Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Декарт как представитель рационализма.

Читайте также:
  1. A. Лейбинц, Декарт, Спиноза
  2. Виды представительства в суде.
  3. Вопрос 14. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.
  4. Вопрос 18 Рационализм Р. Декарта. Правила индуктивного метода.
  5. Вопрос 24. Общественный строй в период сословно-представительной монархии.
  6. Вопрос 25. Государственный строй в период сословно-представительной монархии.
  7. Вопрос № 19. Философия рационализма (Р. Декарт, Б. Спиноза).
  8. Второй вид - представительство, основанное на законе
  9. Государственный строй в период сословно-представительной монархии. Приказная система управления

* Fossa cranialis anterior, tent. cerebelli, falx cerebri [r. tentorii n. ophtalmici V]

* Fossa cranialis medius

+ r. meningeus n. mandibularis V (в for. spinosum)

+ r. meningeus n. maxillaris V

* Fossa cranialis posterior [r. meningeus X]

 

Нервы заключены в скобки [].

 

Философия как вид познания. Специфика фил. знания. Соц. функции фил.

Учение Платона о бытии, душе, познании

Учение Аристотеля о причинах, материи и форме

Социально-философские взгляды Платона и Аристотеля

Бог, человек, и мир в средневековой христьянской философии

Антропоцентризм и гуманизм философской мысли Возрождения

Проблема знания и метода в философии Ф. Бэкона

Критическая философия и этическая теория Канта

Философия Г.В.Ф. Гегеля

Позитивизм и неопозитивизм. Позитивизм и наука

26. Экзистенциальная философия.

Современная западная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм)

Религиозная философия В.С. Соловьева.

35. «Философия свободы» Н. А. Бердяева.

Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии(Принципы, законы и категории диалектики. Объективное основание их связи).

Диалектика качественных и количественных изменений..

Противоречия и их роль в развитии мира.

Понятие отрицания. Цикличность, поступательность и преемственность в развитии.

Категории диалектики. Единичное и общее. Сущность и явление.

Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности. Причина и цель.

Сознание, его происхождение и сущность. Сознание, подсознание, безсознательное.

51.Познание как “отражение” действительности и как ее “конструирование”. Виды познания, мышления и языка.

Понятие истины и ее критерии.

Понятие культуры. Особенности духовной культуры и ее роль в развитии общества.

Эстетическое сознание, его роль и функции в практике человека. Эстетическое сознание и искусство, их развитие.

 

Декарт как представитель рационализма.

Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя, с точки зрения материализма, это можно назвать "генетическим кодом", передаваемым от поколения к поколению. С ним перекликается Лейбниц, предполагая наличие предрасположений (задатков) мышления.

Декарт (Renatus Cartesius Decartes) - французский философ и математик, являясь одним из основоположников "новой философии", основатель картезианства, был глубоко убежден, что на истину "... натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ". При этом он отталкивался от "принципа очевидности" при котором всякое знание должно было проверяться с помощью естественного "света разума". Это предполагало отказ от всех суждений принятых на веру.

Великий философ, предложивший свою систему координат в математике (декартова- прямоугольная система координат) предложил и точку отсчета для общественного сознания. По Декарту научное знание должно было быть построено как единая система в то время как до сих пор (до него) оно было лишь собранием случайных истин. Незыблемым основанием (точкой отсчета) такой системы должно было стать наиболее очевидное и достоверное утверждение (своеобразная "истина в последней инстанции"). Декарт считал абсолютно неопровержимым суждение "мыслю, следовательно, существую" ("cogito ergo sum"). Этот аргумент предполагает убеждение в превосходстве умопостигаемого над чувственным, не просто принцип мышления, а субъективно пережитый процесс мышления от которого невозможно отделить собственно мыслящего. Однако самосознание как принцип философии еще не обрело полной автономии - истинность исходного принципа как знания ясного и отчетливого гарантировано у Декарта наличием Бога - существа всемогущего, вложившего в человека естественный свет разума. Самосознание у Декарта не замкнуто на себя и открыто Богу, который выступает источником мышления: все смутные идеи - продукт человека (а поэтому ложны), все ясные идеи идут от Бога, следовательно истинны. И здесь у Декарта возникает метафизический круг: существование всякой реальности (в том числе и Бога) удостоверяется через самосознание, которое (значимость выводов этого сознания) обеспечивается опять-таки Богом.

Самое первое достоверное суждение ("основа основ", "истина в последней инстанции") по Декарту - Cogito - мыслящая субстанция. Она открыта нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции - которая открыта нам опосредованно через ощущения). Декарт определяет эту первоначальную субстанцию как вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. В строгом смысле подобной субстанцией может быть только Бог, который "... вечен, вездесущ, всемогущ, источник всякого блага и истины, творец всех вещей..."

Мыслящая и телесная субстанции сотворены Богом и им поддерживаются. Разум Декарт рассматривает как конечную субстанцию "...вещь несовершенную, неполную, зависящую от чего-то другого и... стремящуюся к чему-то лучшему и большему, чем Я сам..." Таким образом среди сотворенных вещей Декарт называет субстанциями только те, которые для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога, в отличие от тех, которые нуждаются в содействии других творений и носят названия качеств и атрибутов.

Материя по Декарту делима до бесконечности (атомов и пустоты не существует) а движение объяснял с помощью понятия вихрей. Данные предпосылки позволили Декарту отождествить природу с пространственной протяженностью, таким образом оказалось возможным изучение природы представить как процесс ее конструирования (как, например, геометрические объекты).

Наука по Декарту конструирует некоторый гипотетический мир и этот вариант мира (научный) равносилен всякому другому, если он способен объяснить явления, данные в опыте т.к. это Бог является "конструктором" всего сущего и он мог воспользоваться для осуществления своих замыслов и этим (научным) вариантом конструкции мира. Такое понимание мира Декартом как системы тонко сконструированных машин снимает различие между естественным и искусственным. (Растение такой же равноправный механизм, как и часы, сконструированные человеком с той лишь разницей, что искусность пружин часов настолько же уступает искусности механизмов растения насколько искусство Высшего Творца отличается от искусства творца конечного (человека)). Впоследствии аналогичный принцип был заложен в теорию моделирования разума - кибернетику: "Ни одна система не может создать систему сложнее себя самой."

Таким образом, если мир - механизм, а наука о нем - механика, то процесс познания есть конструирование определенного варианта машины мира из простейших начал, которые находятся в человеческом разуме. В качестве инструмента Декарт предложил свой метод в основу которого легли следующие правила:

Начинать с простого и очевидного.

Путем дедукции получать более сложные высказывания.

Действовать таким образом, чтобы не упустить ни одного звена (непрерывность цепи умозаключений) для чего нужна интуиция, которая усматривает первые начала, и дедукция, которая дает следствия из них.

Как истинный математик Декарт поставил математику основой и образцом метода, и в понятии природы оставил только определения, которые укладываются в математические определения - протяжение (величина), фигура, движение.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Иннервация головы| Философия

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав