Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Занятие 4. Проблема идентичности героя в пьесе А.Вампилова «Утиная охота».

Читайте также:
  1. II.2. Глобальная демографическая проблема
  2. II.3. Глобальная продовольственная проблема
  3. III кисәк. Кешелекнең хәзерге глобаль проблемалары
  4. А) Проблема смертной казни
  5. Азіргі заманғы ғаламдық экологиялық және экономикалық проблемалар, олардың Қазақстандағы ерекшеліктері
  6. Актуальность и проблематика детектирования NO, продуцируемого в организме. Спектральные свойства NO, требуемые аналитические параметры и выбор аналитического диапазона.
  7. Аламдық экологиялық проблемалар және олардың түрлері
  8. Античная философия: общая характеристика; преемственные связи с предшествующей культурой; характерная проблематика и особенности методологии.
  9. Антропология как раздел философского знания. Проблема сущности человека и смысла его существования.
  10. Билет№ 19:Доказательство бытия Бога как основная проблема средневековой философии.

1. Сюжетно-композиционное своеобразие пьесы и структура драматургического действия.

2. Художественное пространство и время: служба, дом, кафе. Смысловая природа мотива утиной охоты.

3. Система персонажей. Зилов и другие. Человек и его социальная функция. Драматизм несовпадения.

4. Структура драматического диалога. Роль подтекста.

5. Рецепция «Утиной охоты» в современной пьесе критике. Театральные интерпретации пьесы.

Литература:

1. Журчева Т.В. Творчество А.Вампилова в зеркале литературной критики // Проблемы истории критики и поэтики реализма. Куйбышев, 1981. С.123-143.

2. Журчева Т.В. Художественная структура и сценическая история пьесы А.Вампилова «Утиная охота» // Поэтика реализма. Куйбышев, 1983. С.129-151.

 

Занятие 5. Новое письмо в поэме Вен. Ерофеева «Москва-Петушки»

1. Заголовочный комплекс произведения. Система культурных отсылок. Русское и советское в поэме.

2. Мотивная структура произведения. Соотношение мотива пьянства и путешествия. Концепт духовного странствия. Акт деметафоризации (буквализации) как сюжетообразующий механизм.

3. Субъект дискурса (повествования) и субъект сюжета (истории). Веничка как субъект и предмет художественного изображения.

4. Композиционная организация повествования и проблема финала.

5. Работа автора с языковым (символическим) пространством рубежа 70-х. Проблема «карнавальности» художественного мира «Москва - Петушки».

6. Проблематика катастрофы. Мотив двойничества (близнечности) в произведении В.Ерофеева.

 

Литература:

1. Липовецкий М. «С потусторонней точки зрения». «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева // Липовецкий М. Н. Русский литературный постмодернизм. Екатеринбург, 1997. С.156-176.

2. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосам: Заметки о классике, Венедикте Ерофееве, поэме «Москва-Петушки» // Знамя. 1992. № 8.

3. Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. 1989. №5.

4. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.,2001. С.141-146.

5. Генис А. Благая весть. Венедикт Ерофеев // Генис А. Иван Петрович умер. М.,1999. С.49-53.

6. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара, 2001. С.44-62.

 

Занятие 6. Реальность как текст и текст как реальность. А.Битов «Пушкинский дом».

 

1. История создания и публикации романа. Заголовочный комплекс как паратекст и интертекст романа.

2. Композиционная структура романа. Сюжет «автора» и сюжет «героя». Вариативность сюжета. Комментарий как «жанр» художественного письма.

3. Проблема героя. Образ Левы Одоевцева. Лева и его родители. Лева и дед. Лева и женщины. Лева и Митишатьев. Проблема двойничества.

4. История, филология и современность в романе. Русская культура как музей.

5. «Пушкинский дом» и постмодернистское письмо.

Литература:

1. Липовецкий М. Разгром музея: Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом» // Новое литературное обозрение. 1995. № 11.

2. Курицын Вяч. Русский литературный постмодернизм. М.,2001. С.149-160.

3. Ильин И.И. Интертекстуальность // Ильин И. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,2001. С.100-105. Или Современной зарубежное литературоведение.: концепции, школы, термины. М.,1996. С.215-221.

 

Занятие 7. Два романа о «русской женщине»: Вик. Ерофеев «Русская красавица» и В.Сорокин «Тридцатая любовь Марины». Проблема творческого диалога.

 

1. «Основополагающая фабула» (К.Кларк) и сюжет романов. Советское и антисоветское в романах: различение и отсрочка в темах. Фигуры духовных наставников.

2. Ирина Владимировна Тараканова и Марина Ивановна Алексеева.

Культурный генезис и романная судьба.

3. Организация повествования. «Поток сознания» в «Русской красавице» и «объективное письмо» В. Сорокина. Проблема финала.

4. «Русская красавица» и «Тридцатая любовь Марины»: межтекстовое взаимодействие.

Литература:

1. Яркевич И. Литература, эстетика, свобода и другие интересные вещи // Вестник новой литературы. 1993. № 5. С.243-252.

2. Скоропанова И.С. Русская постмодернисткая литература. М.,2000.

3. Рыклин М. Медиум и автор. О текстах Владимира Сорокина // Сорокин В. Собрание сочинений. М.,1998. Т.2. С.737-751.

4. Дарк О. В.В.Е., или Крушение языков // Новое литературное обозрение. 199. № 37..

5. Смирнов И. Психодиахронологика: Психоистория русской литературы от романтизма до наших дней. М.,1994.

 

 

Занятие 8. Лирическое присвоения советского мира в поэзии Т.Кибирова: поэма «Сортиры».

 

1. Художественная функция «жанрового письма» в творчестве Т.Кибирова.

2. Центонность поэзии Кибирова. Цитата как модель лирического мышления. Взаимоотношения автора и интертекста.

3. «Высокое» и «низкое» в «Сортирах». Заголовочный комплекс.

4. Сюжет поэмы. Образ «отхожего места» как фокус личной истории.

5. Лирический герой Кибирова. Поэт и мещанин.

Литература:

1. Кибиров Т. Сортиры // Кибиров Т. Сантименты. Белгород, 1993.

2 Гандлевский С. Сочинения Тимура Кибирова // Кибиров Т. Сантименты. Белгород, 1993.

3. Бавильский Д. Поэзия Тимура Кибирова: Заземление // Литературное обозрение. 1998. №1.

4. Зубова Л. Поэзия Тимура Кибирова: Прошлое, настоящее и будущее // Литературное обозрение. 1998. №1.

5. Левин А. О влиянии солнечной активности на современную русскую поэзию // Знамя. 1995. № 10. С.218-220.

 

 

Программа основного курса

 

1. Методологические проблемы истории русской литературы второй половины ХХ века. Модели построения истории литературы. Критика историко-литературной телеологии. «Рецептивная» и «креативная» истории литературы и актуальность этой оппозиции для изучаемого периода. Понятие «поле литературы» (П.Бурдье) в историко-литературном аспекте. Проблема автономности и гетерономности литературного поля. Природа литературоцентризма в Советской России. История литературы как социология культуры и антропология. Литература и формы «власти». Концепция М. Берга. Периодизация русской литературы. второй половины ХХ века. Формула «литература-власть» как принцип периодизации. Понятие «другой» литературы. Художественный андеграунд, «самиздат», «тамиздат». Советская и постсоветская литература. Советская литература в характеристике В.Ерофеева («Поминки по советской литературе»).

2. Социалистический реализм как системообразующий механизм советской литературы. Соцреализм как антропологический проект. Роль писателя в советской культуре. Б. Гройс о соцреализме. К. Кларк об «основополагающей фабуле» социалистического реализма: переход от стихийности к сознательности; мотив ритуального жертвоприношения; культ страдания и смерти. Этапы социалистического реализма: героическая эпоха (тридцатые годы), послевоенный сталинский период (1944-1953 гг.), литература оттепели, стагнация и распад системы социалистического реализма. Основополагающие метафоры соцреалистической картины миры. Проблема положительного героя. Инфантилизм советской литературы. Роль педагогического сюжета. Советская литература как детское и подростковое чтение. Образ ребенка-дикаря (30-е годы) и остепенившегося «искателя» (начало 50-ых). Сюжет пробуждения и открытия «истины» как познание героем изначально заданного. «Фундаментальный лексикон» (Е. Добренко) соцреализма. Изгнание иронии и установка на прозрачность стиля. Соцреализм как вариант массовой словесности вне господства рынка. Тематический принцип описания литературного процесса. Проблема достоверности литературы соцреализма. Концепция А. Синявского. Нормативность и телеологичность соцреализма. Пределы возможностей соцреализма. Соцреализм начала 50-х годов. Производственный роман как ведущий носитель основополагающей фабулы. Изменения в структуре сюжета и концепции главного героя. Старение героя. Элементы «барочной эстетики» и массовой литературы. Анализ позднесталинского романа на примере «Русского леса» Л. Леонова (1953). Герой-специалист. Пространство и время. Панорамность. Многофигурность фабулы. Сюжетно-композиционное развертывание и мотив тайны. Советское/русское в романе: культурный изоляционизм. «Запретные темы». Герой и его антагонист: Иван Вихров и Александр Грацианский. Изображение личного и мотив жертвы как знак самоопределения. Образ Елены Ивановны. Молодые герои (Поля, Варя, Сережа) как носители «авторской оценки». Прозрачность языка и определенность идеологической точки зрения. Эпическая позиция повествователя.

3. Литература оттепели. Метафора пробуждения. Происхождение метафоры. Сюжет прозрения в советской литературе этого периода. Установка на «восстановление связи времен» и возвращение к традициям 20-х годов (концепт восстановления). Концепт «искренности». Публицистический пафос литературы. Изображение повседневности. Художник и власть – новый поворот взаимоотношений в годы хрущевской оттепели. Литературно-политические процессы 50-70-х годов: скандал вокруг «Доктора Живаго» (1958), суд над Иосифом Бродским (1964), процесс по делу Юлия Даниэля и Андрея Синявского (1966). Литературно-художественные журналы и идейная борьба в период оттепели. Культовые романы 50-х. Использование основополагающей фабулы как способ адаптации к изменившейся реальности. Г. Николаева «Битва в пути». Пролог романа. Мотив весны и оттепели. Основной конфликт. Бахирев и Вальган. Любовная интрига и ее идеологическое содержание. Изменения в гендерной структуре романа. Разрешение конфликта и сохранение идеологической фабулы. В.Дудинцев «Не хлебом единым». Основополагающая фабула и ее трансформация в сюжетном развертывании. Лопаткин –искренний герой-правдолюбец. Циничность элиты. Изображение имущественного расслоения советского общества. Образ Дроздова. Быт и любовь в романе. Образ рядового человека в литературе «оттепели». Стихотворение Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет». Возникновение деревенской темы. Новый тип психологизма: герой русской классики девятнадцатого века в условиях исторической трагедии века ХХ в. Эстетический традиционализм А.И. Солженицына. Значение «Одного дня Ивана Денисовича» и рассказа «Матренин двор» для литературы 60-80- годов.

4. Молодежная проза 60-х годов. Роль журнала «Юность» в возникновении молодежной прозы. Тематика «молодежной прозы». Трансформация «основополагающией фабулы». Образ молодого героя и конфликт поколений. Мотив личностного самоопределения. Обновление художественного языка. Изменения в сфере повествователь-герой. Молодежные повести В. Аксенова.

5. Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Проблема исторического контекста романа. Проблематика произведения. Концепция истории в романе. Биологические метафоры исторического движения. Концепция личности и сюжет романа. Концепция события в романе. Юрий Живаго- врач и поэт. Личная история и вехи эпохи. Мотив порчи времени. Юрий Живаго и другие персонажи. Николай Веденяпин, семья Громеко, Антипов-Стрельников, Галлиулин. Юрий Живаго и ментальность советской интеллигенции (Дудоров и Гордон). Демонические фигуры романа: Комаровский и Евграф Живаго. Юрий и Лара. Люди из народа. Мотив судьбы. Роль природы и быта в романе. Следы соцреалистического инфантилизма. Танька Безочередева. Композиция и проблема финала. Стихи Юрия Живаго как его подлинная духовная биография. Стилевая природа романа. Лирические и сказовые фрагменты. «Доктор Живаго» и в контексте современной ему западной литературы. Эстетический архаизм романа.

6. Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». История создания и публикации романа. Смысл заглавия. Философская проблематика произведения и его композиционная структура. «Жизнь и судьба» как энциклопедия авторитетных дискурсов середины ХХ века. Изображение тоталитаризма. Тема антисемитизма. Война и свобода в романе. Художественное пространство и художественное время в романе. Сталинградская битва как идейно-философский центр романной структуры. Ведущие метафоры романа. Система персонажей. Мотив нравственного выбора и испытания человечности. Концепция «дурной доброты». Авторская позиция. Традиции Л. Толстого.

6. Возникновение поэтического андеграунда. Поэтический бум второй половины 50-х годов. Эстрадная поэзия. Творчество Е.Евтушенко. Либеральная публицистичность. А. Вознесенский и традиции русского авангарда. Лирика Б. Ахмадуллиной и Б.Окуджавы. Другая поэзия. Творческие стратегии и референтные группы советского андеграунда. Бытование другой литературы и ее поэтические традиции. Проблема «деидеологизации». Концепция поэтического высказывания. Е. Кропивницкий и «лианозовцы». «Барачная поэзия» И. Холина. Г. Сапгир, Вс. Некрасов. Поэтизация неофициальной повседневности. Синтез авангарда и классических поэтических форм.

7.«Военная тема» в советской литературе. « Военная тема» как аналог темы Октябрьской революции: мотив испытания и антропологические ожидания. Смерть и страдания как образ состоявшейся судьбы.. Панорамный роман как репрезентация официозного военно-исторического нарратива. Трилогия К.Симонова «Живые и мертвые». Сюжет и композиция. Система персонажей и конфликтов трилогии. Проблема «доверия». Становление «солдата». Истоки героизма и цена победы. Образы Синцова и Тани. «Штаб» и «передовая» в трилогии. Тема репрессий. «Лейтенантская проза» и идеалы шестидесятников. Основные мотивы. Изображение военной повседневности. Проблема героя. Повесть В. Курочкина «На войне как на войне».

8. «Деревенская проза». Генеалогия деревенской прозы. «Деревенская проза» и советская литература о колхозной деревне: преемственность и разрыв. Переосмысление «основополагающей» фабулы в повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (1973). Мотив возвращения к природной простоте как залог духовного и социального возрождения. История как духовная деградация и консервативный идеал «деревенской прозы». Социально-критический мотивы. Семантика «города». «Деревня» как тема и как шкала ценностей, часто проявляющая себя имплицитно. Рассказ В. Шукшина «Привет Сивому!». Герой деревенской прозы. «Дегероизация» протагониста. Культ смирения и страдания. Гендерное пространство деревенской прозы. Идеализация женщины-матери. Образы старух. Изображение семейного распада и его причины. Мужские герои деревенской прозы. Мужское «я» как поле битвы «города» и «деревни», разрушающей нравственное начало. В. Распутин «Последний срок». В.Белов «Привычное дело». Образы Ивана Африкановича и Катерины. Рассказы В. Шукшина. Образ героя-чудика. Маргинал как герой шукшинской прозы. Анализ рассказа «Други игрищ и забав». Враги деревенской прозы («волосатики», рок-музыка и другие приметы «западного» образа жизни). Речевое своеобразие деревенской прозы. Сказовые фрагменты. Установка на живую речь персонажа. Мастерство диалога. Судьбы деревенской прозы. В.Астафьев «Людочка». Изменение в типе героя. Евг. Попов и герой-«мудак» (С.Чупринин). Деревенская проза как материал в рассказах Евг. Попова.

9. «Колымские рассказы» В.Шаламова и начало новой прозы. Жанровая природа «Колымских рассказов». Критика классического гуманизма. «Литература» и опыт колымских лагерей («Боль», «Шерри бренди», «Марсель Пруст»). Кризис классических нарративов. Концепция письма как документа. Проблема вымысла. Проблема ответственности художника. Художественное время и пространство рассказов. Повествователь и герой в рассказах В.Шаламова. Эссе «О прозе».

10. Литература семидесятых годов. Изменение ценностного поля советского общества. Повседневность как основное пространство существования. Семья и работа: изменение приоритетов. Пространство частной жизни. Категория жизненного успеха. Драматургия А. Вампилова. Изменения в структуре драматургического конфликта. Новый тип героя. Ю.Трифонов – историк современности. История и быт в «городских повестях». Роль бытовой детали. Средний человек как фокус видения. Проблема авторской позиции. Рассказы В. Маканина. Сюжет как история частной жизни. Тяготение к архетипическим моделям. Анализ рассказа «Ключарев и Алимушкин». Образ среднего человека-горожанина. Экзистенциальная постановка нравственных проблем. Человек как функция судьбы. Повествователь как свидетель. Повести «Отдушина» и «Река с быстрым течением». Образ «отдушины», «норы», «лаза»: лакуна восстановления личностной идентичности. Повесть «Стол, покрытый сукном с графином посередине» (1995) как притчевый образ судилища. Сглаживание примет эпохи как способ постановки антропологических проблем. Одиночество как антропологическая характеристика современного человека. Проза сорокалетних.

11. Возникновение другой литературы. История понятия «другая литература». Настороженность к идеологии «шестидесятничества». Поиск нового художественного языка. Работа с советской мифологией. Повесть В. Аксенова «Затоваренная бочкотара» (1969) как одно из первых произведений «другой литературы». Новая концепция реальности. Слово-миф и сюжет произведения. Игровое овладение миром. Направления внутри «другой литературы»: аналитическая проза, фантастический реализм, мифологический реализм. История альманаха «Метрополь» (1978). Принцип эстетического плюрализма. Состав авторов. Концепция «неуютности культуры» (Л. Баткин) как новая эстетическая позиция. Многообразие дискурсивных практик. Скандал вокруг «Метрополя». Анализ рассказа В. Ерофеева «Едрена Феня».

12. Литература перестройки. Борьба идей. Роль литературно-художественных журналов. Социальный критицизм. Литература о «белых пятнах советской истории». Художественная проза как другая история. «Культовые произведения». Феномен возвращенной литературы. «Шестидесятники» и «восьмидесятники». Споры о будущем литературы. Альманах В. Ерофеева «Русские цветы зла». Принцип подбор текстов. Стилевое многообразие.

13. Феномен российского постмодернизма. История понятия «постмодернизм». Постмодернизм как характеристика культурного периода. Постмодернизм как художественный код. Постмодернизм «западный» и «российский». Теоретические «версии» российского постмодернизма. Концепции М. Липовецкого, В. Курицина, М. Эпштейна, В. Линецкого, Б. Гройса, М. Берга, И. Яркевича. Русский постмодернизм как деконструкция соцреализма. Постмодернизм как завершение проекта модернизма. Постмодернизм и авангард. Вопрос о границах русского постмодернизма. Художественные течения русского постмодернизма. «Образцовые» тексты «героического периода» (В. Курицын) «российского постмодернизма. Поэма Вен. Ерофеева «Москва- Петушки». Жанровое своеобразие. Композиция. Образ Венички. Символика пьянства. Трагикомическое изображение советского семиотического пространства. Проблема карнавальности поэмы. Мотивы «двойничества». Христианская символика. А. Битов «Пушкинский дом». История создания. Жанровая природа. Интертекстуальность. Образ «романиста». Многовариантность сюжета. Образ Левы Одоевцева и система персонажей романа. Литературоведение как материал романа. Функции комментария. Литература и жизнь в повести Вяч. Пьецуха «Новая московская философия». «Большая история» и «частная жизнь» в прозе Евг. Попова. Постмодернизм и «метафизика» в прозе Вик. Ерофеева. Роман «Русская красавица». «Поток сознания». Художественная функция эротики. Тело как метафора души. Трилогия И.Яркевича «Как я и как меня». Метафоры письма и метафоры тела. Аллегорическая природа повествования. Концепция «эстетического сопротивления» и полемика с традициями «большой русской прозы». Художник и деспотизм языка. Поэзия «эпохи постмодернизма». «Метаметафористы»: А. Парщиков, И. Жданов. Ироническая поэзия. Куртуазные маньеристы. «Пародическая личность» в поэзии В.Степанцова.

14. Концептуализм и соцарт. Происхождение понятий. Новая концепция языка. Статус художника в культуре. Творческая рефлексия форм культуры. Акции и перформансы. Группа «Коллективные действия». Течения внутри концептуализма. Художественная практика и эстетические манифесты. Концептуализм и традиции русского авангарда. Влияние концептуализма на другие течения. Поэзия Д.А. Пригова. Образ «поэта-демиурга». Рефлексия концепта «высокая поэзия». Работа с различными художественными языками. Приговская строка. Цикл о Милиционере. Жанры «предисловий» и «предуведомлений». Поэзия Д.А. Пригова и жанр перформанса. Творчество Л. Рубинштейна. Жанр «текстов». Отсутствие «прямого слова» и специфика авторской позиции. Художественная функция паузы. Специфика лиризма. Проза В.Сорокина. В.Сорокин и соцарт. Этапы творчества. Жанровый состав. Работа с властными дискурсами. Концепция сюжета. Художественная функция насилия. Визуализация дискурса. Реализация метафоры. Цикл рассказов «Первый субботник». Деконструкция педагогического сюжета. Гипертекстуальная природа текстов В. Сорокина. Концепт «нормы». «Норма»: композиция, жанровое своеобразие. Критика «постмодернистской утопии» в романе В.Сорокина «Голубое сало». Композиция романа. Хронотоп. Литературные мотивы. Работа с массовым сознанием. Поэзия Т. Кибирова. «Традиционалист» в ситуации постмодернизма. Жанровая игра. Центонность. Работа с советским литературным пространством. Лирический герой. Культ мещанства. Советская история в цикле «Сквозь прощальные слезы». Послания. Поэмы Кибирова. Своеобразие лирического сюжета. «Младоконцептуалисты». Группа «Инспекция «Медицинская герменевтика». Художественное письмо в жанре теории. Работа со «слабыми» дискурсами «коммунальной повседневности». Роман С.Ануфриева и П. Пепперштейна «Мифогенная любовь каст». Интерпретативная стратегия письма. Концепция языкового «галлюциноза».

15. Феномен «женской прозы». Возникновение «женской прозы». Феномен женского письма. Сюжеты и герои женской прозы. Авторы женской литературы: Л. Петрушевская, Т. Толстая, Н. Садур, Ю.Кисина, Евг. Сазонова, В. Нарбикова, И. Денежкина. Проза Л.Петрушевской. Жанровое своеобразие. Субъектная структура. Образ рассказчицы. Быт как война. Быт как бытие. Быт и фантастика. Интертекстуальность и культурный подтекст. Дети и мужчины. Разум и инстинкт. Артистическая проза Т. Толстой. Художественное пространство и время. Бегство в мир сказки. Герои-чудаки и герои-жищники. Рассказы «Факир» и «Поэт и муза». Образ повествователя.

16. Литература 90-х. Изменения в системе бытования художественных текстов. Фактор массовой словесности.Возвращение к сюжетности. А. Слаповского и Дм. Липскерова. Поэтика художественного допущения в прозе А.Слаповского. «Автор» как персонаж виртуального мира. Художественные миры Д.Липскерова. Реальное как фантастическое. Слово-миф как источник сюжетного развертывания. Сюжет и алгоритм компьютерной игры.Двойной код в прозе 90-х. Ироническая антиутопия. Т.Толстой «Кысь». Концепция культуры как системы интерпретаций.Проза В. Пелевина. Жанровая природа. Басенно-притчевое начало. Философская функция фантастического сюжета. Работа с мифологией социума. Хронотоп пелевинской прозы. Восток и Запад в прозе В. Пелевина. «Омон Ра». Реализация метафоры как сюжетообразующий механизм. Паронимия как разновидность постмодернистской техники письма. «Чапаев и Пустота». Художественная философия романа. Пространство воображаемого в «Поколении П» и «ДПП». Новый актуализм и альтерглобалистская литература. Реабилитация «идеологии». Образ героя-маргинала. Антибуржуазный пафос. Сюжет и художественная функция насилия. Поэтика и электронные средства коммуникации. Мультикультуризм. Взаимодействие с массовой словесностью. «Головоломка» Гаррос-Евдокимова как пример альтерглобалистского романа. Автобиографическая проза 90-х. Поиск культурных моделей идентичности. Жанровое многообразие. Мемуарно-биографическая проза Э.Лимонова («Книга воды»). С.Гандлевский «Трепанация черепа». Поэт как частное лицо. Модель биографизма в рассказе В.Сорокина «Моя трапеза».

 

17. Массовые жанры в литературе 90-х. Формулы отечественной массовой словесности: боевики, детективы (милицейские романы), женские романы, национально-исторические повествования, фантастика. Массовая литература как предмет художественной рефлексии. Модели российского эскапизма. Массовая литература и «традиции» соцреализма. Феномен российского бестселлера. Взаимодействие массовой и «высокой словесности».Художественная стратегия Б. Акунина. Романы о Фандорине. Проект романов о Фандорине как занимательное чтение для интеллигентного человека. Генеалогия образа Фандорина. «Чайка». Контекст русской классики и рождение детективного сюжета. Двойное кодирование. Анализ одного из романов.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 106 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.01 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав