Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Ч Е Л О В Е К ИЗ Л Е Г Е Н Д Ы

 

Морихэй Уэсиба — человек с фантастическими способностями, владевший множеством боевых искусств и ставший основателем «Искусства Мира», известного нам как айкидо. Это боевое искусство, способствующее совершенствованию и духовному росту личности. Принципы, заложенные в нем, позволяют остановить агрессора, не причинив ему вреда. Отрицая борьбу, избегая противоречий с природой, не преклоняясь перед грубой силой, айкидо является воинским искусством любви, дающим возможность быть в гармонии с другими людьми и всем окружающим миром.

 

Морихэй Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в поселении Танабэ, недалеко от японского города Осака. Это место славится буддистскими храмами, загадочными пещерами и святыми водопадами. Родители Уэсибы были людьми состоятельными. Мать, Юки, увлекалась искусством и литературой. Иороку Уэсиба, отец мальчика, более 20 лет был членом совета поселения.

 

Морихэй родился очень слабым и болезненным, что не предвещало сбыться его заветной мечте — стать героем-воином. Но Уэсиба был одаренным ребенком. Он очень много читал и быстро впитывал в себя колоссальный поток знаний. Побоявшись, что сын превратится в «книжного червя» и заядлого мечтателя, Иороку предоставил ему возможность заниматься сумо, продолжительной ходьбой и плаванием. Однажды, став свидетелем бандитского нападения на отца, Уэсиба понял — человек должен уметь давать отпор грубой силе. Именно это событие и подтолкнуло его к поиску истинного призвания в жизни.

 

В 17 лет он уже работал бухгалтером. Попробовал себя в предпринимательстве. Бизнес Уэсибы процветал. Но это не привлекало его, и он продолжал тренировки, начал заниматься дзю-дзюцу и фехтованием.

 

Морихэй Уэсиба был невысокого роста (всего 156 см), поэтому, чтобы вступить в армию во время русско-японской войны, ему пришлось упражняться в висах на ветвях деревьев с привязанными к ногам тяжестями для выпрямления позвоночника. Он проводил долгие часы в горах, упражняясь с мечом; он носил на своей спине больных и немощных паломников весь двадцатимильный путь к Святилищу Кумано, совмещая при этом акт милосердия с тренировками; чтобы выработать силу рук, он работал на рыбачьих лодках.

 

В течение армейских лет Уэсиба превратил себя в тэцудзина — «железного человека», — его вес составлял почти 82 кг. Морихэй страстно желал стать воином и не жалел сил на тренировки, он учился у лучших мастеров боевых искусств, таких как Масакацу Накаи, Дзигоро Кано (который позже будет восхищен способностями Уэсибы).

 

После войны он добровольно решил переселиться на самый северный остров Японии — Хоккайдо в качестве одного из пионеров. Для освоения территории он взял с собой группу из 84 человек. Несмотря на серьезные трудности, благодаря усилиям Уэсибы, проект заселения стал успешным.

 

Морихэй был очень высокого мнения о собственной силе и мастерстве — до тех пор, пока не познакомился с Сокаку Такэдой, Великим Мастером Дайто-рю. Он обучался у Такэды при любой возможности. Этот «пахнущий кровью и насилием» человек, был самым авторитетным учителем в жизни Уэсибы. Он мог одолеть любое число атакующих благодаря использованию айки — тонкого смешения положительной и отрицательной энергий.

 

Освоение Хоккайдо и обучение у Такэды закалили дух Уэсибы и придали ему силы. Морихэй стал чрезвычайно выносливым. Но он стремился к чему-то более глубокому, к цели более возвышенной.

 

После смерти отца, сломленый горем, Уэсиба решил примкнуть к секте Омото-кё, которую возглавлял Онисабуро Дэгути, сыгравший роль духовного наставника в его жизни.

 

Дэгути утверждал, что «искусство есть основа религии», целью Омото-кё было превращение любой обыденной деятельности в творчество. Уэсиба и Дэгути были настроены на одну и ту же духовную «волну». В результате, в 1924 году, совместными усилиями, взяв с собой несколько членов секты, они предприняли «Великое Монгольское путешествие», целью которого было создание в Монголии «рая на земле». Но, увы, идея была обречена на провал. Дэгути и Уэсиба вернулись в Японию. Морихэй стал другим человеком. Близкие Уэсибы ощущали, что вокруг него бушует пугающая сила, когда он входил в комнату, в ней иногда начинали трястись предметы.

 

Весной 1925 года в додзё* Аябэ явился офицер, известный своим мастерством в кэндо. Во время беседы с Уэсибой у них возникли разногласия в тонких вопросах будо, и Уэсиба предложил офицеру попробовать уязвить его деревянным мечом. Взбешенный таким поведением, которое он посчитал просто наглостью, офицер начал свирепо размахивать мечом. Невооруженный Уэсиба избегал самых быстрых ударов и молниеносно реагировал на каждый выпад. Когда совершенно измученный офицер сдался, Морихэй вышел в сад, чтобы умыть лицо холодной водой и собраться с мыслями.

 

* Яп. «тренировочный зал».

 

Проходя между деревьев, он почувствовал, как под его ногами задрожала земля, и в тот же миг его окутало золотым светом. Уэсиба потерял чувство пространства и времени, все вдруг стало чистым и ясным.

 

«Я видел Божественное, — говорил он позже, рассказывая об этом событии, — и достиг просветления — чистого, самопокоряющего, мимолетного и несомненного. В одно мгновение я познал природу сотворенного: путь воина заключается в проявлении божественной любви, духа, который пронизывает и питает все сущее. Слезы благодарности и счастья катились по моим щекам. Я увидел всю Вселенную как свой дом; солнце, луна и звезды стали моими близкими друзьями. Исчезла какая-либо привязанность к материальным предметам».

 

После этого преображения Уэсиба начал проявлять неслыханные способности: он мог переносить огромные валуны, делать прыжки невероятной длины и уклоняться от любых нападений — всегда и везде. Уэсиба покинул Аябэ, штаб-квартиру Омото-кё и Дэгути. Он пошел своим путем. Его задачей стало распространение по всему миру истинного смысла будо.

 

Уэсиба вернулся в Токио и начал преподавать Айки-будо. Учениками Уэсибы были высокопоставленные военные и морские офицеры, аристократы и состоятельные бизнесмены. Уэсиба поражал воображение видавших виды токийцев. На военной базе он сразился с целым взводом, в котором было около сорока человек, и разбросал всех в считанные секунды. Все больше и больше людей стремилось учиться у него.

 

Однажды на демонстрацию искусства Уэсибы явилась группа снайперов. Когда Уэсиба узнал, кто они, он заявил: «Я неуязвим для пуль». Вполне понятно, что стрелки были оскорблены и потребовали от него доказательств. Уэсиба согласился подписать письменное заявление, освобождающее снайперов от какой-либо ответственности в том случае, если он будет ранен или убит, и они договорились о встрече на военном стрельбище.

 

В день испытания жена Уэсибы умоляла его бросить эту затею. Уэсиба попросил ее не волноваться и отправился на стрельбище с совершенно беззаботным видом. Там он спокойно встал у мишени, расположенной примерно в семидесяти пяти футах (23 метра) от стрелков. Когда снайперы прицелились и выстрелили, несколько из них упали на землю, а Уэсиба, целый и невредимый, необъяснимым образом очутился позади них. Все присутствующие онемели от неожиданности, а затем потребовали от Уэсибы повторить это чудо. «Конечно», — согласился он и вновь подошел к мишени. Раздались выстрелы, стрелки зашатались, а смеющийся Уэсиба вновь стоял позади них.

 

В 1933 году появилось первое руководство «Будо Рэнсю», которое распространялось только в узких кругах. Через пять лет вышла в свет еще одна книга Уэсибы, под названием «Будо».

 

Морихэй Уэсиба стал учителем будо для элиты всей страны, он регулярно получал от государства зарплату, сравнимую с окладами министров. Позже был назначен на должность Первого Советника по Боевым Искусствам при правительстве Мантюкуо, установленном в Манчжурии в 1932 году.

 

В 1942 году Уэсиба оставил свою государственную должность, поскольку насилие и разрушения войны (японско-китайской) представляли полную противоположность цели истинного будо — воспитания и содействия жизни.

 

В 1955 году состоялась первая публичная демонстрация «Искусства Мира». Было снято множество документальных фильмов. Искусство айки-до начало распространяться по всему миру, его преподавали во Франции и на Гавайях.

 

Последние годы Уэсибы были очень спокойными, он посвятил их исследованиям, молитвам и упражнениям. Внешность Уэсибы стала бесплотной, призрачной: белые одежды, седые волосы и мягкая белая борода. Его здоровье постепенно ухудшалось, но даже когда он был прикован к постели своим последним недугом, Уэсиба все еще был способен призывать волшебную космическую силу, достаточную для того, чтобы разбросать во все стороны четырех помощников, если они начинали обращаться с ним, как с дряхлым стариком. Уэсиба продолжал оттачивать техники своего искусства вплоть до самой смерти.

 

Морихэй Уэсиба ушел из жизни в возрасте 86 лет 26 апреля 1969 года.

 

«Айкидо предназначено для всего мира. В нем нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь, чтобы принести благо всем», — таковы были последние слова Уэсибы, адресованные его ученикам.

 

Яна Лазарева

Журн. «Неведомый Мир» 3.2001




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав