Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Художественный метод. Литературное направление.

Читайте также:
  1. III. ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД.
  2. Аналитический симплекс-метод.
  3. Антропологическое направление.
  4. Балансовий метод.
  5. Балансовый метод.
  6. Билет №42. Предпринимательское право. Источники, предмет и метод.
  7. Биологическое и биосоциальное направление.
  8. ВИБІРКОВИЙ МЕТОД. СТАТИСТИЧНА ПЕРЕВІРКА ГІПОТЕЗ.
  9. Дифференциальный метод.
  10. ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

Художественный метод - совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах и явлениях жизни.. X. м. является средством воплощения и утверждения определенного эстетического идеала. Характер и направление того или иного X. м., способность и возможность отразить, применяя его,зависят от социально-политических и духовных условий развития человечества в данный исторический момент, от объективной роли того или иного класса в жизни об-ва. Всякий X. м. находится в тесной связи с мировоззрением, к-рое оказывает положительное или отрицательное воздействие на художественное творчество. Однако это сложное, диалектически противоречивое отношение, при к-ром писатель благодаря силе своего метода может преодолеть в какой-то мере ограниченность своих взглядов.

Литературное направление - часто отожествляется с художественным методом. Обозначает совокупность фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств. В борьбе и смене направлений наиболее отчетливо выражаются закономерности литературного процесса. Принято выделять следующие литературные направления:КЛАССИЦИЗМ( XVII — начало XIX века),СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (XVIII — начало XIX века),РОМАНТИЗМ(конец XVIII — XIX век),РЕАЛИЗМ(XIX — XX век), НАТУРАЛИЗМ(последняя треть XIX века), СИМВОЛИЗМ(1870 — 1910-е годы),АКМЕИЗМ1910-е годы (1913 — 1914) в России),ФУТУРИЗМ(1909 (Италия), 1910—1912 (Россия)

 

 

10.Литературный процесс. Закономерности литературного процесса. Традиция и новаторство. Стадиальность литературного процесса. Три стадии всемирной литературы: «архаический период», стадия «поэтики стиля и жанра», стадия «поэтики автора».

Литературный процесс.Этим термином, во-первых, обозначается литературная жизнь определенной страны и эпохи (во всей совокупности ее явлений и фактов) и, во-вторых, многовековое развитие литературы в глобальном, всемирном масштабе. Литературный процесс во втором значении слова составляет предмет сравнительно-исторического литературоведения. Стадии развития литературного процесса хорошо прослеживаются в романских и западноевропейских странах, где выделяются литературы древние, средневековые, и литературы нового времени с их собственными этапами.Экономический и социальный строй влияет на литературный процесс через идеологию. Литературный процесс в каждую историческую эпоху включает в себя социально, идеологически и эстетически неоднородные (разнокачественные) литературно-художественные произведения – от высоких образцов до эпигонской, бульварной или массовой литературы. Кроме того, в него входят и формы общественного бытования произведений искусства слова: публикации, издания, литературная критика, эпистолярная литература и мемуары.Важнейшей закономерностью литературного процесса выступает появление новых эстетических идей, новых критериев художественности, которые свидетельствуют об утверждении в истории нового класса со своими особенными эстетическими потребностями и идеалами. Однако искусство не умирает вместе с породившим его классом, т. к. содержит в себе общечеловеческое.Три стадии всемирной литературы.Первая стадия – это “архаический период”, где безусловно влиятельна фольклорная традиция. Здесь преобладает мифопоэтическое художественное сознание и еще отсутствует рефлексия над словесным искусством, а потому нет ни литературной критики, ни теоретических штудий, ни художественно-творческих программ. Все это появляется лишь на второй стадии литературного процесса, начало которой положила литературная жизнь Древней Греции середины 1 тысячелетия до н.э. и которая продолжалась до середины XVIII в. Этот весьма длительный период отмечен преобладанием традиционализма художественного сознания и “поэтики стиля и жанра”: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, отвечавшие требованиям риторики, и были зависимы от жанровых канонов. В рамках этой второй стадии, в свою очередь, выделяются два этапа, рубежом между которыми явилось Возрождение. На втором из этих этапов, пришедшем на смену средневековью, литературное сознание делает шаг от безличного начала к личному; литература в большей мере становится светской.И, наконец, на третьей стадии, начавшейся с эпохи Просвещения и романтизма, на авансцену выдвигается “индивидуально-творческое художественное сознание”. Отныне доминирует “поэтика автора”, освободившегося от всевластия жанрово-стилевых предписаний риторики. Здесь литература, как никогда ранее, “предельно сближается с непосредственным и конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями, чувствами, создается по его мерке”; наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается “одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью”. Все это имеет место в романтизме и в реализме XIX столетия, а в немалой мере и в модернизме прошлого века.

 

Загрузка...

 


Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2018 год. (0.01 сек.)