Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Латинская эпиграфика

Читайте также:
  1. Латинская Америка: выборы пути.

Подавляющее большинство сохранившихся европейских надписей выполнены латиницей. Дать краткий очерк латинской эпиграфики вряд ли возможно. Региональные отличии – в характере текста, в оформлении, в системе сокращений, в наборе букв, в их написании. Античная римская эпиграфика – основа.

В СВ латинский алфавит пополнился рядом букв и надстрочных знаков, которых классическая латынь не знала. Античные надписи относительно легко читать. Кроме того, в СВ некоторые старые буквы приобрели новое написание. Много сокращений, как и в рукописях. Они более однообразны, зато некоторые надписи состоят почти полностью из сокращений.

Как и в древности, в СВ редко делали различие между U и V, I и J. Их начинают различать лишь в XVI в.

В Испании широко употреблялась вестготская T, как Р, обращенная влево. 1091 г. – клионский собор, вышла из употребления, когда вестготские буквы были заменены галльскими.

В раннем СВ в Италии буква Q была в виде буквы О с вертикально прочерченной линией внутри нижней части буквы, или в виде зеркально отраженной Р. Буква G часто была лишена горизонтальной черточки, или завитка внутрь. Чаще выглядела как C, дополненная вертикальной линией от нижнего края вниз.

Надписи VI-VIII вв. в Галлии и Италии – наклоненная вправо или лежащая буква S. Ранние СВ итальянские надписи – греческие буквы, например, перевернутая дельта, или замена C на К.

На протяжении всего СВ имя Иисус Христос часто писалось в сокращенном виде XPC, XPS и т.д. Или сочетание альфы и омеги.

Новые буквы в англосаксонском латинском письме. 2 буквы, которые принято писать thorn и wynn воспроизводили знаки рунического письма. Первая – для передачи th (think), выглядела как латинская Р, округлая часть которой была посередине ствола и была более выпуклой. В XIV в. ее стало вытеснять сочетание букв th, в заглавных буквах – Y. Иногда она встречается в вывесках. Этому способствовало книгопечатание, т.к. в шрифтах, которыми пользовались английские типографы, буквы thorn не было. Вторая – звук w, также напоминала букву Р. Нижняя душка была не загруглена, а как ножка рояля спускалась вниз. В VII в. передавался сдвоенной латинской U. К ней стали возвращаться после норманнского завоевания. С XIV в. она доминирует, породив форму W. Часто выглядит как диграф VV, причем, внутренние ветви часто пересекаются.

Буква yogh, очертаниями напоминает кириллическую З с опущенным или удлиненным хвостиком. Ее прообразом могла быть германская руна гифу, или ирландская буква Г. Передавала звуки г, к, кх, й. Латинская g часто изображалась с помощью yogh. Передавали gh, или латинской y, латинской Z, что повлекло за собой искажение многих имен собственных. Родовое шотландское имя McCoinig превратилось в McCenzie.

Буква J получила распространение в конце СВ, обозначала звук J, или звук vi. В ходу – готская хвайр (hv), в словах, которые сегодня пишутся как who. Как латинская h, правая часть которой переходит в u.

Буква S долго передавала звук З. В донорманнский период имела сильно удлиненный ствол. Латинскую D писали на манер старой кириллической D, с концом кверху. В VII-VIII вв. ее использовали для передачи звонкого th (that).

Для передачи слов orare и sanctus использовали оригинальные аллигатуры. 7 – and.

Сходные проблемы (наличие автохтонно алфавита и отсутствие некоторых букв) – Скандинавия. Древнейшие рукописи – XII-XIII вв. Используется руна thorn, но скандинавы пошли по пути использования акцентов.

Th (that) – D с перечеркнутой перекладиной, звук Э – знаком ae, или буквой e с запятой внизу.

Удвоение букв и диаклитика – у словян. SS и ЕЕ в чехи в XIII в. означали Ш и долгое Е. Для передачи Ж, Ч, Ы особых средств не было. PRZ – Пржемысл.

Начало XV в. – Ян Гус написал трактат об орфографии. Предложил точки над буквами. Со временем они были заменены крючками. С с галочкой – Ч, R с галочкой – Ж, S – Ш, E – мягкий Э.

Латинские надписи первых столетий СВ мало чем отличаются от античных, но дегдарация на лицо. Падение качества надписей. Мозаика. Кульминация процесса к концу VIII в. Разлиновка поля перестает быть нормой. Это особенно характерно для лангобардии. Это сразу сказывается на параллельности строк, на размерах букв в разных строках. Практически исчезает какая бы то ни было пунктуация. Элемент одной буквы нередко служит основой для другой. Правые стволы A, N, M, V – основа для ствола J. Правый ствол N может использоваться для начертания TE. Так записывали слово orantes – молящиеся.

Сокращения редки. Только в священных именах. Domins – DNS, иногда – DN или D. Sanctus – S. Косвенные падежи – SCI, SCO, часто с горизонтальной чертой. Некоторые унаследованы от античности. CA (calendae). Появляются квадратные буквы. Ширина и высота совпадали или более менее одинаковы, округлые линии заменены прямые. Испания середины V в., встречается в Галлии VI в. В Италии (исключая Равенну) – с IX в.

Исключаются переносы слогов. Написание откланяется от нормы. Abba часто пишется через aba, вместо annus – annis. Конечное латинское ae заменяется на e. Q – C.

SPQR – senatus populusque Romanum. Классическое сокращение.

Возврат к классике в Каролингскую эпоху. Что-то сохраняется не античное. T зачастую пишет выше остальных, что позволяет прижать к ней соседние буквы. X в. – упрощение ндаписей. Круглые формы уступают место овальным, затем – квардатным. Признаки пунктуации. Фразы разделяются точками, иногда – не одной. Одна точка часто на уровне средней части буквы, 2 и 3 – вертикально, 4 – в форме креста. Многие надписи вообще начинаются и заканчиваются изображением креста. Исчезают промежутки между словами. Лигатуры редки, касаются nomina sacre. Сокращения – надстрочные знаки, указывают на пропуск букв. Obiit – O с горизонтальной чертой над ней. Episcopus – E (Eps).

Большинство сокращений расшифровывается без особых усилий, но некоторые надписи требуют специальных знаний. Слово ecclesia может вовсе опускаться. SO – sancto Iohanno.

PLM – plus minus. STTL (Испания) – sit tibi terra levis. Некоторые сокращения читаются условно. DCO – deus creatur omniotens.

XI в. – континентальные надписи, удлинение букв. Цель – экономия места. Начинают распространяться пробелы, преобладают прямоугольные формы, знаки пунктуации. Много сокращений. Буквы часто соединены или переплетены. Иногда слова обрываются.

XII в. – все более ясные каллиграфчески исполненные надписи. В Италии появляются украшенные буквы, чаще всего – растительным орнаментом. Отделение строк двумя линиями становится нормой. Также – пробелы и пунктуация. Точкой могут быть отделены все слова, кроме предлогов. Сокращений не много.

Окончание que передается обращенной влево Р. Иногда – двоеточием. Много лигатур, затрудняющих чтение. О становится менее круглой. Появляется двойная прорезь букв. Характерно для заальписйских стран. Вьенна, 1152 г.

Одна и та же буква может иметь разные формы даже в пределах одной надписи.

XIII в. – отделение каждого слова точкой. Если для знака не хватает место, он – в начале следующей строки. Закрытие букв при помощи дополнительных линий. В пределах одной буквы как широкие, так и тонкие и узки прорези.

XIV в. – переосмысление пунктуации. Разделительные знаки – конец предложения, обособленные группы слов. Разделение жирных и тонких линий сходит на нет. Мода на ломанные линии и дополнительные штрихи. Майнц, 20-е гг. XIV в. Южная Европа – не характерно.

В Испании редки переносы слов, сокращения. Лигатуры распространены. Буквы, обозначающие гласные за согласными, включены в их пространство. O и U могут быть вписаны в овал C.

Ирландское латинское письмо известно по рукописям второй половины VII в. Развилось из полуунциального письма V в. В надписях много округлых форм.

Затем – мода на заостренные концы выносных букв (острое ирлансдкое письмо). VII в., сохранило характеристики вплоть до НВ.

Ирландцы – разделение слов пробелами и точками, число которых указывало на степень обособления той или иной группы слов.

Англосаксонская письменность – взаимодействие латыни с рунами. Ощутимо влияние ирландского письма на севере.

С начала VII в. стала проникать письменность континентального типа – различные варианты галльского и итальянского. Использовали как инсулярное письмо, так и континентальное. На островах практиковалось заимствование особого способа организации текста у римлян. Per colla et commada. Каждая фраза или смысловой блок фразы начинается с новой строки. Словоразделение почти не практиковалось. Континентальное влияние в первые столетия слабое.

Минускул применялся только в латинских текстах. Надписи на народных языка – квадратное письмо. После норманнского завоевания характер письменности меняется радикально. Постепенно в ход приходи англокаролингский минускул.

Подавляющее большинство известных надписей – устойчивые формулы. В их рамках возможны вариации. Они бывают как книжного, так и разговорного происхождения. Источником надписей нередко служил литературный текст. Это касается и эпитафий, которые создавались многими известными писателями. Их приемущественно заимствовали из поэтических текстов. Источник – литургический текст, текст гимна, молитва, благословение. Молитва за усопших.

Авторская проповедь, в том числе человека, жившего за сотни лет до составления надписи, известной ему по рукописям посредников. Сочинения языческих авторов. Встречается в самых разные эпохи.

Не напрямую из текста брали, а из источника-посредника, прежде всего – из флорилегиев. Сборники мудрых мыслей. Характерны для Италии и Франции. Часто копировалась известная надпись или части ее.

Часто опирались на рукописный текст, свод эпитафий. Часто – лишь воспроизведение надписи.

Miserere teos, первый стих из покоенного 50 (51 псалма), надписи Каролингского времени. Dimitta ei deos, Anima cuius requiescat in pacie. Была популярна в Галлии III в. Cuius anima propicietur deus.

Надписи на колоколах. Ave Maria, Christus vincet Christus regnat Christus imperat.

Содержания надписей. Эпитафии – самый распространенный источник.


 

12.10

Содержание надписей

Эпитафии. Самый распространенный тип надписей. Данные по ономастике, демографии (часто есть указание на возраст, в котором человек умер). По самым разным аспектам истории культуры, в т.ч. по религиозным представлениям.

Поздняя античность. В ранних СВ надписей по VIII в. указывается точный возраст умершего, имена тех, кто заказал надпись. Во Вьенне найдено на сегодня 202 эпитафии V-VII вв. 168 содержат указания на возраст. Подсчитано, что лишь один человек дожил до 60 лет. С каролингской эпохи чаще всего называется только дата смерти, а иногда – только число без указания года. Причина – теряется представление об историческом времени, важным становится только литургическое время. Также обстоит дело со многими агиографическими текстами – всегда есть дата смерти, но не год. В каролингских надписях указывается, что умерший был знатен, указываются титулы, то, что он – основатель монастыря, например. Мода на стихотворные эпитафии. Они затрудняют составителю внятный рассказ о покойном. Как правило, там есть указания на его высокие моральные и религиозные качества, просьба молиться за него, но мало конкретных сведений о его жизни.

Эпитафии знатных женщин – сведения об их происхождении, родственниках, муже, детях. XI-XII вв. – эпитафии становятся короче. Часто не содержат указания на время и обстоятельство жизни покойного. Испанские надписи этого времени несколько более предметы.

Изредка именно из эпитафии можно узнать дату смерти весьма известных людей. Сен Виктор де Марсель. Только благодаря дате на надписи в Киевской Софии известна точная дата смерти Ярослава Мудрого.

В это время характер эпитафий и информационная нагрузка варьируют. В XIII в. появление эпитафий на народных языках, отход от рифмованных надписей. Все больше эпитафий горожан, оригинальных текстов. Все больше биографических сведений, этапы карьеры, ученые звания, для женщин – кто муж, есть ли дети. Появляются надписи, увековечивающие благодеяния человека. Особняком – гуманистическая эпитафия, Италия XIV в.

Гуманистическая эпитафия – подражание античной эпитафии. Оплакивание бренности мира, грусть об ушедших, благодарность за дружбу и труды. Молитвы редки, зато длинные биографии и перечень сочинений. Стихотворные эпитафии, текст соседствует с изображениями. Во многих надписях – цитаты из античных авторов, в т.ч. из Овидия и Авлгелия. Часто не ясно, это цитата из античного автора или СВ автора, знакомого с античностью.

Каменные хартии. Официальные тексты разного рода, высеченные в камне. Этого не бывает на Руси. Это могут быть дарственные грамоты, законы, какие-то официальные надписи.

Откуда происходят? Большинство – VII-XIII вв. Создавались в Италии – Рим, Милан, Пиза, Феррара. Франция – Вьенна, Блуа, Орлеан. Рейн – Кёльн, Майнц, Шпейер. Хорватия – о. Крк. Рим – надпись врезалась иногда спустя много десятилетий или столетий, когда в архиве был утрачен документ. В Германии и Франции – «по горячим следам». С целью сохранить свидетельство об имущественных приобретениях в условиях ненадежности архивных собраний, затем – с демонстрационными целями. Нередко это именно грамоты, прежде всего – дарственные. Мало чем отличаются от тех, что сохранились на бумаге. Боле лаконичны. Это не выжимка, но опущение некоторых деталей.

Привилегии, данные тому или иному городу со стороны императора (Генрих IV жителям Шпейера). Или со стороны местного епископа. Или городские статуты (статуты Феррары 1276 г.). Там, где каменные хартии были распространены (Дофине), увековечивали статуты даже самых маленьких городов. Сохранились вырезанные в камне торжественные клятвы. С XIII в. – обещания монахов молиться за благодетеля. Надписи, содержащие перечень владений. Двери аббатства Монте-Касино в южной Италии. 4 раза монастырь подвергался разрушению, последний раз – в 1944 г. Иногда это только выжимка из подлинного документа. Надпись из Наварры.

Много мемориальных надписей. В Риме – надписи, фиксировавшие разливы Тибра. Плиты с надписями ставили в память о землетрясениях (Бордо), больших пожарах (Безансон), отмечали политические события (Мурский камень, избрание в 1396 г. королем Швеции Эриха Померанского). Надпись о завоевании Далмации венграми в 1105 г. Надпись о победе болгарского царя Ивана Асеня над войсками эпирского деспота Федора Ангела. Иногда – менее важные события. Посещение монахом такого-то города. Надпись о переговорах Барбароссы с представителями ломабрдских коммун. Текст может быть настолько туманен, что о сути событий можно понять только из других источников. Надпись в Пизе XI в., пизанцы отвоевали часть северной Африки.

Надписи фиксировалось завершение строительства городских объектов. Восстановление разрушенных Барбароссой стен Милана. 1446 г. – возведение крепостных стен Каффы. Во многих надписях указано и имя исполнителя, количество денег, ушедшее на работу. Некоторые надписи отмечают начало работы.

Надписи пропагандистского типа. Часто – на городских воротах. Рим, Папа Льеч IV. Надписи могли запечатлеть победу некой внешней силы. Надпись из Вальтаджо, район Генуи. Ковер из Байе, рассказ о завоевании Англии. Ковер 70 метров в длину, 50 метров в ширину. Автор текстов – англосакс. Иногда надписи фиксируют события научно-испытательского характера. Тьмутарананский камень. Надписи с фантастическими событиями. Ипсвич, восточная Англия. «Здесь св. Михаил боролся с драконом». Надписи на артефактах. Среди них – мемориальные надписи, призванные сохранить память о совершенных сделках. Чаще всего – имя владельца или мастера. Английская надпись IX в. «меня приказал сделать Альфред».

Заздравные надписи на кубках, чашах, сосудах. Болгарская кириллическая надпись середины X в. На западноевропейских изделиях из драгоценных металлов иногда указывается их вес. Пограничные камни. Бургундия, конец XIII в. Традиция создания межевых камней с надписями уходит в древность. В НВ надписи заменяются условными знаками. Пограничные знаки, выбитые на камне. Столб между Византией и Болгарией 904 г., на территории нынешней Албании.

Надписи на памятниках изобразительного искусства. Встречаются далеко не на всех изображениях. Иконография даже самых популярных персонажей долгое время не была устойчива. На иконах – крестильные имена дарителей. По мере становления светской культуры надписи все более разнообразные.

Граффити. Достаточно редкие надписи. Их делали на самой разной поверхности. Упор на то, что такая надпись не была предусмотрена строителем или мастером. Она сделана не профессионально. Иногда грань, отделяющая граффити от официальной надписи, не ясна. Например, авторские надписи на изделиях. Сохранились плохо. За редкими исключениями их не старались сохранить. То, что уцелело, уцелело по большей части случайно. СВ граффити – на бытовых предметах, обнаруженных при раскопках. Чаще всего стали доступны благодаря реставраторам. Отражают разговорный язык, как правило – данные местности. Большинство известных надписей граффити – молитвенные надписи. Или поминальные. Есть и развернутые просьбы, чаще всего – о прощении грехов, тексты классических молитв. Записи обетов. Надписи паломников. Надписи заключенных. XII в. – надпись из Норвического замка. Здесь же – надписи палачей, в т.ч. заверение, что заключенный стал в результате обработки «на фут длиннее. Чем сделал его господь».

Надписи мастеров. Невозможно установить, кто автор надписи – владелец или изготовитель. Нередко надпись содержит сведения о назначении изделия. «Гарухша», надпись из-под Смоленска на керамическом сосуде середины X в. Есть граффити фривольные, богохульные, шуточные. В Киевской Софии – загадки, проклятия авторам нечестивых надписей. Отдельные граффити имеют летописный облик.

Часто есть сообщения о смерти священнослужителей. Эпитафия из Тулузы VIII в. Обращение к Троице. Текст Никейского символа веры, начало IX в. близ гробницы св. Петра. Клирики и миряне знали псалмы наизусть. Достаточно было намекнуть на тот или иной стих, чтобы он был понятным. Поэтому многие надписи содержат лишь начальные слова молитв. Такое сокращение называют incipit.

Источник для выяснения сравнительной популярности молитв. С X в. тем, кто будет молиться, тоже обещали вечную жизнь.

Надписи, отражающее полемику с идеями Библингария Танжерского, настаивающего на духовном смысле преосуществления, а не материальном.

Греческие христианские надписи в Йемене, на северо-западном Кавказе. Отсутствие арабских надписях на Сардинии и Корсике.

Греческая эпиграфика изучена хуже, чем латинская. Турки очень много уничтожали в Греции, МА. Кроме того, это бедная страна, где не может быть таких центров, как на западе. Хронологическая атрибуция большинства надписей. В Византии надписи датированы точнее, но их число очень невелико. В Византии старались подражать античным образцам, зачастую надпись содержит буквы и элементы, выполненные совершенно разными способами. Характерно для надписей IX-XII вв. Проблемы с чтением диаклетических знаков. Многие надписи демонстрируют иную систему их использования, чем в рукописях. Греческими буквами выполнены надписи на языка других народов, входивших в ареал византийской культуры, пока они не создали свою письменность. Болгары, авары.

Эпохи: по VII в. (продолжение античной традиции), VIII-IX вв. («темное время», мало надписей), IX-XII вв. (появление минускулов, изменение формы и шрифта, разнообразие в написании букв), поздневизантийский период (преобладание рельефного шрифта). Греческие надписи, как правило, более ровные, чем латинские в целом. Мало словоразделительных знаков, обычно используются для разделения фраз. Знака переноса не существовало. Сокращения реже, чем на западе, по большей части это – священные имена. В палеологовскую эпоху их становится больше. Практикуется вынос в надстрочные знаки артиклей и окончаний.

Большинство византийских надписей – посвящения, в основном – со стороны ктитора. Много граффити, в т.ч. на внутренних стенах храма. В православном мире к этому относились более терпимо, чем на западе. Много цитат из Писания, церковных песнопений, собственно певческих надписей с элементами музыкальных нотаций. Встречаются тексты дарений в пользу церковных учреждений.

Плита с эдиктом Мануила Комнина (1166 г.), оказавшаяся в мавзолее Сулеймана Великолепного. В раннесредневековом Египте хозяйственные надписи делались на глиняных черепках. Многие надписи в раннее СВ выполнены латиницей, либо же с использованием латинских букв.

Греческие надписи – ряд стилистических особенностей. Более окрашены в религиозные тона. Светские мотивы менее часты, более трафаретны.

Рунические надписи. Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи», М., 2001. Маккаев Э.А. «Язык древнейший рунических надписей», М., 2002. Нет книг о рунической письменности в целом. Слово «руна» из древнеисландского run – «скрытое знание», «тайна». Предназначено в первую очередь для сакральных надписей. Но уже в эпоху переселения народов – для фиксации принадлежности предмета, для поминовения после смерти. Древнейшие надписи – II в. дон.э.

IX-X вв. – древнеанглийская песнь о рунах. На пергмаенте писали обычно на латыни.

Есть версия, что большинство рунических рукописей погибло во время Реформации. Новое письмо потеснило древние руны и в других случаях. XII в. – при составлении мемориальных надписей на надгробиях. В быту рунами пользовались иногда даже католические священники, как и знать. В магических целях, для календарных расчетов. Их часто делали на специальных жезлах. В Швеции вплоть до XVII в. руны были задействованы.

Различают старшие руны и младшие руны. Старшие – более поздние. Это надписи германцев в целом. Встречаются не только на исконных землях древних германцах, но и в странах, где они двигались. Франция, Чехия, Польша, Румыния, Украина, что-то – на востоке от Днепра. В самой Германии к началу IX в. рунический алфавит выходит из употребления. Младшие руны – скандинавские. Их находят на территории от Гренландии до Руси (Ладога, Новгород, Полоц, Ярославль). Встречаются в Константинополе и в Риме. Видимо, это были граффити английских и скандинавских паломников.

На сегодняшний день – более 6000 рунических надписей этого времени, считая предметы с отдельными рунами, не образующими фразу. Большая часть – в Швеции, в центральной части, там почти 3000. Примерно 1600 – в Норвегии. 800 – Дания, 200 – Англия, 75 – Гренландия, 18- Ирландия. В Исландии – до сих пор ни одной рунической надписи старше XV в.

До сих пор не выявлены рунические надписи в Нормандии и Йорке. Их нет в Эстонии, всего 1 надпись в Латвии, 2 – в Финляндии.

Рубеж старших и младших рун – 800 год. Условный. Швеция, распространение младших рун – X в. Англосаксонские руны. Несколько разновидностей позднесредневековых скандинавских рун.

Выявлено около 80 континентальных рунических надписей старше 800 г., около 260 – скандинавских. Футарк – рунический алфавит. Считается, что алфавит создан одновременно на базе греческого и латинского. Есть и свои буквы. Есть надписи рунами и латиницей, рунами и кириллицей, сочетание отдельных рунических и латинских (или кириллических) букв. Руноподобные надписи. Каждая руна имела свое название, означавшая определенное слово. Первая руна – феху (скот, имущество), руна богатства. Вторая – уруз, руна могущества.

Иногда названия рун интерпретировались ассоциативно. Береза – рост, плодородие. В раннее СВ рунами писали как слева направо, так и справа налево. Иногда ветви рун помещены по другую сторону ствола.

Отсутствие округлых линий => писали в основном на дереве. Древнейшие надписи на дереве – Ютландия и датские острова, III-IV вв. Надписи поздней античности – на предметах. С V в. – все чаще на камне.

В древнескандинавских текстах упоминаются послания и надписи на деревянных палочках. Древнейшие руны по большей части короткие, состоят из одного слова. Иногда – более пространные, с магическим содержанием.

Известны сведения о мастерах-резчиках.


 

19.10




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 73 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.016 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав