Читайте также:
|
|
Научные и методологические основы методики изобразительного искусства - важнейшая часть ее теоретических основ.
Методология науки - это учение о принципах ее построения, развития, формах и способах научного познания. Методология науки - в положениях философии искусства о законах художественного познания мира, о роли искусства в духовном мире человека, в его сознании, в общении с другими людьми, о проблемах соотношения теоретического и практического, рационального и эмоционального, фундаментального и прикладного, биологического и социального в обучении искусству. Методология науки призвана служить ориентиром в поисках новых решений, в выборе основной линии научного исследования.
Методика в широком смысле этого слова означает совокупность различных способов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы. Методически правильно вести работу — это значит идти к цели найкратчайшим путем, наиболее простым и эффективным, с соблюдением в работе определенной последовательности, переходя от простого к более сложному.
При выполнении какой либо деятельности человек стремится расчленить весь процесс работы на отдельные этапы и методически последовательно их осуществлять.
Методика в более узком смысле слова означает совокупность наиболее рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный отдел педагогики, изучающий правила и приемы преподавания.
Методика в этом смысле может быть: 1) общей — когда рассматривают способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и 2) частной — когда имеют в виду способы обучения, применимые к какому-нибудь одному учебному предмету. В данном случае мы рассматриваем методику преподавания изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе.
Методика изобразительного искусства (традиционное название) -
1) педагогическая наука, отрасль дидактики (по номенклатуре ВАК РБ - «Теория и методика обучения - по отраслям знаний», шифр 130002), изучает закономерности обучения изобразительному искусству, накапливает технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание обучения изобразительному искусству, овладевать опытом изобразительной деятельности, оценочными отношениями.
Дидактические понятия, принятые в методике, трактуются в ней, конкретнее, делясь на виды и подвиды. Так, в дидактике понятие методика определяется как «предметная отрасль дидактики, представляющая описания конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах».
Понятие методика имеет три толкования (педагогическая наука, учение о методах обучения, учебный курс) и подразделяется на многочисленные видовые понятия: методика обучения изобразительной грамоте, методика начального обучения изобразительному искусству, методика развития творческих способностей и др.
Особую группу среди дидактико-методических понятий и терминов, составляют те из них, которые связаны с исследовательской деятельностью (науковедческие понятия): предмет методики преподавания изобразительного искусства, методы исследования в методике преподавания изобразительного искусства и др.
Методика изобразительного искусства,определяя содержание обучения изобразительному искусству, влияет на разработку учебных программ, учебников и других пособий; воплощает результаты теоретических исследований в методические пособия для учителей и учащихся, исследует процессы усвоения материала учащимися, процессы их развития, и на этой основе дает оценку методам и приемам обучения изобразительному искусству.
2) в более узком смысле - учение о методах обучения изобразительному искусству;
3) учебный курс, вузовская дисциплина, который преподается в педагогических учебных заведениях и др. учреждениях, соответствующих профилю специальности. В соответствии с требованиями стандарта специальности и программой имеет конкретные цели, задачи, содержит конкретные разделы, перечни заданий и др.
Задачи МПИИ подразделяют на фундаментальные и прикладные. К числу фундаментальных задач относят: исследование процессов овладения учащимися изобразительным искусством, системой художественных образов и понятий, изучение закономерностей обучения, определение принципов и методов обучения изобразительному искусству в школе, принципов отбора материал для изучения и др. Прикладные задачи определяются (по традиции) вопросами: чему учить?; как учить?; почему так, а не иначе? «Чему учить?» означает создание программ, учебников и других пособий, определяющих содержание обучения изобразительному искусству.
Объект исследования в МПИИ - дидактические системы и процессы, напр.: дидактическая система обучения отдельного педагога, дидактическая система отдельного учебного курса, система заданий и др.; процесс формирования определенных умений; процесс развития определенных качеств личности и др.
Предметом МПИИ является - учебная дисциплина «Изобразительное искусство», ее содержание и структура, процесс овладения изобразительным искусством в условиях обучения при взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. Методику интересуют цели, задачи, содержание обучения предмету, деятельность учителя и учащихся, результаты обучения и их диагностика. Методика изучает закономерности формирования знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. В отличие от психологии и дидактики, методика изучает не общие закономерности обучения, а специфические, связанные с конкретным изобразительным материалом, например, закономерности формирования умений и навыков композиционной организации изображения, тенденции овладения учащимися изобразительной грамотой и умениями самостоятельной изобразительно-творческой деятельности и пр. В результате методика решает свои прикладные задачи: выработать такие методы и приемы обучения, которые обеспечивают решение воспитательных задач, развитие мышления, познавательной и творческой активности школьников, глубины и прочность знаний, умений, навыков.
Актуальные проблемы исследований в методике преподавания изобразительного искусства определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой:
- дидактическое исследование явления обучения искусству в школе;
- выявление закономерностей процесса обучения искусству в школе;
- дальнейшая разработка теории художественного образования;
- конструирование (модернизация) образовательных технологий;
- совершенствование педагогического инструментария;
- обоснование специфических целей художественного образования;
- обоснование содержания художественного образования;
- научное обоснование способов конструирования процесса обучения искусству в школе и осуществления учебной деятельности;
- определение оптимальных путей, выбор содержания, методов, форм, технологий обучения изобразительному искусству в школе.
Методы исследования в методике преподавания изобразительного искусства - приемы, процедуры, операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений процесса преподавания изобразительного искусства. М. подразделяются на: общенаучные, педагогические, методы других наук; констатирующие и преобразующие; качественные и количественные; частные и общие; содержательные и формализованные; проверки и опровержения гипотез и теорий; методы сбора эмпирических данных; методы обработки статистических данных; методы описания и объяснения данных; методы обработки результатов исследования. В практике учебного курса методики наиболее распространены: эмпирические (основанные на изучении реально существующего опыта преподавания изобразительного искусства и эксперимент) и теоретические (основанные на изучении литературных источников) М. в научном творчестве применяются в комплексе.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 74 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |