Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Задание для самостоятельной работы………………….32

Читайте также:
  1. I. Теоретическое задание.
  2. II. Практическое задание.
  3. II. Практическое задание.
  4. II. Практическое задание.
  5. III. Индивидуальное задание студента на практику
  6. IV Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  7. IV. Конкурсное задание
  8. IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
  9. А) Контрольное задание 1
  10. АКТУАЛЬНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Экзаменационные вопросы………………………………34

Тематика семинарских занятий и методические указания для подготовке к ним

Тема 1:

ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ (2 ч.)

Вопросы:

1. Возникновение философии: от мифа к логосу.

2. Философия как теоретическое мировоззрение. Мировоззрение и его исторические типы.

3. Специфика философских проблем и особенности философского знания.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Начать рассмотрение вопроса необходимо с определений мифологии и мифа. Раскройте, в чем заключается антагонизм между Мифом и Логосом. Определите специфику мифологического мировоззрения. Проследите процесс складывания общих предпосылок для превращения мифа в предмет теоретической рефлексии.

2. Во втором вопросе необходимо представить мировоззренческое содержание философии. Важно определить признаки философии как мировоззрения, проводя сравнение с такими его типами как жизненно-практическое и социально-историческое (мифологическое, религиозное, научное, социально-идеологическое). В результате необходимо выяснить специфику мировоззренческой функции философии.

3. Раскройте специфику философских проблем, связанную с попытками философии охватить весь универсум бытия в его полноте, всеобщности и необходимости. Представьте анализ основных групп философских вопросов: онтологических, гносеологических, аксеологических, праксеологических, антропологических. Обратите внимание, что в данном случае анализ философских проблем носит частично поверхностный, ознакомительный характер, так как в процессе изучения философии эти проблемы будут уточнены и раскрыты более конкретно.

Литература основная:

Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1., М.: 1989, Гл. 1. С 4-9.

Философия: учебник для вузов. – Ростов-н/Д., 1997, Гл. 1.С. 6-20.

Спиркин А. Г. Философия: учебник. – М.: 1999, С. 6-16

Литература дополнительная:

Коган М. С. Философия как мировоззрение // Вопросы философии. 1997. № 9.

Кузнецов В. Н. Место и роль философии в западной культуре ХХ в. // ВМУ, серия 7. 1997. № 1.

Зотов А. Ф. Существует ли мировая философия? // ВМУ, серия 7 (философия). 1998. №1.

Чанышев А. Н. Философия как «филология», как мудрость и мировоззрение // ВМУ, серия 7. 1998. № 1.

Бердяев Н. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: 1989, Гл. 1, С. 262-292

Роберт П. Вольф. О философии: учебник – М.: 1996, С. 15-55

Добрускин М. Е. Единство и многообразие философской мысли// Философия и общество. 2000. №2

Джахая Л. Г. Основные исторические типы философствования// Философия и общество. 2000. №1.

Зимин С. М. Философия как наука и как явление культуры// Философия и общество. 2003. №3.

Ваганов А. Г. Мифов. Net.// Философские науки. 2004. №2.

Зотов А.Ф. Существует ли мировая философия? // Вопросы философии. 1997. № 4.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Сафрански Р. Философствовать - значит мочь начать // Вопросы философии. 1997. № 4.

 

Тема 2:

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (2 ч.)

Вопросы:

1. Космоцентрический характер античной философии.

2. Теоцентрический характер средневековой философии.

3. Антропоцентрический и пантеистический характер философии эпохи Возрождения.

4. Философия Нового времени и Просвещения.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Космос выступает одной из ведущих тем античного мышления. Греческой философии свойственно стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Представьте варианты решения проблемы единого и многого. Раскройте содержание представлений о первоначале (архэ).

2. Охарактеризуйте исторические факторы становления философской мысли средневековья, учитывая полную обусловленность философии религиозной традицией. Отметьте, что основная форма религиозного опыта средневековья – христианство, поэтому европейская философская мысль неизбежно становилась христианской философией. Уясните основные проблемы и способы их решения в трудах философов раннего христианства, особое внимание уделите творчеству Аврелия Августина, одного из выдающихся мыслителей периода патристики. Выделите причины возникновения, признаки и значение схоластического варианта христианской философии. Уясните специфику решения онтологических, гносеологических, теологических, аксеологичеких, антропологических проблем философии в творчестве мыслителей данной традиции.

3. Эпоха Возрождения – особый период в европейской цивилизации, который содержит оригинальный вариант философской культуры. Вместо однозначно религиозного объяснения возникают светские теории, основанные на положении о естественных правах и потребностях человека. Выделите основные признаки и философские направления данного периода. Охарактеризуйте идеи видных деятелей итальянского гуманизма – Ф.Петрарки, Л.Валла, Пико дела Мирандола, а также гуманистов других европейских стран – Э. Роттердамского, М.Монтеня. Установите значение теории Т. Мюнцера. Т. Мора. Т. Кампанеллы для развития идеалов свободы, гуманизма, справедливости в рамках утопического мировоззрения. Рассмотрите идеи Николая Кузанского, Д. Бруно, указав на их новизну – пантеизм, свободомыслие, концепция «ученого незнания», учение о совпадении противоположностей.

4. При подготовке ответа на вопрос, важно выделить причины изменений в философском мышлении. Проследите связь философии XVII в. с экспериментально-математическим естествознанием, определите, как данная тенденция отразилась на философской проблематике. Дайте анализ эмпирической философии XVII в. на примере философских идей Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, и рационализма в философии XVII в. на примере творчества Р. Декарта. Б. Спинозы, Г. Лейбница.

Представьте анализ идей Просвещения – идейного течения в философии и культуре XVIII в., признававшего первичность разума и свободы человека. В системе воззрений Вольтера (Франсуа Мари Аруэ) выделите следующие стороны: деизм, антитеологическое учение о смысле человеческой жизни, воинствующий антиклерикализм, создание просветительской философии истории, идея о грядущем «царстве разума» и т.д. Раскройте содержание учения Жан Жака Руссо: критика культуры и цивилизации, исследование происхождения и причин социального неравенства, учение об общественном договоре и т.д. Охарактеризуйте особенности механистического материализма на примере воззрений Ж. Ламерти (концепция «человек-машина»), П.Гольбаха (учение о материи и способах ее существования, детерминизм, теоретическая критика религии и теологии).

Литература основная:

История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. М., 1996-1999. С 23-39

Философия: учебник для вузов. – Ростов-н/Д., 1997. С. 14-27

Литература дополнительная:

Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989. С. 33-154.

История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. М., 1996-1999. С. 40-58

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С. 12-65.

 

Тема 3:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (2 ч.)

Вопросы:

1. Специфика неклассической философии.

2. Философия экзистенциализма.

3. Феноменологическая философия.

4. Современный позитивизм.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Подготовка к ответу на первый вопрос заключается в систематизации знаний о многообразии направлений неклассической философии. На основе рекомендуемой литературы необходимо выделить эти направления, определить особенность постановки и решения мировоззренческих проблем, раскрыть их актуальность.

2. Во втором вопросе установите, что первоначально идеи экзистенциальной философии были высказаны еще в XIX веке (С. Кьеркегор), в начале ХХ века представлены в трудах российских мыслителей Л. Шестова и Н. Бердяева. Систематизация идей и их развитие осуществляется в рамках немецкого, французского, испанского вариантов экзистенциализма. Укажите, что основная проблема данного философского направления – отчуждение человека в эпоху социального кризиса. Охарактеризуйте идеи: универсальность отчуждения индивида от общества, анализ социального и духовного кризиса современного человечества, соотношение сущности и существования человека, решение проблемы свободы и ответственности, соотношение жизни, смысла жизни и смерти.

3. При подготовке к 3 вопросу необходимо определить, что являлось исходной теоретической установкой феноменологии. Установите, чем отличается традиционное мышление от «универсального» метода познания (метод редукции), предложенного Эдмундом Гуссерлем. Раскройте суть данного метода.

4. Представьте анализ позитивизма как философского учения, обращенного к проблемам точного знания, методологии науки и языка науки. Покажите этапы развития позитивизма. Обоснуйте идею научной философии, сформулированную в рамках данного направления. Раскройте содержание принципов верификации и фальсификации. Дайте краткий анализ философских идей следующих мыслителей: Б. Рассела, А.Н. Уайтхеда (логическое обоснование математики), Л. Витгейнштейна и Р. Карнапа (неклассические варианты логики), К Леви-Стросса и Г. Гадамера (изучение культуры с помощью методов формализации и математического моделирования), Э. Дюркгейма и Т. Парсонса (изучение социальных процессов методами структурно-функционального анализа).

Литература основная:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. С. 32-48.

"Бытие и время" М. Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1999. № 1.С. 24-56.

Литература дополнительная:

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. № 8.

История философии: Запад-Россия-Восток. В 4-х кн. М., 1996-1999.

Тема 4:

БЫТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (2 ч.)

Вопросы:

1. Бытие и сущее: проблема сущности и существования в философской онтологии ХХ века.

2. Фундаментальные принципы определения бытия. Бытие и его атрибуты.

3. Проблема объективной реальности в классической и современной философии.

4. Бытие и ничто.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Раскройте содержание понятий «бытие», «сущее», «сущность», «существование». Тождественны ли бытие и сущее? Определите, как соотносится понятие «сущее» с понятием «бытие» в разных философских традициях.

2. Раскройте содержание атрибутов бытия: время и пространство, вечность и бесконечность, материя и форма, материя и движение, потенциальное и актуальное.

3. Попытайтесь дать развернутое определение понятий «материя», «бытие», «действительность», «реальность». Охарактеризуйте уровни бытия: материально-предметная, субъективно- и объективно-идеальная реальности. Виртуальная (кибер-) реальность как искусственная среда.

4. Определите, кто из известных Вам философов признавал существование небытия. Как это («существование небытия») понимать? Что значит «первичность» и «абсолютность» небытия? Возможно ли существование (если да, то в качестве чего) при признании абсолютности небытия бытия? Возможна ли тождественность бытия и ничто (небытия), если да, то что является их единством?

 

Литература основная:

Чанышев А.Н. Трактат о небытии // Вопросы философии. 1991. № 3 (или Вестник МГУ. Сер. Философия. 2000. № 2). С. 15-23

Аксенов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. 1996. № 1. С. 32-46.

Анисов А.М. Типы существования // Вопросы философии. 2001. № 7.С. 54-78.

Литература дополнительная:

"Бытие и время" М. Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1999. № 1. 33-45

Васильев А. Бытие и сознание // Философские исследования. 1997. № 4. С. 21-37

Гайденко П.П. Бытие и разум // Вопросы философии. 1997. № 7. С. 32-39

Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 14-20

Гайденко П.П. От онтологизма к психологизму: понятие времени и длительности в XVII-XVIII вв. // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 15-22.

Зандкюлер Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски // Вопросы философии. 2002. № 9. С. 4-18

Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия. К постановке вопроса // Вопросы философии. 2001. № 6. С. 11-25.

Коган Л.А. Закон сохранения Бытия // Вопросы философии. 2001. № 4.

Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. 2000. № 5.

Макушинский А. Современный «образ мира»: действительность // Вопросы философии. 2002. № 6.

Миголетьев А.А. Человек и время // Современное гуманитарное знание. 1999. № 2.

Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. 1999. № 10.

Петровская Е.В. Фигуры времени // Вопросы философии. 2000. № 10.

Селиванов А.И. К вопросу о понятии «ничто» // Вопросы философии. 2002. № 7.

Солодуха Н.М. Бытие и небытие как предельные основания мира // Вопросы философии. 2001. № 6.

Эпштейн М. К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху // Вопросы философии. 1999. № 6.

 

Тема 5:

РАЗВИТИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (2 ч.)

Вопросы:

1. Проблема развития в философской онтологии.

2. Направленность и многовариантность развития.

3. Эволюционные процессы развития.

4. Диалектика и синергетика.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Проследите, как формировалась идея развития в творчестве выдающихся мыслителей философии и культуры в целом различных эпох, - античная философия, христианская философия истории, философия Р. Декарта, французские просветители, немецкая классическая идеалистическая философия, диалектический материализм. Представьте анализ основных законов диалектики.

2. Проанализируйте развитие как взаимодействие форм движения материи. Дайте определение направленности развития: развитие по нисходящей (регресс) и по восходящей (прогресс), лестница прогрессивных сдвигов Тейяра де Шардена. Обратите внимание на многообразие развивающегося бытия. Охарактеризуйте взаимосвязь количественных и качественных изменений, динамику противоречивости бытия и его познания, цикличность и поступательность процессов развития. Раскройте основные принципы развития и детерминизма. Установите содержание категорий - единичное и общее, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Представьте классификацию типов причин, рассмотрите моно- и полифакторные зависимости.

3. Дайте определение эволюции и революции. Виды эволюции: эволюция плоскостная (линейная), спиралевидная. Концепции сужающегося спектра направлений эволюции (принцип шахматной партии) и расширяющегося спектра (принцип бифуркации). Эволюция и регуляция (Н. Федоров). Эволюция как движение к ноосфере. Точка Омеги (Тейяр де Шарден). Эволюция и II закон термодинамики (стремление к упрощению, деградации, энтропии).

4. Представьте сравнительный анализ диалектики и синергетики, как теории самоорганизующихся систем. Раскройте эвристическое значение синергетики. Сравните хаос и порядок. Сопоставьте эволюцию и связанные с накоплением, усложнением, становлением процессы развития (П. Флоренский, аритмология, синергетика). Раскройте антропный принцип в синергетике и законы коэволюции (способы объединения в эволюционирующие целостности).

 

Литература основная:

Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 13-19.

Гивишвили Г.В. О сверхсильном антропном принципе // Вопросы философии. 2000. № 2 С. 23-30.

Зотов А.Ф. Новая формулировка антропного принципа? Комментарий к статье Г.В. Гивишвили // Вопросы философии. 2000. № 2. С. 9-17.

Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика // Вопросы философии. 2001. № 10. С. 13-27

Литература дополнительная:

Моисеев Н.Н. Логика динамических систем и развитие природы и общества // Вопросы философии. 1999. № 4.

Прытков В.П. Оправдание синергетики // Вопросы философии. 2001. № 4.

Руткевич М.Н. Философское значение концепции устойчивого развития // Вопросы философии. 2002. № 11.

Федотова В.Г. Типология модернизаций и способов их изучения // Вопросы философии. 2000. № 4.

Тема 6:

ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (2 ч.)

Вопросы:

1. Антропология в системе философских наук.

2. Человек как биологическое существо. Телесность.

3. Определения человека в философской антропологии ХХ века.

4. Ментальность как стиль мышления и способ мировосприятия человека.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1.Дайте определение антропологии. Определите место науки и религии в раскрытии сущности человека. В чем заключается философский аспект антропологии?

2. Охарактеризуйте человека как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Определите, в чем заключается незавершенность и разомкнутость человека. Роль телесности как универсальность человеческого тела (лабильность, пластичность, приспособленность). Способность управлять телесными актами и душевными переживаниями. Раскройте значимость проблемы пола, проблемы духовного. В чем заключается конечность человеческого существования? Религия, философия, искусство как формы сопротивления страху смерти.

3. На основе литературы выделите различные подходы к определению человека в философии: Homo sapiens (разум – сущностная характеристика человека), Homo faber (творчество и труд, человек как творец и творение культуры, формы реализации человека в культуре), Homo libertas (проблема свободы, выбора и ответственности за свой выбор, свобода-для и свобода-от, свобода и произвол), Homo ludens (игра, жизненный мир человека, искусство жизни).

4. Раскройте смысл содержания понятия «ментальность» как совокупность мыслей, верований и навыков духа, создающая картину мира и скрепляющая единство культурной традиции. Ментальность с точки зрения стиля мышления и способа мировосприятия. Виды ментальности: ментальность политическая, религиозная и национальная (менталитет).

Литература основная:

Браг Р. Антропология смирения // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 14-19

Киселев Г.С. "Кризис нашего времени" как проблема человека // Вопросы философии. 1999. №1. С 37-43.

Левинас Э. Тотальность и бесконечное: эссе о внешности // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 27-34.

Литература дополнительная:

Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Самоутверждение человека // Вопросы философии. 1997. № 9.

Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы. М., 1991.

Розин В.М. Образ человека в контексте современности // Философские науки. 2000. № 1.

Суворов О.В. Разум и феномен "Я" // Вопросы философии. 2000. № 4.

Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10.

Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям // Вопросы философии. 1999. № 5.

Хоружий С.С. Заметки к энергийной антропологии. "Духовная практика" и "отверзание чувств": два концепта в сравнительной перспективе // Вопросы философии. 1999. № 3.

Чанышев А.А. "Град земной" в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1999. № 1.

Черная Л.А. "Новая философская антропология" Макса Шелера и история культуры // Вопросы философии. 1999. № 7.

Элен П. Философия "мы" у С.Л. Франка // Вопросы философии. 2000. № 2.

Эпштейн М. Поступок и происшествие. К теории судьбы // Вопросы философии. 2000. № 9.

Тема 7:

ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ (2 ч.)

Вопросы:

1. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в осмыслении сущности человека.

2. Духовность как основа целостности личности.

3. Проблема идентичности личности. Отчуждение личности.

4. Личность и общество.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Постарайтесь на основе анализа предложенной литературы по возможности более точно установить определение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». Покажите развитие и состояние проблемы личности в гуманитарных науках: психология личности (индивидуальность, самопознание), социология личности (социализация, конформизм, нонконформизм) и т.д.

2. В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть следующие проблемы: автономность личность, взаимосвязь свободы и ответственности, духовность как качество личности, целостная, гармонично развитая личность (индивид), и личность фрагментированная, лишенная целостности (дивид), принципиальная незавершенность личности и неисчерпаемость ее возможностей. Перечисленные проблемы имеют разные варианты постановки и решения. Необходимо выделить главные на основе рекомендованной литературы.

3. Раскройте содержание проблемы обретения личностью собственной идентичности и выбора активно-деятельной позиции по отношению к окружающему. Определите, в чем заключается проблема вины и ответственности личности, что представляет собой ответственность за (кого-то) и ответственность перед (кем-то).

Проанализируйте проблему взаимоотношения Я и Другого (Другой как Чужой, враждебный мне и Другой как Иной, не похожий на меня). На основе рекомендуемой литературы представьте философский анализ проблемы отчуждения и способов ее преодоления.

4. Раскройте в целом решение проблемы взаимодействия личности и общества. Представьте исторические типы взаимоотношения личности и общества. Охарактеризуйте, какие качества личности формируются в традиционном, индустриальном, постиндустриальном типах обществ. Покажите роль правового государства и демократии в достижении идеалов свободной индивидуальности личности. Докажите, что тоталитаризм ограничивает богатство личности, сводит личностные качества до уровня исполнительства заданных норм.

Литература основная:

Бердяев Н.А. Я и мир объектов (размышление V: Личность, общество и общение) // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 143-168.

«Бытие и время» М. Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы философии. 1999. № 1. С. 26-34.

Литература дополнительная:

Громыко Ю.В. Деятельностный подход: новые линии исследований // Вопросы философии. 2001. № 2.

Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К. Развитие деятельности и ее самодетерминация // Вопросы философии. 2001. № 3.

Лекторский В.А. Деятельностный подход: смерть или возрождение? // Вопросы философии. 2001. № 2.

Лобковиц Н. Что такое личность? // Вопросы философии. 1998. № 2.

Михайлов Ф.Т. Предметная деятельность... чья? // Вопросы философии. 2001. № 3.

Слободчиков В.И. Деятельность как антропологическая категория (о различении онтологического и гносеологического статуса деятельности) // Вопросы философии. 2001. № 3.

Швырев В.С. О деятельностном подходе к истолкованию "феномена человека" (попытка современной оценки) // Вопросы философии. 2001. № 2.

 

Тема 8:

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ (2 ч.)

Вопросы:

1. Проблема смысла жизни в философии.

2. Фундаментальные человеческие ценности. Проблема добра и зла.

3. Проблема поиска счастья.

4. Кризис и переоценка ценностей.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Дайте анализ основным концепциям определения смысла и назначения человеческого бытия: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, этика долга, утилитаризм, прагматизм. Покажите, что содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей. Раскройте проблему поиска смысла жизни как борьбы против абсурдности и бессмысленности существования. Смерть и бессмертие.

2. Дайте анализ типологии ценностей: 1) ценности религиозные (вера, надежда, любовь), любовь как путь реализации личности; 2) ценности нравственные (справедливость, мужество, верность); 3) ценности духовные (личность, свобода, жизнь, мудрость); 4) ценности эстетические (красота, гармония, совершенство), творчество как основное назначение личности; 5) научные ценности (истина, логичность, достоверность). Представьте соотношение свободы воли и проблемы зла. Свобода как необходимое условие человеческого существования. Раскройте сущность этики ненасилия. Идеи противления злу силою в философии И. Ильина. Проблема подмены любви жалостью, страдания мукой. Проблема эвтаназии.

3. При ответе на третий вопрос необходимо раскрыть содержание проблемы счастья. В чем заключается оптимизм и пессимизм в решении данной проблемы. Отрицательные (через аскетизм, отказ от многого) и положительные (через творчество, самоутверждение) мотивации поиска счастья.

4. Установите возможные причины, содержание и следствия кризиса ценностей. Что представляет собой переоценка ценностей? Представьте общий анализ кризисных эпох и создания новых ценностных ориентиров.

Литература основная:

Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990. С. 78-109.

Гусейнов А.А. Сослагательное наклонение морали // Вопросы философии. 2001. № 5. С. 33-54.

Литература дополнительная:

Егоров И.А. Принцип свободы как основание общей теории регуляции // Вопросы философии. 2000. № 3.

Прокофьев А.В. Об этическом смысле антитезы "мораль для человека" или "человек для морали" // Вопросы философии. 1998. № 6.

Сабиров В.Ш. Жизнь. Смерть. Бессмертие // Человек. 2000. № 5-6.

Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. № 12.

 

Тема 9:

КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА (2 ч.)

Вопросы:

1. Культура и формы духовно-практической деятельности человека.

2. Проблема диалога культур.

3. Национальная идея и национальный характер.

4. Кризис культуры и пути выхода из кризиса.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Дайте определение культуры как обобщения всех форм духовно-практической деятельности человека (религии, искусства, политики, науки). В рамках данного контекста необходимо рассмотрение мира в контексте его культурного состояния. Что представляет собой культура как продукт коллективного творчества, культура как процесс развития человека и мера его индивидуального совершенства (творческого, интеллектуального, нравственного)? Культурная элита как социально не формализованная, наиболее пассионарная часть нации, посвящающая себя культурному служению (накоплению, сохранению и передаче культурных традиций).

2. При подготовки ответа на вопрос необходимо определить возможные варианты диалога культур (прошлых и настоящих, национальных, материальной и духовной). Сформулируйте представление о культуре как форме события и общения феноменов многих культур, форме диалога и взаимопорождения этих культур.

3. В справочной литературе найдите определения национальной идея и национального характера. Представьте соотношение данных понятий. Определите, в чем заключается общее и отличительное у культуры и цивилизации. Дайте краткий анализ теории локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), идеи «осевого времени» (К. Ясперс), философской этнологии (Л. Гумилев).

4. Раскройте содержание понятия «кризис культуры». Определите возможные причины, содержание и следствия. Сделайте акцент на специфике современных кризисных процессов в культуре (Ф. Ницше, М. Нордау, Г. Зиммель, А. Тоффлер).

Литература основная:

Аникеева Е.Н., Семушкин А.В. Диалог цивилизаций: Восток - Запад // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 54-69.

Артемьева Т.В., Микешина М.И. Европейская идентичность и российская ментальность // Вопросы философии. 2002. № 2. С. 37-46.

Гуревич П.С. Партикуляризм или универсализм? // Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 1996. С. 234-245.

Литература дополнительная:

Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. № 4.

Лапин Н.И. Проблема социокультурной трансформации // Вопросы философии. 2000. № 6.

Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12.

Петякшева Н.И. Проблема диалога цивилизаций // Вопросы философии. 1996. № 1.

Розин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. № 6.

Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. № 10.

Руткевич М.Н. Теория нации: философские вопросы // Вопросы философии. 1999. № 5.

Цыганков А.П. Несостоявшийся диалог с Фукуямой: О западных идеях, много-культурном мире и ответственности интеллектуалов // Вопросы философии. 2002. № 8.

Эпштейн М. Самоочищение. Гипотеза о происхождении культуры // Вопросы философии. 1997. № 5.

 

Тема 10:

ПОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА (2 ч.)

Вопросы:

1. Познание как система. Субъект и объект познания.

2. Познание чувственное и рациональное. Проблема творчества.

3. Типы познания (научное, историческое, художественное).

4. Проблема истины и веры в познании.

5. Герменевтика.

Методические указания по подготовке к семинарскому занятию:

1. Вопрос посвящен характеристике сущностного определения познания и его основных элементов – субъект, объект, средства познания, познавательное взаимодействие, знание. На основании анализа предложенных работ выделите возможные варианты определения и взаимосвязи данных элементов. В чем заключаются возможности познания и его ограниченности в решении некоторых проблем. Перечислите и раскройте признаки знания и веры, их взаимодействие в процессе деятельности человека и общества.

2. Дайте определение чувственному и рациональному познанию. Раскройте содержание основных форм чувственного познания (ощущение, восприятие, представление), рационального познания (понятие, суждение, умозаключение). В рамках историко-философского аспекта проблемы, укажите на различные варианты определения роли чувственного и рационального в познании. Основываясь на современных данных наук, установите формы взаимосвязи чувственного и рационального. Раскройте содержания проблемы творчества в истории философии. Определите ее связь с явлениями интеллектуальной интуиции и ролью бессознательного в познавательном опыте человека.

3. Дайте характеристику основным типам познания. Проследите взаимосвязь между основными типами и формами познания. Приведите примеры.

4. Выделите основные варианты понимания истины в истории философии. В чем заключена проблема нахождения объективного критерия истины? Проследите связь истины, оценки и ценностей. Раскройте содержание и значение в обществе и личной жизни феноменов лжи, заблуждения, ошибок. Определите связь истины и веры в достижении, обосновании, фальсификации истины.

5. Покажите этапы становления герменевтики как методологии гуманитарного познания. Герменевтика как самостоятельного учения об искусстве понимания текстов. Истолкование “объективное” (“грамматическое”) и “техническое” (“психологическое”). Проследите связь герменевтики и идей постструктурализма и деконструктивизма: смерть автора (Р. Барт, М. Фуко), интертекст (У. Эко, Дж. Джойс, М. Турнье), гипертекст (М. Павич, И. Кальвино, Х. Кортасар); «глобальной деконструкции» (Ж. Деррида) и др.

 

Литература основная:

Автономова Н.С. Заметки о философском языке: традиции, проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1999. № 11. С. 35-42.

Бородин В.В. Об основах неклассической (материалистической) концепции истины // Философские исследования. 1999. № 1. С. 22-43.

Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. № 8. С. 13-21.

Литература дополнительная:

Дильтей В. Предпосылки или условия сознания либо научного познания // Вопросы философии. 2001. № 9.

Дротянко Л.Г. Социокультурная детерминация фундаментальных и прикладных наук // Вопросы философии. 2000. № 1.

Лекторский В.А. Теория познания (гносеология, эпистемология) // Вопросы философии. 1999. № 8.

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации // Вопросы философии. 1999. № 11.

Микешина Л.А. Философия познания: диалог и синтез подходов // Вопросы философии. 2001. № 4.

Овчинников Н.Ф. Знание - болевой нерв философской мысли (к истории концепций знания от Платона до Поппера) // Вопросы философии. 2001. № 1-2.

Ойзерман Т.И. Существуют ли абстрактные истины? // Вопросы философии. 1999. № 6.

Псевдонаучное знание в современной культуре (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 2001. № 6.

Розин В.М. Возможна ли семиотика как самостоятельная наука (методологический анализ семиотических подходов и исследований) // Вопросы философии. 2000. № 5.

Хинтикка Я. Проблема истины в современной философии // Вопросы философии. 1996. № 9.

Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вопросы философии. 2001. № 12.

Задание для самостоятельной работы

Литература для обязательного конспектирования:

  1. Хосе Ортега –и-Гассет. Восстание масс. – М., 2002.
  2. Р. Декарт. Разыскание истины. – СПб., 2000. (гл. «Рассуждение о методе», с. 63-129).
  3. Платон. Диалоги. – СПб., 2000. (на выбор диалоги «Федон», с. 203-287; «Пир», с. 297-361; «Федр» с. 369-435).
  4. Ницше Ф. Сочинения. – М., 1990. (на выбор «Так говорил Заратустра», «Антихристианин»).
  5. А. Шопенгауэр. Избранные произведения. – Р/нД, 1997. (на выбор глава «О ничтожестве и горестях жизни» или «Метафизика половой любви»)
  6. Н. Бердяев. Судьба России. – М., 1990.
  7. Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера? – Л., 1991. (Исповедь)
  8. А. Камю. Посторонний. Чума. Падение. – М., 1989. (рассказ «Посторонний»).
  9. З. Фрейд. Будущее одной иллюзии //Сумерки богов. – М., 1990.
  10. Э. Фромм. Психоанализ и религия// Сумерки богов. – М., 1990.

 

Методические рекомендации:

Предложенная для конспектирования литература является частью мирового культурного наследия в области философии, она наглядно демонстрируют многообразие и уникальность философских концепций, школ, направлений. Ее изучение способствует формированию представлений об основных тенденциях развития мировой и отечественной философской мысли и собственного независимого мировоззрения.

Источники, предложенные вниманию студентов, представлены в каталогах основных библиотек и их нахождение не составит особого труда. В случае личных предпочтений студентов в индивидуальном порядке и после согласования с преподавателем список литературы для конспектирования может быть частично откорректирован.

При работе с текстом необходимо соблюдать следующие требования:

  1. внимательное прочтение, в процессе которого необходимо выбрать основную мысль автора, нужный отрывок из большого текста;
  2. кратко, но корректно, не искажая мысли автора, записать отмеченную вами авторскую идею;
  3. составить из таких отрывков свой собственный текст для дальнейшего устного выступления.

Конспектирование рекомендуется делать в специально отведенной для этой цели подписанной тетради (18-24 л.). Способ ведения записей должен быть такой, чтобы записи при прочтении занимали минимум времени, были систематизированы и имели наглядный характер. Можно предложить следующий вариант систематизации информации о книге: 1. автор, 2. название, 3. выходные данные, 4. основная идея, 5. факты, 6. критика, 7. новизна.

 

 

Экзаменационные вопросы

1. Философия, ее проблемы и специфика.

2. Основные проблемы философии. Язык философии.

3. Функции философии. Философия и наука.

4. Мировоззрение, его структура и исторические типы (миф, религия, философия).

5. Философская концепция буддизма.

6. Философское учение даосов.

7. Философия Конфуция.

8. Древнегреческая философия. Милетская школа. Пифагорейская школа.

9. Гераклит из Эфеса. Школа элеатов. Атомисты.

10. Философия Сократа.

11. Основные положения философии Платона.

12. Философия Аристотеля.

13. Епикуреизм. Стоицизм.

14. Скептицизм. Кинизм.

15. Специфика философии Средних веков. Учение А. Августина.

16. Схоластика Ф. Аквинского.

17. Философия эпохи Возрождения.

18. Рационализм Нового времени.

19. Сенсуализм Нового времени.

20. Философия эпохи Просвещения.

21. Гносеология и этика И. Канта.

22. Основные положения философии Г. Гегеля.

23. Марксистское понимание общества и истории.

24. Философия иррационализма А. Шопенгауэра.

25. Учение Фридриха Ницше.

26. Основные черты и характеристика русской философии.

27. Философские воззрения славянофилов и западников.

28. Русская религиозная философия. Вл. Соловьев. С. Булгаков. П. Флоренский.

29. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм.

30. Современная религиозная философия.

31. Философия экзистенциализма.

32. Философия психоанализа и неофрейдизма.

33. Прагматизм и феноменология.

34. Проблема бытия в истории философии. Основные формы бытия.

35. Категория материи. Атрибуты и модусы материи. Пространство и время.

36. Диалектика как теория развития.

37. Философская антропология.

38. Основные типы антропологических учений.

39. Социальное и биологическое в человеке. Человек как духовно-практическое существо.

40. Глобальные проблемы современности.

41. Проблема ценности, смысла, цели жизни.

42. Теория познания и ее предмет. Принципы познания.

43. Научное познание и его методы.

44. Истина и заблуждение.

45. Знание и вера.

46. Понятие общества в истории философии

47. Проблема сознания в историко-философском аспекте. Основные концепции о происхождении и сущности сознания.

48. Понятие культуры. Культура и цивилизация.

49. Практика как ценность.

50. Человеческая личность и проблема совести. Добро и зло. Нравственная природа человека.

 

 

Оригинал-макет подготовлен на базе БИФ КемГУ

Подготовлено к печати от 27.04.2008 г.

Заказ №119

Компьютерная верстка Е.В.Комарова

Тираж 100 экз.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.054 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав