Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Сознание и язык.

Читайте также:
  1. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  2. II Другой формой общественного сознания, возникшей позже обыденного и оказавшей на него сильнейшее влияние, было религиозное сознание
  3. V. Дети индиго и общественное сознание.
  4. Вещество и сознание в квантовом мире
  5. Влияние тоталитарной системы на культурны, нравственный потенциал общества, общественное сознание.
  6. Влияние языкового контакта на язык. Понятие интерференции и переключения кодов.
  7. Воля и самосознание.
  8. Вопрос 12. Г. Фихте: право и правосознание.
  9. География, природа и климат Британских островов. Особенности заселения края. Язык.
  10. Духовная жизнь общества и общественное сознание

Можно выделить два типа общения: коммуникацию, предполагающую оперативное адресное общение как средство согласо­вания деятельности индивидов и трансляцию, выступающую как средство передачи наличной суммы инфор­мации от поколения к поколению.

Оба типа общения предполагают знак и используют язык как основную, всегда сопутствующую социальности знаковую реальность.

Язык — это знаковая реальность, система знаков, служащая средством человеческого общения. Язык является специфичес­ким средством хранения, передачи информации, а также сред­ством управления человеческим поведением.

Н.Винер выделяет три различные ступени в анализе языка. Первая - состоит из уха и той части церебрального механизма, которая находится в постоянной и прочной связи с внутренним ухом и имеет дело с фонетической стороной языка. Вторая– семантическая _- имеет дело со значением и проявляется, например, в трудностях перевода с одного языка на другой. Третья – ступень языкового поведения. Эти действия состоят из двух частей: прямых очевидных действий и кодированной или символической системы действий, которая известна как разговорный и письменный язык.[2]

Язык — явление общественное. В нем задаются и отража­ются требования коллективности. Разве может быть значим язык, произвольно сконструированный отдельным человеком? Как продукт творчества единичного индивида язык — это бес­смыслица. Он не имеет всеобщности и часто воспринимается как тарабарщина. Можно сказать, что язык никем не придумывается и не изобретается, а стихийно становится вместе с социальностью, человеческим коллективом.

Швейцарский языковед Ф. де Соссюр (1857—1913) характе­ризовал языковую реальность как единство противоположных сторон: знака и значения, языка и речи, социального и индиви­дуального.

Вычленение, разделение, упорядочивание, оценка — это сфера духовного преобразования. Языковые сред­ства придают явлениям определенную направленность. При ис­пользовании материальных орудий на практике происходят ма­териальные предметные изменения. При использовании языка субъект также меняет ситуацию, он переводит ее из одной смысловой формы в другую. Даже если всего лишь переори­ентируется направленность внимания говорящего, то и в том слу­чае также осуществляется движение в смысловом поле. Этот факт наиболее очевиден в игровом общении. В игре ребенок пе­реносит значение одной вещи на другую. Палочка становится лошадкой, на ней, а не на настоящей лошади скачет ребенок. Однако этот перенос значения есть выражение слабости ребен­ка, так как он позволяет одной вещи воздействовать на другую только в смысловом поле.

В ряде патологий сознание утрачивает способность переиначи­вать ситуацию в смысловом плане, преобразовывать ее, двигаться в смысловых измерениях и возвращаться в мир реальной предмет­ности. Мышление больных застревает в ситуации, не видя ее ус­ловности, оно не в состоянии зацепиться за действительные связи.

Язык изучается многими дисциплинами. Лингвистика, логи­ка, психология, антропология, семиотика предлагают свои дан­ные для обобщения в философской теории.

Знак и значение — осевые составляющие языка. В науке под значением понимает­ся смысловое содержание слова. Значение предполагает наличие системы определенных смыслообразующих констант, обеспечи­вающих относительное постоянство структуры речевой деятель­ности по отношению к тому или иному классу предметов. Знак определяется как материальный предмет (явление, событие), который выступает в качестве пред­ставителя некоторого другого предмета и используется для при­обретения, хранения, переработки и передачи информации.

Острой проблемой является вопрос о связи мышления с формами его выражения в языке. Взаимосвязь языка и мышле­ния признается самыми различными лингвистическими и фило­софскими направлениями. Однако вопрос о характере связи и о той роли, которую играет каждое из этих явлений в процессе взаимодействия, решается по-разному.

Язык и мышление образуют диалектически противоречивое единство. Они обусловливают друг друга, что порождает извест­ную формулу: "Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка".

Вербалисты — сторонники существования мышления только на базе языка связывают мысль с ее звуковым комплексом. Однако еще Л.С. Выготский отмечал, что речевое мышление не исчерпывает всех форм мысли.

Исследователи выделяют невербализи­рованное, визуальное мышление и показывают, что мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов. Словесное мышление — это только один из типов мышления.

Современные исследователи во­проса о соотношении мышления и языка закрепляют определяющую роль за мышлением. Язык представляет собой относительно са­мостоятельное явление, обладающее определенными внутренни­ми законами собственной организации.

Существует гипотеза об именном происхождении языка. Она базируется на признании в качестве основы появления языка коллективной деятельности и опирается на трудовую теорию антропосоциогенеза. Любая сложная ситуация в жизнедеятельно­сти, например охота на дикого зверя, для ее благополучного ис­хода требовала фиксированного разделения индивидов на груп­пы и закрепления за ними именем, т.е. посредством поименования, частных операций. В психике первобытного человека уста­навливалась прочная рефлекторная связь между определенной трудовой ситуацией и специфическим звуком — именем. Там, где не было имени-адреса, совместная деятельность была невозмож­на. Имя-адрес выступало в качестве ключевой структуры языка, средства распределения и фиксации социальных ролей. Имя выг­лядело носителем социальности, а определенный в имени чело­век — временным его исполнителем.

Гипотеза об именном происхождении языка дает возможность по-новому взглянуть и на современный процесс освоения чело­веком достижений культуры. Он распадается на три типа: личностно-именной (человек отождествляет себя с предшествующими но­сителями этого имени и целиком растворяется в тех социальных ролях и обязанностях, которые передаются ему с именем, напри­мер, быть матерью, отцом, сыном, дочерью), профессионально-именной (правила включают человека в со­циальную деятельность по профессиональной составляющей, которую он осваивает, подражая деятельности старших: учитель, ученик, врач, и т.п.) и универсально-понятийный (человек сам себя реализует, дает возмож­ные выходы своим личностным качествам, может выс­тупать от имени любой профессии или любого личного имени, судить, рядить, рассуждать).

С точки зрения исторического возраста личностно-именной тип наиболее древняя знаковая структура. Профессиональный тип мыш­ления — это традиционный тип культуры, более распространенный на Востоке и поддерживаемый такой структурой, как кастовость. Универсально-понятийный способ освоения культуры — наиболее молодой, характерен в основном для европейского типа мышления.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т.д. При этом любой знак имеет смысл и значение только в той или иной системе.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем – семиотика.

Отражением предельной интенсификации информационных связей в функционировании общества и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления – информатики. Но, в любом случае, узловой мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка, формировавшаяся миллионы лет.

Конкретизируя особую роль языка в сознании и его относительную самостоятельность, можно выделить ряд основных функций языка.

· Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по сути, «замещает» предмет в сознании.

· Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.

· Коммуникативная. В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

· Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

· Интерактивная.. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Итак, мир человека — это мир смыслов, зачастую скрытых от человека и недоступных его непосредственному восприятию. Задача сознания и состоит в раскрытии смыслов, в раскрытии содержания и значения знаков, поступающих из внешнего мира, в превращении их в содержательный, информационный образ.

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав