Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Исихастское учение в культуре Киевской Руси.

Читайте также:
  1. A. Изучение психики ребенка в развитии
  2. B. учение о сложной структуре дефекта
  3. I Всякое религиозное учение S основано на вере М
  4. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов
  5. II. Изучение нового материала
  6. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  7. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  8. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  9. IV. Изучение научной литературы и уточнение темы.
  10. IV. Изучение нового материала

к Здесь интересно отметить — для лучшего понимания атмосферы гтого времени, — что средиземноморский мир был очень мал, и в (образованных кругах все были знакомы друг с другом. Так. в Афин­ском университете в 50-х годах будущие святые отцы-каппадокийцы были коллегами будущего императора Юлиана. Таким образом, отцы Церкви жили среди людей и сами были теми людьми, руками которых творилась история того времени и определялись судьбы будущего.

В период правлений Констанция и Юлиана св. Афанасий Вели­кий защищал понятие «единосущия», омоусия. Этот термин был един­ственным небиблейским в никейском Символе веры. Кроме того, у этого слова была запятнанная репутация — в 265 году на соборе в Антиохии оно было осуждено, как выражающее идею модализма. т.е. такого понимания Троицы, при котором Лица рассматриваются всего лишь как «модусы» или «аспекты» единого Бога, а не как реальные личности. Особенную оппозицию понятие единосущия встречало в Антиохии, где богословы были более склонны интересоваться кон­кретной исторической личностью Христа, отличной от Отца. Однако Афанасий в пылу сражения с одной ересью проглядел уязвимость своей терминологии к обвинениям в другой ереси, модализме. Идея единосущия сделалась пробным камнем разногласий между антио-хийскими и александрийскими богословами, и примирить их было первостепенной задачей каппадокийских отцоь

К 370 году за исключением изгнанного Афанасия все восточные епископы были арианами или полуарианами, несмотря на то что в 325 году никейская вера была принята фактически без возражений. Молва говорила, что, когда на соборе в Никее епископы подписывали Символ веры, некоторые из них вместо омоусиос. единосущный, напи­сали omuvcuoc, сходносущий (или подобосущный), добавлением ма­ленькой йоты существенно изменив смысл термина. Но сказано же в Писании: «И йота закона не прейдет»! В действительности среди всех этих бесчисленных восточных ариан были и те умеренные, которые подписали «подобосущие». Они отвергали единосущие не потому, что были настоящими арианами, а потому, что никейская вера казалась им несовместимой с подлинной троичностью лиц: они полагали, что единосущный Бог не мог быть действительно троичным. Имен­но каппадокийским отцам удалось объяснить и точно выразить пра-


вославное исповедание веры в единосущного и три-ипостасного Бога и таким образом привлечь этих умеренных на свою сторону. Это объяснение и истинно творческое развитие богословия каппадок.ии-цами позволило примирить абстрактность греческой мысли с иудей­ской идеей личного божества и тем самым спасло Церковь. Удача каппадокиицев, или, как их называли, «новоникейцев», свидетель­ствует о том, что истина не всегда торжествует в результате догма­тической непримиримости (как в случае св. Афанасия) и что очень часто для смягчения различий и достижения взаимного понимания необходим разумный диалог.

Введенная каппадокийцами терминология создала возможность церковного мира. Церковь признала, что и в период повсеместного арианства таинства продолжали совершаться: ариан. возвращав­шихся в лоно православия, не перекрещивали. Сам Василий Великий защищал именно такую умеренную позицию, ссылаясь на учение о домостроительстве спасения (экономию) и на заботу о «спасении многих».

В 381 году при императоре Феодосии Великом на Втором Вселен­ском соборе в Константинополе спор о св. Троице был разрешен окончательно, и православный никео-царьградский Символ был при­знан единственно истинным и законным исповеданием веры в том ис­толковании, которое ему дали каппадокийцы. то есть совместно с уче­нием о трех ипостасях. Однако страсти на этом сразу не улеглись. Александрия признавала богословие только св. Афанасия и при под­держке римской Церкви отказывалась принять «новоникейство». В Антиохии также царил разлад. Там шла борьба трех церквей: ари-анской, новоникейской (представлявшей большинство, возглав­ляемое другом каппадокийцев епископом Мелетием, в окружении которого мы находим тогда еще молодого Иоанна Златоуста) и ста-роникейской (во главе с епископом Павлином). Эта последняя цер­ковь находилась в общении с Александрией и Римом, а Рим в свою очередь отказывался признавать Второй собор и учение о трех ипостасях.

Г Еще одной областью, в которой каппадокийским отцам пред­стояло сыграть ведущую роль, было монашеское движение, в IV веке достигшее особенного подъемаДПо мере того, как официальная Цер­ковь все более сливалась с империей и с судьбами «этого» мира. ты­сячи мужчин и женщин покидали общество и удалялись в пустыню, противопоставляя обмирщению Церкви идеал точного соблюдения всех евангельских требований. Предаваясь аскетизму и постоянной


•|&литве. монахи иногда были склонны даже богословие считать не-Н^кной суетой. Живя в пустыне, они часто подолгу оставались без НрМнств и в своем максимализме стремились к существованию, пол-

•Остью не зависимому от Церкви.

у ^Одной из заслуг каппадокийских отцов было оцерковление мона­шества. Св. Василию Великому, путем установления правил и устава ; жизни, удалось включить монашеский идеал в основное русло церков-': ной жизни, в то же время признавая и закрепляя особое аскетическое | призвание некоторых членов Церкви. А брат его. св. Григорий Нис- '', ский, дал мистическое объяснеьие монашества, в свете которого мо- \ нахи нашли свое место в лоне Церкви и признали, что без Церкви и; таинств невозможен и сам мистический идеал монашества. | Итак, каппадокийские отцы — св. Василий Великий, св. Григо-; рий Назианзен (Богослов) и св. Григорий Нисский — положили осно-[ вание новому периоду в истории христианской Церкви. В союзе | (иногда двусмысленном) с римским государством, но всегда, в лице | монашества, стремясь к горнему Царству, Церковь ради спасения

• мира во Христе восприняла на себя задачу хриеч-ианидации греческой i культуры. Этот процесс был длительным, предполагал бдительность и постоянное богословское творчество, борьбу с ересями, равно как и решение актуальных философских вопросов. Результатом этого уси­лия явилась тысячелетняя православная культура, определившая судьбы многих народов вплоть до ее разложения под ударами запад­ных секулярных идеалов в новое время.

Исихастское учение в культуре Киевской Руси.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав