Читайте также:
|
|
Принципиальные позиции гуманистической этики (ГЭ) позволяют противопоставить ее этике авторитарной (АЭ) по ряду оснований.
«Авторство»- и «исполнение». В ГЭ человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм — он их создает, регулирует и соблюдает. ГЭ не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Рациональный авторитет основан на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знаний, опыта, умений (учитель — ученик). Поэтому он не только допускает, но и требует анализа и критики со стороны тех, кто его признает. ГЭ совместима именно с рациональным авторитетом, предполагающим этическую компетентность — знание широкого веера авторитетных этических доктрин.
АЭ базируется на иррациональном авторитете, источником которого служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенстве и подчинении, которые предполагают его приоритет, признают его право на одобрение или осуждение с позиций его же собственного интереса. Такой авторитет не только не нуждается в критике, но и запрещает ее. В АЭ такой «автор» определяет, в чем благо человека и устанавливает законы и нормы поведения, а люди лишь исполняют их. Причем «авторство» и «исполнение» могут быть надежно разделены, например, когда «авторы» не считают моральные нормы обязательными для себя.
Цели и средства. ГЭ считает человека, его жизнь, свободу и интересы высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности — от материальных ценностей и социальных достижений до моральных ценностей и человеческих качеств — признается средством и гарантом достижения цели.
В АЭ высшая ценность и цель — не человек, а нечто внешнее по отношению к нему. Это могут быть интересы общества или государства, высшая идея, вождь, божество и т.д. В этой ситуации человек теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели, действующее под принуждением или добровольно (например, религиозные фанатики, идущие на самоуничтожение во имя торжества своей религии).
Методы моральной регуляции. ГЭ таким основным методом признает свободный сознательный выбор человеком собственной линии поведения на основе этической компетентности, личных интересов, способности предвидеть последствия своих действий и готовности нести за них ответственность в первую очередь перед самим собой. Желаемые моральные качества личности при этом — инициативность, предприимчивость, «самость».
В АЭ основным методом моральной регуляции выступает внешнее принуждение через механизм подчинения. АЭ опирается на страх, зависимость и насилие (физическое или моральное). Желаемые моральные качества личности — исполнительность и послушание.
Моральные принципы. ГЭ базируется на принципе индивидуализма, понимаемом не как эгоизм, а как любовь к себе, связанная со стремлением к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает свою «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. При этом общество становится богаче за счет множества самобытных индивидуальностей и их возможностей. Поэтому приветствуется «инако-вость» и уникальность каждой личности.
В основе АЭ лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес (независимо от интереса личного), подчинения воле общества (или большинства) и унификации личностных качеств, взглядов и интересов (быть «как все»). Поэтому ведется борьба с индивидуализмом и инакомыслием.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |