Читайте также:
|
|
· Природа создания, его связь с языком.
Одним из свойств материи является способность к отражению, как на живом так и не на живом уровне.
Сознание есть высшая форма отражения материи. Формы сознания присутствуют у высших животных. Не нужно путать сознание с мышлением (мышление - понятийное –оперирование сложными понятиями) свойственно только человеку.
Все объекты, предметы в природе взаимосвязаны, при взаимодействии друг с другом они оставляют как бы свой «след» вызывая в них соответствующие изменения.
С момента возникновения жизни появляется принципиально новая форма отражения -биологическая - раздражимость. Является до психологической формой отражения на уровне живого.
Не более высоком уровне эволюции живых организмов появляется - чувствительность (является уже психологической формой отражения) - организмы способны отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Далее восприятие - объект в целом затем представления - обобщенные образы предметов, которые могут сохраняться в памяти.
В мозгу человека появляется более сложные процессы такие как - понятие, суждение, умозаключение (процессы абстрактно-понятийного мышления).
Сознание неразрывно связано с трудовой деятельностью и языком, который является универсальным средством коммуникация и взаимодействия людей.
Труд, сознание, язык тесно связаны с собой. При этом язык выступает важнейшей формой в которой протекает мыслительная деятельность человека. Человек осознает своё «Я» формирует самосознание.
Попытки идеалистами (Г. Гегель и др.) дать объяснение происхождению сознания не выдерживает критики, (впитывание мирового духа (сознание) - у Гегеля идеи и т.п.)
· Сознание и бессознательное. 3. Фрейд и психоанализ.
Зигмунд Фрейд (1856 - 1939 г. г.) австрийский врач-психиатр, философ. Сделал следующие открытия:
· Наряду с сознательной деятельностью человека, которая контролируется мозгом существует бессознательное - особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной мере контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного - сны - реализация скрытых стремлений человека.
· Способ психологической защиты - реакция вытеснения из сознания в бессознание отрицательных эмоций, всего того, что нарушает равновесие психики.
Все это рано или поздно даёт о себе знать в виде «случайных» поступков, оговорок, описок, «странностей».
Далее З. Фрейд разрабатывает:
Психоанализ - направление в современной философии объясняющей роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.
Чтобы лучше понять связь бессознательного с сознанием разберём особенности психики по Фреду.
· Бессознательное представляется в виде большой прихожей, где ожидают своего часа мысли, желания, эмоции человека;
· Сознание небольшой кабинет, куда периодически «вызываются» посетители - мысли, желания;
· Между прихожей и кабинетом стоит сторож, который впускает в сознание только угодные сознанию мысли;
· Иногда сторож уходит, засыпает, тогда часть «ненужных» посетителей прорывается в кабинет - в сознание;
· Но затем они снова вернувшиеся сторожем (проснувшимся) изгоняются в прихожую
Психика по Фрейду представляется как совокупность трех слоев - ОНО, Я, Сверх - Я.
Оно - мир бессознательного, где содержаться мысли и желания человека.
Я - сознание человека посредник между всеми компонентами психики.
Сверх - Я - давящая, запрещающая реальность (внешняя) - цензура, законы, запреты, мораль, культурные традиции.
«Я» человека часто подавляется одной из трёх сторон:
· бессознательного «ОНО»
· внешнего мира;
· запретов - «Сверх» - «Я»
Главные факторы, которые руководят психикой человека - это удовольствия. Психика подобно компасу ведет пути к удовольствию.
Психика вытесняет в бессознательное неприемлемые запрещённые желания и идеи (асоциальные, сексуальные).
Зигмунд Фрейд делает выводы:
· По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше и загоняют в бессознательную сферу;
· Это приводит к массовым психозам, всенародной депрессии.
· А также к необходимости концентрирования более сложных, изощрённых ритуалов (дискотеки, различные мессы и т.п.)
Чтобы разрешить конфликт между бессознательным и сознательным необходимо провести психоанализ. Вывести у человека, что его угнетает, разъяснить ему это и человек выздоравливает, или испытывает облегчение
· Специфика и основные формы чувственного (сенситивного) познания.
Познание ~ процесс целенаправленного активного отражения действительности в сознании человека или деятельность людей по добыванию знания.
Раздел философии Гносеология. Разделяется на Гностиков - (материалисты) - мир познаваем и агностиков (идеалисты) - мир достоверно не познаваем.
Познание как процесс состоит из:
1. Чувственного познания (сенситивного) основанного на чувственных ощущениях, отражающих действительность и логике.
2. Рационального познания основанного на разуме, его самостоятельной деятельности.
3. Чувственное или сенситивное познание состоит из способности к ощущениям, восприятиям и представлениям.
4. Ощущение - это чувственный образ отдельного свойства предмета (его цвет, форма, вкус и т.д.)
5. Восприятие формирует целостный образ предмета на основе комбинации ощущений, воспринимается как комбинация, синтез ощущений его формы, цвета, вкуса
6. Представление более сложная форма чувственного познания - это сохранившиеся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшиеся человеком раньше, результат прошлых воздействий предмета на органы чувств. Может воспроизводится в отсутствии предмета.
Таким образом, чувственное (сенситивное познание) даёт знания отдельных предметах и их свойствах.
Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений законы бытия с помощью органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.
· Специфика и формы рационального (разумного) познания. Рассудок и разум.
Рациональное познание или абстрактное мышление опосредовано знаниями, полученными с помощью органов чувств, и выражается в основных логических формах:
· Понятиях;
· Суждениях;
· Умозаключениях, отражающих, общее существенное в предметах.
На основе обобщения знаний об отдельных предметах и их свойствах, мышление формирует понятие о свойствах, присущих определённому их множеству, оно способно формировать абстракции высокого порядка, содержащие знания о наиболее общих свойствах и отношениях действительности.
Таковы, например философские категории бытие, объективная реальность, движение, общество и т.п.
Являясь отвлечением, отхода от действительности мышление способно выделять общие свойства существенные связи вещей и процессов, создавать целостную картину мира. Мышление неразрывно связано с языком.
Рассудочные знания (здравый рассудок) в основном основаны на житейском опыте, принятых нормах в обществе. Если человек извлекает понятия, мысли доступные всем, говорят он в здравом рассудке. Однако научно обоснованная мысль учёного может вызвать у необразованных людей сомнение в его здравом рассудке.
· Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
Чувственное (сенситивное) и рациональное (разумное при помощи разума) познание составляет стороны, моменты единого процесса познания.
Отражая объект с внешней поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлениям, то тоже восприятиям и ощущения,
Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию.
Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, без которого оно было бы лишено объективного содержания и связи с объективным миром, но, кроме того оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное первичное по отношению к мышлению, однако, в сформулированном познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным составляя познавательный единый процесс.
Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями.
Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного познания считая, что все знания происходят из чувственного восприятия. Рационалисты - абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее.
Если эмпирики Материалисты (Бэкон, Гоббс, Гольбах и др.) исходили из признания реального мира, образами которого являются ощущения, эмпирики- идеалисты (Беркли, Юм, Мах) ограничиваем опыт комбинаций ощущений, признавая ощущения единственной реальностью.
В учениях рационалистов идеалистов (Гегель) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух.
Рассматривая познание как процесс, важно отметить, что в этот процесс включается также - внимание, память, воображение, интуиция. Кроме того, познавательная деятельность взаимодействует с эмоциональной и мотивационной, волевой сферой сознания, а также со всеми предпосылочными знаниями.
· Истина: понятие и основные концепции. Объективность, относительность и абсолютность истины. Критерии истины.
Цель познания - достижение Истины. Но познание сложный противоречивый процесс, не свободный от заблуждений и ошибок.
Что такое истина и что такое заблуждение?
Истина - адекватное и идентичное отражение объекта субъектом;
Заблуждение - неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания.
В процессе познания участвуют:
Познающий субъект - человек, существо, наделённое разумом, определёнными знаниями.
Объект познания - окружающий мир (бытие во всем его многообразии), именно та часть окружающего мира на которую направлен познавательный интерес субъекта.
Поэтому в истине момент содержаться и объективное и субъективное.
Объективность знания (объективная истина) - это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания, (например: Земля - планета Солнечной системы).
Вместе с тем по форме, по способу существования истина субъективна (объём знаний субъекта, правильность оценки и др.). Таким образом, объективное и субъективное содержится в истине и представляется их единством.
Так как знания непрерывно изменяются, развиваются абсолютных истин нет. Любая истина относительна (но это не совсем так - дата рождения человека - истина абсолютная, какого либо события.)
Относительная истина, это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания (так развивалась, например знание о материи - атом не делим, оказался сложной структурой).
Абсолютная истина - это знание тождественное своему объекту и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего познания, (гравитационная постоянная, годы знаменательных событий, даты рождения и другие),
Критерий истины - Декарт, Спиноза, Лейбниц видели критерий истины в ясности и отчетливости разума (но это относительное понятие), в выведении знаний из очевидных всеобщих положений.
Гегель вывел критерий истины за пределы познания в сферу практической деятельности.
В диалекте под практикой понимается - целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.
Общественная практика является решающим и всеобщим критерием истины.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |