от друга, поэтому суммарный ток через мембрану всей клетки с ее многочисленными каналами определяется не степенью открытости каналов, а вероятностью быть открытым для каждого отдельного канала.

_______________________________________________________________________________________

 

№69.Механизм и скорость распространения потенциала действия по безмякотному нервному волокну.

 

Скорость проведения в нервных волокнах колеблется от 0,25 м/сек в очень тонких немиелинизированных волокнах

Распространение потенциала действия вдоль нервного волокна(аксона) обусловлено возникновением локальных токов, образующихся между возбужденным и невозбужденным участками клетки. В состоянии покоя внешняя поверхность клеточной мембраны имеет положительный потенциал , а внутренняя отрицательный. В момент возбуждения полярность мембраны меняется на противоположную. В результате этого между возбужденным и невозбужденным участками мембраны возникает разность потенциалов, это и приводит к появлению между этими участками локальных токов. На поверхности клеток локальный ток течет от невозбужденного участка к возбужденному, внутри клетки – в обратном направлении. Локальный ток раздражает соседние невозбужденные участки и вызывает увеличение проницаемости мембран. Это приводит к возникновению потенциалов действия в соседних участках. В то же время, в ранее возбужденном участке происходят восстановительные процессы реполяризации Вновь возбужденный участок в свою очередь становиться элекроотрицательным и возникающий локальный ток раздражает следующий за ним участок. Этот процесс повторяется многократно и обусловливает распространение импульсов возбуждения по всей длинне клетки в обоих направлениях. В нервной системе импульсы проходят лишь в определенном направлении из-за наличия синапсов, обладающих односторонней проводимостью.

Удельное сопротивление биомембран велико, но вследствии их малой толщины сопротивление изоляции в сотни тысяч раз меньше, чем у технического кабеля.По этому однородное нервное волокно не может проводить электрический сигнал на далекие расстояния.

λ=корень из (dR/4р)

d- диаметр волокна, R - поверхностное сопротивление мембраны в Ом * м2 и р-удельное сопротивление аксоплазмы в Ом*м.

 

С увеличением λ (постоянная длины) степень затухания сигнала уменьшается, при этом возрастает скорость проведения импульса. Увеличения постоянной длинны λ можно добиться путем увеличения диаметра d аксона.

_______________________________________________________________________________________

№70.Механизм и скорость распространения потенциала действия по миелинизированному нервному волокну.

У высокоорганизованных животных затухание сигнала предотвращается с помощью миелиновой оболочки вокруг аксона. Примерно через каждые 1-3 мм вдоль миелиновой оболочки имеется перехват Ранвье.

Центральной его частью является аксон, по мембране которого проводится потенциал действия. Аксон заполнен аксоплазмой — вязкой внутриклеточной жидкостью.

С увеличением λ степень затухания сигнала уменьшается, при этом возрастает скорость проведения импульса .

Загрузка...

Удельное сопротивление миелина значительно выше удельного сопротивления других биологических мембран.кроме того толщина миелиновой оболочки во много раз больше толщины обычной мембраны, что приводит к возрастанию диаметра волокна и соответственно величины постоянной длины . λ

В связи с большим сопротивлением миелиновой оболочки по поверзности аксона токи протекать не могут. При возбуждении одного узла возникают токи между ним и другими узлами. Ток подошедший к другому узлу, возбуждает его, вызывает появление в этом месте потенциала действия, и так процесс распространяется по всему волокну. Затраты энергии на распространение сигнала по волокну, покрытому миелином значительно меньше чем по немиелинизированному.

 

14.09

Историческая хронология

Татьяна Павловна Гусарова

Наука об измерении времени. Историческая хронология изучает, как разные народы измеряли время. Цель – определяет и уточняет даты исторических событий и соотносит их с современными.

Хронология имеет определенные источники: грамоты, дипломы, нарративные источники.

21.09

Рождество. 25 декабря по католическому календарю. Первоначально главным праздником было Крещение, т.к. для древних христиан было важнее духовное, а не телесное рождение Иисуса. В Риме Рождество признали праздником в 354 г., в Константинополе – в 378 г. Этот праздник состыковывался с языческим днем зимнего солнцестояния. В античности это был великий день, праздник возрождающегося бога Солнца, Солнца Непобедимого, день Дионисия. Между античностью и СВ блаженный Августин писал: «в этот день празднуют не солнце, а того, кто солнце создал».

450 г. – папа Лев Великий называл сатанинской практикой то, что в Рождество празднуется рождение нового солнца. Много времени потребовалось, чтобы изгладилась память о Дионисии. Средневековые мистерии – дань играм Дионисия. Веселые шествия (каляды у славян), у немцев – деревенский ход, у венгров – регюрю.

Рождественские празднования растягивались с 25 декабря по 6 января (по Крещение). День св. Николая (6 декабря) тоже вписывался в эти празднования. Рождество обычно распадается на две части:

25 декабря – особая месса (месса Христа) у католиков. Подряд три мессы – о телесном, духовном рождении Христа, о его Воскресении. На следующий день – день подарков и игр. Обычай восходит к римским сатурналиям. Сатурналии проводились по второй половине декабря, символизировали возрождение природы.

26 декабря (второй день Рождества) – католики празднуют день св. Стефана. Первый мученик из IV в., который по легенде проповедовал слово божие в греческих общинах, столкнулся с противодействием иудейского духовенства, за что был обвинен и закидан камнями.

Реликварий с останками св. Стефана и несколькими камнями, которыми он был побит, позже перевезли в Константинополь, который стал одним из центров поклонения. Оттуда их переправили в Рим, они нашли пристанище в базилике св. Лаврентия VI в.

Стефан считается покровителем строителей и каменщиков. Изображается как священник с книгой и пальмовой ветвью, или только со священным писанием.

27 декабря – день апостола Иоанна, который был схвачен при императоре Дивициане, отвезен в Рим, где его бросили в кипящее масло, но он спасся, был отправлен в ссылку на о. Пальмос, где и написал Апокалипсис. В конце жизни поселился в Эфесе. Покровительствует тем, кто страдает от яда. Его пытался отравить некий языческий жрец, это отражено в иконографии. Очень редко изображается с чашей в руках, из которой поднимается змея и дракон.

29 декабря – день памяти Фомы (Томаса Беккета). Жил в XII в., неудачно поспорил с Генрихом II Английским. Гробница в Кентерберри, место паломничества. Был канонизирован в 1173 г. Во время реформации (при Генрихе VIII) капелла, посвященная ему, была разрушена, прах был выброшен из гробницы, имя стерто.

Когда-то январь был предпоследним месяцем года. Название – от двуликого Януса, бога-покровителя всяких начал и начинаний, покровитель родов. Появилось представление о том, что январь благоприятен для заключения браков. У христиан в СВ появились свои обычаи и праздники, представляющие собой смесь языческих и христианских.

1 января – начало гражданского римского календаря (с 153 г. до н.э.). Христиане праздновали день обрезания Господня (circumcisium domini)

6 января – у католиков крещение (epiphania), в водах Иордана. По-итальянски befana. В то же время по народным представлениям это старуха, которая приносит подарки, и она же – ведьма, которая в крещенскую ночь носилась по улицам и изначально несла всем порчу. Потом взяла на себя частично роль санта Клауса. Хорошим детям стала приносить подарки, плохим –розги. Сочетание христианских и дохристианских представлений. Епифания повернута назад к рождественским событиям, к празднованию солнцестояния. Устраивались гадания, ворожба, в некоторых странах чужаки в этот день не пускались в дом, ибо считалось, что всякие духи особенно подвижны в этот день. Считалось, что злых духов надо преследовать и изгонять громкими криками и горящим хворостом. Считалось, что таким образом помогают солнцу. Для этой же цели гоняли огненные колеса. С нее же начинались карнавалы.

3 января – день поминовения св. Женевьевы Парижской. Ее же почитают и в православии. Вся ее жизнь связана с Лютецией. Родилась в начале 20-х гг. V в., дожила до начала VI в. С ее именем связывают попытку захвата Парижа Атиллой. Якобы она своими молитвами спасла город в 451 г. Она дожила и до Хлодвига, который через 30 лет оказался там, уговорила Хлодвига и его полководцев помиловать захваченных ими при взятии Лютеции пленных. По ее инициативе была построена церковь, посвященная святому Дионисию (Saint-Deni). Якобы по ее совету Хлодвиг и принял христианство, и начал строить церковь св. Петра и Павла, где ее похоронили. Она покровительница Парижа, ей молятся при катастрофах, при засухе, ливнях. Больные с высокой температурой. Сейчас покровительница французских сил безопасности. Изображается пастушкой со свечой в руке, эту свечу дьявол старается погасить.

17 января – день памяти св. Антония, основателя монашеского движения, жившего в III в. Именно он начал основывать монастыри в египетских пустынях. В Италии считается покровителем животных.

20 января – св. Себастьян. Мученик, жил в III в. Он считается одним из святых защитников, к которым обращалась и Жанна Д'Арк. О жизни его известны только легенды. Принял христианство, был очень религиозным, воином. Много сил прилагал к тому, чтобы обращать в христианство людей в местах, где он служил. Заботился о христианах, творил чудеса, излечивал болезни. Не зная, что он христианин, Диоклетиан назначил его центурионом, затем приказал бросить в темницу, его приговорили к смерти. Был привязан к столбу, по нему стреляли стрелами, бросили. Женщины спасли и выходили его. После этого предстал перед Диоклетианом, обвинив его в преследовании христиан. В конце концов его до смерти забили палками, тело сбросили в канализацию. Последователи похоронили его в катакомбах к югу от Рима. В IV в. там была построена базилика, которая стала одним из римских храмов. Уже в середине IV в. он фигурирует в Римском календаре. Покровитель стрелков из лука, солдат, многих ремесел, профессий, цехов, городской милиции, ночных сторожей. К нему обращаются при эпидемиях, особенно при чуме. Он – один из патронов-врачей.

21 января – день памяти св. Агнессы Римской, девочки, которая жила в конце III – начале IV в. Рано перешла в христианство, еще в детстве, была очень рьяной последовательницей, считала себя невестой Христа, отрицала всяких поклонников, которые к ней подступались. Отвергнутые женихи донесли до нее. Ее отдали в публичный дом, но у нее быстро отрасли волосы, которые покрыли все ее тело. Потом ее вернули домой, ее опять стали домогаться, но все плохо заканчивали. Один из них ослеп. Она была такая милосердная, что вернула ему зрение. В конце концов ее казнили (ей было 13 лет). Казнили то ли мечом, то ли кинжалом проткнули горло. Похоронили поблизости от Рима. В иконографии изображается с агнцом, с пальмовой ветвью или голубем, который держит в клюве кольцо. Почитаться стала с IV в., является покровительницей тех, у кого плохое зрение. Над тем местом, где была похоронена, уже Константин Великий воздвиг церковь в память о своей умершей дочери Констанции. Потом она была перестроена, сейчас – сан-Аньезе. 21 января в этой церкви проводится обряд благословения двух агнцов, из шерсти которой потом готовится пари для митрополита. Покровительница девственниц.

Февраль. Либо от слова febris – «жар», «лихорадка». По римскому календарю был последним месяцем года. Устраивались всякие праздники конца года, в том числе – очистительные. Люди должны были очиститься. Вторая половина февраля была заполнена этими праздниками. Либо от слова fiber – «кожаная плетка», связанная с одним из обычаев праздников очищения. Во второй половине февраля (15) праздновали люперкарии недалеко от статуи Ромула и Рема. Приносили в жертву козла или кобеля. Из них нарезали плетки и с ними обходили весь город и лупили встречных женщин. Затем любое действо, связанное с этим праздником, стали называть «fibri». В народном христианском календаре в феврале много женщин-святых. Немцы до сих пор иногда зовут февраль «бабским» месяцем.

1 февраля – святая Бригитта Ирландская. Целительница, помогала бедным. Ее зовут кельтской Марией. Ее крестил сам святой Патрик, по легенде основала первый монастырь. Похоронена рядом со святым Патриком. Считается покровительницей Ирландии, поэтов, доярок, кузнецов, народных целителей. Считалось, что в ее руках не иссякает ни пища, ни питье, а ее коровы доились по 3 раза в день. В более позднее время среди ее талантов стали почитать пивоварение. Считают его покровительницей.

2 февраля – праздник очищения Богоматери, или освещения свечей, у нас – Сретение. Был учрежден в 494 г. папой Глазием. На 40 день после рождения Иисуса Мария пошла в храм, чтобы поставить очистительную свечу.

5 февраля – святая Агата. Мученица середины III в., Сицилийская дева. Пострадала в Катании. История похожая на Агнессу – отказала в руке знатному римлянину, за это ее жестоко пытали, отрезали груди, убили на углях. Покровительница пожарников. Ей молятся при пожарах. Покровительница литейщиков колоколов. На пиренейском полуострове – женщин. В иконографии представлена с блюдом в руках, на которых лежат ее отрезанные груди или ножницы. В СВ народ воспринимал эти груди за булочки. Отсюда пошел обычай – в ее праздник производилось освящение хлебов.

Анна-Мария (покровительница беременных), святая Вероника, Доротея, Апполония, Ефросинья, одна из Катилин, Юлиана, Элеонора, Маргарита.

На многих праздниках мужчины могут появиться лишь к концу (к застолью). Обычно в эти праздники выбирали женихов для девушек.

14 февраля – день св. Валентина. О нем мало что известно. Мученик, жил в III в. Дал врачевания, был армейским врачом. Вопреки запрету императора Клавдия II жениться воинам тайно венчал и благословлял на брак. Был наказан и казнен. Предположительно в конце V в. папа Глазий канонизировал его. Этот папа хотел запретить люперкалии, ища всякую замену им. Еще одна легенда, связанная с Валентином – будто бы, будучи заключенным в тюрьме, влюбился в Юлию, дочь надзирателя. В иконографии изображается с мечом в руках, либо с солнечным диском. Либо возвращает зрение слепой девушке.

24 февраля – день св. Матвея-апостола. О нем существуют разные легенды, которые сказались потом на его памяти. Они по-разному свидетельствуют о том, где он проповедовал, где его постигла смерть, как и когда и куда попали его останки. Есть предположение, что императрица Елена, мать Константина, перенесла его мощи в будущий Константинополь. Они попали и в Трир. Там они хранятся в базилике аббатства св. Матфея. По другим сведениям – в Риме, в Санта-Мария-Маджоре. В Падуе, якобы, тоже. Св. Матфей – покровитель столяров и мясников. Изображается пожилым человеком, которого убивают алебардой или мечом. Либо сам держит в руках одно из этих орудий.

Март носит название от имени бога войны. Воины начинались в теплое время, до начала весны оружие Марса хранилось в храме. 1 марта его выносили и праздновали наступление весны, войны. Приносили жертвы – молодой скот, молодую траву, в древние времена – человеческих детенышей (молодежь выгоняли из страны, чтобы она искала счастья в других странах, дабы избежать перенаселения, отсюда – колонизации). В Риме в этот день жгли костры на Форуме. На этом огне пекли солдатский хлеб, делили между воинами. Отсюда название хлеба – марсов хлеб (martis panis), отсюда – марципан.

19 марта – св. Иосиф. Покровитель бедных и сирот. В Италии в этот день еще в традиционные времена вплоть до 2 мировой войны проявлялась особая забота о бедных. Инсценировали прием бедных на дому. Считается покровителем столяров, девушек на выданье. Покровитель Валентии, рабочих, которые противостоят притеснениям. Покровитель путников. Святой патрон Австрии, Чехии, Мексики, Бельгии, Канады, южно-вьетнамских христиан, китайских миссионеров.

21 марта и 11 июля – св. Бенедикт Нурсийский, 480-547 гг. Его жизнь связана с Кумбрией (центральная область Италии), родился близ Сполета, как и его сестра Схоластика. Область рядом со Сполето – Нурсия. Учился в Риме, оттуда ушел в Субьякко. Сейчас это – целый комплекс монастырей в горах, куда добраться довольно трудно. Довольно скалистое место. Сейчас монастырь существует, выстроен на скале. Часть его смотрит на скалу, часть вырыта в скале. Тайком поселился в Субьякко в нижней пещере, где о нем знал только один инок, который спускал на веревке корзину с едой. Когда его обнаружили, он должен был уйти оттуда. Ему представилась возможность открыть свой монастырь на Монте Кассино. Базовый монастырь бенедектинского ордена. 525 г. – стал основателем ордена. Патриарх западноевропейского монашества. Патрон батраков и крестьян в Италии (когда пришел в Монте Кассино, в окрестностях восстановил полевые работы), итальянских спелеантологов (которые изучают пещеры). Покровитель инженеров и строителей. При отравлениях в смертный час ему молятся. Изображается с книгой, или с просвирой в руках, или с собственным уставом.

25 марта – Благовещение. Стало самостоятельно отмечаться с IV в. Перед Пасхой начинается великий пост. Перед постом – Масленица, которая может начаться с Епифании. Кульминация карнавала – театральные представления, апогей – битва Масленицы и Поста. В Италии это – схватка между Карнавалом и старухой Кварезимой (40 дней поста). Битва заканчивается победой Кварезимы. Изготовлялась из тряпок, к ее ногам привязывали 7 перьев, каждую неделю срывают по одному перу. На окнах в традиционные времена в Италии, или между домами, привязывали гирлянды из 40 кукол, каждый день снимали по 1 кукле, куклу начиняли сухофруктами.

Март-апрель – Пасха. Перед постом тоже были очень большие праздники. Последнее воскресенье – пальмовое, последняя неделя поста – святая неделя. С четверга до полудня субботы колокола молчали, со страстной пятницы до субботы устраивались в Италии торжественные процессии. Колокола в субботний день – глория. Вечер субботы – всенощная и все то, что ей сопутствует. Во Флоренции с XV в. праздник – взрыв повозки. По городу провозилась повозка, в которой учинялся фейерверк.

Апрель в древнем Риме месяц любви, Венеры. Символизирует возрождение весны. 1 апреля в СВ появился день дурака. Festas tultorum с XII в. Сначала праздновался в феврале добавочным днем, иногда даже в дни сатурналий. Потом его перенесли на 1 апреля. Сначала там участвовала лишь молодежь из школяров и низшего духовенства. Поэтому – festum hipo diaconorum. Устраивали всякие безобразия, смешные мессы, загоняли ослов на паперть. Высшее духовенство относилось к этому критически. Праздник неоднократно запрещался – и в XIII, и в XVI в. 1555 г. – запрещен Дижонским парламентом. Даже Анна Австрийская наблюдала этот праздник.

24 апреля – день памяти св. Георгия. Мученик, пострадавший при Диоклетиане. Народная легенда значительно богаче. Называет его драконоборцем. Иконография соответствующая. Покровитель сельскохозяйственных работ. Все работы были связаны с ним, многие весенние культы – тоже. В Италии когда-то с его именем был связан праздник пастухов. Святой патрон Англии, его культ проник туда еще до норманнского завоевания. После его тоже очень почитали. 1347 г. – Эдуард III основал орден Подвязки, патроном которого изначально был Георгий. Эдуард IV построил капеллу в Виндзоре. В середине XVII в. – патрон Англии. Патрон итальянской конницы, Арагона, Португалии, Германии, Генуи, Венеции. К нему обращаются при чуме, проказе, сифилисе.

25 апреля – день Марка-евангелиста. По традиции считается основателем Александрийской церкви, мученик. В IX в. его мощи были перенесены в Венецию. Сначала хотели поместить на островах в лагуне, но в конце концов он попал в Венецию. Патрон секретарей, нотариев, испанских скотоводов.

30 апреля – праздник св. Вальпургии. Кто она такая – никто не знает. Сама святая потерялась в языческом празднике. Предположительно монахиня из Англии, которая в середине IX в. приехала в Германию, чтобы основать там монастырь. Получилось ли – неизвестно. Переплетается с праздниками, ведущими начало от римской мифологии. Окончательные проводы зимы и торжество весны. В германской мифологии в ночь на 30 апреля ведьмы устраивают шабаш на горе Брюккен, там собирается нечисть. Молодую женщину (Майю) приговаривали к смерти, ее от этого должен был спасти смелый юноша. Этот праздник символизировал борьбу уходящей зимы и торжествующей весны. Юноша – майский король, спасенная девушка – майская королева. В этот день нельзя работать.

Колокола посвящены деве Марии. Месяц превратился в месяц Марии.


 

28.09

1 мая, 25 июля – память св. Иакова. О нем тоже много легенд. Был обезглавлен, похоронен в Иерусалиме. Его останки перенесли в Сантьяго-де-Компостела. По апокрифам проповедовал в Испании, добрался даже до будущего Сантьяго-де-Компостела. Праздник зеленого Сантьяго – праздник влюбленных и цветов. Патрон пилигримов, Испании, стран латинского мира, в частности Гватемалы и Никарагуа. Изображается бородачом в шляпе, которая украшена раковинами (это эмблема Компостелы). Или изображается несколько раковин. Иногда – пилигримом с сумой и посохом в руках. Иногда – акт мученичества.

3 мая – апостол Филипп. Приял мученическую смерть в МА в правление Димициана. Мощи были перенесены в Рим, хранятся в церкви 12 апостолов. Покровитель Уругвая. Изображается бородачом с корзинкой в руках, там лежит крест и обувь.

4 мая – день св. Флориана Лорхского. Австрийский мученик римской эпохи, был римским офицером, служил в будущей Австрии в Норике. Пострадал от преследований при Диоклетиане за попытку спасти несколько десятков христиан. Сбросили в Энс, женщина нашла и похоронила его. Мощи попали в Рим, оттуда отдельные части их распространились по свету, попали в Краков. Были подарены королю Казимиру. Считается покровителем Австрии, Польши, пожарников, утопленников, тем, кому угрожают наводнение и пожар. Одна рука помещена на мельничные жерла, либо на камне, а его тащат к реке.

15 мая – Исидор Мученик. Святой XII века, испанский. Не путать с Исидором Севильским. Человек из бедной семьи, всю жизнь крестьянствовал. Символ крестьянского труда. С XII в. появляются святые из трудяг, святой Исидор – один из них. По легенде после смерти сына они с женой продолжали жить святым браком, решив служить господу, занимались благотворительностью, делили хлеб с бедными. После смерти явился королю Альфонсу VIII и показал ему тайную тропу, по которой тот внезапно вышел к вражескому войску мавров и смог его разбить. Покровитель Мадрида, крестьян, батраков, сейчас – аграрного общества США. Изображается с граблями и лопатой. Иногда его сопровождает вол, над ним порхает ангел.

17 мая – св. Патрик. Бритт, родился в Шотландии, в 16 лет попал в Ирландию. Через какое-то время вернулся туда по велению папы. Первый ирландский епископ. Апостол Ирландии. Основал школу Вармаги. Стремился сблизить кельтскую церковь с континентальной. Мощи его хранятся в Кластонсберри. Патрон Ирландии, Нигерии. Изображается в епископском одеянии с посохом, иногда с огнем.

30 мая – св. Жанна д'Арк. Канонизирована в 1909 г. Стала Блаженной. В 1920 г. была признана святой. Покровительница Франции. Изображается в рыцарских доспехах, иногда – на белом коне, с мечом или копьем.

40-й день после Пасхи – Воскресение. Потом – Троица (Пятидесятница). Празднуется с IV в. Праздник тела господня (corporis dei) – первый четверг после Пятидесятницы. Был введен в 1264 г. папой Урбаном IV в память о Больсенском чуде. Во время богослужения в одной из церквей там во время Причащения выступила кровь. Праздник был описан Фомой Аквинским. В Италии в этот день устраивали грандиозные процессии. В странах Пиренейского полуострова этот праздник – один из самых любимых. В XIII в. назывался «новым праздником». Преимущественно городской и сословный праздник. В Испании его празднуют по цехам. Сначала – торжественное шествие по городу. Затем – месса в соборе с мираклием. В наши дни это лишь участие в мессе нескольких мальчиков, танцоров, певчих. Танцуют в масках царя Давида. В 20-е гг. XX в. в Сеговии несколько юношей исполняли танец с мечами под звуки кастаньет. Пышные процессии. Составной элемент процессии – участие в ней карликов и великанов. Дракон (тараска), на спине у него акробатка. Первоначально изображала Анну Болейн (ради нее Генрих VIII расстался с Екатериной Арагонской).

2 июня – святой Эльм (Эразм), мученик начала IV в. Один из 14 святых помощников христианских. Жил в Италии, был епископом. Потом удалился с миссией в Сирию, стал отшельником, при Диоклетиане погиб. Останки перенесли в Гаэту (город между Римом и Неаполем). Это центр культа святого Эльма. Легенда – продолжал проповедовать даже когда находился на корабле. В мачту ударила молния, поэтому моряки, пропавшие в шторм и грозу, молились ему. Электрические разряды, появлявшиеся на мачтах, принимали за небесные знаки того, что Эльм защищает моряков от шторма. Более поздняя легенда – язычники вспороли ему живот, вытащили кишки, намотали на катушку, на которой треплется канат. Покровитель моряков, особенно Гаэты, рожениц и всех тех, кто страдает коликами и спазмами. Изображается с огромной раной.

5 июня – святой Бонифаций (Уинфред). Бенедиктинский монах из Англии, миссионер в Германии. Конец VII – первая половина VIII в. Эпоха поздник Меровингов – ранних Каролингов. Был епископом зарейнских земель, проповедовал на юге Германии, в Баварии. Каролинги-майордомы ему покровительствовали. В конце жизни отказался от архиепископской кафедры и пошел с миссией к фризам. Был убит язычниками. Похоронен в Фульде. Изображается с пронзенной мечом Библией. Оказал влияние на немецкую и английскую церковь, развивал книжное дело.

9 июня – день святого Колумба. Жил в VI в. Один из самых известных шотландских святых, хотя родился в Ирландии. Там и начал свою деятельность. Основывал монастыри, распространял книжное дело. Был вынужден оставить Ирландию и уйти в Англию. Там основал монастырь Йона, который подарил ему один шотландский вождь. Тут был создан центр христианизации Шотландии, откуда он ходил с миссией к скоттам, пиктам. Основал и другие монастыри. Считается покровителем Ирландии, где и похоронен.

11 июня – день памяти апостола-мученика Варнавы. Родился и погиб на Кипре. Покровитель Кипра.

23 июня – св. Апполинарий Ровенский. Мученик, епископ. Первый епископ Ровенны. Пострадал за веру, погребен в церкви Сан-Аполинаре ин Классе. На мозаиках есть его изображение. Обычно изображается с мечом или посохом в руках. Или черт его старается проглотить.

24 июня – день Иоанна Крестителя. Похоронен в Севасте. Могила была осквернена и сожжена. Мощи непонятно где. Во многих местах в качестве мощей выставляется его череп, который все выдают за истинный. Покровитель монахов.

29 июня – день памяти св. апостола Петра. Принял мученичество в правление Нерона. Последнее его желание – быть повешенным вниз головой. Мощи хранятся в базилике св. Петра в Риме. Первый епископ Рима. По своей бывшей профессии считается патроном рыбаков и священников. Изображается трудягой, мускулистым пожилым мужчиной с ключом в руках. Иногда – с рыбой, иногда – с тонущим кораблем.

29 июня – день апостола Павла. Казнен в Риме. По следам его крови, по легенде, сразу забили 3 источника, где и воздвигли церкви. Похоронен в церкви Сан-Паоло фоли ремуре. Там центр его культа. Считается святым покровителем Мальты, т.к. был там. Покровитель Греции.

3 июля – день памяти св. апостола Фомы Неверующего. О нем много легенд. Попал в Индию как раб, тем не менее занимался там миссионерством, основал несколько церквей, погиб от удара меча. В XVI в. его мощи якобы были обнаружены в Индии. Есть другая легенда. Еще в IV в. его мощи попали в Эдессу, оттуда – в Италию в Ортону. Там находится центр поклонения.

20 июля – день св. Маргариты Антиохийской, девы-мученицы. Культ распространен во Франции, Англии, Германии. Пострадала при Диоклетиане, тоже отказала жениху, была брошена в тюрьму, там ей явился дьявол в образе дракона и проглотил. Но на ней был крест, из-за чего дьявол ее выплюнул. Его продолжили мучить – не вышло. Многие люди при виде ее мучиничества обратились в христианство. Ее обязглавили. Одна из 14 помощников. Жанна д'Арк слышала ее голос. В конце X в. ее мощи были перевезены из Антиохии в Италию. В 1213 г. попали в Венецию. Покровительница беременных, рожениц и умирающих людей.

22 июля – Мария Магдалина (Мироносица). Умерла в Эфесе. Мощи из Эфеса перенесены в афонские монастыри (по православной версии), по католической – неизвестно, куда. Иконография у католиков – в руках алебастровый сосуд с благовониями, длинноволосая. Иногда – с черепом (как у Тициана). Иногда – обнимающей правую ногу Христа.

25 июля – святой Христофор. Почитаем у католиков и у православных. Легенды расходятся. У православных: был язычником, дикарем огромного роста, происходил из Африки из племени берберов, вообще был с песьей головой. Взят в плен римлянами, служил в армии. Решил обратиться в христианство. Чтобы заслужить милость божию по совету одного отшельница стал переносить людей через переправу. Однажды переносил ребенка, потом оказалось, что это был Иисус. Другая легенда. Был очень красивым, пользовался успехом у женщин. Чтобы они не отвлекали его от служения, попросил его обезобразить. Казнен за нежелание отказаться от христианства. День памяти из всеобщего католического календаря в 1969 г. был удален. Но праздник остался в народной памяти и в местных календарях. Мощи и голова хранились в Константинополе, потом перенесены на о. Ра в Хорватии. В католической церкви один из 14 помощников. Святой патрон путешественников. Особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками, путешественниками. Крупные центры его почитания находятся в Италии. В католицизме считается, что он заботится о том, что связано с путешествиями, о носильщиках. К нему обращаются при ударе молнии, против мора. Лучники, водители, эпилептики, переплетчики. В случае наводнения, торговцы фруктами, сукновалы, против ливней, водители грузовиков, серфингисты, при зубной боли. Патрон Бадена, Борджа, Брауншвейга, Мекленбурга, о. Ра, Роермонда, Каталонии, Греции, Вильнюса, Гаваны, чтится в Испании. Изображается переносящим на своем плече ребенка.

29 июля – св. Марта. Современница Иисуса. Он не раз посещал ее дом, в котором она была хозяйкой. Сестра Марии Магдалины. Однажды был у нее с учениками. Марта была на кухне, Мария слушала речи Христа. Изображается домохозяйкой, в руках у нее хозяйственный инвентарь, в т.ч. – связка ключей. Покровительница домохозяек, служащих гостинично-ресторанного комплекса, поваров, официантов.

6 августа – Преображение.

10 августа – день св. Лаврентия Мученика. Пострадал при Валериане в III в. Претерпел мученичество вслед за гибели епископа папы Секста III и его товарищей. После этого Лаврентий продал часть церковных сокровищ, монеты раздал бедным. Его обвинили в растрате, привели к судье и потребовали возвращения церковного имущества. Префект приказал казнить его мученической смертью – поджарить на решетке. Похоронен в Риме в одном из пригородов. Позже Константин воздвиг базилику Сан-Лоренцо на этом месте. Почитается с IV в. В VII в. частью мощей Папа поделился с королем Нортумбрии. Его почитают и в Германии, т.к. Лаврентий помог немцам одолеть венгров в битве при Лехе в 555 г. Покровитель поваров. Изображается на жаровне, или с крестом на спине, в руках держит Священное Писание.

12 августа – святая Клара, ученица и последовательница Франциска. Основательница ордена кларисок и 47 монастырей этого ордена. Почитается в Италии. Считается покровительницей вышивальщих. Имеет отношение к современности – с 1958 г. считается покровительницей телевидения. Изображается в руках с лилией.

15 августа – успение Богоматери.


 


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 10 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.027 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав