Читайте также:
|
|
Значительное место в этой группе занимает психоаналитическая этика, в основе которой лежат фрейдизм и неофрейдизм. Ее основатель 3. Фрейд (1856-1939) в работах «Сны и сновидения», «Психология бессознательного», «Я и Оно», «Очерки по психологии сексуальности» и др. утверждает, что в структуре моральной личности основное место занимает бессознательное Оно (Ид), которое сводится к совокупности сексуальных импульсов (либидо) и определяет второй — рациональный, осознанный компонент личности — Я (Эго). Третий уровень личностной структуры — Сверх-Я (Супер-Эго), которое представляет собой совокупность принятых в обществе культурных стереотипов, моральных, религиозных и других запретов, подавляющих и ограничивающих свободное выражение бессознательного. Под их влиянием человек вынужден преобразовывать сексуальную энергию Оно в санкционированные обществом виды деятельности — искусство, творчество, науку, спорт, производство (т.н. «сублимация»). В противном случае, считает Фрейд, субъект приобретает невротическое расстройство психики и нуждается во врачебной психотерапевтической помощи. Профилактика и лечение таких неврозов (психоанализ) предполагает исследование сновидений и воспоминаний детства, поскольку только они позволяют проникнуть в область бессознательного, недоступного для рационально-логического самоанализа, эффективно раскрыть истоки заложенных в психике отклонений (комплексы Эдипа, Электры, неполноценности и т.п.), символически их проинтерпретировать и выработать позитивные рекомендации.
Представители неофрейдизма (Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Райх, Г. Салливен, К. Хорни) частично отходят от узкого истолкования нравственных отношений в духе «сублимированной» сексуальности. Они вводят понятие «коллективного бессознательного», обусловленного социальными факторами. К.Г. Юнг (1875-1961) в работах «О психологии бессознательного», «Отношения между Я и бессознательным» и др. дает определение «архетипа» — совокупности глубинных психических образов, выражающих такого рода культурные и нравственные тенденции.
Как утверждает Э. Фромм (1900-1980) в трудах «Иметь или быть?», «Человек для себя», «Бегство от свободы» и др., «коллективное бессознательное» можно свести к двум фундаментальным установкам: первичной — «биофилической» (Эрос), направленной на самореализацию, стремление «быть», реализовывать свои творческие задатки, и вторичной — «некрофилической» (Танатос), стремящейся «иметь», присваивать окружающую реальность — следовательно, разрушать ее и саморазрушаться. Эти тенденции в разные периоды человеческой истории попеременно занимают в культуре доминирующее положение, либо существуют в том или ином сочетании. Они налагают свой отпечаток на моральную структуру личности, определяют господствующие в обществе нравственные отношения.
Этические принципы экзистенциализма, еще одного иррационалистического течения, впервые были сформулированы в творчестве датского философа и писателя С. Кьеркегора (1813-1855). Своего расцвета это направление достигает в XX в. в трудах немецких и французских мыслителей — Мартина Хайдеггера (1889-1976), Карла Ясперса (1883-1969), Габриэля Марселя (1889-1973), Алъбера Камю (1913-1960), Жан-Поля Сартра (1905-1980). Их позиции могли не совпадать, но были взаимодополняющими.
Основа этики экзистенциализма — выявление сущности «подлинного» и «неподлинного» человеческого существования. «Подлинным» является такое существование, в котором максимально проявляется сущность данной личности, ее «самость», уникальность, индивидуальность, способность делать свободный моральный выбор. При этом Хайдеггер, например, подчеркивал «ненравственно-экзистенциальный», «неантропологический» характер «подлинности» и «неподлинности» существования, отрицая тем самым его моральный смысл. Однако большинство экзистенциалистов так или иначе признавало значение этической проблематики. В частности, Сартр предпринимал попытку определить и обосновать «новую этику», «конкретную мораль», которая перешла бы от поисков общечеловеческой сущности к рассмотрению индивидуального существования (экзистенции) отдельных субъектов морали, к тем проблемам, которые волнуют конкретных людей в процессе их уникальной и неповторимой жизнедеятельности. В литературных произведениях «Тошнота» (Сартр), «Чума», «Посторонний» (Камю) и в философских трактатах «Время и бытие» (Хайдеггер), «Бытие и Ничто» (Сартр), «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», «Бунтующий человек» (Камю) описывается состояние экзистенциальной «тревоги», -«.озабоченности» фатально одинокого человека, «заброшенного» в этот абсурдный мир «неподлинного» существования. Вынужденный постоянно преодолевать «пограничные ситуации» (в процессе чего как раз и проявляется «подлинность» существования), совершая экзистенциальный и моральный выбор, он берет тем самым на себя полную ответственность за его последствия — для себя и других. При этом индивид полностью предоставлен самому себе. Семья, религия, сословная принадлежность — все то, что раньше тем или иным образом регламентировало его поведение, снимало проблему морального выбора и личной ответственности, в настоящее время совершенно утратило свое значение. Поэтому попытки избежать духовного кризиса, опираясь на традиционные нравственные ценности, не имеют смысла. В этих условиях религиозное направление экзистенциализма видит выход в повседневном соотнесении человеческого существования с Божественным абсолютом (так называемая трансценденция), а атеистическое — во всестороннем развитии творческого начала личности, постоянном преодолении узости будничного, обезличенного, «не подлинного» существования.
Фундаментальным понятием этики персонализма, наиболее известными представителями которой являются французские философы Э.Мунье (1905-1950), Ж. Лакруа (1900-1986), П. Рикер (1913-2005), выступает личность (персона). Она трактуется как духовная структура, приобретающая устойчивое и независимое бытие благодаря присоединению к иерархии ценностей, свободно принятых, преобразованных и переживаемых через постоянное творческое самосовершенствование. Основным моральным качеством творческой личности является присущая ей свобода выбора. Как и в экзистенциализме, свобода здесь рассматривается в качестве фундаментального условия и личностного становления, и прогресса социальной системы. Но если этика экзистенциализма делает акцент на внутренней уникальности и самобытности личностного существования, то персонализм сосредоточивается на внешней соотнесенности личности с обществом, а также с высшим Божественным личностным началом. Бог ограничивает собственное всемогущество, предоставляя человеку возможность свободного творческого выбора. Поэтому и человек должен по примеру Бога ограничивать свое Я во взаимодействии с Ты и Мы в рамках социальной системы. Отсюда основной принцип морального совершенствования личности — свободное самоограничение, сохраняющее самобытность и способное преодолеть агрессивность и разобщенность современного технократического общества.
Особое место по отношению к персонализму занимает этико-философское учение Мартина Бубера (1878-1965), которого называют основоположником «диалогического персонализма». В основе его учения лежат идеи диалогизма, целью которого было создание нового типа рефлексии на основе диалога, устанавливающего отношения к Другому как к Ты, равному Я. Диалогический персонализм Бубера базируется на философии «межчеловеческих отношений», которая сводится, по мнению философа, к отношениям Я-Ты и Я-Оно. В отношениях Я-Оно человек воспринимает других людей (наряду с предметами внешнего мира) как Оно — безличные объекты, предназначенные для утилитарного использования, эксплуатации, манипуляции, контроля. Отношения Я-Ты предполагают активное взаимодействие с другим Я, базирующееся на установлении не отчужденных, а взаимоодухотворяющих связей с Ты — другим субъектом. М. Бубер не противопоставляет эти отношения в ценностном плане как «истинное» и «извращенное», человеческое и бесчеловечное. Они внутренне присущи и равно необходимы: «Без Оно человек не может жить, но кто живет только с ним, не является человеком». Эти отношения, считает философ, не взаимозаменяемы, а взаимодополняемы: в системе Я-Оно рождается познавательный опыт человека о мире и других людях, а система Я-Ты образует собственно отношение. Категория «отношение» с его взаимностью, двусторонностью, духовностью — центральная в философской антропологии и этике Бубера. Он считает, что лишь человек может относиться к другому человеку, утверждая и подтверждая свое бытие в других людях. Универсальной формой отношения выступает диалог — «подлинный разговор», основывающийся на установлении и признании «самостоятельной инаковости человеческой индивидуальности, первоначального инобытия Другого».
В диалогическом общении М. Бубер противопоставляет два вида стремлений. Первый — стремление «обеспечить свой вклад в субстанцию другого человека» и дать возможность «взойти и взрасти» другой индивидуальности. Второй — стремление изменить Другого, внушить ему свою собственную правоту. Такой человек, «пропагандирующий и внушающий», относится к людям как к вещам, усердно стараясь лишить их самостоятельности. Специфика отношения Я-Ты раскрывается Бубером в категории «встреча». В подлинных встречах, считает он, формируются и человечность, и человечество, ибо здесь устанавливаются отношения между людьми, характеризующиеся любовью и заинтересованностью друг в друге. С этих позиций М. Бубер выступает и против двух односторонних подходов к пониманию человека — «индивидуализма» и «коллективизма», абсолютизирующего общественную сторону человека в ущерб его индивидуальности. Ибо ни «индивидуалистическая антропология», ни «коллективистская социология» (марксизм) не способны познать сущность человека, выявить его целостность. Философ предлагает третий путь — «синтетический», когда «центральным предметом философии должен быть не индивид и не коллектив, а человек с человеком».
Таким образом, подлинная духовность находится не в Я и не в Ты, а между Я и Ты, в отношении между ними. «Встреча одного с другим» образует, по Буберу, «диалогику», или «со-вторым-бытие», или «бытие человека с человеком». Это бытие определяется М. Бубером как Мы, в котором преодолевается индивидуалистическое, самодовлеющее Я. «Мы, — подчеркивает философ, — потенциально включает Ты. Только люди, способные правдиво сказать друг другу Ты, могут правдиво говорить о себе Мы».
Но высшей точкой межличностных отношений М. Бубер считает воображение, позволяющее представлять то, что желает, чувствует, воспринимает другой человек. Проявлением воображения выступает сочувствие, или эмпатия, когда ты испытываешь боль другого человека и страдание за него — сострадание. Таким образом, внутреннее самостановление осуществляется через отношения одного человека к другому, через взаимность этих отношений.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 48 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |