Читайте также:
|
|
В процессе эволюции был создан механизм регуляции действия генов. Геном каждой клетки приобрел характер комплекса, состоящего из:
Структурных генов, которые кодируют синтез белковых молекул (т-РНК и и-РНК); и Генов-регуляторов, которые обеспечивают упорядоченность в действии структурных генов.
Регуляция экспрессии (выражения) генов осуществляется на нескольких уровнях:
Генный – обусловлен изменением количества и локализации генов, контролирующих тот или иной признак. Транскрипционный – отвечает за то, какие и когда включать гены для наработки и-РНК. Трансляционный – обеспечивает отбор и-РНК, транслирующихся на рибосомах. Функциональный – связан с регуляцией активности ферментов.
Вопросы к зачету по этике.
1. Понятия «мораль», «нравственность» и «этика». Их соотношение.
2. Предмет, задачи, структура этики; связь с другими науками.
3. Основные категории этики.
4. Категории добра и зла, их значение в этике.
5. Долг, совесть и справедливость как этические категории.
6. Принципы этической жизни.
7. Этические концепции представителей натуралистических школ древней Греции и Рима. Этика Сократа.
8. Этические воззрения киников, киренаиков, стоиков, эпикурейцев.
9. Основы этики Платона.
10. Этические концепции Аристотеля.
11. Этика Средневековья.
12. Морально-этические воззрения эпохи Возрождения.
13. Этика Нового времени. Концепции Т.Гоббса.
14. Этическое учение французских и голландских просветителей (XVIII век).
15. Просветители Германии: Этика Иммануила Канта.
16. Просветители Германии: Этические взгляды Гегеля.
17. Этические искания второй половины XIX века.
18. Основные направления этики XX века.
19. Сущность, специфика и содержание морали.
20. Основные функции и структура морали.
21. Моральное сознание.
22. Моральное поведение.
23. Моральные отношения.
24. Мораль как система принципов, норм и идеалов.
25. Нравственная культура и моральные ценности.
26. Основные нормы нравственности в христианской этике.
27. Этические учения Древнего Востока.
28. Профессиональная этика, её назначение и роль.
29. Насилие и ненасилие в этике гражданственности.
30. Педагогическая этика, её специфика и основные категории.
31. Этика семейных отношений.
32. Роль семьи в формировании нравственных основ личности.
33.Понятие этикета, его функции и значение в жизни общества.
34. Виды этикета. Основные правила хорошего тона.
35. Проблема смертной казни: этический аспект.
36. Основные проблемы биоэтики.
Указатель основных терминов.
Авторитаризм - власть, основанная на слепом подчинении авторитету.
Альтруизм – нравственная позиция или принцип, в соответствии с которыми каждый человек должен совершать бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) другого человека (ближнего) и общее благо.
Атараксия – невозмутимость, безмятежность.
Авторитаризм - власть, основанная на слепом подчинении авторитету.
Адекватность - соответствие, равнозначность.
Аксиология - этико-философское учение о моральных ценностях.
Антропоцентризм - ориентация на человека как высшую ценность мироздания.
Аскетизм - отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.
Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решение общественных проблем, а также усовершенствование условий общественной жизни.
Биоэтика – междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий. Термин биоэтика был предложен в кн. «Биоэтика мост в будущее» Р.Ван Поттером в 1971 г.
Благо – состояние и условие совершенства, осуществлённости бытия, ведущее понятие средиземноморско-европейской (иудео-христианской) культуры, одно из традиционно принятых в ней имен божественного начала.
Благодарность – чувство обязанности, одобрения, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.
Благодеяние (то же, что добродеяние) – действие, направленное на благо другого, других, группы.
«Большая Этика» (букв. – «большие этические исследования») – одна из трех трактатов о нравственности, носящих имя Аристотеля.
Будда – преодоление желаний, так в двух словах можно выразить суть этико-нормативной программы Будды. По его мнению, человеку для того, чтобы добиться высшей цели и прийти к согласию с самим собой, необходимо полностью отрешиться от мира.
Вина – состояние человека, обусловленное нарушением им долга, требований авторитета, обязанностей, накладываемых законом или соглашением (договоренностью).
Верификация - (лат. Verificacio – доказательство, подтверждение) – 1) процедура проверки теоретических (научных) утверждений, заключающаяся в выведении из них следствий, непосредственно соотносимых с эмпирической действительностью; 2) Процедура установления отношения подтверждения (правдоподобного следования) между посылками и заключением в правдоподобных рассуждениях.
Гедонизм (удовольствие) – тип этических учений, в которых все моральные определения (содержание понятий добра и зла и других мотивов и поступков) выводятся из удовольствия (положительные) и страдания (отрицательные).
Грех – религиозно-этическое понятие, обозначающее нарушение (преступление) нравственного закона (заповеди), христианская интерпретация морального зла.
Генезис - зарождение, формирование, становление какого-либо явления.
Гуманизм - 1) человеколюбие как моральный принцип; 2) этико-философское направление.
Добро – одна из основных категорий этики, предельно широкая и поэтому сложноопределимая. В словаре В. Даля «добро» определяется сначала как вещественный достаток, имущество, стяжание, затем как нужное, подходящее и лишь в «духовном значении» - как честное и полезное, соответствующее долгу человека, гражданина, семьянина.
Добродетель ( соответствующее латинское слово «virtu» - имеет в качестве одного из изначальных значений «доблесть», «мужество» и восходит к «vir», что значит «мужчина». Соответствующее греческое слово – «arete» - имеет в качестве одного из изначальных значений «совершенство»). Может выступать как обобщающее понятие, тождественное моральности: «добродетельный человек» - то же, что и «моральный человек».
Долг представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом, что следует из морального идеала.
Должное и сущее – категории, в которых отражается существенная для морали противоположность между фактическим положением дел (поступком, психологическим состоянием, общественным явлением) и нравственно ценным, положительным, «нормальным» положением дел.
Детерминизм - признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).
Диссидентство - инакомыслие, несогласие с господствующей идеологией, общественным мнением и т.п.
Догматизм - некритическое мышление, опирающееся на некие абсолютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.
Зло – противоположность добра и блага; универсалия культуры, основополагающая для морали и этики.
Золотое правило нравственности - принцип: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Идеал, в широком смысле может иметь два значения: 1) идеалом называют высшую степень ценного или наилучшего, завершенное состояние какого-либо явления; 2) идеалом называют индивидуально принятый стандарт чего-либо, как правило, касающийся личных качество или способностей.
Иисус Христос, Е го этику можно определить как этику любви. На вопрос о том, что является для него главной заповедью, Иисус ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душой твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Идентификация - опознание, определение.
Императив - моральная норма, содержащая повеление, долженствование.
Инновация - открытие, появление нового (противоположна традиции).
Инструментализм - учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент решения реальной ситуации.
Интуитивизм - течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.
Иррационализм - отрицание разума как основы познания, ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.
Истеблишмент - устоявшаяся система отношений в обществе, определяющая его нравственные ценности и благопристойность.
Кант Иммануил, обозначая своеобразие своей этики писал: «Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству и что он обязан поступать лишь сообразуясь со своей собственной волей, устанавливающей, однако, всеобщие законы согласно цели природы». Для Канта долг – чистота нравственного мотива и твердость нравственных убеждений. Через долг утверждается и всеобщность морального закона, и внутреннее достоинство личности. Индивидуальная воля может трансформироваться во всеобщую, а добродетель соединиться со счастьем в том случае, если личность в самой себе не найдет ту твердую нравственную опору, которую ранее она ошибочно искала во вне – в природе, в боге, в общественной среде. Этика Канта систематически разработана в трех произведениях: «Основоположения к метафизике нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизики нравов» (1797).
Категорический императив – первым сформулировал И.Кант – всеобщий моральный закон: «… Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».
Конфуций – древнекитайский мыслитель; предложил нормативную программу достойной жизни, которую можно охарактеризовать кратко как этику ритуала. По его мнению, именно ритуал способен соединить добродетель и счастье, волю отдельного человека и согласную жизнь всех в обществе. Учение Конфуция изложено в книге «Лунь юй» («Суждение и беседа»).
«Критика практического разума» - одно из фундаментальных сочинений И.Канта по этике, посвященное систематическому развитию основных положений его нравственной теории в общем контексте критического идеализма.
Кинизм - школа античной этики, декларировавшая пренебрежение к существующим социальным и моральным связям.
Конформизм - приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).
Критерий - признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи; мерило оценки.
Максима (основное правило, принцип) – практический принцип, или правило действия, которые человек самостоятельно избирает или вырабатывает на основе личного опыта.
Милосердие представляет сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; проявляется в заботе, в прощении причиненного зла, в стремлении к примирению, к любви к врагам.
Милль Д.С., английский философ. Ему принадлежит заслуга систематизации и методологического обоснования особой этической доктрины – утилитаризма (от лат utilitas – польза). Милль систематизировал свои этические взгляды в отдельном произведении – «Утилитаризм» (1863). В нем он сформулировал основные аргументы утилитаризма против многочисленных возражений критиков; главный пафос миллевской полемики был направлен против априоризма и интуитивизма, а персонально – против Канта.
Моисей – законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Он исходил из основного убеждения, согласно которому путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство закона. С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространенных кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей, что и стало его обозначением: Десять заповедей.
Моизм – принятое на Западе обозначение древнекитайского философского течения мо цзя («школа Мо-цзы»), «школа Мудреца МО», существовавшего в V-III вв. до н.э. Взгляды основоположника школы – Мо Ди (486? – 376? Гг. до н.э.) и его последователей изложены главным образом в трактате «Мо-цзы». Этико-политическая система Мо Ди строится на принципе всеобщей любви и взаимной выгоды, предполагающем соизмерение любого действия с пользой для Поднебесной, т.е. для всей ойкумены.
Мораль можно назвать формой общественной (человеческой) культуры, делающей возможной отношения между людьми во всем их конкретном многообразии; характеризует человека с точки зрения его способности жить в человеческом общежитии.
Мухаммед – основатель мусульманской религии и цивилизации. Основой его этико-нормативной программы является идея единого Бога. По его мнению, предпосылкой и гарантией индивидуального счастья и общественного согласия является безусловная вера в Бога в том виде, в каком сам Бог счел нужным открыться людям. Ценность благочестивой праведности многократно усиливается тем, что она открывает путь к вечному блаженству. Проповеди пророка Мухаммеда составили «Коран», священную книгу мусульман, их духовный и поведенческий канон. Поступки, высказывания, невысказанные одобрения Мухаммеда-человека собраны в «Сунне» (буквально – «обычай», «пример»).
Менталитет (ментальность) - определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.
Мизантропия - нелюбовь к людям, человеконенавистничество.
Мистицизм - познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположен научному познанию).
Модальность - выражение утверждения, пожелания, требования.
Насилие, 1) в широком смысле: подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное; 2) в узком смысле: сводится к физическому и экономическому ущербу, который люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства, ограбления, поджоги и т.п.
«Никомахова этика» -этическое сочинение Аристотеля.
Ницше Ф., был самым необычным из всех моралистов. Он утверждал мораль через ее критику, даже радикальное отрицание. Он исходил из того, что исторически сложившиеся и получившие господство в Европе формы морали стали основным препятствием на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений. Понимал философию как этику. Основные труды: «Человеческое, слишком человеческое», «По ту сторону добра и зла», «Рождение трагедии из духа музыки» и др.
Нравственность – термин, употребляющийся, как правило, синонимично термину «мораль», реже – как термин, обозначающий личные моральные убе5ждения человека.
Натурализм (в этике) - направление, выводящее моральные ценности из законов природы.
Негативизм - отрицательное отношение к действительности.
Нивелировать - сглаживать различия, приводить к одному уровню.
Нигилизм - отрицание общепринятых моральных принципов.
Нонконформизм — несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.
Оптимизм - вера в лучшее будущее (противоположен пессимизму).
Ортодоксальный - неуклонно следующий какому-либо учению.
Остракизм - гонение, публичное осуждение.
Парадокс - неожиданное, непривычное рассуждение; противоречивое утверждение.
Плюрализм - признание множественности факторов или точек зрения.
Позитивизм - философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.
Пацифизм - моральное осуждение любого вида насилия и войн, выражающееся в их активном неприятии.
Пессимизм - негативное, упадочническое представление о мире.
Прагматизм - учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».
Протестантизм - христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.
Пуританство - строгая нравственность, требующая безукоризненного поведения.
Польза представляет собой положительную ценность, в основе которой лежат интересы, т.е. отношения человека (или любого другого социального субъекта) к различным объектам, освоение которых позволяет ему сохранять и повышать свой социальный, экономический, политический, профессиональный, культурный статус.
Порок – противоположность добродетели, негативное качество человеческого характера, явленность морального зла в индивидуальном сознании и поведении.
Прикладная этика – область знания и практики, предметом которой являются практические моральные проблемы, имеющие пограничный (предельный) и открытый характер.
Рационализм - ориентация познания на разум, логическое мышление.
Релятивизм - множественность, относительность моральных позиций (противоположен ригоризму).
Рефлексия - «мышление о мышлении», философское самоосмысление, самосознание.
Ригоризм - строгое, непреклонное проведение принципов долженствования.
Скептицизм (в этике) - сомнение в достоверности моральных истин.
Софистика - 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.
Стоицизм - 1) стойкое перенесение жизненных испытаний; 2) античное философское учение.
Схоластика - 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.
Сциентизм - абсолютизация роли науки в системе культуры.
Свобода в самом общем смысле – это отсутствие давления или ограничения.
Совесть представляет собой способность человека критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному – как собственное несовершенство.
Совершенствование содержит в себе представление о завершенности, законченности, исполненности чего-то и родственно словам, в которых эти представления выражаются; понятие «совершенство» возникло на основе идеи некоторой высшей цели или некоторого стандарта, с которым соотносятся результаты деятельности и как бы указывается на реализованность цели, помысла, стандарта или образца.
Сократ сводил добродетель к знанию. По его мнению, путь к счастью и человеческому согласию в обществе лежит через познающий разум. Найти этот путь – основная задача философии.
Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении-отдаривании), социальных ценностей.
Стыд – чувство, выражающее осознание человеком своего (а также близких и причастных к нему людей) несоответствия принятым в данной среде нормам или предполагаемым ожиданиям.
Счастье – обычно высшее состояние радости, чувство упоения от обретенности предмета сильного желания, восторженной (или, если сказать по-другому, глубокой) удовлетворенности от того, что цель достигнута.
Телеология - учение о целесообразности всего сущего.
Теология - учение о сущности и действии Бога.
Толерантность - терпимость к чужим мнениям и верованиям.
Томизм - религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.
Тоталитаризм - государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.
Толерантность (терпимость) предполагает настроенность на понимание и диалог с Другим, признание и уважение его права на отличие.
Толстой Л.Н., по его мнению жизнь человека наполняется нравственным смыслом в той мере, в какой она подчиняется закону любви, понимаемому как ненасилие. Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – таково основное требование толстовской программы достойной жизни. Произведения, в которых излагается его религиозно-нравственное учение: «Исповедь», «В чем моя вера», «Закон насилия и закон любви», «Крейцерова соната» и др.
Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса.
Утилитаризм - натуралистическая этика, рассматривающая в качестве критерия моральной оценки того или иного поступка ожидаемую от него пользу.
Цинизм - бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам
морали.
Ценности – значимые для человека объекты (материальные или идеальные). В широком смысле слова ценностями называют обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества).
Швейцер А. понимал мораль как благоговение перед жизнью. При этом речь шла о благоговении перед жизнью во всех ее формах, когда сорвать одуванчик в поле – такое же зло, как и убить человека. Швейцер считал, что по критерию нравственной ценности человек не выделяется среди живых существ. Его этика не является гуманистической в традиционном смысле слова. Ее скорее можно назвать виталистской. Она универсальна. Учение Швейцера полно изложено в его труде «Культура и этика» (1923).
«Эвдемова этика» - одно из трех (наряду с «Никомаховой этикой» и «Большой этикой») этических сочинений Аристотеля.
Эвдемонизм (счастье) – философско-этическая традиция и жизненная установка, согласно которым единственным или высшим (более предпочтительным, чем все остальные) человеческим благом является счастье.
Эвтаназия буквально означает: прекрасная (легкая, приятная) смерть. В современной биомедицинской этике оно приобрело терминологический смысл и обозначает безболезненное приведение безнадежно больного к смерти.
Эгоизм -это жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение личного интереса рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, игнорируя интересы других людей или общий интерес, а то и нарушая их.
Эпикур. С его именем связана одна из важнейших традиций философской этики, получившая название эвдемонизма (от греческого слова eudaimonia – счастье). Эпикур считал, что решение этической проблемы заключено в правильном истолковании счастья. Счастливые люди являются добродетельными, у них нет ни нужды, ни повода ссориться между собой – таков моральный пафос учения Эпикура.
Этика – наука, область знания, практическая философия; наука о морали (нравственности).
Эволюция - постепенное, поступательное развитие.
прекращения его страданий.
Эмотивизм - учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, непроверяемому эмпирически.
Эмпиризм - признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Этапы биосинтеза белка | | | Лекция 1. |