Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Читайте также:
  1. ЗАЯВЛЕНИЕ
  2. Заявление
  3. Заявление
  4. ЗАЯВЛЕНИЕ
  5. ЗАЯВЛЕНИЕ
  6. ЗАЯВЛЕНИЕ
  7. ЗАЯВЛЕНИЕ
  8. Заявление
  9. ЗАЯВЛЕНИЕ
  10. ЗАЯВЛЕНИЕ

Статья посвящена проблеме исихастского учения в переводных произведениях Ефрема Сирина и вопросам популярности этого автора в Киевской Руси. В статье рассматриваются особенности восприятия исихазма славянскими странами и влияние сочинений Ефрема Сирина на православное мироощущение новообращенных славян

Тема исихазма и его восприятия Древней Русью все чаще привлекает внимание ученых. Исихазм, понимаемый как практика непрестанной молитвы, является неотъемлемой частью духовной жизни Киевской Руси. Он по сути своей есть выражение основных принципов православного мироощущения. Как пишет С.С. Хоружий, «Сегодня уже стало общепризнанной истиной, что исихазм представляет собой ядро и стержень православной духовности, и в его опыте осуществляется именно то отношение человека к Богу, какое утверждается вероучением Православной Церкви» [Хоружий 2006: 43]. Исихазм, по словам Н.А. Струве, есть «[…] сосредоточение христианского благовестия на самом главном, на едином на потребу во всех областях, и в боговедении, и в богопоклонении, и в оцерковлении жизни. Христос-Бог воплотился не для того, чтобы принести миру еще одно учение, пусть и наисовершеннейшее, а для того, чтобы человек имел доступ – не к природе Самого Бога, конечно, – но к излучающимся из нее божественным светоносным энергиям» [Струве 1992: 3-4]. Исихазм заключает в себе учение о богопознании и обожении, то есть учение о достижении святости – без этого православие было бы невозможно.

Идея внутреннего непрестанного устремления к Творцу и личного обожения, по утверждению проф. И. Мейендорфа, «[…] существовала еще в позднем ветхозаветном иудаизме» [Мейендорф 2000: 562-563]. С началом христианства идея личного обожения как начала преображения людей и всего мира слилась с христианским эсхатологизмом. В это же время выкристаллизовались основные принципы практического исихазма, то есть непрестанное внимательное творение Иисусовой молитвы, путем которого и достигается желаемое обожение. Указания на практику непрестанной молитвы, а также на высшую степень совершенства в этом учении, то есть на созерцание Фаворского света, можно встретить в IV в. у Макария Египетского, в X – у Симеона Нового Богослова, в XIII – в афонской монашеской литературе, и тем более в богословских трудах XIV в. в эпоху Григория Паламы, теоретика исихазма.

«Когда Русь знакомится с исихазмом?» – спрашивает ученый-медиевист В.В. Лепахин и отвечает на этот вопрос: «Если исихазм – это практика непрестанной умно-сердечной Иисусовой молитвы, то, без сомнения, исихазм приходит на Русь вместе с христианством и монашеством, прежде всего афонским (преподобный Антоний Печерский)» [Лепахин 1992: 24]. Основы этого учения были восприняты славянами вместе с принятием православия. Практика исихазма, знакомая славянам с самых первых их шагов в православии, отразилась в литературе, иконописи, богослужебной музыке, зодчестве, книжной миниатюре и т. д.

Особенностью преемственности этого учения славянскими странами было то счастливое обстоятельство, что Slavia Ortodoxa избежала полемики, теоретизирования и, главное, противостояния исихазму и системы аргументов против него. Русь, можно сказать, избежала и самого этого термина – исихазм, – он встречается в древнерусских текстах крайне редко. «Исихазм, понимаемый как созерцательная молитвенная практика, был известен на Руси до времен паламитов», – пишет еп. Марк (Арндт) [Арндт 1988: 355]. На существование исихастской практики среди монашествующих Киево-Печерской Лавры указывают И.М. Концевич [Концевич 1953: 109-125], В.В. Лепахин [Лепахин 1992: 25], Н. Видмарович [Видмарович 2003: 41-51] и др. Проблему исихазма в Киевской Руси рассматривает современный украинский ученый-медиевист И. Исиченко, в частности, он пишет: «Культура “молитви розуму” поширюється в Київській митрополії не стільки через вплив богословських праць, скільки через знайомство з живою аскетичною традицією тогочасних монаших осередків, насамперед константинопольських і афонських монастирів. […] Руські літературні тексти XI-XIII ст. відображають високий авторитет і поширення Ісусової молитви» [Исиченко 2007: 43]. Исследователь указывает на упоминание о молитве Иисусовой в Житии Николы Святоши, Поучении Владимира Мономаха, Хожении Игумена Даниила.

И все же, кроме живой передачи молитвенной традиции в монашеской среде, о которой говорит Исиченко, для распространения исихастских идей большое значение имел тот огромный корпус переводной литературы, который стал достоянием наших предков после крещения Владимира. Именно этот пласт литературы стал духовным и художественным контекстом культуры Киевской Руси. Мы, впрочем, не оспариваем мнение Исиченко о том, что не богословские труды имели первостепенное значение для распространения исихазма в Киевской Руси. В нашей работе речь идет о литературе иного содержания. Объем и состав переводной литературы столь велик и сложен, что по сей день он остается недостаточно изученным, как пишет Г. Подскальски [Подскальски 1996: 109], ссылаясь на работу И. Дуйчева как наиболее авторитетное исследование корпуса переводной церковнославянской литературы [Дуйчев 1963: 107-129]. Дуйчев отмечает два жанра, наиболее важные для новообращенной Руси и чаще других встречающиеся среди переводных произведений: богослужебные тексты и проповедническая литература [там же]. Собственно же богословская литература, как отмечает этот исследователь, а вслед за ним еще ряд ученых-медиевистов (Д.С. Лихачев, Г.М. Прохоров, В.В. Лепахин, И. Исиченко и др.) переводилась значительно реже, то есть исихастские святоотеческие сочинения в домонгольский период не были известны славянскому миру. Произведения таких великих проповедников умно-сердечного делания, как Иоанн Лествичник, Симеон Новый-Богослов, Исаак Сирин, Григорий Синаит и Авва Дорофей были переведены на славянские языки лишь в XIV-XV вв., как утверждает Г.М. Прохоров [Прохоров 1974: 317-324].

Итак, если теория исихазма практически осталась за пределами русской духовной жизни даже в период паламитских споров (исключая один перевод сочинения Давида Дисипата [Прохоров 1979: 32-54]), а собственно исихастская литература получила распространение лишь в XIV-XV вв., то какие переводные произведения и как смогли донести до новообращенных христиан самую суть православной духовной жизни? Ведь усвоение учения о непрестанной молитве и обожении было столь глубоким, что русская церковная среда того времени не знала никакого неприятия идей исихазма, никакого противления ему, в отличие от византийской. Существование же идеи обожения, совершенствования посредством творения непрестанной молитвы в культуре Киевской Руси очевидно, достаточно вспомнить Житие Николы Святоши в Киево-Печерском Патерике, Житие Авраамия Смоленского, Слова Кирилла Туровского, Поучение Владимира Мономаха и т.д. Само развитие русской духовной культуры было бы невозможно без укоренения исихастского учения в Древней Руси.

До паламитских споров проповедь исихазма даже в Византии и на Афоне не могла носить характер целенаправленного, теоретически обоснованного распространения идеи созерцания Фаворского света и обожения, какой она приобрела на Православном Востоке во второй половине XIV в. На Руси же эта проповедь должна была быть своеобразным поучением об «исихазме до исихазма», проповедью умного делания, в которой о самом умном делании говорится вскользь, как о чем-то самом собой разумеющемся. Ибо именно так, как само собой разумеющееся, это делание здесь было воспринято. Вспомним, как пишет о непрестанной молитве Владимир Мономах: «Аще и на кони hздяче не будеть не с кым орудья, аще инhх молитвъ не умеете молвити, а “Господи, помилуй!” зовhте в тайне: та бо hсть молитва всhх лhпши, нежели мыслити безлhпицю, ездя» [Изборник 1969: 152]. Это краткое поучение поставлено между другими, касающимися общего благочестия, быта, управления государством, а между тем оно раскрывает то самое, чему посвящены многие ученые труды византийских богословов, агиографов и риторов. Знаменательно, что автор Поучения, посвященного, собственно, вопросам государственного правления, затрагивает тему внутреннего делания. Рассуждения о благочестии превалируют в Поучении: очевидно, для Мономаха идеал государственного деятеля неотделим от аскетического идеала. В его представлении лишь глубоко верующий, благочестивый человек, стяжавший непрестанную молитву, может быть настоящим правителем.

Чтобы реципиент воспринял учение как нечто бесспорно необходимое для всех, естественное, свойственное человеческой природе или, как мы позволили себе выразиться, само собой разумеющееся, преподнесение этого учения должно быть связано с каким-то особенным воздействием на внутренний мир человека. Иначе сказать, учение должно быть преподнесено как бы исподволь, это должно быть не ученое преподавание догмы, а, скорее, создание у реципиента такого душевного настроя, при котором непрестанная молитва станет не добродетелью, необходимой для спасения, а внутренней потребностью христианской души, или даже непреходящим состоянием «внутреннего человека». Такая проповедь исихазма могла быть преподнесена новообращенной Руси лишь в высокохудожественных произведениях духовной культуры, чтобы быть воспринятой не столько умом, сколько сердцем, а проповедник исихастских идей должен был быть великим писателем, сумевшим затронуть самое сердце новообращенных.

Осмелимся предположить, что одним из таких проповедников исихазма для Киевской Руси является Ефрем Сирин. Наше предположение опирается, по крайней мере, на три факта: 1) несомненная принадлежность Ефрема к традиции исихазма в древнейшем и изначальном понимании этого слова, так сказать, «исихазма до исихазма», то есть исихазма до традиции психосоматического делания молитвы, исихазма до Паламы; 2) популярность произведений сирийского автора в Древней Руси, которую нельзя сравнить с популярностью ни одного другого писателя; 3) исключительная лиричность, «осердеченность» всех проповедей и поучений Ефрема Сирина, способствующая легкости и глубине восприятия их новообращенными.

Историческая ситуация, в которой творил Ефрем, и личность автора определили совершенно особое, можно сказать, специфическое мировосприятие, отразившееся в сочинениях Сириянина и ставшее духовным наследием Древней Руси. Остановимся на личности излюбленного на Руси писателя, чтобы уяснить особенности русского восприятия исихастской традиции.

Художественная литература и классическое искусство Сирии первых веков христианства – уникальное явление мировой культуры. «В первом тысячелетии нашего летоисчисления сирийское влияние ощущалось от Индии до Китая», – пишет С.С. Аверинцев, автор одного из уникальных исследований поэтики Ефрема Сирина [Аверинцев 1983: 44]. «Чем обязана сирийским авторам (и специально Ефрему Сирину) древнерусская литература вместе с русским фольклором, в нескольких словах и не скажешь […]», – продолжает тот же автор [Аверинцев 1983: 45]. Впрочем, в обозначенном исследовании ученый и не ставит себе такой задачи, мы же постараемся хотя бы отчасти, насколько позволяют рамки статьи, отметить некоторые черты сирийского влияния.

О необычайной популярности сочинений Ефрема Сирина в Киевской Руси неоднократно говорилось в литературоведческих исследованиях [см., напр.: Сперанский 2002: 225-228]. Об этом свидетельствует множество переводов и списков сочинений Ефрема, бытовавших на Руси. Наиболее популярным из них был «Паренесис», или «Утешение» – сборник слов, восходящий к греческому переводу произведений сирийского автора. «“Паренесис” был одной из самых читаемых книг в Древней Руси и других славянских землях», – говорится в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» [Словарь книжников и книжности Древней Руси 1987: 297]. Влияние «Паренесиса» отмечают в Прологе, Толковой Палее, многих житиях святых, например, Авраамия Ростовского, Нила Столобенского, Авраамия Смоленского. Влияние сирийского писателя усматривают в сочинениях Климента Охридского, Илариона Киевского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского и т.д. [Словарь книжников и книжности Древней Руси 1987: 298-299]. Так, например, В.С. Горский отмечает черты влияния Ефрема Сирина в «Слове о Законе и Благодати» Киевского митрополита Илариона [Горский 2000: 34]. Известно, что популярность Ефрема была настолько велика, что влияние его поэзии обнаруживается даже в фольклорных произведениях. Так, в духовных стихах усматривают отражение идей и учительных слов Сириянина [Словарь книжников и книжности Древней Руси 1987: 299]. Эсхатологические сочинения Ефрема отражены в русских духовных стихах о Страшном Суде. «Плач Иосифа Прекрасного», бытовавший как духовный стих, является больше чем наполовину дословным пересказом одного из сочинений Ефрема Сирина. Очевидно, полюбившиеся произведения Ефрема не просто «зачитывались до дыр», но заучивались наизусть и бытовали в виде духовных стихов с неизбежными в таком случае прибавлениями, убавлениями и искажениями авторского текста. Ни об одном другом авторе, чьи произведения пришли на Русь после Владимирова крещения, нельзя сказать ничего подобного. Фольклор всегда оставался областью отражения остаточных языческих верований, и только Ефрему Сирину удалось через века и почти через тысячелетие так поразить душу далеких от него славян, что они, так сказать, приняли его «за своего» и позволили ему проникнуть в устное народное творчество. Что же именно стало причиной такой несравненной популярности и что «родственного» увидели славяне в этом древнем проповеднике?

Ефрем Сирин, по словам Аверинцева, «самая репрезентативная, ибо самая центральная, фигура сирийской классики» [Аверинцев 1983: 51]. Он жил в IV в. нашей эры сначала в сирийском городе Нисивине, после – в Эдессе, центре сирийской книжности. В церковной жизни Ефрем был в чине диакона, который он принял довольно рано. Основными занятиями Ефрема было преподавание экзегетики и пения, а также – руководство «хором девственниц» [см. Пигулевская 1979: 130-140]. Именно этот «хор девственниц», по-видимому, и сформировал направление поэзии Ефрема, которое отличает его от других христианских авторов.

Поучения Ефрема о непрестанной молитве можно назвать простыми и даже в некоторой степени наивными. Здесь нет рассуждений ни о позе молящегося, ни о дыхании, ни даже об опасности молитвенного (исихастского) делания: о прелести, подстерегающей подвижника на пути к совершенству. Суть непрестанной молитвы излагается лишь в совете никогда не оставлять ее, но ею сопровождать каждое свое дело: «Подлинно блаженное дело – не грешить, а согрешающим – не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно всегда молитися, и не стужати, как говорит Господь […] Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли, или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь – не прерывай молитвы» [Ефрем Сирин 1994: 12]. И далее все поучение посвящено воспеванию молитвы в самых поэтичных выражениях и благодарению Богу за возможность молитвенного обращения к Нему.

Однако нам известно из творений святых отцов, что для «умного делания» недостаточно только непрерывного повторения молитвенного текста. Исихастам потребовалось написать не одно богословское произведение, посвященное этому «искусству из искусств»: и Симеон Новый Богослов, и Григорий Синаит, и Григорий Палама, и Иоанн Лествичник, и Авва Дорофей указывают на необходимость сердечного очищения, глубочайшего проникновения в слова молитвы, оставления всякого «житейского попечения», борьбу с помыслами, сосредоточение внимания в сердце и проч. Мог ли Ефрем Сирин не знать, насколько все это необходимо молитвеннику, насколько велика опасность впасть в прелесть, превратить молитву Иисусову в бессмысленно повторяемую мантру? Он мог не знать теории, да она еще и не оформилась в цельное учение в IV в., но он знал практику молитвы: он был величайшим молитвенником в истории православия. Не говоря прямо о том, чт о должно сопровождать непрестанную молитву, чтобы стяжать благодать Святого Духа, Ефрем Сирин так составляет свои поучения, что и сердечное умиление, и сокрушение, и чистота помыслов представляются читателю вполне естественными и необходимыми для молитвы. Именно не-сосредоточенность писателя на каком-то определенном способе молитвы позволяет читателю воспринимать молитву в единстве с внутренним совершенствованием и очищением сердца. Сосредоточенность на непрестанном повторении Иисусовой молитвы, подсчет молитв, строго определенное количество молитв по четкам и т.п. придет в православие позже, не без влияния, как представляется, поздней латинской молитвенной практики. В поучениях Ефрема отражено то непредвзятое, чистое отношение к непрестанной молитве, которое было возможно лишь на заре христианства. Диаметрально противоположно этому восприятие непрестанной молитвы, отраженное, например, в «Откровенных рассказах странника». Здесь в центре внимания количество прочитанных молитв, навык к повторению Иисусовой молитвы – при отсутствии какой бы то ни было эмоциональности и чувствительности; здесь на помощь молитвеннику приходит опыт веков, разработанные отцами Церкви за два тысячелетия философия непрестанного делания и техника творения молитвы.

Сочинения Ефрема отличаются особенной лиричностью, отражают чрезвычайно тонкую чувствительность автора. В центре его внимания оказывается сердце, сердечные переживания христианина и тема очищения сердца.

Любое поучение святого отца о непрестанной молитве, как и любая научная статья об исихазме, в первую очередь затрагивает тему очищения сердца, а следовательно – покаяния, сокрушения, смирения и, наконец, соединения ума с сердцем, то есть сосредоточения всех мыслей, чувств и жизненных сил на молитве. Ставший на путь «умного делания» подвижник должен начать с повышенного внимания к состоянию своего сердца, очистить и «размягчить» его для наиболее искреннего и прочувствованного восприятия молитвенного текста. Воспитание своего сердца, его изменение и очищение от земных помышлений и чувствований – одна из самых сложных и важных задач молитвенника. Чистое сердце, свободное от ненужных мыслей и пребывающее в «непрестанной молитве» – это та самая исихия, желанная тишина, которую постоянно ищет в себе аскет и плодом которой становится созерцание божественного света, приобщение энергии Божией, обожение. Поиск тишины, сердечной чистоты и молитвы – мучительно-радостная забота подвижника, с нею он засыпает и просыпается, она говорит в его сердце во время богослужения или физического труда, во время беседы с ближним, а также, если человек одарен тем или иным талантом, – во время творческого процесса.

«Внимание к внутренней жизни человека», отмеченное Лихачевым в произведениях древнерусских авторов, – это и есть внимание к опытному прохождению поприща «непрестанной молитвы» [см. Лихачев 1973:190].

Прежде всего, молитвенник сосредоточивается на движениях своего сердца, и проповедник, говорящий о молитве и непрестанном памятовании о Боге, вполне может выпустить за ненадобностью любые подробности, любую конкретику, кроме подробностей и конкретики малейших сердечных движений христианина. Эта особенность христианского восприятия, отличающая средневековое мировоззрение от античного, отмечена Аверинцевым. Исследователь сравнивает библейское и средневековое восприятие человеческого тела с античным и утверждает, что выявленное в Библии восприятие человека ничуть не менее телесно, чем античное, но только «[…] для него тело – не осанка, а боль, не жест, а трепет, не объемная пластика мускулов, а уязвляемые “потаенности недр” […]. Это образ страждущего тела, терзаемого тела, в котором, однако, живет […] “кровная”, “чревная”, “сердечная” теплота интимности» [Аверинцев 2004: 67, 69]. Различая языческое и христианское представление о Божестве, А.Ф. Лосев также указывает на сердечность христианского чувства: «Платоник воспринимает свое божество всем телом и всею душою, не различая физиологических моментов восхождения; исихасты же воспринимают своего Бога дыханием и сердцем; они “сводят ум” в грудь и сердце» [Лосев 1993: 871]. Аверинцев, развивая мысль Лосева, замечает, что это внимание к сердцу связано именно с ветхозаветным влиянием [Аверинцев 2004: 68]. В Библии мы не раз встречаем описание того, как дыхание замирает от сильного чувства и славословит Бога. Тем более славословие свойственно сердцу, которое дрожит от ужаса или веселья, а иногда, говоря словами псалмопевца Давида, делается как мягкий плавкий воск: «Бысть сердце мое, яко воскъ, таяй посредh чрева моего» (Пс. 21:15). Вся религиозная жизнь ветхозаветного человека, а тем паче христианина и исихаста, сосредоточена в сердце. Ум, воспевавшийся античными философами, здесь понимается как нечто вторичное по отношению к сердечному чувствованию, для полноценной жизни он нуждается в соединении с сердцем.

Исихазм развил представления об умственной и сердечной деятельности человека в цельное учение о «низведении ума в сердце». Поэтому «сердечная теплота интимности», особая острота и проникновенность, свойственные, по Аверинцеву, ранневизантийскому мировидению, – это черты, непосредственно касающиеся «умного делания» и неизменно присущие исихастским произведениям.

Сокрушение, покаяние, слезы, сердечное умиление – главные предметы проповедей сирийского автора. Описывая встречу с Василием Великим, Ефрем Сирин раскрывает перед нами такую глубину смирения и самоукорения, которая приводит к абсолютной противоположности того, как воспринимают автора окружающие и как он сам относится к себе: «“[…] ты ли Ефрем, – спрашивает его Василий Великий, – прекрасно преклонивший выю и взявший на себя иго спасительного слова?” И сказал я в ответ: “Я Ефрем, который сам себе препятствую идти небесною стезей”» [Ефрем Сирин 1993: 312]. Упоминание о покаянном плаче, стенании и слезах можно встретить практически на каждой странице творений сирийского автора: «И я, заплакав, возопил и сказал: “Ты, отче, будь хранителем для меня, расслабленного и ленивого. Ты наставь меня на правую стезю, ты приведи в сокрушение окаменелое сердце мое. Пред тобою поверг меня Бог духов, чтобы ты уврачевал душу мою. Ты установи ладию души моей на воде упокоения”» [Ефрем Сирин 1993: 312]. Воспевая добродетели святителя Василия в Похвальном слове, Ефрем, как бы оттеняя светлость и духовную высоту святого, все более и более усугубляет собственное уничижение.

Итак, «размягчение» сердца – одна из важнейших задач подвижника, ищущего искренней непрестанной молитвы. Поэтому «размягчение» сердца – одна из задач Ефрема Сирина как автора поучений. Ни у одного другого церковного писателя мы не найдем такого обилия покаянных мотивов, столь частого упоминания слез и сердечного умиления, как у Ефрема. Его особенность в том, что он не столько призывает к покаянию, сколько отражает в поучениях собственное сокрушение о своих грехах: кается, плачет и переходит от плача к славословию, как будто переживая во время творческого процесса и покаяние, и очищение, и следующие за этим утешение и умиление. Тем самым писатель увлекает за собой и читателя, а тот, читая, так же кается, плачет и – утешается, завершая чтение искренним славословием Творцу. В этом простом принципе поучать не словом, а примером, не говорить о молитве, а молиться, создавать молитвенное настроение, очевидно, кроется главный секрет проникновенности творений Ефрема Сирина и их популярности среди новообращенных славян. Так в одной из глав «Паренесиса» Ефрем пишет, начиная с покаяния и завершая чувством пережитого очищения: «Прьваго же правила чернеческаго житiя не съхранилъ еси, о съборh своем нерадилъ еси, по стране ходити навыкл еси […]. Отселе бо ти ся являетъ безмолвiе. Отселе являет ти ся тръпенiе. Отселе являет ти ся смиренiе, и кротость, и чистота […]» [Паренесис: л. 26].

В этой удивительной откровенности автора, представляющего на суд других собственные грехи и плачущего о них перед лицом всех и каждого, кто будет его читателем, не кроется ли та «теплота интимности», о которой писал Аверинцев, та доверительная простота, которая проникла в самое сердце новообращенных славян и покорила его? Думается, славяне восприняли Ефремовы сочинения таким же открытым сердцем, каким воспринимали их в IV в. духовные дочери Сириянина. Как уже говорилось, Ефрем Сирин при жизни руководил «хором девственниц». «Хор девственниц» – это прототип будущих монашеских общин, а во времена Ефрема – это ядро обычной христианской общины, хор храма, который поет для приходящих молиться. «Это им [девственницам] приносит Ефрем каждое свое новое произведение, с ними разучивает текст и мелодию; они – его “исполнительский коллектив”, но одновременно его первая публика. Когда думаешь о поэзии Ефрема, нельзя забывать о них […] Поучения Ефрема – не резонерские, ибо поучает он не абстрактного поучающегося, но своих девиц, которых видит перед собой и знает, что им нужно; и только вместе с ними, заодно с ними – любую “душу христианскую”, которая найдет себя в этом кругу, благо, круг еще не замкнулся, не ощутил себя “иноческим чином”, “духовным сословием”» [Аверинцев 1983: 54]. Вот откуда столько лиричности и задушевности, столько простоты и утонченности в поучениях Ефрема, цель которых – не дидактика, а создание молитвенного настроения, вовлечение читателя в свою молитву, в свое умиление и славословие. Вот откуда ощущение «родственности», с каким приняли Ефрема Сирина славяне. Киевская Русь еще не знала схоластического холодка богословских трактатов, еще не была знакома с понятием «духовного сословия», еще готова была открытым сердцем, как «хор девственниц» в Эдессе, воспринимать проникновенные слова Сириянина и от него незаметно и надежно усваивать «искусство из искусств» – исихастское творение непрестанной молитвы.

 

Использованная литература

 

Абрамович Д. Києво-Печерський патерик. – К.: Час, 1991. – 280 с.

Аверинцев С.С. Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина // Восточная поэтика: специфика художественного образа / отв. ред. П.А. Гринцер. – М., 1983. – С. 223-260.

Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 480 с.

Арндт Марк, епископ. Развитие русской духовной жизни по основе исихазма // Юбилейный сборник в память 1000-летия крещения Руси. 988-1988. – Джорданвилл, Нью-Йорк, 1988. – С. 351-371.

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: Синодальная типография, 1914.

Видмарович Н. Священнобезмолвие в древнерусской литературе. – Загреб: Философский факультет, отделение славянского языка и книжности, 2003. – 113 с.

Горський В.С. Філософські ідеї в культурі стародавнього Києва // Київ в історії філософії України / В.С. Горський, Я.М. Стратій, А.Г. Тихолаз, М.Л. Ткачук. – К.: Вид. дім “КМ Academia”; ТОВ Університетське видавництво “Пульсари”, 2000. – 264 с.

Дуйчев И.С. Центры византийско-славянского общения и сотрудничества / И.М. Дуйчев; пер. с болг. Г. И. Сафронова // ТОДРЛ. – СПб., 1963. – Т. 19. – С. 107-129.

Ісіченко Ігор, архієпископ. Аскетична література Київської Русі. – Харків: Акта, 2007. – 398 с. – (Харківська школа).

Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси / И.М. Концевич. – Париж: YMCAA-PRESS, 1953. – 235 с.

Лепахин В.В. Умное делание: (о содержании и границах понятия «исихазм») / В.В. Лепахин // Вестник русского христианского движения, № 164. – Париж – Нью-Йорк – Москва, 1992. – С. 5-32.

Лихачев Д.С. Развитие русской литературы XII-XVII веков. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев. –Л.: Наука, 1973. – 259 с.

Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А.Ф. Лосев; сост. А.А. Тахо-Годи; общ. ред. А.А. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. – М.: Мысль, 1993. – 959 с.

Мейендорф Иоанн, протопресвитер. История Церкви и восточно-христианская мистика / сост. и общ. ред. И.В. Мамаладзе – М.: Институт ДИ-ДИК, Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – 576 с.

Паренесис. Житие и слова Ефрема Сирина. ГПНТБ, Тих., № 530.

Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века / Н. В. Пигулевская. – М.: Наука, 1979. – 133 с.

Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237): изд. второе / Г. Подскальски; пер. А.В. Назаренко; под ред. К.К. Акеньтева. – СПб.: Византинороссика, 1996. – 572 c.

Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в. / Г.М. Прохоров // ТОДРЛ. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 317-324.

Прохоров Г.М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе / Г.М. Прохоров // ТОДРЛ. – Т. 33. Л., 1979. – С. 32-54.

Святой Ефрем Сирин. Творения: В 6 т. / святой Ефрем Сирин: репринт. изд. – М.: Изд. Московского патриархата, 1993. – 432 с.

Словарь книжников и книжности Древней Руси: Вып. 1 (XI-первая половина XIV вв.) /отв. ред. Д.С. Лихачев. – Л.: Наука, 1987. – 495 с.

Сперанский М.Н. История древней русской литературы: изд. четвертое / М.Н. Сперанский; [редкол. С. Н. Иконникова и др.]. – СПб.: Лань, 2002. – 544 с. – (Мир культуры, истории и философии).

Стихи духовные / сост., вступ. ст., подг. текстов и коммент. Ф.М. Селиванова. – М.: сов. Россия, 1991. – 336 с.

Струве Н.А. Тайна исихазма // Вестник русского христианского движения, № 164. – Париж – Нью-Йорк – Москва, 1992. – С. 3-4.

Хоружий С.С. Познание исихазма в прошлом и настоящем // Христианская мысль, №3.– К.: Киевское религиозно-философское общество, 2006. – С. 43-51.

 

 

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о защите прав потребителя, признании недействительными условий договора,

применении последствий недействительности в виде возврата денежных средств и

компенсации морального вреда

 

Между мной, Федорцовой Натальей Викторовной, и Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации (открытое акционерное общество), в лице Красноярского городского отделения № 161 Сбербанка России (далее – Банк) заключен кредитный договор № 217520 от 30 октября 2009 года на сумму 1 000 000,00 (Один миллион рублей 00 копеек) рублей, со сроком возврата до 30 октября 2039 года, с условием уплаты процентов в размере 14,75 (Четырнадцать целых семьдесят пять сотых) процентов годовых (далее – Кредитный договор).

Согласно п. 3.1. Кредитного договора Банк открывает заемщику ссудный счет № 45507810231280217520. За обслуживание ссудного счета Заемщик уплачивает Банку единовременный платеж (Тариф) в размере 3 (Три) % от суммы кредита, но не менее 15 000,00 (Пятнадцать тысяч рублей 00 копеек) руб. не позднее даты выдачи кредита.

Согласно п. 3.2. Выдача кредита производится единовременно по заявлению заемщика:

- наличными деньгами, после:

- уплаты заемщиком Тарифа;

- и других условий (указанных в Кредитном договоре).

Тариф за обслуживание ссудного счета был мною уплачен 29 апреля 2009 года в полном объеме.

Из содержания пунктов 3.1 и 3.2 Кредитного договора следует, что заемщик уплачивает Банку Тариф за обслуживание ссудного счёта не позднее даты выдачи кредита, то есть обуславливает предоставление кредита предварительной оплатой услуги по ведению ссудного счёта, тогда как ведение ссудного счёта - обязанность Банка, возникающая в силу закона. Ссудный счёт открывается для целей отражения задолженности заёмщика по выданным ему ссудам и является способом бухгалтерского учёта, в связи с чем, заемщик не должен уплачивать банку единовременный платёж за обслуживание этого счёта.

Вместе с тем, положения кредитного договора были сформулированы самим Банком (в виде разработанной типовой формы) таким образом, что без открытия дополнительного банковского счета кредит не выдавался. То есть получение кредита было напрямую обусловлено приобретение услуг банка по открытию и обслуживанию расчетного счета.

При этом следует учесть, что по своей правовой природе кредитный договор является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ):

- кредитный договор является типовым, то есть договор содержит одинаковые условия для всех заемщиков ОАО «СБ РФ»

-условия договора разработаны ОАО «СБ РФ» в одностороннем порядке, и могли быть мною приняты не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом, возможность вносить изменения в кредитный договор у меня отсутствовала.

-без уплаты единовременной комиссии за открытие ссудного счета мне не выдали бы кредит, то есть я не получила бы денежных средств.

Пункт 2 статьи 16 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. запрещает обуславливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

Таким образом, условия кредитного договора, устанавливающие плату за открытие и ведение ссудного банковского счета, следует считать недействительными (ст.168 ГК РФ). Расходы заемщика, понесенные им на оплату услуг по открытию и ведению такого счета, являются убытками, возникшими вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), которые подлежат возмещению в полном объеме (ст.15 ГК РФ, п. 2 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Порядок предоставления кредита регламентирован Положением Центрального Банка Российской Федерации «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П от 31.08.1998 г. Пункт 2.1.2 данного Положения предусматривает предоставление денежных средств физическим лицам - в безналичном порядке путём зачисления денежных средств на банковский счёт клиента - заёмщика физического лица, под которым в целях данного Положения понимается также счёт по учёту сумм привлечённых банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке, либо наличными денежными средствами через кассу банка. При этом указанное Положение Центрального Банка Российской Федерации не регулирует распределение издержек между банком и заёмщиком, которые необходимы для получения кредита. Вместе с тем, из пункта 2 статьи 5 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» следует, что размещение привлечённых банком денежных средств в виде кредитов осуществляется банковскими организациями от своего имени и за свой счёт.

Кроме того, из статьи 30 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» № 395-1 от 02.12.1990 г. следует, что открытие расчётных, депозитных и иных счетов является правом, а не обязанностью граждан. Следовательно, открытие ссудного счёта - обязанность банка, возникающая в силу закона. Таким образом, кредитный договор № 217520 от 30 октября 2009 года содержит условия, ущемляющие установленные законом права потребителя. Ущемляющими признаются условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Кредитная организация, как и любая другая коммерческая организация, обязана вести бухгалтерский учет своего имущества и обязательств. Ведение бухгалтерского учета в кредитных организациях регулируется Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». В соответствии с положениями Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п.3 ст.1) основными задачами бухгалтерского учета являются, в частности, формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций (п.1 ст.6 указанного Федерального закона). Поскольку ведение ссудных счетов заемщиков представляет собой неотъемлемую часть операций по ведению бухгалтерского учета кредитной организацией, возложенной на неё в соответствии с требованиями федерального законодательства, взимание комиссии за данную операцию как за услугу, оказываемую заемщику (клиенту), незаконно.

Из понятия кредитного договора, предусматриваемого в п.1 ст.819 ГК РФ, не следует, что для совершения данной банковской сделки требуется согласие заемщика на открытие ссудного счета. В отличие от текущих банковских счетов, на ссудном счете отсутствует какой-либо остаток денежных средств, которым клиент (заемщик) мог бы в любой момент распорядиться по своему усмотрению. Заемщик не вправе дать банку никаких распоряжений в отношении ссудного счета (на этом счете, в принципе отсутствует остаток денежных средств, которыми клиент мог бы распоряжаться по своему усмотрению, аналогично, например, распоряжению безналичными денежными средствами на расчетном счете). Поэтому, никакой имущественной выгоды от операции ведения ссудного счета у заемщика не возникает.

Согласно п.1 ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По смыслу п.1 ст.779 ГК РФ исполнитель (в нашем случае – Банк), выставляющий заемщику счет за услугу по открытию и последующему ведению ссудного счета обязан довести до сведения потребителя:

1) в чем конкретно состоит содержание данных услуг (потраченное сотрудниками банка время, документооборот и т.п.), и

2) почему эти действия необходимы именно потребителю (а не самому банку, который несет публично-правовую обязанность по ведению бухгалтерского учета всех своих операций), и какую выгоду, помимо полученного кредита, получает от этого потребитель.

Однако банк, в нарушение п.2 ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» не сообщает, каким основными потребительскими свойствами (для заемщика) обладает услуга по ведению ссудного счета. Согласно существующему законодательству и выработанной доктрине гражданско-правовые отношения по обязательствам предполагают не только соответствующие обязательства должника перед кредитором, но и определенные обязанности кредитора (т.е. «кредиторские обязанности»). Это, прежде всего, подтверждение того, что исполнение принимается надлежащим лицом (ст.312 ГК РФ), принятие исполнения обязательства кредитором и выдача заемщику документа, подтверждающего факт исполнения обязательства.

Неисполнение кредиторских обязанностей может создать ситуацию т.е.«просрочки кредитора», когда должник не несет более ответственности за просрочку исполнения ввиду действий или бездействия самого кредитора. Для взаимоотношений банка с заемщиком действиями, которые обязан совершить банк для создания условий предоставления и погашение кредита (кредиторскими обязанностями банка), являются, в частности, открытие и ведение ссудного счета, поскольку именно такой порядок оформления выдачи кредита и учета ссудной задолженности предусмотрен специальными банковскими правилами.

В соответствии с п.1 ст.819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё. Таким образом, я, как заемщик, согласно действующему законодательству, обязан платить только проценты за пользование заемными денежными средствами.

Никакой имущественной выгоды от операции ведения ссудного счета у меня не возникло.

Кроме того, в соответствии со статьёй 395 Гражданского Кодекса РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица, подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

 

Расчет суммы процентов (с 30.10.2009 года по 22.09.2010 года, включительно):

(30 000,00*7,75%)/360*865=5 586,45 рублей,

где 81 288 – сумма задолженности;

7,75% – ставка рефинансирования;

(30 000*7,75%)/360 – сумма процентов за один день;

865– количество дней, в течение которых ответчик пользовался чужими деньгами.

 

В этой связи полагаю, что ответчик обязан уплатить проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 5 586,45 (Пять тысяч пятьсот восемьдесят шесть) рублей 45 копеек. На основании изложенного, а также учитывая, что подобные условия в силу прямого указания закона признаются недействительными, а действия банка неправомерными, руководствуясь ФЗ РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г., ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности» №395-1 от 02.12.1990 г.

Спора по срокам и суммам, уплаченным мною в погашение кредита, нет.

Согласно ст.180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части. Как отмечено в представленном выше обосновании, условия кредитного договора, законность которых оспаривается истцом, напрямую не связаны с созданием кредитного правоотношения между банком и заемщиком. Оспариваемые условия включены в текст кредитного договора банком с целью незаконного повышения платы за кредит (помимо той процентной ставки, которая была установлена для истца как заемщика). Таким образом, недействительность оспариваемых условий, касающихся плат и комиссий, необоснованно взимаемых с заемщика, в соответствии со ст.180 ГК РФ не влечет недействительности кредитного договора в целом.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» размер иска [о компенсации морального вреда], удовлетворяемого судом, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки, а должен основываться на характере и объеме причиненных потребителю нравственных и физических страданий в каждом конкретном случае.

Полагаю, что вина банка в причинении морального вреда налицо, поскольку им умышленно включены в кредитный договор условия, возлагающие на заемщика обязанность по оплате дополнительных платежей с целью повышения платы за кредит.

Тот факт, что по результатам заключения мною кредитного договора с банком им оказалась возложенной на меня обязанность выплаты указанной выше комиссии, причинил мне значительные нравственные страдания, которые приходилось переживать.

В связи с изложенным, полагаю, что банк, в соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст.151 ГК РФ обязан возместить мне причиненный моральный вред на сумму 10 000 рублей.

Так же мною, было написано заявление в Банк, дата входящего документа 18 февраля 2011 года, о возврате, в добровольном порядке, незаконно удержанного, единовременного платежа за обслуживание ссудного счета в размере 30 000, 00 (Тридцать тысяч) рублей 00 копеек. На данное заявление в течении 10 (десяти) дней от Банка ответа я не получила, и считаю что, в данном случае, бездействие Банка, можно расценивать как отказ в добровольном удовлетворении требования указанного в заявлении. В связи с этим, в соответствии со ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» Банк обязан уплатить неустойку в размере 3% от цены услуги за каждый день просрочки выполнения требования потребителя, в размере 48 772 (Сорок восемь тысяч семьсот семьдесят два) рубля 80 копеек.

 

Расчет суммы неустойки (с 03.09.2010 по 22.09.2010 года, включительно):

(30 000*3%)*20=48 772,8 рублей,

где 30 000 – сумма задолженности;

3% – размер неустойки;

(30 000*3%) – сумма неустойки за один день;

20 - количество дней, просрочки выполнения требования потребителя в добровольном порядке.

 

На основании выше изложенного руководствуясь: статьей 312, статьей 395, статьей 428, статьей 180, статьей168, статьей. 15, Гражданского кодекса Российской Федерации 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (часть первая); статья 28, статьей 15, пункт 2 статьи 16, пункт 2 статьи 10 Федерального Закона РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.; Положением Центрального Банка Российской Федерации «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» № 54-П от 31.08.1998 г.; статья 30, пункт 2 статьи 5 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1; Положением Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации»; пункт 3 статьи 1 Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ; пункт 1 статьи 819, пункт 1 статьи 779 Гражданского кодекс Российской Федерации 26 января 1996 года N 14-ФЗ; п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»

 

ПРОШУ СУД:

 

1. Признать недействительным п. 3.1. Кредитного договора № 217520 от 30 октября 2009 года о возложении обязанности по оплате единовременного платежа за открытие и обслуживание ссудного счета.

2. Взыскать с ответчика уплаченные мною денежные средства в размере 30 000 (Тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

3. Взыскать с ответчика за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания проценты, исходя из учётной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации на день вынесения решения в размере 15 137,07 (Пятнадцать тысяч сто тридцать семь) рублей 07 копеек.

4. Взыскать с ответчика в мою пользу в возмещение морального ущерба 10000 (Десять тысяч) рублей 00 копеек.

5. Взыскать с ответчика в мою пользу неустойку, за просрочку выполнения требования по возврату тарифа, незаконно удержанного Банком в размере 48 772 (Сорок восемь тысяч семьсот семьдесят два) рубля 80 копеек.

6. На основании пункта 3 статьи 17 ФЗ РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. прошу освободить меня от уплаты государственной пошлины.

 

Дата __________________ Ф.И.О. _______________________________________

 

Подпись ______________________________________

 

Приложение:

1. Копия заявления в Банк (о возврате уплаченной комиссии) – 2 экземпляр.

2. Копия кредитного договора № 217520 от 30 октября 2009 года – 2 экземпляра.

3.Копия платежей наличными

 

 

ГК РФ Статья 428. Договор присоединения

 

1. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

2. Присоединившаяся к договору сторона вправе потребовать расторжения или изменения договора, если договор присоединения хотя и не противоречит закону и иным правовым актам, но лишает эту сторону прав, обычно предоставляемых по договорам такого вида, исключает или ограничивает ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержит другие явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она исходя из своих разумно понимаемых интересов не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора.

3. При наличии обстоятельств, предусмотренных в пункте 2 настоящей статьи, требование о расторжении или об изменении договора, предъявленное стороной, присоединившейся к договору в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не подлежит удовлетворению, если присоединившаяся сторона знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

 

ГК РФ Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам

 

Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

 

ГК РФ Статья 15. Возмещение убытков

 

1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

 

Закон РФ "О защите прав потребителей" (закон о правах потребителя) от 07.02.1992 N 2300-1

Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя

 

1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Запрещается обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг).

(абзац введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

3. Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 августа 1998 г. N 54-П

 

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ (РАЗМЕЩЕНИЯ) КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ИХ ВОЗВРАТА (ПОГАШЕНИЯ)

(в ред. Положения, утв. ЦБ РФ 27.07.2001 N 144-П)

 

 

2.1.2. физическим лицам - в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента - заемщика физического лица, под которым в целях настоящего Положения понимается также счет по учету сумм привлеченных банком вкладов (депозитов) физических лиц в банке либо наличными денежными средствами через кассу банка;

(в ред. Положения, утв. ЦБ РФ 27.07.2001 N 144-П)

 

Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1

 

Статья 5. Банковские операции и другие сделки кредитной организации

 

К банковским операциям относятся:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

8) выдача банковских гарантий;

9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

(п. 9 введен Федеральным законом от 31.07.1998 N 151-ФЗ)

Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе.

(часть вторая введена Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ)

Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:

1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;

4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.

 

 

Задавать представителю банка неудобные вопросы:

1. Ведение ссудного счета - это право или обязанность банка?

2. Если это обязанность, которая возникает в силу закона, может быть она предметом сделки в смысле ст. 153 ГК?

3. Если это обязанность, то перед кем. Перед заемщиком или перед ЦБ РФ в смысле ст. 309 ГК? Т.е. кто принимает это обязательство?

4. Ссудный счет это счет бухгалтерского учета или банковский счет в смысле положений главы 45 ГК?

5. Если это счет бухгалтерского учета, то какими потребительскими свойствами обладает услуга по его ведению?

 

1. У вас договор заключен более 1 года назад, следовательно, Роспотребназдор не сможет привлечь банк к ответственности по ст.14.8 КоАП. Однако обратиться вы туда можете. В этом случае вам дадут письмо о том, что эти условия нарушают права потребителя. Письмо приобщаете в дело.

 

Кроме того, своими действиями Ответчик, не возвращая мне деньги в течение долгого времени и угрожая тем, что кредит вновь больше никогда мне не будет предоставлен – причиняет Истцу нравственные и физические страдания, что согласно ст. 151 ГК РФ является моральным вредом, который подлежит компенсации. Компенсацию морального вреда я оцениваю в 10 000,00 (Десять тысяч) рублей.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Переводные произведения Ефрема Сирина и особенности их восприятия| ИСКУПЛЕНИЕ И ОБОЖЕНИЕ

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.056 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав