Читайте также:
|
|
Среди многочисленных сообщений о человеческих детях, воспитанных дикими зверями, существует несколько таких, которые выдержали тщательную проверку. Наиболее документировано и детально сообщение о том, как в Индии были найдены две девочки — Камала, чей возраст был определен в 8 лет, и Амала, которой было полтора года. Их нашел миссионер в логове волков и доставил в приют для сирот, где каждый день делались записи об их поведении.
Когда в 1920 году были найдены эти девочки, они обладали физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они обнаруживали значительную приспособленность к передвижению на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо и, прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Испытывая жажду, они облизывали губы. Их сенсорные органы были необычайно хорошо развиты; они, по-видимому, могли хорошо видеть в темноте и чуяли запах свежего мяса на расстоянии около 70 метров. Дети обнаруживали сильный страх перед огнем; они не любили солнечного света и убегали в угол всякий раз, когда
оказывались на виду. Однако темноты они не боялись, и их часто приходилось удерживать от попыток выйти наружу в ночное время.
Единственным звуком, который дети могли издавать, был громкий вой. Они никогда не смеялись. У Камалы было улыбающееся лицо, но, улыбка не была жестом, обозначающим радость. Удовлетворение проявлялось иначе: в возне и прыжках друг на друга. Когда в 1921 году умерла Амала, Камала, казалось, пролила немного слез, но значительных изменений в выражении ее лица не замечалось. Однако в течение нескольких следующих дней она отказывалась есть и пить. В 1922 году Камала начала произносить звук «буу» («Ыюо»), называя так воду; в 1923 году «хуу» («Ьоо»), что означало холод. В 1924 году она слышала, как обиженный ребенок выкрикивал звук «на» («па»), и в следующий раз, поранившись, она произнесла подобный звук. Она также говорила «на», когда вода для ее купания была слишком горячая, и со временем этот жест утвердился в качестве «нет» («по»). В 1926 году стало очевидно, что Камала может понимать простые команды и отвечать «да» или «нет». Более того, она знала других детей по именам и по требованию могла их указать. К тому времени, когда ее предполагаемый возраст равнялся 14 годам, ее словарь насчитывал около 30 слов. Он медленно увеличивался вплоть до ее смерти, наступившей в 1929 году.
Способность Камалы принимать участие в совместных действиях была очень ограничена. Она позволяла нянчить себя только миссис Сайн, к которой они с Амалой убегали всякий раз, когда были испуганы. Вместе с другими детьми девочки могли делать немногое; они играли друг с другом, со щенками, с молодой гиеной и с цыплятами. К 1927 году, однако, Камала общалась с людьми довольно свободно и даже настаивала на том, чтобы быть одетой так же, как и другие. Примечателен инцидент, который произошел в декабре 1927 года. Камала пришла в столовую, в то время как женщины накрывали стол к чаю, и взяла бисквит. Когда же она заметила, что другие дети так не делали, она вернула бисквит на стол. Позднее, за чаем, когда каждый получил два бисквита, Камала взяла только один и затем разыскала тот, который прежде положила на стол. Этот инцидент, который произошел после семи лет пребывания в приюте, был таким редким случаем поведения, явно ориентированного на групповые нормы, что о нем подробно рассказывается в отчете. Камала была вынуждена приспособиться к обычаям приюта, но она, по-видимому, делала это неосознанно, во многом так же, как любимая собака приспосабливается к обычаям жизни семьи.
Шибуташ Т. Социальная психология. -Ростов н/Д., 2002. -с.400 -402.
ЛИТЕРАТУРА:
Введение в философию. В 2-х частях. Часть 2-я. - М, 1989. Философия (под ред. В. Н. Лавриненко). - М., 2002. Спиркин А. Г. Философия. - М., 2000. Новая философская энциклопедия. - М., 2000. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. - Любое издание. Никифоров А. С. Познание мира. - М., 1989. Главы 1-3,6. Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функция мозга. - М., 1985. Прист Стивен. Теории сознания. - М., 2000.
Основные черты философии нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европы капитализма, как нового способа производства, эпохой быстрого развития науки и техники. Под влиянием таких точных наук, как механика и математика, в философии утвердился механицизм. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась, как огромный механизм, а человек, как инициативный и деятельный работник. Основной темой философии Нового времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания. Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека. Наиболее обстоятельно эта позиция изложена в творчестве Бэкона. Бэкон был сторонником эмпирических методов познания (наблюдение, эксперимент). Философию он считал опытной наукой, основанной на наблюдении, а ее предметом должен быть окружающий мир, включая и самого человека. Сторонники эмпиризма призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики. Сторонники рационализма считали, что основным источником достоверного знания является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Основателем рационализма считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению". Он считал, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы, и ничто не принимать за окончательную истинную. Наряду с позитивной оценкой возможностей познания, в 17 веке возрождается и философский агностицизм, отрицавший возможность познания мира человеком. Он проявил себя в творчестве Беркли и Юма, полагавших, что человек познает всего лищь мир явлений, но не способен проникнуть в глубину вещей, дойти до знания законов окружающей природы. Пантеистическую направленность имели взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа - есть причина самой себя и всех протекающих в ней процессов. Бог не стоит над природой, а является ее внутренней причиной. Знание достигаются разумом и оно является первейшим условием свободной деятельности человека. Немецкий философ Лейбниц подчеркивал духовный характер мира. Основой мироздания являются монады, как единицы бытия, придающие миру разнообразие и гармонию. В 17 веке широкое распространение получило "юридическое" мировоззрение. В его рамках развивалась теория "общественного договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла происхождение государства добровольным соглашением людей во имя собственной безопасности. Это мировоззрения исповедовало идею естественных прав человека на свободу и собственность. Юридическое мировоззрение выражало настроения молодой буржуазии, как класса, сформировавшегося в Новое время. В развитие социальных учений Нового времени в 18 веке особый вклад внесло французское Просвещение (Монтескье, Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они воспринимали церковь, как символ невежества и мракобесия, тормоз развития общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите гадину!", стал лозунгом эпохи, предопределив требования отделения церкви от государства. По убеждению Просветителей общественный прогресс возможен только при помощи разума, права, науки и образования. Человек - природно-социальное существо и способен к бесконечному развитию и совершенствованию своей деятельности. Но частная собственность делает людей неравными, порождает зависть и вражду между ними, следовательно, новое общество надо создавать на основе социального равенства и справедливости. Просветители стояли на позициях исторического оптимизма, а их идеалом была республика, как форма народовластия. Значительный вклад в учение о природе и сущности человека, путях его воспитания, внесли французские Материалисты 18 века: Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что человек - продукт окружающей его среды. Следовательно, для изменения нравов людей необходимо изменить обстоятельства их жизни. Эта идея Просветителей явилась источником возникновения марксистской философии. | ||
Проф. Дулуман Е.К. - | ||
доктор философских наук, кандидат богословия. | ||
Конспект курса лекция з Философии для студентов высших учебных заведений.
Тема 6. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Разделы темы:
1.”Новое время” как этап истории: а. Идеологеская подготовка Нового времени; б.Социально-исторические показатели Нового времени; в.Философия как идеологическая основа и выражение жизнедеятельности эпохи Нового времени. |
2. Френсис Бекон Веруламский: а. Основные этапы биографии и место Бекона в истории философской мысли; б. Творчество философа; в. Призраки, которые мешают познавать природу; г. Бекон об эмпиризм и рационализме; д. Место индукции и метода таблиц в научном познании. |
3. Томас Гоббс: 1. Жизненный путь и творчество: а. Социальное происхождение и убеждения Гоббса; б. Основные произведения философа. 2. Гоббс о науке и философии. 3. Материализм и рационализм философии Гобса. 4.Гоббс о человека и об обществе. |
4. Рене Декарт: 1. Жизненный путь философа. 2. Декарт о четкой мысли и о дедуктивном методе мышления. 3. Редукционализм и дуализм Декарта. 4. Рационализм как специфическая черта картезианства. 5. Учение Декарта в истолковании его учеников и последователей. |
5. Бенедикт (Борух) Спиноза: 1. Жизненный путь и творчество философа. 2. Особенности философи Спинози: а. Рационализм; б. Геометрический метод; в. Монизм; г. Пантеизм; д. Детерминизм; е. Атеизм. |
6. Джон Локк: 1. Вклад Джона Локка в мировую культуру. 2. Философские взгляды Локка на процесспознания: а. Сенсуализм и эмпиризм; б. Рефлективный путь познания; в. Первичные и вторичные признаки; г. Знания сенситивные, демонстративные, интуитивные. 3. Взгляды Локка на религию. |
7. Готфрид Лейбниц. 1. Жизненный путь и формирование философских взглядов. 2. Философия Лейбница: а. Монадология и теодицея; б. Особенности рационализма Лейбница. 3. Научная деятельнсоть Лейбница. |
8.Давид Юм 1. Вклад Давида Юма в мировую культуру. 2. Давид Юм о державе и месте среднего класс в ней. 3. Философские взгдяды Давида Юма. а. Знания из опыта и разума; б. Субъективный идеализм как основа скептицизма; в. Отрицание детерминизма. г. Взгляды на религию. |
9. Французские просветители, материалисты и атеисты 18 столетия. |
І. “ Новое время” как исторический этап в розвитии человечества.
А. Эпоха Возрождения - а особенно философы, просветители, художники и ученые эпохи Возрождения - пробудила чувство достоинства каждого человека (Гуманизм); открыла глаза на действительное, не заслоненное мистикой и религией видение окружающей действительности (Натурфилософия) вселила оптимизм и оптимистические земные надежды (Просветительство) среди христианизованных европейских народов. В конце концов это привело к пробуждению активности масс всей Европы.
Б. Поколебались троны абсолютных монархий. В начале 17 столетия в Швейцарии и Голландии востановлено республиканская форма правления. В 1649 году революционные массы публично казнили английского короля Карла Первого Стюарта, а в 1793 году - французского короля Людовика ХVI Бурбона. Дворянство (феодалы) окончаательно отброшены на маргинальные позиции социально-политической и социально-экономической жизни. Эпоха Средневековья окончательно отошла в прошлое. Наступил период Нового времени.
Новое время - это время прихода к власти и господству среднего класса, класса буржуазии. Это также время бурного развития науки и на ее основе - прикладных знаний, внедрение принципиально новых технологий производства товаров и невиданного роста производитеельности труда...
В. В идеологическом плане настуление Нового времени было подготовлено творческой деятельностью, прежде всего - философов-просветителей эпохи Возрождения. И добавим: бурные процессы прогрессивных изменений в политической, экономической, культурной, научной и во всей сфере духовной жизни Нового времени опирались, прежде всего, на состояние и уровень развития философии того времени.
Укажим также, что философия не только была идеологической основой прогрессивных изменений Нового времени, но и предшествовала этим переменам. Новое время наступило сначала в духовной сфере философии, а уже потом - и в реальной действительности. В указанном плане начало философии Нового времени положил анлийский философ Френсис Бекон, барон Веруламский.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |