Пелевин стал культовой фигурой прежде всего потому, что он уловил нерв времени: он очень точно отобразил реальность, или, скорее, множество реальностей, существующих в современном мире. Дело в том, что с развалом СССР период доминирования одной реальности над всеми сферами жизни закончился — второстепенные, ранее незаметные, новые миры заняли свое место в гонке за лидерство, почуяв благоприятную почву под ногами. По мнению К. Фрумкина, «в такую эпоху Пелевин, исследующий сочетания миров, закономерен, как боевик про Ирак или Косово» [26]. Конечно же, огромную роль играет и «художественый» талант Пелевина — образы, которые он создает, живут уже вне его книг — в сознании читателя.
«Пелевин талантлив, чертовски талантлив. Возможно, даже гениален» [14]. Пелевин, и это, на наш взгляд, бесспорно, — искуснейший мастер, потрясающе одаренный писатель; чтение его произведений доставляет именно эстетическое удовольствие, духовное наслаждение. Взяв раз в руки книгу Виктора Пелевина, читатель с трудом отрывается от нее. Объясняется это, помимо прочего, тем, что язык пелевинских текстов легкий и непринужденный, не отягощен ни длительными монологами, ни утомительными описаниями, ни речевыми клише. Двумя-тремя предложениями автор как-будто рисует в нашем сознании картину, и образ создается сам: «Тверской бульвар был почти таким же, как и два года назад, когда я последний раз его видел — опять был февраль, сугробы и мгла, странным образом проникавшая даже в дневной свет. На скамейках сидели те же неподвижные старухи; вверху, над черной сеткой ветвей, серело то же небо, похожее на ветхий, до земли провисший под тяжестью спящего Бога матрац» [18;10]. И вот она, картина: хмурое февральское небо, зимняя метель, когда снег, хаотично гонимый волей ветра, с силой бьет в лицо, голые мокрые деревья... Символичен здесь этот черно-серый колорит, нагнетающий мрачную, угрюмую обстановку. Или вот совершенно противоположная цитата, отображающая Пелевина-сатирика: «Таксист был толстощеким увальнем с выражением сосредоточенной обиды на лице. У Татарского мелькнула мысль, что он похож на переполненный водой презерватив, которого достаточно слегка коснуться чем-нибудь острым, чтобы он выплеснулся на окружающих одноразовым водопадом» [19].
Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
все произведения Пелевина написаны на одну и ту же тему, в каждом повторяется одна и та же идея, но выражается она не формой, да и сюжетные основы всех произведений абсолютно разные; значение имеет лишь ситуация, в которой находятся его герои, насекомые или животные, люди-оборотни или люди-роботы — ситуация несвободы и зависимости. От чего? Прежде всего от самого себя;
по Пелевину, человеческая личность — это «случайная сцепка надежд, мнений и страхов», а наше настоящее Эго кроется глубоко внутри. С детства мы воспринимаем окружающий мир через устоявшиеся понятия о нем, через чуждые нам восприятия других,— родителей, друзей, духовных авторитетов. Но именно поэтому этот мир и иллюзорен — это только наше впечатление, и существует оно лишь в нашем сознании. Чтобы освободиться, надо сбросить с себя «платья», побороть «темную банду ложных «я», сформированную и обусловленную нашим воспитанием, социальными связями, традиционными представлениями и даже нашими привычками и страхами.
«Чапаев стал объяснять Анне, что личность человека похожа на набор платьев, которые по очереди вынимаются из шкафа, и чем менее реален человек на самом деле, тем больше платьев в этом шкафу... Анна никак не хотела с ним соглашаться. Она пыталась доказать, что все может обстоять так в принципе, но к ней это не относится, потому что она всегда остается собой и не носит никаких масок. Но на все, что она говорила, Чапаев отвечал: «Раз платье. Два платье» и так далее... Потом Анна спросила, кто в таком случае надевает эти платья, и Чапаев ответил, что никого, кто их надевает, не существует. И тут Анна поняла. Она замолчала на несколько секунд, потом кивнула, подняла на него глаза, а Чапаев улыбнулся и сказал: «Привет, Анна!» [18;375].
ЛИТЕРАТУРА
Басинский П. Из жизни отечественных кактусов. — Литературная газета, 29 мая, 1996
Генис А. Беседа десятая: Поле чудес. Виктор Пелевин. — Звезда, 1997, №12
Генис А. Виктор Пелевин: границы и метаморфозы. — Знамя, 1995, №12
Губанов В. Анализ романа Виктора Пелевина Омон Ра. — http://exbicio.boom.ru/library/pelevin/stat/analiz2.htm
Долин А. Виктор —левин: новый роман. — Русский Журнал, 1998
Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? (Об одной авантюре Виктора Пелевина). — Новое Литературное Обозрение, 1997, №28
Кузнецов С. Василий Иванович Чапаев на пути воина. —КоммерсантЪ-daily, 27 июня, 1996
Кузнецов С. Самый модный писатель. — Огонек, 1996, №35
Курицын В. Группа продленного дня// Пелевин В. Жизнь насекомых. — М.: Вагриус, 1999
Курицын В. Русский литературный постмодернизм. — М.: ОГИ, 2000
Минкевич А. Поколение Пелевина. — Русский Журнал, 8 апреля, 1999
Немзер А. Как бы типа по жизни. Роман Виктора Пелевина «Generation П» как зеркало отечественного инфантилизма. — Время MN, 1999, 26 марта
Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х — нач.90-х г.г XX в. Учебное пособие для студентов филфаков вузов. — Минск, 1998
Пелевин В. Желтая стрела. — М.: Вагриус, 1999
Пелевин В. Жизнь насекомых. — М.: Вагриус, 1999
Пелевин В. Омон Ра/Жизнь насекомых. — М.: Вагриус, 1999
Пелевин В. Синий фонарь. — М.: Текст, 1991
Пелевин В. Чапаев и Пустота. — М.: Вагриус, 1996
Пелевин В. Generation «П». — М.: Вагриус, 1999
Постмодернистские тенденции в современной прозе (А.Битов, В.Пелевин) и факультативное изучение данной темы в школе. — КМ Онлайн, 2002
Рубинштейн Л. Когда же придет настоящий «П»? — Итоги, 1999, №17
Русские писатели XX века: биографический словарь/ред. П. А. Николаев. — М.,2000
Тух Б. Новое поколение выбирает «П». — Таллинн, 2001, №24
Ульянов С. Пелевин и Пустота. — Русский Журнал. 13 апреля, 1998
Филиппов Л. Полеты с Затворником. — Звезда, 1999, №5
Фрумкин К. Эпоха Пелевина. — http://kulturolog.narod.ru/pelevin.htm
Шром Н.И. Новейшая русская литература 1987-1999. — Рига: Retorika A, 2000
Энциклопедия для детей/ред. М.Аксенова. М.: Аванта, 1999
lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав