Читайте также:
|
|
Возник в Италии, а точнее на Сицилии. Это была религиозная община – орден. Пифагорейцы хранили многие свои обряды и важные стороны своего учения в тайне от чужих. Не все члены общины имели доступ к таинствам, а лишь элита ордена – математики.
Пифагорейская этика основывалась на том же, на чем и моральные нормы, проповедываемые «семи мудрецами», её фундаментом стало учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а её отсутствие – как безмерность.
Пифагорейцы первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность и всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа). И мир и душа человека имеют, в конечном счёте, количественное измерение.
Выступали за познание мира через число (познание через число считали промежуточным между чувственным и идеалистическим познанием). Считали единицу мельчайшей частицей всего.
Пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное – нечетное, прямое – кривое, светлое – темное, правое – левое, мужское – женское и т.д.).
По Пифагору, истинное мировоззрение покоится на трех основах – морали, религии, знаниях. Попытался подчинить задачи науки интересам религии, которая должна совпадать с моралью.
Атомисты. Группа в Абдерах (Левкипп, Демокрит).
Первоначалом всего сущего считали микроскопические частицы – атомы. Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению).
Демокрит родился ≈ 470-460 гг. до н.э. Дата смерти неизвестна.
Много путешествовал (побывал в Вавилоне, Персии, Египте, много лет провел в Афинах). Написал десятки работ, но до нас дошли лишь фрагменты («Врачебная наука», «О том, что после смерти», «О строении природы», «О математике», «О ритме и гармонии»).
Весь материальный мир состоит из атомов. Атом – мельчайшая частица, первокирпичик всего сущего, он неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни). Атомы имеют различную форму: бывают выпуклые, шарообразные, квадратные, вогнутые и т.д.; отличаются размером, между ними существует пространство, наполненное пустотой.
Атомы находятся в вечном движении. Сталкиваясь в движении, атомы «сцепляются» друг с другом и образуют вещи. Когда атомы удаляются друг от друга вещи исчезают.
О познании окружающего мира. Человек способен познать окружающий мир посредством чувств и мыслей. Чувственное (темное) познание не способно само по себе дать знание человеку. Истинное познание происходит при участии разума, который классифицирует и открывает то, что не воспринимается чувствами.
В процессе познания возможны ошибки потому, что атомы органа чувств могут находиться в беспорядке или потому, что атомы по пути от объекта к органам чувств, сталкиваясь между собой, доставляют искаженную информацию атомам органов чувств.
О проблеме жизни и смерти. Жизнь и смерть зависят от соединения и разъединения атомов. Душа человека смертна: когда тело умирает, атомы души покидают его и рассеиваются в пространстве.
Элеаты. Элейская школа.
Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известные философы данной школы: Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Изучали проблемы познания. Разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее духовное идеалистическое.
Были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала. Считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Софисты. Философская школа в Древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. представители данной школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости).
Представители:
- старшие софисты (V в. д.н.э) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
- младшие софисты – Ликофрон, Алкидамант, Трассимах;
- Сократ – официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Акмэ Протагора приходится на 444 г. до н. э. Легенды о нем рисуют образ великого мастера полемики и, помимо этого, смелого вольнодумца. С одной стороны, Протагор, по преданию, первым стал брать деньги за обучение философии и риторике. С другой - он написал по просьбе Перикла свод законов для Афин. Судьба его была драматической: за книгу, в которой философ отрицал существование богов, его приговорили к смертной казни, и только бегство из Афин спасло его от гибели.
Основу мировоззрения первого софиста составляла, по-видимому, упрощенная трактовка учения Гераклита - прежде всего идеи всеобщей изменчивости. По мнению Протагора, любое мнение является истинным, так как о каждой вещи возможны два противоположных суждения. Например, высказывания «эта стена белая» и «эта стена не белая» вполне могут быть одинаково справедливы просто потому, что с течением времени белая стена становится грязной. Раз это так, все суждения относительны, и нет ни истины, ни лжи. Отсюда - знаменитый афоризм Протагора: «Человек — мера всех вещей».
Другой софист, Горгий, распространил эту установку Протагора на область морали. Если все истины относительны, то невозможны и абсолютные, от века данные, нормы нравственности. Поэтому любые представления о добре и зле созданы людьми, а следовательно, искусственны и могут быть подвергнуты сомнению и пересмотру.
Сократические школы.
Философия Платона (427-347 гг. до н.э.) - крупнейший философ Древней Греции. Родился в Афинах, аристократ по имени Аристокл, получил прозвище Платон за свою мощную фигуру. Был учеником Сократа, основатель собственной философской школы - Академии. До нашего времени дошло около 30 диалогов, а также ряд писем Платона.
Главную задачу философии Платон видел в том, чтобы обобщить накопленные представления и создать новый подход к познанию мира. Познать мир можно при помощи своего разума. Ум должен перепроверять чувственные впечатления.
Платон говорил: «Мир - это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое - с человеческим». Космос прекрасен, он цельность единичностей. Он дышит, живет, а управляется силами, образующими общие закономерности. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов), вечных и пребывающих в лучезарной красоте.
Мир по Платону двойственен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей (например, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной.
Мир идей - истинное бытие, а конкретные, чувственно-воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием, т.е. они только тени идей, их слабые копии.
Идея - центральная категория в философии Платона, это идеальный прообраз вещи, у каждой вещи имеется свой совершенный образец. Вещь - это не совершенная копия идеи, а идея - недосягаемый образец, к которому вещь стремиться.
Мир идей Платон представлял в виде иерархически организованной системы. На вершине иерархии - общая идея: идея блага. Она порождает все остальные. Вначале это 5 общих идей - бытие, покой, движение, тождество, различие. Далее следуют равенство, неравенство, сходство, непохожесть. Еще ниже находятся математические и геометрические объекты.
Платон создал свою схему мира идей для того, чтобы объяснить мир, доступный органам чувств. Когда человек познает окружающий мир, его душа «вспоминает» то, что она видела в мире идей, где обитала до рождения человека.
Высшим моральным долгом человека Платон, как и Сократ, считал заботу о душе. Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в ней различаются 3 части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффектно-волевая; чувственная, движимая страстями.
Разумная часть души - основа добродетели и мудрости, пылкая - мужества; преодоление же чувственности есть добродетель благоразумия.
Забота о душе преобразует человека и в конечном результате освобождает от мира чувственного.
Душа, по Платону живет вечно. Она способна познать неподвижное и вечное (мир идей), а значит, имеет ту же природу, что и идеальный мир. Иначе всё вечное было бы недоступным душе.
Проблема государства в философии Платона.
В идеальном государстве все построено по четкому плану, который нельзя нарушать никому из граждан, в нем царят закон и справедливость. В этом обществе каждый занят своим делом. Власть в таком государстве должна принадлежать философам. Для этой цели нужна система образования, в которой каждый гражданин может найти место, соответствующее его способностям.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта и допустил небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий.
Всё население государства (полиса) делиться на 3 сословия: философы, воины, работники.
Работники (крестьяне, ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью.
Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях.
Философы (мудрецы) разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством.
Философы и воины не должны иметь частной собственности.
Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают.
Не существует брака, жены и дети общие, Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Платон выделил типы существующих государств:
- монархия - справедливая власть одного человека;
- тирания - несправедливая власть одного человека;
- аристократия - справедливая власть меньшинства;
- олигархия - несправедливая власть меньшинства;
- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных, вождей, армии.
Поскольку Тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию и тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть - аристократия и монархия.
Философия Платона почти вся пронизана этими проблемами: в его диалогах рассматриваются такие вопросы, как природа высшего блага, его осуществление в поведении людей, в жизни общества.
Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ классического периода. Родился в Македонии. В 17-18 лет приехал в Афины и стал слушателем платоновской Академии, пробыл в ней 20 лет. После смерти Платона совершил несколько путешествий и более 3 лет был наставником А. Македонского.
В 335-322 гг. до н.э. — основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу, обучение шло во время прогулок: «реri» -«вокруг», глагол «раtеin» - «прогуливаться».
Наиболее известные из дошедших до наших дней произведения: «Физика», «О небе», «О душе», «Политика», «Риторика», «Поэтика», «История животных», «О происхождении животных» и др.
Специфика аристотелевского типа философствования состоит в том, что он утверждал принципы исторического подхода, согласно которому, прежде чем излагать собственное мнение, следует тщательно изучить то, что высказывали по данному предмету предшественники, затем оспорить что-либо из известного или прибавить новое.
Аристотель стремился к систематичности и методичности. Постепенное движение по ступеням знания позволит открыть истину.
В противовес Платону, Аристотель считал, что для познания необходимо выделять общее в вещах. Познание есть непрерывная детализация, в процессе которой мы обнаруживаем законы становления вещей.
О возникновении мира.
Мир возник и стал развиваться благодаря «перводвигателю» - божественному Нусу (по-гречески «ум»). Нус - вершина мировоззрения, он содержит в себе план мира, осмысливает мир, увеличивая его полноту и богатство. Деятельность Нуса - жизнь во всех ее проявлениях.
Аристотель критиковал учение Платона об «эйдосах» («чистых идеях»). Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира и рассматривал чистые идеи вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет свои характеристики - протяженность, покой, движение и др.
Аристотель считал, что нет отдельно существующего мира идей. Идея не может существовать отдельно от вещи, идея вещи находиться в ней самой, без идеи нельзя понять, что такое данная вещь.
Неподвижность платоновских идей Аристотель заменил деятельностью ума: в его учении «Нус» не только содержит в себе план мира, но и мыслит его. Нус совершенствует идеи.
Аристотель учил, что каждая вещь существует благодаря форме и материи. Все вещи имеют форму и созданы из материи. Если у материи отнять ее форму, она обратиться в небытие.
Философ выделил 4 принципа существования всякой вещи как организма: материя, форма, действующая причина, цель.
О познании мира.
Первоначальное познание опирается на чувственный опыт. Затем человек, опираясь на разум, должен перейти от познания отдельного к познанию общего. Тогда он получит истинное значение. Чтобы понять окружающий мир, надо знать причины, которые сделали мир таким, каков он есть.
Проблема души в философии Аристотеля.
Душа, по Аристотелю, является носителем сознания и в то же время ведает функциями организма. Аристотель разделил на 3 группы фундаментальные функции жизни.
1. Вегетативные функции - рождение, питание, рост.
2. Чувственно-моторные - ощущения, движения.
3. Умственные - познание, самоопределение, выбор.
Исходя из этого, Аристотель делил душу на 3 части: вегетативная душа, чувственная и рациональная душа.
Первые 2 части изначально присутствуют в человеке, а рациональная душа приходит от Нуса. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Проблема человека.
Аристотель материалистически подходит к этой проблеме. Он считает, что человек по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных, но отличается от них наличием мышления и разума.
Согласно Аристотелю, человек имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (жить в коллективе). Это качество приводит к возникновению общества - большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории, объединенного языком, родственными и культурными связями. Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Подобно Платону, Аристотель разделяет «дурные» формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития - совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса» (идеал Аристотеля).
Киренская школа — основана в IV в. до н.э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа.
Основные взгляды киренаиков:
- выступали против изучения природы;
- высшим благом считали наслаждение;
- цель жизни видели в наслаждении, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство — как средство для достижения наслаждения.
Мегарская школа основана учеником Сократа - Евклидом из Мегары в IV в. до н.э. представителями являлись: Евбулид, Диодор, Крон.
Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию - Бог, разум, жизненная энергия. Вели активную практическую деятельность и получили прозвище «спорщик».
Представители мегарской школы стали авторами известных апорий, т.е. парадоксов - «Куча» и «Лысый», с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество.
Апория «Куча». Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна?
Апория «Лысый». Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становиться лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого, человек становиться лысым? Можно ли установить грань, разделяющую «ещё не лысого» и «уже лысого».
Философия поздней античности (эллинистическая).
4 школы - киники, скептики, стоики и эпикурейцы.
Философия киников. Киника - одна из философских школ Др. Греции сократического периода.
Яркие представители школы: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет.
Цель: философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом и проверка данного образа жизни на себе.
Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений.
В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др.
Характерные черты философии и образа жизни киников:
- возводили в абсолют свободу вне общества;
- отсутствовало постоянное место жительства, скитались, попрошайничали;
- предпочитали наихудшие условия жизни, старую изношенную одежду, пренебрегали гигиеной;
- восхваляли физическую и духовную бедность;
- крайний аскетизм;
- замкнутость;
- критиковали и отвергали иные философские учения;
- не признавали авторитетов;
- воинственно отстаивали свои взгляды и образ жизни;
- были не готовы к спору и стремились подавить собеседника;
- отсутствовал патриотизм, стремились жить в обществе по собственным законам;
- концентрировали внимание на пороках общества, худших человеческих чертах.
Диоген Синопский. Точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н.э., был современником А. Македонского. Считается, что он дал название кинической философской школе, поскольку одно из прозвищ Диогена — «кинос», «собака», что на греческом языке созвучно слову «киник».
В действительности же название от слова «Киносарг» - холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками.
Особенности:
- Диоген не оставил значительных философских трудов, вошел в историю анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей (жил в бочке, заявлял царю А. Македонскому: «Отойди и не загораживай мне солнце» и т.д.);
- выдвинул лозунг «Без общины, без дома, без отечества» (жизненное и философское кредо);
- вывел понятие «гражданин мира» (космополит);
- отвергал брак;
- высмеивал сторонников традиционного образа жизни;
- не признавал никаких законов, кроме закона природы;
- гордился своей независимостью от внешнего мира, жил попрошайничеством;
- идеализировал жизнь первобытных людей и животных.
Философия стоиков.
Основателем этой школы считается Зенон Китийский. («Стоя» - название портика в Афинах, где она была основана).
Этапы развития философии и ее представители:
1. Ранняя стоя (III - II вв. до н.э.) - Зенон Клеанф, Хрисипп и др.
2. Средняя Стоя (II - I вв. до н.э.) - Панеттий, Посидоний.
З. Поздняя Стоя (I в. до н.э. - III в. н.э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.
Основная идея заключалась в освобождении от влияния внешнего мира.
Особенности:
- призывали к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом);
- признавали добродетели высшим благом, а пороки - единственным злом;
- определяли добродетели как знание о добре и зле и следования добру;
- добродетели - как постоянное состояние души и моральный ориентир;
- признавали законы и государственную власть в том случае, если они добродетельны;
- неучастие в жизни государства, игнорирование законов, если они служат злу;
- оправдывали самоубийство, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла;
- восхищались богатством, здоровьем, красотой;
- в мыслях и поступках высокий эстетизм;
- осуждали бедность, болезни, нищету, бродяжничество, человеческие пороки;
- признавали высшей целью человека — стремление к счастью.
Сенека (5 г. до н.э. - 65 г. до н.э.) крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошёл от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
Основные взгляды:
- проповедовал идеи добродетели;
- призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе;
- приветствовал покой и созерцание;
- был сторонником радостной жизни;
- верил в безграничные возможности развития человека;
- преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством;
- считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье;
- видел в философии практическое руководство по управлению государством.
Марк Аврелий Антоний (121-180 гг. н.э.) крупный римский философ-стоик, в 161-180 гг. римский император. Философское произведение - «К самому себе».
Основные идеи:
- уважительное отношение к Богу;
- Бог - высшее мировое начало;
- объяснение происходящих событий Божественным промыслом;
- видел в качестве главной причины успеха любого начинания сотрудничество с Божественными силами;
- разделял внешний и внутренний мир;
- основной причиной счастья человека признавал приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;
- разделял душу и разум;
- призывал не сопротивляться внешним обстоятельствам, следовать судьбе;
- размышлял о конечности человеческой жизни, призывал ценить и использовать возможность жизни;
- предпочитал пессимистический взгляд на явления окружающей действительности.
Дата добавления: 2014-11-24; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Пифагорейский Союз. | | | Материалы лекции |