Читайте также:
|
|
Условия средневековья имели ту специфику, что сколько-нибудь прямая критика религии была совершенно исключена. Это приводило к перенесению борьбы с религией внутрь самой религии и изощренной форме самой этой борьбы. Подтверждением этому являются различные еретические движения, направленные против религии и церкви, а также и то, что даже революционные движения антифеодального характера облекались в религиозную форму.
В широком смысле слова код "свободомыслием" понимаются любые отклонения от официальной доктрины. Свободомыслие выступало формой идейной борьбы против духовной диктатуры церкви и приобретало различное конкретное выражение.
Это, прежде всего, идеи, в которых выражается желание поднять значение разума. Так, например, Эриугена считал, что хотя вера по времени предшествует разуму, последний в познавательном отношении выше веры. Он утверждал, что подлинная религия является одновременно и подлинной философией. Эриугена обосновал необходимость разумного истолкования "священного писания": "Всякий авторитет, не сдобренный истинным разумом, кажется слабым". Такой подход влек необходимость рационализации теологии. Последствия такой рационализации для официальной церкви тайны не составляли, а потому взгляды и работы Эриугены были признаны еретическими (XIII в.), а сочинения сожжены.
Необходимость более высокой оценки разума отстаивал Пьер Абеляр. "Мои ученики, - писал Абеляр, - требовали от меня человеческих и философских доводов и того, что может быть понято, а не высказано. Они утверждали при этом, что излишни слова, недоступные пониманию, что нельзя уверовать в то, чего ты предварительно не понял, и что смешны проповеди о том, чего ни проповедник, ни его слушатели не могут постигнуть разумом".
Абеляр, будучи глубоко верующим человеком, тем не менее исходит из того, что каждая эпоха ставит свои задачи и простого повторения ответов отцов церкви сегодня (то есть в его время - ред.) недостаточно. В работе "Да и Нет" он разбирает полторы сотни противоречивых высказываний Отцов церкви, фиксируя тем самым сложность ситуации для определения пути действия верующего. Такое положение, по Абеляру, неизбежно требует применения разума, самостоятельного размышления в отыскании истины. Во "Введении в теологию" он пишет: "Ведь чем более трудными вопросами... кажется наполненной наша христианская вера и чем дальше она от человеческого разума, тем более надежными подпорами разума следует её укреплять" (сравни с тезисом Григория Великого: "Та вера не имеет цены, коей человеческий разум предоставляет доказательства").
Позиция Абеляра, хотя он и не подвергает сомнению фундаментальные истины вероучения, вступает в конфликт с традицией, ибо на место авторитета она ставит разум, на место веры в авторитет - поиск доказательства. Своим способом поиска истины (диалектика). Абеляр не только обесценивал высказывания церковных авторитетов, но и вносил крамольную мысль о наличии не только истины, но и заблуждений.
Очень яркой личностью, олицетворяющей свободомыслие средневековья, был Сигер Брабантский (1240-1284), который по целому ряду существенных моментов вступил в противоречие с теологией. С.Брабантский признавал лишь философские авторитеты (прежде всего Аристотеля) и стремился устранить зависимость философии от теологии. Он унаследовал аверроистские идеи и был их проповедником, особенно теории двойственной истины. Он считал мир вечным (то есть совечным богу), выступая тем самым против сотворенности природы, бессмертия души, утверждал неразрывную связь души и тела, отрицал свободу воли, божественное вмешательство в дела людей. Деятельность бога в отношении к миру проявляется в закономерностях этого мира, иначе говоря Сигер утверждал детерминизм, господствующий в природе. Признавая бога как первопричину и отрицая творение "из ничего", Сигер тем самым сводил роль бога к роли перводвигателя, нежели творца. Идеи Сигера вызвали осуждение их церковью (суд инквизиции 1270 и 1277), а в 1282 г. он был убит.
Наряду с учением о "двойственной истине" существенную роль в освобождении философии и науки от влияния теологии сыграли пантеизм и деизм.
Деистическая трактовка соотношения естественного и сверхъестественного миров позволяла свести роль творца к акту творения, а тем самым отделить бога от мира, а человеческую душу - от бога. Кроме того, бог деперсонифицировался.
Другая позиция - пантеистическая - не признавала бога существом, отделенным от природы и стоящим над ней. Пантеизм обычно выступает в двух формах: мистической и натуралистической (материалистической). Пантеизм отрицает трансцендентность бога и в средние века выступает против господствующего монотеизма. Пантеизм создавал возможность свободно заниматься естественно-научными изысканиями.
Современником противоборства С.Брабантского и Фомы Аквинского философом, резко выступившим против томизма и духовенства, был Роджер Бэкон (1214 -1294). Бэкон противопоставлял томизму августнинский платонизм. Он говорил об иной, чем принято, роли философии: метафизика - общая теоретическая наука, строящаяся на результатах частных наук, выясняющая отношения между ними и дающая им их исходные положения.
Бэкон выступал против схоластического метода, указывая на его бесплодность, отвлеченность, выступал против слепого поклонения авторитетам.
В области познания Бэкон усматривает три источника: авторитет, рассудок и опыт. Авторитет без доказательства недостаточен. Рассуждение само по себе не свидетельствует о том, что мы имеем дело с доказательством, а не софизмом. Лишь путем опыта можно проверить доказательство на истинность. Тем самым подлинная основа познания - опыт, " доходящий до познания причин явлений". "Выше всех умозрительных знаний и искусств, - писал Бэкон, - есть умение производить опыты", а "опытная наука - есть царица наук ".
В отличие от многих коллег - схоластов Бэкон обращался к проблемам естествознания, и вторую часть своей жизни посвятил научным экспериментам: физическим (оптика), химическим, астрономическим и так далее. "Знание - сила", - утверждал Бэкон. "Нет опасности больше невежества...", "Нет ничего достойнее мудрости, прогоняющей мрак невежества - от этого зависит благосостояние всего мира".
В понимании психических явлений Бэкон опирался на Аристотеля, и, стремясь восстановить его подлинность, душу трактовал как единство формы и материи, а не как чистую форму. Важно и то, что у Бэкона намечается детерминистическое истолкование психических явлений. Изучение психических явлений позволяет ему сделать предположение о первичности светового луча по отношению к зрительному (психическому) образу, им вызванному.
Дунс Скот (1266-1308), английский схоласт, выступал противником Фомы Аквинского в целом ряде вопросов.
Дунс Скот доказывал, ссылаясь на "неисповедимость" воли бога и на его абсолютную свободу, невозможность рациональной теологии.
Основываясь на глубочайшем знании философии Аристотеля и его интерпретации Фомой, усматривал существенные различия между философией и христианской верой. Это влекло признание теологии лишь в качестве практической дисциплины, до никак не науки. Теология содействует спасению человека, но из этого не следует, что она есть наука.
Из признания абсолютной свободы бога вытекает и такая, например, возможность, как наделение богом материи способностью мыслить. Эта идея вела к признанию материальности души, а тем самым и к отказу от её субстанциональности.
Проблема "реализм - номинализм" решается Д.Скотом в пользу последнего, что влечет возрастание удельного веса сенсуализма в теории познания (основой знания является ощущение, а знанием достоверным является знание не общего, а знание единичного).
Сторонником номинализма является и Уильям Оккам (ок. 1300-1350). В соответствии с делением власти на власть духовную и светскую, Оккам разделил функции геологии и философии. Теология господствует в вопросах веры, основанной на откровении. Из области проблем, решаемых с помощью разума, теология должна быть исключена. Оккам согласен с мыслью, что "то, что истинно для теолога, может быть ложным для философа".
В основе нашего знания, - единичный опыт, из которого не следует существование бога. Наука и вера, философия и теология идут разными путями. В силу этого и теология как наука невозможна.
Номинализм Оккама оказал существенное влияние на последующее развитие философии, будучи связанным с развитием естествознания, он оказал влияние на становление эмпиризма Нового времени.
Если скептицизм Абеляра касался вопросов об истинности высказываний отцов церкви, то более поздний скептицизм связан с вопросами более глубокими и существенными, которые не могут быть ни доказанными, ни опровергнутыми, - бытие (существование) бога. И Оккам, разделяющий этот скепсис, говорит, что невозможно знать с очевидностью, что бог есть.
Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 63 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |