Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Материя и движение.

Читайте также:
  1. Вопрос 29. Материя как философское понятие. Свойства материи.
  2. Воспитание гражданственности у младших школьников через волонтерское движение.
  3. Категория материя.
  4. Криволинейное движение. Тангенциальное и нормальное ускорения
  5. Материя
  6. Материя и движение. Движение и покой.
  7. Материя как объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях
  8. Материя, ее основные формы и свойства
  9. Материя, пространство и время как философские категории

Прежде надо сказать, что мы имеем в виду, говоря материя. Это способ мышления бытия. Категория – это способ разделения бытия по родам. Но это разделение проводит человеческая мысль и получается, что любая категория говорит не только о бытии, но и о способе чел мышления. Здесь встраиваются ещё и человеческие ценности. В категории онтологии встраиваются и способы чел мышления, и ценностная некая позиция. Ни в одной категории не было таких радикальных изменений, как в категории материя. Эволюция категории материя. История категории материя не есть история материализма. Т.к. первое понятие материя появилось у Платона. Это бескачественный субстрат. Вещь – это проекция идеи до материи. Вещь причастна идее. Материя существует, чтобы принимать отпечатки идеи. Платоновскую материю мыслить нельзя. Можно ли почувствовать Платоновскую идею? Нет. Материя отвечает за телесность вещи, только тогда, когда идея уже воплотилась. Материя сама по себе почти ничто, она не имеет определенности. Платона это не мучает, т.к. он идеалист. Платоновское понятие материи взять в качестве первоосновы. Это неопределенный субстрат, его нельзя сделать предельным основанием. В глазах Платона Демокрит стал материалистом. Раздробив субстрат на атомы, мы придаем ему первичную определенность. Материя, которая разбита на атомы, становится чем-то. Поэтому материализм отождествляется с атомизмом. Если исключить Плотина, то в таком виде материя просуществовала до 19 века. Т.е. она отождествлялась с субстратом. Материализм мог взять этот субстрат только в раздробленном виде. Эти элементы вечные и неизменные. Недостаток: такого рода материализм не мог быть диалектическим. В материю, понятую как субстрат, не запихнешь диалектическое противоречие. Французские материалисты скидывали с себя религиозные объяснения мира, а не разрабатывали материю категориально. Материализм играл до Маркса большую роль в идеологической борьбе. Свои цели можно осуществить здесь, на законах телесного разума. Но нового в понятие материи не вносили. Новое а понимании материи было у Маркса. Почему с Марксом связан радикальный переворот? Каждая категория она значима в контексте определенной проблемы. Идеалисты связали свое понимание разума с проблемами диалектики и детерминизма. Материя у материалистов отвечает на такой же как и у идеалистов: из чего состоит? Она подчиняется логики «состоит из». Только у идеалистов этой логики недостаточно, а у материалистов достаточно. Этот домарксовский материализм не мог объяснить общественную жизнь. Маркс связал свое понятие материи с другими сложными диалектическими проблемами контекста. Всех материалистов объед желание переустроить мир, чтобы человек достиг посюстороннего счастья. Они пытались дать человеку программу достойной жизни исходя из идеалов своего разума, не доходя до материалистических основ. Они не были материалистами в области понимания истории. Гегель – законы свободного духа. Законы надо выводить не из духа, а из материи и старое понимание материи для этого не годится. Маркс связывал свой материализм с диалектикой. У Гегеля в диалектике развитие заканчивается, логика исчерпаема. Маркс против этого протестует. Надо вместо идеи поставить такую материю, которая имела способность к бесконечному саморазвитию. Если брать общее понимание материи, то у Маркса есть общие интуиции, которые доведены до четкого нового определения материи. Маркс ввел понятие соц материи, а общего понятия материи не дал. Материалистическое объяснение истории. После Гегеля уже известно, что в истории есть некоторые закономерности. Исторический процесс – развертывание абсолютного понятия, развертывание мирового духа. Маркс не согласен. Пон соц материи должно ответить на вопрос: что является основой социального развития? На роль соц материи нельзя брать понятие старой материи. Что мы подразумеваем под материей? Какими свойствами они должна обладать? Не должна зависеть от чел сознания и не должна быть духом. Она должна быть нечто определенной. Нужно посмотреть на отношения между группами людей, на социальные отношения. 2 группы: отношения, зависящие от сознания, без сознания не сложились бы (идеологические) у истоков партии стоит идея; отношения, не зависящие от сознания. Сознание общественное – мысли, чувства, верования, кот объединяет и мобилизует большие группы людей. Отношения, не зависящие от общественного сознания (материальные). Материальные отношения зависят от орудий труда, производительных сил (средства производства, производственные умения и навыки). Материальными являются производственные отношение, склад в процессе производства и завис от производительных сил. Производственные отношения это базис, на основе которого выстраивается надстройка. В неё входят идеологические отношения и общественное сознание. Базис первичен, надстройка вторична. Надстройка детерминирует базис и обслуживается базисом. Общественная экономическая формация (рабовлад, феодальн, капиталистич). По Марксу критериальным типом общества являются производственные отношения. Почему одна формация сменяет другую, как внутри старой формации возникают основы новой формации. Производительные силы, взятые вместе с произв отнош Маркс называет способом производства. Между произв отнош и производ силамив процессе развития возникает д противоречие. Производительные силы это мотор, они развиваюся. Противоречие возникает, когда производ силы создают под себя соотв производств отношения. Но рано или поздно возникает противоречие, т.к. надстройка закреплена, она охраняет производств отношения, а базис разрушается. Производит силы имеют опережающий хар-р. А производственные отношения становятся смирительной рубашкой. Для развития новых производительных сил нужны новое производственные отношения. Есть носители старых произв отношений и носители новых. В этом и противоречие. Назревает революция, потому что производительные силы нуждаются в новых производственных отношениях. Но диалектика природы не развита. Д учение Маркса – деалектич материализм. Материя перестала отожд с совок вечных и неизменных эл-ов. Материя стала объектом развития. Маркс объян общ развитие и создал исторический материализм. Общее понятие материи было сформулировано Лениным в книге «Материализм и эмпирио-критицизм». Материя – это объективная реальность, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них. Объективная реальность – мы не отожд материю ни с одним из проявлений её видов. Дана в ощущениях. Гегелевская идея это тоже объективная реальность, но которая не дана в ощущениях. Однако в определении есть изъяны точки зрения марксизма. Всем хорошо это определение, но только для познание природы, а производственные отношения под это определение не подведешь. Когда Ленин анализирует общество, он дает другое определение. Материя – это объективная реальность, которая отражается в нашем сознании, но существует независимо от него. Но это получается Гегелевская идея. Чем тогда материя отличается от идеи. Нужно найти признак, который позволял бы от Гегелевской идеи, не используя данность в ощущения. Идея о неисчерпаемости материи. Гегелевская логическая идея исчерпаема. Когда мы опред пред пон мы не можем выйти к чему-то третьему. Идея всегда адресована чему-то. Всё духовное куда-то призывает человека. А материальное просто действует. Объективная реальность неисчерпаема и не адресована человеку, кот отраж в созн и не зависит от него.

Недостатки старого материализма – он не диалектичен. Движение не укорено в сущности самой материи. Если материя это объективная реальность вообще, то в ней можно увидеть и движение и саморазвитие. Постулат жёстко связан с упрощ поним материи. Мех распределения среди матер. Маркс перестал сводить движение к каким-то частным его видам. Энгельс – движение – это изменение вообще. Существуют разные уровни структурной организации материи и движение – это способ существования материи. Внутри матер сущ структур ур и на каждом ур сущ своя форма движения. Движение в живом теле несводимо к сумме мех перемещений. Общ отнош, хотя и не сущ без живых тел, не сводится ни к мех, ни к биологич перемещению. Проблема: катер движ выразить трудно. В общей форме мы это знаем благодаря Зенону. Зенон показ трудности катег выражения. Это было известно д Марксовского материализма.

С чем связан Марксовский переворот в понятии материи? Роза материальная и роза в голове. А Марка открыл социальную материю, которая не зависит от органов чувств, это производственные отношения. Эта новая материя больше походит на понятие идеального. Материя становится проблемой. А новое открытие это дано материалистическое объяснение истории. История складывается в рез-те суммирования всех участвующих в ней лиц. Историю можно изучать из целей и задачей отдельных лиц, но так не получается. Существует следующее объяснение: судьба космическое, провидение Божие, а затем Гегель говорит от мировом разуме, который действует через человека. И Маркс восстал против Гегеля. Тогда откуда рождается логика истории? Она рождается из производственных отношений, которые не зависит от людей. Производственные отношения и производительные силы: устанавливаются с участием воли и сознания, сам тип производственных отношений от воли и сознания не зависит. И эта материя существует в обществе.

Платоновскую материю мыслить нельзя. Материя - это материал, в котором отпечатывается идея, за всякую определенность отвечает идея. С одной стороны материя отвечает за телесность, но с другой стороны она не обладает кач-ми. Это нестыковка у Платона. Почему она существует? Т.к. Платона не интересует мир вещей.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 43 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав