Читайте также:
|
|
Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.
Во-первых, моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве. Только условно, при анализе структуры морали их можно рассматривать в отдельности, в реальной жизни они взаимопроникают и обусловливают друг друга. Иными словами, моральные отношения, будучи обдуманными и прочувствованными в моральном сознании, так или иначе реализуются в нравственном поведении личности. Нет отношений, которые бы не сознавались ею, так же как не может быть нравственного поведения, не проходящего через сознание и не выражающего те или иные отношения. Содержанием же морального сознания всегда выступают моральные отношения разного уровня, побуждающие личность к определенному поведению.
Во-вторых, структура морали выявляет ее противоречивость. Это, прежде всего, противоречия между отдельными элементами морали: между сознанием, отношениями и поведением. Так, личность может скрывать свои подлинные чувства и взгляды или демонстрировать поведение, противоположное ожиданиям окружающих. То же может относиться и к отношениям, испытываемым ею к обществу, другим людям, самому себе. Происходить это может по ряду обстоятельств — как внешних (принуждение, насилие), так и внутренних (соображения личной безопасности, выгоды, карьеры, желание произвести хорошее впечатление).
Рассогласованность морального сознания, отношения и поведения проявляется в расхождении слова и дела, в своеобразном нравственном «камуфляже», сущность которого — приспособленчество, конформизм, а последствия — двойная мораль: «для себя» и «для окружающих».
Другим проявлением противоречивости морали выступают противоречия внутри ее отдельных элементов:
• в моральном сознании - противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами, о которых речь шла выше;
• в моральном поведении — между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения, как «могу», «хочу» и «надо» (это очень интересная сторона нравственной жизни личности, поэтому предлагаем студентам обсудить ее различные варианты на семинарском занятии);
• в моральных отношениях — между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.
Последние противоречия особенно важны, поскольку они носят всеобъемлющий и непреходящий характер, а процесс их разрешения составляет, как уже отмечалось, сущность моральной регуляции. В их проявлении обнаруживаются различные аспекты.
1. Это может быть противоречие между личными (индивидуальными) и общественными (групповыми) интересами и потребностями. Данная проблема в различных социальных системах, культурах и этических учениях решалась по-разному на основе двух противоположных принципов — коллективизма и индивидуализма, о чем также велась речь выше.
2. Противоречие между общечеловеческими и групповыми (классовыми, национальными, конфессиональными) ценностями и интересами. Оно порождено социальным разделением и неравенством в обществе, а моральные нормы и принципы как бы призваны обосновывать и «защищать» интересы различных групп. Причем в периоды их противостояния (войны, революции, бунты) групповые ценности выходят на передний план и становятся доминирующими. Люди делятся на «своих» и «чужих», и тогда нравственные установки (классовая ненависть, религиозный фанатизм, оголтелый национализм) позволяют им «забывать» об общечеловеческих ценностях по отношению к «чужим» (установки «группового эгоизма»).
3. Противоречие между индивидуальным и общечеловеческим. Оно менее остро, чем два предыдущих. Во-первых, оно не требует и не предполагает взаимоисключения: общечеловеческое в морали защищает интересы каждого индивида. Во-вторых, конфликт между общечеловеческим и индивидуальным, в отличие от первых двух случаев, всегда может быть разрешен «мирным путем». В-третьих, сам процесс морального совершенствования должен идти, на наш взгляд, по пути слияния или, по крайней мере, сближения общечеловеческого и индивидуального. Те противоречия между отдельными элементами морали или внутри них, которые в тот или иной период времени берут верх (доминируют) над другими, в конечном счете определяют нравственный облик человека или даже целых народов.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 51 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |