Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вопрос III.

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  3. III. Список практических вопросов к экзамену
  4. T6. А теперь я бы хотел(а), чтобы Вы оценили Ваше последнее посещение магазина … (МАГАЗИН ИЗ ВОПРОСА Q7) по каждой из перечисленных характеристик, используя шкалу на карточке.
  5. VI. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
  6. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  7. А) перечень вопросов
  8. Аграрный вопрос в программах партий и столыпинская аграрная реформа.
  9. Англо-арабская договоренность по вопросу о независимости арабов
  10. Базельское соглашение по вопросу регулирования банковской деятельности.

Законы общества - связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы,

существенны. Общество развивается закономерно - так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а значит фатально.

П. Сорокин считал наоборот: в обществе нет законов, т.к. главный, определяющим фактором общества является человек с его энергией, совестью и сознанием, волей, поведением. В эпоху общественного упадка, когда люди не смогли реализовать поставленные цели, из ряда взглядов ярко выделяются мотивы фатализма.

Сорокин считал, что можно говорить о законах только повторяющихся явлений, а вся история единична и неповторима. Нет ни одного факта, который бы совершался помимо человека, который бы

противоречил свойствам человека.

Сорокин считал, что существуют только 3 суперсистемы:

умозрительная,

чувственная,

идеалистическая (интегральная).

Других нет, т.к. способности познания ограничены и особенности познания определяют тип социально-культурной системы.

История общества - чередование этих систем. Исторический процесс дважды прошел цикл суперсистем и в Европе должна произойти смена чувственной системы на идеалистическую. Следовательно, законы в обществе все-таки есть, т.к. Сорокин на примере исторического развития показал, что происходило чередование суперсистем, а это значит, что он противоречил самому себе.

Законы общества отрицает К. Поппер - «Нищета историцизма» // Вопросы философии. 1992. № 8,9. Поппер сделал следующие выводы: вера в историческую необходимость - предрассудок. Если бы в истории были законы, то можно было бы точно предсказать ход истории и модель будущего общества. Этого сделать нельзя, следовательно, нет и законов. В других работах Поппера содержатся аналогичные идеи - «Открытое общество и его враги», «Гегель, Маркс и другие оракулы».

Поппер считал, что в истории есть тенденции, которые не имеют универсального характера, следовательно, они ничего не объясняют. Если есть законы, то они принадлежат к законам среднего уровня. Они ограничены рамками определенного периода, поэтому в истори-ческом развитии они ничего не объясняют. Если и есть общие законы, то они не сформулированы, по причине тривиальности.

Прогнозирование исторического события на основе выявленных тенденций можно в границах закрытых систем, т.е. в изолированных системах. Однако общество - открытая система, следовательно, прогнозирование ее развития невозможно.

Против исторических законов выступал и Л. Стоун: если есть законы истории, то была бы необходимость развития, но у человека есть случайности, которые и отражаются в истории. Г. фон

Вригг выделил 2 тенденции объяснений в науке:

1) аристотелевская - реализуется темологическое объяснение - учение о целесообразности.

2) галилеевская - реализуется каузальное объяснение,

В гуманитарном знании действует аристотелевская тенденция, а в естествознании - каузальная.

Научное объяснение - каузальное: индивидуальные случаи подводятся под гипотетические общие

законы. Темологическое объяснение не научно. Вригг считал, что историю нельзя объяснить научно,

следовательно, она не подчиняется законам.

Материализм настаивает на закономерностях развития общества.

Законы общества - правила внутренней самоорганизации общества, общий результат действия масс людей. Специфика общественных законов по сравнению с природными законами в том, что они действуют только там, где есть люди. Но люди действуют в соответствии со своими целями, следовательно, законов нет.

Если существуют законы, есть ли фатализм?

Нет. Нет однозначной связи. Фатализм отождествляет законы общества и природы. Он рассматривает действие законов общества как роковую предопределенность. Такую, которую нельзя скорректировать, преодолеть.

Субъективизм преувеличивает роль сознания в действиях общества и недооценивают объективные факторы.

Законы определяют лишь общее направление исторического процесса. Конкретный ход истории, формы и темпы исторического развития зависят от инициативы людей, соотношения массовых сил и потребностей людей.

В советский период были идеи предопределить общественное развитие. Оно (развитие) однолинейно.

Историческое развитие - лишь одна из реализованных возможностей, которая не всегда является самой оптимальной, эффективной, лучшей. Следовательно, историческое развитие - всегда история

упущенных возможностей, реализованных не полностью. Упущенные возможности влияют н историю, а не исчезают.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 74 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав