Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сущность, принципы и структура морали

Читайте также:
  1. A) структура рабочего стола
  2. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  3. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  4. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
  5. II. Принципы, требования и гарантии законности.
  6. II. Система культуры и её структура.
  7. II. СТРУКТУРА отчетА по Практике по профилю специальности
  8. II. СТРУКТУРА отчетА по УЧЕБНОЙ Практике
  9. II. Структура правовой нормы.
  10. II. Структура программы

1. Суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное настоящим Кодексом использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

2. Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для изготовления или воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение.

Актуальность рассматриваемой и проблемы определяется следующими обстоятельствами.

Во-первых – мораль наряду с другими регуляторами и параметрами социальной жизни значительно влияет на социальную жизнь, на судьбу каждого конкретного человека.

Во-вторых, процессы, происходящие в современном обществе, к сожалению, привели к потере нравственных ориентиров у значительной части населения. Современный юрист должен прежде всего сам глубоко разобраться в нравственных проблемах, уметь показать окружающим пагубность подмены таких нравственных ценностей, как “честь” и “достоинство”, “долг” и “совесть” ориентацией на свое личное благополучие.

Сущность, принципы и структура морали

Из предыдущей главы вы уяснили, что этика - это философская наука, изучающая мораль и вопросы реализации моральных идей в социальной практике.

Как уже говорилось в 1 главе, предметом этики является мораль во всех её проявлениях. Термин “мораль” происходит от латинского “morеs”, что означает нравы, привычки, обычаи, склад души. В разговорном языке понятия “этика” и “мораль” нередко употребляются как взаимозаменяемые. В настоящее время существует несколько различных подходов к понятию морали, которые не отрицают, а взаимодополняют друг друга. Аристотель, образовал от слова «morеs” прилагательное «moralis» (относящийся к характеру, обы­чаям), а от него позднее, в 1У в. н.э. возникает термин «moralitas» - (мораль). Наряду с ними в целом ряде языков возникают свои собст­венные слова, обобщающие термины «этика» и «мораль». Так, в русском языке появляется термин «нравственность» от слова «нрав», а в немецком языке от слова «нрав» (sitte) образуется прилагательное «нравственный» (sittlich).

 

Во-первых, общефилософский, а точнее онтологический подход, когда мораль понимается как одна из форм общественного сознания, и подчеркивается ее вторичность по отношению к общественному бытию.

Во-вторых, социологический подход, при котором мораль рассматривается, в первую очередь, с точки зрения ее социальной роли. Подчеркивается, что основная роль морали - служить социальным регулятором поведения людей. Имеющиеся в научной литературе дефиниции морали, как правило, сочетают оба указанных подхода: мораль рассматривается как одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей.Этот подход акцентирует внимание лишь на социальной функции морали, как регулятора поведения людей, и не отражает содержательной стороны и ее специфики.

В-третьих, собственно этический подход, при котором мораль понимается как оценочно-императивное отношение к миру с точки зрения противоположности добра и зла, реализующаяся в духовно-идеальных представлениях и практической деятельности человека.

В-четвёртых синтетический подход, в котором аккумулируются положения указанных подходов. Мораль - одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования отношений между людьми, на основе совокупности принципов, правил и норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. [1]. Мораль означает совокупность нравственных идеалов, ценностей, требований, предъявляемых обществом к поведению людей.

Основные моральные принципы формулировались и выражались во многих этических учениях. Нашли они свое отражение и во многих религиях. Например, в библейских заповедях излагаются такие моральные нормы, как не убий, не желай ничего, что у ближнего твоего; не сотвори себе кумира; не прелюбодействуй; не лжесвидетельствуй; возлюби ближнего своего; почитай отца и мать своих и т.д. Что означают эти заповеди?

1. Не убивай (не убий). Несколько смыслов. Убийством в религиозном понимании считается лишение жизни плода после сорокового дня в чреве матери. Убийством считаются также проклятия. Убийством считаются и пожелания кому-то смерти. Убийством считаются каждодневные отрицательные эмоции и ругань по пустякам.

2. Не кради (не укради). Обиженный человек в момент обнаружения кражи отправляет грабителю огромную дозу негативной информации – то, что мы называем проклятием. Энергия проклятия обязательно находит обидчика, кем бы он ни был и где бы ни находился.

3. Не обманывай (не лжесвидетельствуй). Ложь во спасение тоже обладает саморазрушающей силой.

4. Не завидуй (не желай ничего, что у ближнего твоего). Любая зависть с точки зрения небес, преступна, потому что нацелена на саморазрушение. Любая зависть – белая или черная – начинает разрушительный процесс с завидующего (!). Зависть в народе называют порчей. Каждому человеку дается своя индивидуальная жизнь. Желать событий из жизни другого – значит отрицать себя и свою жизнь.

5. Не прелюбодействуй. Комментируются эта заповедь так: ее придумали люди и вложили в уста Иисуса Христа а Евангелии. Если два человека не любят друг друга, если они начинают ненавидеть все, что связано друг с другом, - это несчастье больше чем разлука. В таком случае встреча новой любви не является изменой. Она была придумана для римских жен, которые в свое время не были сдержаны в плотских страстях. Вспомнить обретение Божественных знаний Моисеем. Он был женат, у него были дети, но от этого он не перестал слышать великие послания.

6. Не делай себе кумира (Не сотвори себе кумира). Смысл этой заповеди в том, что каждый человек должен быть самим собой, верить в свои силы.

7. Возлюби ближнего своего, как себя самого. Не делай другому того, что не хочешь, чтобы сделали тебе.

8. Почитай родителей.(почитай отца и мать своих). Родители – люди, хранящие нас от бед. Им нужно любить в любом состоянии. Правы они или не правы с нашей точки зрения. Эти чудесные люди подарили нам жизнь. А жизнь стоит того, чтобы не думать о плохом.

9. Почитай создателя и не произноси его имени напрасно. Эта заповедь означает, что каждый человек должен чувствовать Бога в себе и хранить его. Неудача сегодня приводит к пониманию и исправлению ситуации завтра.

Эти заповеди нашли отражение в существующем в советский период, моральном кодексе строителя коммунизма, который служил нравственным ориентиром людей. В кодексе излагались следующие требования к человеку: взаимное уважение в семье; честность и справедливость; простота и скромность; взаимное уважение между людьми; коллективизм и взаимопомощь. К сожалению, с огульным отрицанием всего, что связано с коммунистической идеей, утратили свою роль и нравственные критерии, изложенные в кодексе. Поэтому не случайно в образовавшийся нравственный вакуум стали проникать нравы и обычаи, связанные с эгоизмом, стремлением к личной наживе, коррупция, пренебрежение к другим людям, эгоцентризм, культ физической силы и другие негативные явления.

Для современного мира характерен определённый отход от тех ценностей, которыми человечество руко­водствовалось на протяжении всей своей истории. Вторая половина XX века и начавшийся XXI век составляют единую эпоху, которую в западной культуре принято называть постсовременностью. Это эпоха – эпоха разброда и шатаний, падения кумиров и смешения стилей, хаотических поисков нового в обстановке явного нигилизма.

Мораль стала по преимуществу светской и «повисла в воздухе», не имея опоры в высших сферах бытия. Слова Достоевского «Бога нет, значит, все дозволено» по иронии судьбы стали руководством к дей­ствию для многих людей, сделавшихся практическими «имморалистами», понимавшими только один мотив - собственную практическую выгоду.

Возрастание роли этики на рубеже XX-XXI века проявляется в попытках обозначить и наметить пути решения моральных проблем «постсовременного мира.

В духовной жизни, как уже говорилось в предыдущей главе, наметилась тенденция п ереориентации людей на идеалы прагматизма. В обстановке массового производства и в отсутствие реалий более высокого порядка вещи вырвались на первый план («вещизм», «потребительство», абсолютизация материальных благ и связанного с ними комфорта). Имморализм понимающий только один мотив - собственную практическую выгоду. Принципы рыночной экономики со своими экономическими преимуществами вместе с тем отрицательно сказываются на духовности людей. Проверенный веками нравственный принцип коллективизма всё больше заменяется принципом индивидуализма – «Каждый сам за себя, один Бог за всех».

Техникоэтические проблемы. Важнейшим источником специфических для сегодняшнего дня нравственных проблем является беспрецедентное развитие науки, техники и технологии.Это развитие породило множество средств, разрушительных для *окружающей среды (загрязнение, изменение климата в результате воздействия человека на природу), *человеческой жизни, для телесности человека. С помощью науки и техники люди создали в XX веке ядерное оружие, химические, биологические и другие средства массового поражения. Говорят даже о тектоническом оружии, способном вызывать землетрясения в целых регионах планеты. Мы знаем, что в принципе все живое на планете может быть уничтожено, если силы агрессии развяжут новую мировую войну. Никогда еще зло, эгоизм, жадность не обладали такой гигантской, сокрушительной силой, такой мощью воздействия.

Кроме того, развитие техники – появление автомобилей, самолётов, поездов - вообще увеличило ответственность человека за свободно совершаемые им деяния. В современных условиях нарушения технологии, недобросовестность, действия «на авось», субъективные капризы в работе с техникой становятся нравственным преступлением.

Но развитие науки и техники влияет не только на человеческую телесность. Не остаются в стороне и душа, психология, внутренний мир. Культура всегда имела в своем распоряжении средства, воздействующие на сознание, организующие и мобилизующие его. XX век, создавший электронные средства массовой информации, интернет, приобрел неслыханные возможно­сти для манипуляции сознанием. Замыслы манипуляторов осуществляются одновременно на обширнейших территориях, где люди смотрят одну и ту же рекламу, слушают одни и те же песни, внимают одним и тем же тенденциозным комментаторам.

В работе СМИ участвуют группы социальных психологов, помогающих «гипнотизировать» телеаудиторию при помощи определенно­го типа подачи информации. Здесь «работают» откровенная ложь и умолчание, полуправда, нагнетание страхов при помощи подбора «нужных кадров», создание истерии, прямую и косвенную дискредитацию политических и экономических противников.

Собственно-нравственной проблемой выступает здесь возможность манипулирования сознанием, посягательство на свободу мышления, на право иметь свою точку зрения, внедрение в людские головы примитивных и пошлых стереотипов, бесстыдное использование впечатлительности телезрителей для своих скрытых целей. У СМИ есть, правда, один немаловажный плюс: телевизор всегда можно выключить, в то время как «выключить» например, средневековую традицию было практически невозможно.

В сфере политики практическая мораль партийных лидеров порой ни чем не отличалась от общепринятой ориентации всех политиков мира на принципы макиавеллизма: цель оправдывает средства. Ради поставленной цели - победы мировой револю­ции и коммунизма - можно было проявлять жестокость, преследо­вать невинных, хитрить, лгать, потакать коварству, расправляться с неугодными.

В XX веке обозначились серьёзные биоэтические проблемы (пересадка органов, клонирование, суррогатное материнство, смена пола, эвтаназия, поддержание жизни детей-инвалидов). Они возникают из факта вмешательства современной науки в глубинные биологические процессы. Наука посягнула по сути дела на святая святых - природу человека, она пытается радикально перекраивать наш организм, вторгаясь таким образом, не только в тело, но и в душу.

В криминогенной обстановке общество всё больше озабоченно таким видом преступлений как педофилия, наркоторговля, терроризм.

Поэтому не случайно к семи смертным грехам осуждаемых церковью папа Бенедикт 16 в 2008 году добавил аборты, педофилию, загрязнение окружающей среды, наркоторговлю, манипуляцию человеческими генами.

По структуре мораль включает в себя следующие элементы: моральное сознание, моральные отношения и моральную деятельность.

Моральное сознание представляет собой совокупность моральных знаний, идей, убеждений, идеалов, принципов, целей, ценностей, мотивов отражающих общественное бытие под углом зрения добра и зла, справедливости, служащих средством ориентации людей в практических действиях и в поведении. Оно фиксирует исторически изменяющиеся моральные отношения, представляет собой субъективную сторону нравственности, и способно направлять поступки людей лишь постольку, поскольку перед ними действительно раскрывается возможность свободного выбора. Таким образом, моральное сознание выражает в большей степени субъективную сторону морали, категорию “должного” (то, что должно быть, как должны вести себя люди).

Моральные отношения -это особый вид социальных отношений, возникающих в процессе моральной деятельности. К ним относятся: нравственное взаимодействие, нравственный контакт, нравственный конфликт, моральный авторитет. Они различаются в зависимости от того, по отношению к кому человек имеет определенные обязанности и какого рода эти обязанности. В самом общем виде нравственные обязанности человека подразделяются на его обязанности по отношению к обществу, другим людям и к самому себе. Моральные отношения проявляются в различных формах долженствования, требования к человеку. Предписания и запреты об отношениях между людьми поддерживаются силой нравов, традиций, общественного мнения.

Моральная деятельность (практика) является реальной моралью, отражает то, как в действительности ведут себя люди, что разрешают себе и что запрещают. Моральная деятельность отражает сущее, то что есть на самом деле, существующие нравы, обычаи и фактическое поведение людей. Моральная деятельность раскрывается с помощью следующих понятий: нравственная свобода, моральный поступок, моральное действие, деяние, линия поведения, моральные последствия, нравственные санкции воздаяния.

Моральная деятельность проявляется через поведение людей. А поведение, в свою очередь, выражается в совокупности поступков. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка.

Моральная деятельность не является какой-то особой областью деятельности. Это любая деятельность (политическая, трудовая, служебная, общественная, бытовая и т.д.), пронизанная нравственными мотивами.

Элементы морали находятся в неразрывной взаимосвязи и не существуют независимо друг от друга.

Если рассматривать мораль как определённую систему, то в ней можно выделить ряд подсистем: совокупность принципов, нравственные ценности и идеалы, моральные категории, моральные нормы.

Нравственные принципы – это основные правила, положения морали.

Основными принципами морали являются гуманизм, альтруизм, милосердие, коллективизм.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный) - совокупность взглядов, рассматривающих человека, его благо как высшую ценность.

Идеи гуманизма имеют долгую историю. Знаменитый принцип “человек - мера всех вещей” в том или ином виде встречается еще у Сократа, Протагора и Эпикура.

Для идеологов периода буржуазных революций в Европе было характерным признание “естественных прав” человека, вытекающих из самой его природы: права на свободу, счастье, удовлетворение потребностей и т.д. Гоббс - в Англии, Руссо, Гольбах, Дидро - во Франции, Радищев и декабристы - в России, Спиноза - в Голландии настойчиво проводили в своих философских системах мысль о необходимости создания такого общества, в котором человек мог бы беспрепятственно реализовать свои права.

Специфическую религиозную форму приобрели идеи гуманизма в русской идеалистической философии XIX - начале ХХ вв. Одной из основных идей философских систем В.Соловьева, Н.Бердяева, С.Булгакова была идея причастности мира и человека к высшему духовому началу.

Гуманизм провозглашает право человека на счастье, свободное и разностороннее осуществление своих способностей. Этот принцип рассматривает удовлетворение потребностей и запросов личности как цель социального развития, критерий эффективности и цивилизованности общества. Реализации норм гуманности характеризует в целом нравственное состояние общественной системы. Гуманизм как и нормы морали не возникает на пустом месте. Он на определенном этапе меняет существующие ранее регуляторы поведения людей.

Альтруизм - принцип предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, готовность пожертвовать своим интересом, личным благом в пользу других людей. В теорию морали термин был введён французским философом и социологом Контом. Конт считал, что моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путём воспитания в людях особенного общественного чувства альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.

В качестве принципа межличност­ных отношений альтруизм означает: «поступай так, чтобы интересы другого человека не становились для тебя средст­вом достижения собственных целей»; «поступай так, чтобы удовлетворение интересов другого человека становилось целью твоего поступка».

В форме заповеди любви к ближнему идея альтруизма встречается в различных культурных традициях. Как нравст­венный принцип эта заповедь сформулирована в Библии («Возлюби ближнего как самого себя»). В настоящее время принцип альтруизма предполагает милосердие, благодеяние, благотворительность, солидарность и братское единение.

 

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Суть милосердия в любви к людям. «Возлюби ближнего своего как самого себя» - гласит заповедь провозглашённая Иисусом Христом. Милосердная любовь предполагает принятие интереса другого независимо от симпатий и антипатий. Это –отношение, в котором все уравниваются: я отношусь к данному человекутак же как я бы относился к любому ближнему. Милосердие существенным образом проявляется в заботе, в прощение причиненного зла, в стремлении к примирению.

Коллективизм - это осознание людьми их общности, единства целей, основанные на совпадении индивидуальных и общественных интересов, их сочетании в коллективном характере деятельности.

Этот принцип отражает ценностное содержание общественных отношений, характер связи личных и общественных интересов. Принцип коллективизма может быть выражен следующей формулой: “Поступай так, чтобы твой личный интерес сочетался с коллективным, общественным интересом”. Коллективизму присуще потребность людей жить в обществе, коллективе, видеть в этом условие и средство своего развития, самоутверждения и признания.

Принцип коллективизма предъявляет к взаимоотношениям между людьми следующие требования:

- товарищескую взаимопомощь;

- умение сочетать личные интересы с общественными (коллективным);

- равенство в коллективе;

- уважение решений коллектива, сознание ответственности перед ним;

- забота коллектива о реализации интересов каждого его члена.

Коллективизму противоположны индивидуализм, себялюбие, корыстолюбие. К сожалению, нередко в новых условиях именно указанные антиподы коллективизма пропагандируются и внедряются в жизнь нашего общества. Слепое копирование принципа “каждый за себя, один Бог за всех”, господствующего долгие годы в странах Запада, существенно сказывается на тенденциях нравственной деградации людей, росте преступности, наркомании. Хотя из опыта западных стран хорошо известно, что наряду с высоким уровнем материального благосостояния, человек здесь чувствует себя одиноким, лишенным поддержки коллектива. А это в свою очередь обусловливает значительное количество суицидных настроений, распад семей, наркоманию и т.д.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 50 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав