Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

М.Элиаде как религиовед.

выдающимся исследователем в области феноменологии религии являлся М. Элиаде (1907–1986). Прежде всего Элиаде выступил как последовательный критик позитивизма в религиоведении. Он полагал, что религиозные явления не могут быть сведены ни к чему другому: «Религиозное явление может быть воспринято в своем подлинном существе, только если подход исследователя адекватен исследуемому явлению, если, иными словами, к нему подходят с религиозным же мерилом. Попытка познать существо таких явлений средствами физиологии, психологии, социологии, экономики, лингвистики, искусствоведения или какой-либо другой дисциплины обречена на неудачу; при этом ускользает именно то, что составляет их уникальное и ни к чему не сводимое свойство, — их священный характер»

Далее Элиаде подчеркивал, что редукционизм не может привести исследователя к правильному пониманию религиозного явления. Он писал: «Нам не представляется оправданным говорить о религиозных явлениях, двигаясь «от простого к сложному», — мы имеем в виду изложение, начинающееся с наиболее элементарных иерофаний (мана, необычное и т.д.), переходящее далее к тотемизму, фетишизму, поклонению природе или духам, потом богам или демонам и приводящее нас в конечном счете к монотеистической идее Бога. Наряду с простейшими религиозными переживаниями и представлениями мы неизменно встречаем

следы более или менее богатых религиозных переживаний и представлений, таких, например, как культ Высшего существа». М. Элиаде искал корни сакрального не в социальной жизни человечества, как позитивисты, Э. Дюркгейм и К. Маркс, а в сознании человека. Способность сознания человека к религиозному опыту Элиаде называл сверхсознанием. Ученый признавал, что религия не эволюционирует, но остается постоянным элементом у всех людей. Отсюда его учение о крипторелигиозности даже атеистов и агностиков. Однако исследователь не исключал того, что религиозные факты происходят в истории и сама история оставляет на

них свой отпечаток: «Сакральное являет себя нам всегда в определенной исторической ситуации. Мистический опыт, даже самый интимный и трансцендентный, испытывает влияние обстоятельств своего времени.

Еврейские пророки многим обязаны тем конкретным историческим событиям, которые служили оправданием и подтверждением их проповеди, равно как и всей религиозной истории Израиля, позволившей им вы-

разить свой опыт в слове». В свою очередь, М. Элиаде говорил о необходимости герменевтики в интерпретации религиозных фактов, которые он называет иерофаниями, т.е. явлениями сакрального. Герменевтику

ученый считал неким ключом к разгадке иерофаний. «Если серьезно и достаточно использовать в истории религий герменевтический метод, — говорит он, — то она перестает быть музеем ископаемых и становится тем, чем она и должна быть с самого начала для всякого исследователя: рядом “сообщений”, которые следует дешифровать и понять. Интерес к этим “сообщениям” не носит исключительно исторического характера.

Подобные сообщения “говорят” нам не только о давно канувшем в небытие прошедшем, они раскрывают такие фундаментальные экзистенциональные ситуации, которые представляют непосредственный интерес для современного человека». История религии предстает у Элиаде как история религиозных идей, которые ученый рассматривает в феноменологическо-экзистенциальном плане.

Конечно, западная феноменология религии не исчерпывается именами указанных исследователей, но именно ими был выдвинут тот аппарат идей, который составлял и составляет содержание и исследовательские

цели феноменологии религии. Это понятие «священное», дихотомия между «священным» и «профанным», понятие иерофании, концепции «сверхсознания», «крипторелигиозности» и «homo religiosus» и, конечно, рассмотрение феномена религии исходя из нее самой, что снимало острые моменты касательно вопросов о ее происхождении и развитии.

 

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав