Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ГЛАВА5. Профессиональная этика как социальное явление.

Читайте также:
  1. E. Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность
  2. I. Социальное взаимодействие и социальное отношение. Теории социального взаимодействия.
  3. I. Сущность и социальное назначение государства.
  4. I. Сущность и социальное назначение государства.
  5. III. Социальное отношение
  6. IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник
  7. VII.Социальное значение СДВГ
  8. Античная философия и этика толерантности
  9. Антропологическая этика Л. Фейербаха
  10. Биологическое и биосоциальное направление.

В научной и учебной литературе употребляются такие термины, как мораль и нравственность, моральные качества и нравственные качества, но не совсем четко раскрывается смысл, вкладываемый в эти понятия.

Во многих источниках они трактуются как однопорядковые[3]. Такая точка зрения основывается в основном на лингвистическом анализе слов и генезисе термина “нравственность”, который берет свое начало от слова “нравы”, по латыни звучащие “moras” - мораль. “Слова “мораль” и “нравственность”, - пишет А.А.Гусейнов, - содержательно разграничить трудно, и в повседневном языке, и в научной литературе они по преимуществу употребляются как синонимы”[4].

Однако наряду с преобладающим отождествлением понятия морали и нравственности имеют место и друге суждения. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности.

Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под моралью понимается субъективный аспект соответствующих поступков, а под нравственностью - сами поступки в их объективно развернутой полноте: мораль - то, какими видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины, а нравственность - то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства. Можно выделить также культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью - приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя - моральными. Такая позиция рассматривает мораль как идеальную нравственность (должное), а нравственность как практическую мораль, сфера фактических нравов (сущее)[5].

Особого внимания заслуживает точка зрения, которая рассматривает мораль как внешний, а нравственность как внутренний регуляторы поведения человека[6]. В действительности существующие в обществе нормы морали не всегда могут приниматься конкретным индивидом и совпадать с его представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом. В этом случае человек поступает зачастую в соответствии с собственными (внутренними) представлениями и взглядами. И.С.Кон, говоря о морально-нравственной регуляции человеческого поведения, выделяет, с одной стороны, мораль как регуляцию поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего психологического принуждения и контроля общественного мнения и т.д.; а с другой стороны, нравственность как сферу внутренней свободы, самоуправления и творчества личности, которая сама принимает нравственные решения и берет на себя ответственность за их последствия. И.Кант нравствен­ность рассматривал как сферу жизни совершенно не зависящую от психофизичес­ких, эмпирических, житейских свойств человека. Нравственность автономна. Она включает в себя «должное» в чистом виде, либо происходящее от Бога, либо предзаданное. Нравственность не вписана в жизнь. Категорический императив Канта заключается в афоризме – «дай себе закон» Но этот нравственный закон не должен ущемлять интересы других людей, должен сочетаться с интересами общества.

Из изложенных позиций следует, что мораль - это прежде всего система укоренившихся требований общества к личности и ее поведению (должное,внешнее), а нравственность - реальное проявление моральных норм в сознании и поведении человека (сущее,внутреннее).

Существующие подходы к пониманию смысла морали и нравственности не исключают друг друга, а наоборот дополняют и обогащают понимание этих терминов. Такое положение лишь свидетельствует о сложности рассматриваемых феноменов.

Источником развития морали, причиной, побуждающей людей к нравственному совершенствованию, является противоречие между должным (устоявшиеся моральные требования к людям, идеальные нормы поведения) и сущим (существующие нравы, практикуемые формы поведения, устоявшиеся общественные привычки). «Мораль имеет две плоскости, два измерения, - отмечает А.А.Гусейнов, - с одной стороны фактическое поведение людей, их реальные связи, те живые нити, которые тянутся от одного индивида к другому, связывая их воедино, а с другой – нормы и оценочные представления, которые общеприняты в обществе и образуют кодекс должного поведения»2.

Общество формирует моральные нормы, правила поведения людей, предъявляет к ним определенные нравственные требования.

Моральные нормы складываются в моральном сознании в определенную систему соподчинения и взаимосвязи. Они представляют собой утвердившуюся в общественном сознании расстановку узловых моральных ценностей, воплощающуюся в тех или иных вариациях в сознании индивидуальном.

В моральных нормах, как регуляторах общественной жизни, особенно отчетливо выступает их особое свойство – повелительность (императивность). Объективные интересы социальных общностей (коллективов, групп, классов, общества), общественная необходимость согласованного, упорядоченного поведения людей облекаются в нормах в нравственное требование: «поступай так, ибо это добро» (или должно, справедливо и т.д.), «не делай так, ибо это зло» (или несправедливость, подлость и т.п.), Одна и та же норма, скажем требование справедливости, может быть выражена одновременно и в форме запрета, и как позитивное предписание: «не лги» и «говори только правду». В нормах как бы аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей.

Однако реальное поведение людей не совпадает с общепринятыми представлениями и идеалами. Но тем не менее, каждый человек под влиянием общественного мнения стремится чтобы его поведение, поступки соответствовали общепринятым нормам. Это заставляет его самосовершенствоваться в моральном отношении.

Мораль и нравственность, формируя идеалы и ценности, являются с одной стороны целью развития. Они, имея практическую направленность, влияют на ход исторического развития. Это влияние реализуется в функциях морали. Основными из них являются следующие: познавательно-информационная, оценочная, регулятивная, воспитательная.

Познавательно-информационная функция заключается в способности морального сознания отражать общественное бытие, извлекать нужную информацию из фактов социальной жизни, обобщать имеющиеся данные. Обобщенное извлечение необходимой моральной информации служит важным моментом для создания оценочного отношения к явлению, исходным пунктом для принятия конкретного решения.

Нормативно-предписательная функция проявляется в виде определен­ных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведе­ния, или норм. Этика изучает нормы морали и как определен­ные образцы (стандарты) поведения людей в обществе, и как тре­бования (предписания), регулирующие поведение людей. Норма морали предполагает определенные меры воздействия, которые общество способно применять к нарушителю выраженно­го в норме веления. В нравственности санкции выступают, как пра­вило, в виде осуждения, порицания, неприятия общественным мне­нием, совестью самого человека аморальных поступков, т.е. иде­ально.

Норма морали как предписание отличается от описания, суждения о фактах. Норма выражает должен­ствование, а не описывает сущее. Таким образом, этика проводит различие между бытием и долженствованием.

Одно из важных мест в этике занимает вопрос о соотношении норм морали и права. Как формы общественного сознания и общественных отношений мораль и право имеют между собой много сходного, поскольку выполняют общую социальную функцию: регулируют поведение людей в обществе. Общим между моралью и правом является следующее:

1. Являются регуляторами поведения людей.

2. Представляют собой совокупность относительно устойчивых норм (правил, предписаний).

3. Нормы морали и право имеют всеобщий характер, распространяются (по крайне мере формально) на всех членов общества.

4.Являются системами, охватывающими всю совокупность общественных отношений. (Право подразделяется на следующие области: гражданское, уголовное, трудовое, семейное, государственное, административное, военно-административное, международное и др. Мораль также включает разделы, регулирующие ту или иную сферу общественных отношений: нравственность труда, воинская этика, мораль бытовых отношений, брачно-семейная мораль, профессиональная этика и др.)

Между моралью и правом имеются и существенные различия. Нормы права имеют писанный характер, т.е. официально провозглашаются государством, а нормы морали в основном живут в общественном сознании, традициях, заповедях и т.д.

Оценочная функция морали выражается в нравственно-оценочном отношении к действительности, в ее осмыслении и понятиях добра и зла.

Соответственно этому мораль классифицирует всё положительное и отрицательное, добро и зло. Конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; специальная реакция; проявление одобрения или неодобрения посредством внешних воздействий. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем. Когда нечто характеризуется в качестве добра и зла, то это означает, что к первому надо стремиться, а второго избегать.

Регулятивная функция морали основана на противопоставлении должного и сущего и исходит из критического отношения к существующим нравам, уровню развития личности. Оно ориентировано на более глубокие и перспективные интересы, чем те, которые выражены в непосредственных нравах, обычаях, привычках, склонностях, ориентировано на будущее.

Нравственное регулирование стимулирует в индивиде стремление к совершенствованию, желание реализовать в своем бытии смысл и назначение человека. Нравственное регулирование связано по преимуществу с духовными санкциями, среди которых следует прежде всего назвать общественное мнение. Человеку не безразлично, что думают о нем другие. Он всегда учитывает в своем поведении мнение окружающих, стремится в какой-то степени подладиться под него. Таким образом, общественное мнение может оказывать свое влияние, регулировать человеческое поведение. Общественное мнение закрепляет устоявшуюся общественную дисциплину, совокупность сложившихся массовых привычек, обычаев, нравов. Оно точнее, лучше выражает социально-нравственную сущность преобладающих форм общественных отношений, чем сознание отдельных индивидов.

Главным различием между реализацией норм морали и права является способ, каким они регулируют поведение людей. Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными, экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия, которое осуществляется должностными лицами. Требования морали поддерживаются силой общепринятых обычаев, общественного мнения или личной убежденностью индивидов. Моральная санкция осуществляется мерами духовного воздействия.

Воспитательная функция морали заключается в том, что мораль формирует правильную ценностную ориентацию и поведение человека посредством выработки нравственных идеалов, целей, моральных принципов и норм. Содержание нравственного воспитания заключается в освоении личностью исторически накопленного морального опыта. Нравственное воспитание - это процесс активного и целенаправленного воздействия на людей с целью формирования у них определенных моральных качеств, определяющих линию поведения и поступки человека. Оно не сводится к особой совокупности мероприятий, имеющих целью сформировать определенные моральные знания. Знания о морали сами по себе не делают человека высоко моральным. Они становятся фактором морального возвышения личности при определенных условиях. Среди них: здоровый морально-психологический климат конкретной социальной среды (высокие моральные нравы и традиции в коллективе), мера осуществления социальной справедливости, стремление личности к нравственному самосовершенствованию и другие. Иначе говоря, процесс нравственного воспитания можно выразить следующей формулой: знания ® убеждения ® привычки ® качества ® поступки.

Выводы

1. Мораль представляет собой форму общественного сознания, совокупность правил, норм, обычаев, регулирующих общественные отношения и поведение людей.

2. Основными принципами морали являются гуманизм и коллективизм, определяющие нравственное правило: “Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

3. Структура морали состоит из трех взаимосвязанных элементов: морального сознания, моральных отношений и моральной деятельности (практики).

4. Основным источником развития морали выступает противоречие между должным (тем, что должно быть) и сущим (реально существующими нравами и обычаями).

5. Мораль играет важную роль в жизни общества, которая реализуется посредством ее функций: познавательно-информационной, оценочной, регулятивной, воспитательной.

 

Вопросы для самопроверки.

1. Раскройте понятие морали и особенности ее проявле­ния.

2. В чем сущность религиозной концепции происхожде­ния морали?

3. Изложите основные положения натуралистической концепции морали.

4. Каковы основы социально-исторической концепции морали?

5. Что такое моральные нормы и в чем их обязующая сила?

6. Определите сущность морального сознания и его уровни.

7.Что представляют собой моральные отношения, како­вы их виды и специфика?

8.Что отражают функции морали и какова из роль в ду­ховном совершенствовании личности и общества?

Темы докладов

1. Происхождение морали и ее социальная сущность.

2. Взаимосвязь морального сознания, моральных отно­шений и моральной деятельности.

3. Роль идеала в нравственном формировании личности.

 

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА

 

 



[1] См.: Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. -С.186; Философский словарь. М.: Политиздат, 1986.- С.292.

[2] См.: Философский словарь. М. Политиздат. 1986.- С.534.

[3] См.: Гусейнов А.А., Кон И.С. Словарь по этике. М.: Политиздат, 1989. С.186-187, 223; Марксистская этика. М.: Политиздат, 1986. С.10-11; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1962. С.417; Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. С.287.

[4] Апресян Р.Г., Гусейнов А.А., Скрипник А.П. Основы марксистско-ленинской этики. М.: Высшая школа, 1987. С.8; Титаренко А.И., Гусейнов А.А., Бакштановский В.И. и др. Марксистская этика. М., Политиздат, 1986. С.10-11.

[5] См.: Гусейнов А.А. Мораль// Общественное сознание и его формы. М., Политиздат, 1986. С.195; Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. М., Изд-во Московского ун-та, 1989. С.224; Котов И.Л. Нравственный облик пограничника // Вестник границы. М., 1989. С.55.

[6] См.: Брандт Г.А., Лобок А.М. Преодоление морали или парадоксы “нравственного искусства” // Знание. Этика. 1991. № 8. С.44-45.

2 Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.: Молодая гвардия,1988, - С.7.

ГЛАВА5. Профессиональная этика как социальное явление.

В настоящее время наблюдается процесс дальнейшего развития видов дея­тельности человека, их детализация по специальностям. Сужаясь в специализаци­ях, сферы профессиональной деятельности выдвигают и особые требования к ра­ботникам, включая не только знания, навыки и умения, но и профессионально-этические императивы. В этой связи следует признать истинность тезиса о том, что даже достаточно отчетливо определённые правила служебного поведения, их регламентация не обеспечивают нравственной состоятельности и настоящего профессионализма работников. Проявление этических норм в профессиональной деятельности объективно, поскольку профессия является условием деления людей на группы, умеющих делать что-либо лучше, чем остальные. Человек, который умеет делать что-либо, чего не умеют другие сразу оказывается перед лицом оп­ределенных обязанностей по отношению к тем, кто пользуется его услугами. Это в свою очередь накладывает особые требования на личность профессионала, от него ждут всегда максимально высокого результата.

 

§1. Предмет, сущность и содержание профессиональной этики.

Существующие в обществе профессиональное разде­ление труда и соответствующие профессиональные осо­бенности необходимо учитывать при реализации общих принципов морали. Именно специфическое преломление (конкретизация) общих нравственных принципов примени­тельно к той или иной профессии и характеризует профес­сиональную зтику

Профессиональная этика — это наука об особенностях проявления морали в том или ином виде профессиональной деятельности

Профессиональная этика обусловлена особенностями неко­торых профессий, корпоративными интересами, профессио­нальной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфи­ческие традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.

Профессия (лат. professio) означает род деятельности, требующий опреде­ленной специальной подготовки, соответствующих знаний, навыков, умений, качеств. Наравне с этим имеется понятие «специальность» (от лат. species - род, вид), которое определяется как вид занятия в рамках одной профессии.

В качестве важных признаков профессии как вида занятий в справочной литературе отмечаются следующие:

во-первых, относительно продолжительное выполнение определенных функций;

во-вторых, наличие специальных знаний, умений, навыков, качеств, приобретаемых в ходе подготов­ки и деятельности специалистов;

в-третьих, получение платы за труд;

в-четвертых, формирование объединений, профессиональных групп, осу­ществляемых на почве однородных, близких интересов;

в-пятых, создание определенного общественного статуса, образа жизни человека, его поведения, как на работе, так и вне её, что приводит к отождеств­лению, идентификации человека с его профессией.

Профессионально-этические проявления многообраз­ны. Достаточно чётко такого рода аспекты фиксируются по сферам жизнедея­тельности человека. Наиболее известны медицинская, управленческая, мили­цейская, спортивная, журналистская, юридическая, воинская этики и др. Из­вестны также семейные образы, кланы, корпорации и т.п

В наиболее общем понимании профессиональная этика представляет собой специализированный свод нравственных норм, ценностей, принципов поведе­ния, конкретизирующий их требования к предназначению, призванию, задачам и условиям того или иного вида трудовой деятельности и служащий внутрен­ним регулятором поведения его субъектов, взаимоотношений в сообществе профессионалов, а также между ним (его представителями) и обществом.

В некоторых видах профес­сиональной деятельности роль морального фактора особен­но велика (настолько, что, выходя за рамки данной профес­сии, она затрагивает интересы всего общества и каждого конкретного человека.

Профессиональная этика имеет значение прежде всего для про­фессий, объектом которых является человек. Там, где предста­вители определенной профессии в силу ее специфики находят­ся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические «нравственные кодексы» людей этих профес­сий, специальностей. Таковы, к примеру, клятва Гиппократа, военная присяга, кодекс судейской этики.

Анализ нравственной специфики названных профессий дает возможность выделить общие признаки, которые обус­ловливают повышенную роль морального фактора. К ним можно отнести следующие.

1. Необходимость для представителей этих профессий «проникать» во внутренний мир человека, оказывать непо­средственное воздействие на личность и часто принимать прямое участие в изменении судьбы человека в широком смысле слова..

2. Повышенный удельный вес творчества в трудовой деятельности. Там, где действия человека строго регламентируются, мораль присутствует лишь косвенно, ибо специфика морали состоит в свободном волеизъявлении. И наоборот, нешаблонные, не предусмотренные никакими инструкциями ситуации заставляют человека решать вопрос творчески. Именно в таких ситуациях на первый план выступает мораль.

3. Предъявление обществом повышенных специфичес­ких моральных (а часто и правовых) требований к предста­вителям этих профессий, оказание им большого доверия, поднятие их социального и нравственного престижа. Этот профессионально-нравственный признак вытекает из двух первых, поскольку необходимость воздействия на духов­ный мир и судьбу личности, творческий характер деятель­ности, несомненно, предполагают повышенную ответствен­ность перед обществом.

4. Особо значимая, а иногда и решающая роль нравст­венных качеств представителей таких профессий для вы­полнения задач трудовой деятельности.

К профессиям с повышенным нравственным содер­жанием относят прежде всего труд руководителя, врача, ученого, педагога, журналиста, воина, работника суда и прокуратуры, милиции, органов безопасности и т.п. Соот­ветственно выделяют служебную, судебную, воинскую, педагогическую этику, этику ученого, журналиста, сотрудни­ка органов безопасности и т.д.

Врачебная этика требует делать все ради здоровья больного, вопреки трудностям и даже собствен­ной безопасности, хранить врачебную тайну, ни при каких об­стоятельствах не способствовать смерти пациента. Так, например, причинение боли и страданий считается без­нравственным, но в медицинской практике возможны случаи их использования для лечения больных. И это вполне четко отражает зависимость целей и средств их достижения, где цель не оправдывает, а предполагает достаточные для ее достижения средства. Но в этом случае объективно возникает необходи­мость определения критериев и приоритетов для оценки действий профессио­нала.

Педагогиче­ская этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию и репутацию своих коллег, заботиться о моральном доверии общества к учителю. Этика ученого включает требова­ние бескорыстного служения истине, терпимости к другим тео­риям и мнениям, недопустимости плагиата в любой форме или преднамеренного искажения результатов научных исследова­ний.

Э тика офицера обязывает беззаветно служить Отечеству, проявлять стойкость и мужество, заботиться о подчиненных, всемерно беречь офицерскую честь

В справочной литературе профессиональная этика отождествляется с про­фессиональной моралью и обозначает «кодексы поведения, предписывающие определённый тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профес­сиональной деятельности...»[1] или «как совокупность норм поведения, мораль какой-нибудь общественной группы: партийная этика, врачебная этика, науч­ная этика»[2].

Можно предположить, что профессиональная этика - это проекция морали в профессиональную сферу деятельности, в систему профессиональных отно­шений, конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии. Однако в этом случае может воз­никнуть нравственная коллизия двойных (многих) стандартов: что разрешено и нравственно оправданно для одних, то аморально для других. Особенно рель­ефно это проявляется в профессиональных сферах деятельности.

Профессиональная этика - одна из форм социальной реаль­ности, сложного диалектического единства общего и особенного, представ­ляющего собой совокупность общественно значимых нравственных идеа­лов, норм, требований, оценок морального порядка, обусловленную исто­рическими предпосылками формирования и развития, целесообразностью применения в специальной (трудовой) среде, функциональностью в систе­ме профессиональных отношений, ценностным содержанием в мировоз­зрении личности человека

Нормы профессиональной этики отражают нравствен­ное содержание профессиональных обязанностей, выступа­ющее своеобразной «сверхзадачей» и определяющее гу­манные средства ее решения. Анализ профессиональных норм показывает, что они прежде всего возлагают на пред­ставителей той или иной профессии дополнительные нрав­ственные обязанности, но ни в коем случае не дают им пра­ва нарушать какие-либо общие нравственные принципы. Соотношение общечеловеческой морали и профессиональ­ной морали можно представить как диалектическое единство общего и особенного. Таким образом, содержание нравственности в профес­сиональной сфере составляет диалектическое единство ос­новных принципов и норм общечеловеческой морали и спе­цифических нравственных требований, обусловленных особенностями профессиональной деятельности.

Не может быть каких-либо профессио­нальных нравственных норм, которые не соответствовали бы принципам общечеловеческой морали или тем более ог­раничивали бы их. Подобные нормы были бы просто лише­ны нравственного содержания.

Конкретные профессиональные требования морали имеют строго ограниченные рамки, за пределами которых действуют общие нормы морали, обязательные для всех лю­дей, в том числе и представителей данной профессии. Эти рамки определяются либо законом, либо инструкциями, ли­бо соответствием данной нормы нравственным критериям. Так, например, перлюстрацию корреспонденции могут осу­ществлять лишь люди, имеющие на это особые полномочия и в строго определенных законом и инструкциями случаях, Во всех иных случаях подобные действия, даже если они будут осуществляться теми же сотрудниками, оцениваются как противоправные и аморальные.

Таким образом, профессиональная этика — это прежде все­го специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия «профессиональная мораль (нравст­венность)» и «профессиональная этика», понимая под послед­ней лишь раздел этической науки

В профессиональной этике обнаруживается сущность профессиональных групп, поскольку она выражает внутренние, глубинные, иногда скрытые от не­посредственного наблюдения уровни общественной реальности. Следователь­но, в ней есть нечто адекватное сущности общества. Но, проявляясь в профес­сиональной этике, внутренние связи профессиональных групп могут предста­вать в ней в превращенном, неявном виде

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 130 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав