Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Мудрость в том, чтобы знать всё как одно (Гераклит).

Читайте также:
  1. J) просит Генеральную Ассамблею соответственно увеличить бюджетные средства, выделяемые для Рабочей группы, с тем чтобы удовлетворить потребности ее будущей деятельности.
  2. Quot;Мы послали в каждую общину посланника, чтобы вы поклонялись Аллаху и избегали поклонения т а г у т у".
  3. T6. А теперь я бы хотел(а), чтобы Вы оценили Ваше последнее посещение магазина … (МАГАЗИН ИЗ ВОПРОСА Q7) по каждой из перечисленных характеристик, используя шкалу на карточке.
  4. А для того, чтобы просчитать период прохождения одного зала, мы должны период обращения вокруг Ярило - Солнца разделить на 144, либо время прохождения чертога разделить на 9.
  5. А для того, чтобы просчитать период прохождения одного зала, мы должны период обращения вокруг Ярило - Солнца разделить на 144, либо время прохождения чертога разделить на 9.
  6. А чтобы это всё действовало, человек должен всё это знать и понимать. Тот, кто не знает и не понимает, ему информация не доступна.
  7. А чтобы это всё действовало, человек должен всё это знать и понимать. Тот, кто не знает и не понимает, ему информация не доступна.
  8. А) знать
  9. А. Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни.
  10. Базовая идея алгоритма кодирования Хаффмена для двоичных кодов заключается в том, чтобы начинать с малого количества символов и переходить к большим количествам символов.

Вопрос 1 Типы мировоззрения, вопросы и периоды развития философии.

Ценность любой философии, в конечном счёте, измеряется

её способностью превратиться в живую популярную философию (А. Швейцер).

С философией не сталкивается лишь тот, кто вообще не мыслит (Э.В. Ильенков).

“Несерьёзные” определения философии. Если задать вопрос нескольким десяткам людей на улице: что такое философия? то, скорее всего, мы услышим разнообразные и “несерьёзные” определения. Некоторые скажут: философия – это когда ты не понимаешь то, что я говорю, а я не понимаю то, что говоришь ты. Французский философ Вольтер (1694-1778) шутил: когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, это философия. Другие скажут: философия – интересная игра ума или игра в слова, но это занятие не имеет практической пользы, а является бессмысленной тратой времени. Мы можем услышать или прочитать, что есть множество философий: науки и техники, права и образования, истории и религии, хозяйства и искусства, игры и спорта, управления и кино и т.д. В одном модном журнале для деловых и успешных женщин было написано: философия современной чувственности немыслима без идеи гурманства. Наконец, кто-то будет утверждать: философия – это особое отношение к миру и самому себе, образ жизни (например, жизнь древнегреческого философа Диогена, жившего в бочке), следовательно, философия у каждого своя. Английский философ и социолог Карл Поппер (1902-1994) писал: все мы – философы, и даже те из нас, кто не сознают этого, имеют свои философские предпочтения. И действительно, каждый из нас, если и не ответил, то, по крайней мере, задавал себе вопросы, которые другой английский философ Бертран Рассел (1872-1970) в Истории западной философии обозначил, как специфически философские.

Онтологические вопросы. Условно можно выделить вопросы о мире, человеке и обществе. Что есть истина? что есть сущее, окружающий мир, возник ли мир или существует вечно? почему мир изменяется? что происходит вокруг и зачем, есть ли цель у вселенной? действительно ли существуют законы природы или мы просто верим в них? Это онтологические вопросы, вопросы о бытии, слово онтология происходит от греческих слов онто, сущее и логос, слово, учение. Онтология – раздел философии, изучающий общие принципы бытия, существующего.

“Основной” вопрос философии. Другой блок вопросов – вопросы гносеологические, вопросы о познании, слово гносеология происходит от греческих слов гнозис, знание и логос, слово, учение. Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы познания. Ещё древнегреческий философ Парменид (540-480 до н.э.) сформулировал проблему соотношения материи и сознания, а немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) называл вопрос об отношении мышления к бытию основным вопросом философии. Мир, в котором мы живём, состоит из двух типов реальности: материальный, физический, вещественный, предметно-чувственный мир, который существовал и существует вне нас. Но есть мир идеальный, ментальный, семантический, субъективный мир психики, сознания, внутренних переживаний человека. Современный американский философ Ричард Рорти (р.1931) книге Философия и зеркало природы (параграф Критерий ментального) пишет: у нас нет сомнений в том, что боль, настроения, воображение, “озарения в уме”, сны, галлюцинации, веры, установки, желания и намерения всякого рода считаются “ментальными”, в то время как кишечные спазмы, сопровождающие их нервные процессы и всё, что можно локализовать в теле полагаются нементальными. Разделён ли мир на дух и материю, подчинён ли дух материи или он независим? Философы “бились” над проблемой: как соотносятся, связаны эти миры, что Согласно натурализму или материализму, развитие мира порождает человека, мир идей и субъективную реальность. Идеалистические направления философии утверждали: либо первична объективная идея, либо, мир есть комплекс субъективных ощущений, идей. В дуалистических концепциях постулируется существование двух независимых субстанций: материи и духа. Ещё одна сторона этого вопроса: насколько наши теории отражают реальность объективного мира и познаваем ли мир в принципе? или мы имеем дело с нашими мыслями, понятиями, фантазиями, играем в слова и символы, и есть реальность, которая непостижима в принципе?

Третий блок – вопросы этические, связанные с жизнью человека, зстетические, поиск критерия красоты и, аксиологические, о ценностях человеческой жизни. Что есть человек и в чём смысл жизни? что есть смерть и происходит ли что-то после смерти? существуют ли, например, возвышенный и низменный образы жизни? что есть мудрость, как её достичь и зачем? свободен ли человек в своём выборе или мы живём в мире, в котором всё предопределено? Существуют ли вечные человеческие ценности, или они “текучи”? какие ценности доминируют, например, в современной культуре? Техника и ориентация на покорение природы, жёсткая конкуренция и примат потребления, сила денег и разделение “наши и не наши”, силовые методы решения противоречий и узкая специализация в науке, неадекватное восприятие реальности и равнодушие к личности. К чему могут привести такие ценности? И будут ли они доминировать в будущем? Эстетические вопросы, например, существуют ли объективные критерии оценки произведений искусства, красивого и прекрасного?

Наконец, социологические вопросы: что происходит с человеческим сообществом и почему оно изменяется? есть ли смысл у истории цивилизации? учит ли чему-нибудь история или она учит только тому, что ничему не учит? развивается ли цивилизация прогрессивно или мы идём к катастрофе? На эти вопросы нельзя найти ответы в лаборатории. Богословы дают догматически определённые ответы, что заставляет многих относиться к ним подозрительно. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, дело философии (Б. Рассел).

Смысл слова философия и специфика философского знания. Термин философия появляется впервые в Древней Греции и образован из греческих слов: филио – любовь и софия – мудрость. Древнегреческий философ Пифагор (592(75)-500(10) до н.э.) назвал дело, которым он занимался философией, любовью к мудрости[1] или вечным стремлением к истине, знанию. Он хотел подчеркнуть, что философия не просто знание, а личное творчество, софией, мудростью, истиной может обладать только Бог, человек же может только стремиться к истине. Философ тот, кто любит мудрость, стремится к ней, а не владеет некоторым вечным знанием, высшим проявлением мудрости является стремление человека к самореализации. Поэтому философское знание всегда проблемно, процессуально и незавершенно. Французский эссеист и философ Мишель Монтень (1533-1592) писал: в начале всякой философии лежит удивление, её развитием является исследование, её концом – незнание. Российский математик и философ В.В. Налимов (1910-1997) считал: мир предстаёт перед нами не только как взаимосвязанная самоорганизующаяся система, но и как тайна, загадка. И может быть, особенностью новой философии должно стать умение ставить смелые вопросы, на которые не могут быть даны окончательные ответы. Современный английский философ Колин Мак-Джинн высказывает точку зрения, что великие философские проблемы реальны, но мы не можем их решить, так же как крыса не может решить дифференциальное уравнение.

Характеристика мифологического сознания. Но, как только человек начинает выделять себя из природы и у него возникает “Я”, появляется мировоззрение, т.е. ответы на философские вопросы. Преобразовывая и познавая мир и себя, человек вырабатывал систему взглядов на мир. Согласно Б. Расселу, с того времени как люди стали способны к свободному размышлению, их действия в бесчисленных важных аспектах оказались в зависимости от их теорий относительно природы мира и человеческой жизни и от теорий о том, что такое добро и зло. Исторически мифология – древнейшая форма мировоззрения, именно в мифе человек впервые попытался понять мир. Мифологическое сознание характеризуется слиянием человека с природой (анимизм), предметы мира наделяются мыслями, чувствами, желаниями. Во-вторых, мифологическое сознание всегда зависит от неопределённости, страха или гнева, античные мыслители подчёркивали: страх создал Богов. В-третьих, мифы основаны на образном мышлении, когда фантастическое принимается за реальное (Темнота и Хаос, Гея-Земля, титаны и циклопы, Царство Мёртвых и его обитатели, Гиганты и Боги).

Причины появления и способ существования религиозного сознания. Мифы до сих пор сопровождают человека и играют громадную роль. Мифологическое сознание обусловливает и появление идеи Бога. Существует несколько причин возникновения религии, необходим был нравственный гарант, что бы каждый соблюдал этические нормы племени. Такого гаранта нашли в потустороннем мире, в религиозном сознании мир раскалывается на мир тленный, мир человека, мир изменений, и мир потусторонний, божественный, вечный. Если в мифе человек мог попасть в тот мир, царство мёртвых, посетить тот Свет и вернуться, а Боги были похожи на человека, как, например, в мифах Древней Греции, к ним можно было приблизиться, то религия это отрицала. Во-вторых, причиной возникновения религии было незнание законов природы. Первобытные люди не могли объяснить природную гармонию или силы природы, например, землетрясения, падение камней, извержение вулканов. Люди верили, что причиной природных явлений являются Боги. Поэтому способом существования религиозного сознания является вера в иррациональное, потустороннее, не только в сверхъестественного творца, но и в Дьявола, религиозные тексты и авторитет. Мифология и религия формировались по логике деления свои – чужие. Уже у неандертальцев и кроманьонцев, живших более 40 тысяч лет назад, были сложные формы мифов и религии, но в смертельной схватке святые чувства побуждали безжалостно истреблять чужака вместе с женщинами и детьми[2].

Отличие философии от мифологии и религии. Философия как форма мировоззрения приходит на смену мифам и религии. В отличие от мифологии и религии философия при объяснении мира опиралась на рациональный метод и доказательство, систему категорий, понятий. Образы, фантазия и суеверия вытеснялись понятиями или логосом. Уже в ранней античной философии возникает теоретический мир понятий, категорий, которые отражают определённости существования мира практического. Знание развивалось свободно, каждый мыслитель считал себя в праве самому доискиваться до истин, изменять и исправлять существующее знание. Философия, согласно древнегреческому философу Аристотелю (384-322 до н.э.), “идёт” дальше фактов и опыта, “находит” причины с помощью разума.

Общая характеристика античного периода (VII в. до н. э. – V в. н.э.). Первый вопрос древнегреческой философии был наследием мифологии и религии: что есть начало (предел) всех вещей, откуда всё берётся и куда уходит? Это означает, что предметом древнегреческой философии является реальность как целое всеобщее основание всего существующего. Первые философы предложили многообразие ответов: вода и огонь, число и мир идей, атомы и вечные субстанции (вода, воздух, земля и огонь). Пытаясь найти первопричину, древние греки описывали мир в единстве и понимали его целостно. Философы хотели объяснить тотальность вещей, реальность во всех её частях, предметом древнегреческой философии была реальность как целое. Методом философии было исследование реальности как целого рационально. Цель древнегреческой философии состояла в чистом созерцании, знании ради знания, но не ради практической пользы, поэтому греки и не открыли эксперимент. Свободной может быть только та наука, цель которой в ней самой. Аристотель говорил: все другие науки более необходимы, но лучше нет ни одной. Великим открытием греческой философии, стало открытие возможности ощутить, понять реальность как целое разумом, рационально, теоретически.

Общая характеристика философии в эпохи средневековья (II–XIV в.в. н.э.), Возрождения и Нового времени (XIV-XVIII века). Философия в эпоху средневековья характеризуется служением теологии, философы оказались перед дилеммой, либо погибнуть, либо использовать античную философию для обоснования догматов веры. Дилемма разум или вера решалась в пользу веры. Развитие философии в эпоху Возрождения и Нового времени связано, прежде всего, с возникновением экспериментального естествознания, что обусловило методологическую и гносеологическую проблематику философии. Философская рефлексия смещается с проблем исследования объективного мира на проблему “связки” субъекта и объекта. Наука дифференцируется, а философия обращается к проблемам познания. Предметом философского исследования становится область субъект-объектных отношений.

“Плюсы и минусы” немецкой классической философии. Венцом развития философии стала немецкая классическая философия, которая всё свела к чистому разуму, рационализму и жёсткой логике. Центральный тезис немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831): всё разумное действительно, всё действительное разумно. Философия Гегеля знала обо всём всё, была объявлена завершением развития философии, философы ставили выработанные мышлением воззрения выше фактов. Но это входило в противоречие с данными развивающегося естествознания, Гегель, например, утверждал: если факты противоречат теории, тем хуже для фактов. С другой стороны, Гегель создал логическую систему категорий для описания реальности, а проблема разработки единого метаязыка науки одна из самых сложных. Искусственный язык физики и математики недостаточен для описания объектов современного естествознания.

Два направления развития немецкой философии и неклассического периода. Неклассический период развития философии связан в основном с реакцией на философию Гегеля. С одной стороны, философия Гегеля стала основой для возникновения марксизма. Немецкий философ Карл Маркс (1818-1883) рассматривал философию как практику изменения социального устройства. Философия должна трансформироваться в исследование общественного развития, её следует заменить социальными исследованиями: философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, что бы изменить его. С другой стороны, появляются иррациональные течения как критическая реакция на предельный рационализм Гегеля, например, согласно немецкому философу Артуру Шопенгауэру (1788-1860) миром управляет не разум, а слепая, жадная, иррациональная воля, и, никакой логики в человеческой истории нет. “На пороге перехода к современной философии” находится критическая философия жизни немецкого философа Фридриха Ницше (1844-1900). Он был пророком и беспощадным критиком всех традиционных ценностей прошлого, философских, религиозных, научных, моральных. Ницше возвестил о новом типе человека. Его философия обозначила собой конец всем системам.

 

Вопрос 2 Философия: современные подходы и проблема “отношений” с наукой.

Философская мысль не остановилась в своём развитии.

Она просто расплескалась по различным направлениям науки (В.В. Налимов).

Науки имеют дело с частичной отвлечённой действительностью,

им не открывается мир, как целое, ими не постигается смысл мира (Н.А. Бердяев).

Современный период характеризуется, прежде всего, многообразием проблем и направлений, но, условно можно выделить несколько подходов к пониманию философии. Во-первых, “ филологический” подход, когда под философией понимают теорию интерпретации и трактовки текстов, это направление называется герменевтикой (от греч. разъясняю). Многие философы считают: философия превращается в грамматику и ищет смысл в старых текстах (философская историография). Согласно австрийскому философу Людвигу Витгенштейну (1889-1951), философия есть теория языка, а философские проблемы есть проблемы языка. Рассмотрим, например, парадокс лжеца: если кто-то говорит: я лгу, вру, то, если он говорит что врёт, сознаётся, значит, он говорит правду, но если он говорит правду, значит, он не врёт. Философия должна лечить такие языковые болезни. Согласно Витгенштейну, большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Философия – это критика языка, она устанавливает бессмысленные суждения, логически проясняет мысли. Философия не учение, а деятельность.

В ХХ веке получил распространение экзистенциализм (от лат. существование) или философия существования. Согласно такому подходу, философия есть поиск смысла жизни и познание самого себя. В центр выдвигается индивидуальная личность, русский философ Н.А. Бердяев писал: род, нация, государство, церковность, космос, всё это представляется мне внешним, второстепенным, и даже злым, по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности. Французский писатель и философ Альбер Камю (1913-1960) считал, что есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема – проблема самоубийства, решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Всё остальное, имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Экзистенциализм был реакцией на мировые войны и тоталитарные режимы. Главный предмет исследования – человек, который рассматривался как конечное существо, “заброшенное в мир”, постоянно находящееся в проблематичных и даже абсурдных ситуациях.

В-третьих, многие современные философы-постмодернисты склоняются к идее “ тяготения философии к искусству”. Р. Рорти в Философии и зеркале природы пишет: именно образы, а не суждения, именно метафоры, а не утверждения, определяют большую часть наших философских убеждений. Разум является огромным зеркалом, которое содержит различные метафоры. Метафор может быть бесконечное множество, т.е. мир прорастает в бесконечное множество метафор. Не картины, а перемигивание метафор даёт представление о мире. Французский философ Жак Деррида (1930 - 2004) считает: философский язык многослоен, а не однозначен, философия есть мифотворчество. Философ не в состоянии выйти за пределы языка. Основной тезис: Мир есть текст. Критиковал европейскую традицию логоцентризма. Настаивал на необходимости практики деконструкции, в процессе которой выясняется, что текст это случайный набор цитат-архиследов. Ввёл в философский и даже газетный язык ряд важных понятий, таких как деконструкция, письмо, дифферанс, след. Написал около восьмидесяти книг и более тысячи статей, интервью. При таком подходе философия становится искусством, иронично-литературной формой, “уходя” от рациональности. Постмодернисты, философы-поэты предпочитают свободный дискурс (от лат. рассуждение, довод, аргумент), не ограниченный никакими рамками в поисках нового взгляда на любую проблему.

Некоторые философы находят основания для конца философии и отрицают её значение: философия закончилась. Наступил крах философии, о чём свидетельствуют, например, такие работы: Пост философия: конец или трансформация? или глава Конец философии книги Дж. Хоргана Конец науки. Согласно Р. Рорти, платоновская традиция “изжила себя”, т.е. классическая философия завершена. Английский философ Колин Мак-Джин считает, что философия не идёт вперёд в смысле, что у тебя есть проблема, и ты над ней работаешь, и решаешь её, а затем переключаешься на другую проблему. Определённые проблемы прояснены, другие “ушли в науку”, третьи вышли из моды. Но великие философские вопросы: что такое истина? существует ли свободная воля? как мы можем что-то знать? – сегодня по-прежнему не решены.

И более того, немецкий философ и культуролог Альберт Швейцер (1875-1965), рассматривая философию как одну из самых “мощных” составляющих культуры, считал, что она “виновата” в закате культуры, так как была поглощена своим прошлым, стала историей философии, но миру сказать ей было уже нечего. В час опасности, упадка культуры страж (философия), который должен был предупредить нас о надвигающейся беде, заснул. Интересно переплетаются идеи А. Швейцера и российского музыканта Б.Б. Гребенщикова, который в одном интервью сказал, что западной философии не существует. По той простой причине, что философия и жизнь неразделимы. Если бы философия на Западе существовала, были бы видны её плоды, появились бы люди, которые воспользовались бы философскими выводами и изменили свою жизнь, добились просветления, как, например, йоги, буддисты, тибетские отшельники или далай-лама. Действительно, анализ многочисленных работ показывает: современная цивилизация, культура находится в кризисе, на изломе. Как писал В.В. Налимов: культура утрачивает роль терапии сознания человека, ключевые смыслы культуры, заключённые в вере, науке и искусстве, не действуют в общественном сознании. Самая страшная проблема – столкновение цивилизаций по этническому, религиозному, социальному, материальному признакам, проблема насилия: локальные войны, опасность ядерного конфликта, и терроризм. Необходима радикальная трансформация культуры, в том числе и философии.

Последний – “ научный” подход к пониманию философии приводит к проблеме “отношений” философии с наукой. Согласно философскому направлению позитивизм (от франц. положительный), всё подлинное знание есть результат наук. Под философией же стали понимать рефлексию над проблемами науки, философия должна критиковать науку, помогать ей и обобщать её данные. Чтобы наука не зазнавалась, нужно знаменитое сомнение древнегреческого философа Сократа (470-399): знаю только то, что ничего не знаю. С другой стороны, философию пытались представить как строгую науку. Немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938) основал философское направление феноменологию (от греч. учение о феноменах-явлениях) – науку о феноменах сознания. Другой немецкий философ Фридрих Энгельс (1820-1895) понимал под философией науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. В настоящее время этот подход трансформировался в понимание философии как трансдисциплинарной теории Универсальной Истории, описывающей закономерности эволюции вселенной с помощью всеобщих понятий (категорий).

В настоящее время есть философы, которые находят основания для отрицания отношения к философии как науке. Несмотря на то, что философия “породила” науку, до сих пор нет чёткого понимания по вопросу о научном статусе философии. Основанием для отрицания отношения к философии как к науке, выступает локальность (узость и однобокость) подхода к философии. Одних не устраивает нематематизированность, неточность, неконкретность философии, других – “самосвёртывание” философии до функций чистой теории познания, третьих – вечная устремлённость философского знания за пределы непосредственного жизненного опыта человечества и отсутствие общезначимых результатов. Великие философские вопросы философии до сих пор не решены, потому что они лежат вне сферы эмпирического, научного исследования.

Противоречие философ-учёный. Противоречиво складываются и отношения между профессиональными философами и представителями академической науки. Русский философ Н.А. Бердяев (1874-1948) в работе Смысл творчества предвидел: философы не поймут значимости того, что произойдёт в непонятной для них науке. Многие философы пренебрегают наукой: опыт слеп, а всеобщего и необходимого наука никогда не узнает, эмпирически, с помощью эксперимента этого не достичь. Идеи физика Исаака Ньютона философ Гегель называл варварскими. С другой стороны, многие учёные считают философию бесполезной, прежде всего, доверяя эксперименту. Академик РАН Д.С. Лихачёв высказывался за исключение философии из учебных планов аспирантов, академик РАН Н.Н. Моисеев говорил: я прочитал много книг по философии, но не понимаю, о чём там пишут.

Но если существуют критерии научности, то их можно применить и к философии. Все доводы против научности философии оказываются за пределами обсуждения критериев научности любой теоретической конструкции, модели мира. Попробуем ответить на следующие вопросы: есть ли у философского знания свой предмет, специфический срез бытия, что изучает философия? является ли философия системой знания о мире? есть ли у философии свой язык, категориальный аппарат, понятия? и свой специфический метод исследования? наконец, может ли наука исключить философские вопросы?

“Общее и особенное философии и науки”. С другой стороны, философия как одна из составляющих культуры отличается от научных дисциплин. Во-первых, личностным, индивидуальным знанием: становление философского знания – это всегда внутренний акт, если наука есть интерсубъективная (межличностная) форма деятельности, то “ в философии больше субъективного”. Философия предстаёт перед нами как множество имён, выступающих перед нами как вехи на пути осознанием человеком самого себя и своего бытия в мире. Во-вторых, умозрением, теоретизированием, философия всегда отличалась претензией на знание всеобщих, универсальных законов. Но философия не может не быть связанной с наукой, подобно науке философия взывает скорее к человеческому разуму, чем к догме или авторитету. О неизбежности встречи философии и науки писал В.В. Налимов, он показывает как философская мысль “расплескалась” по различным направлениям науки. Если проблема сознание-материя остаётся философской, то это означает, что философия должна стать сопричастной физическому эксперименту. Философское объяснение должны получить следующие феномены: изменённые состояния сознания и трансперсональный опыт (С. Грофф), “выход сущностей из тела” (Н.П. Бехтерева) и гипотеза о космическом сознании (В.В. Налимов), реинкарнационный опыт (Я. Стивенсон) и гипотеза о вселенском естественном отборе, множественности космических цивилизаций.

Во многих работах обращается внимание на параллели философия – идеи современной науки. Старый философский принцип единства и взаимосвязанности всех вещей и явлений, восприятие явлений как проявление лежащего в их основе единства подтверждается данными современного естествознания. Согласно гипотезе бутстрэпа (от англ. шнурки): любая “элементарная” частица – это не независимая неразложимая на части единица, а набор связей частицы со средой. В разных явлениях были обнаружены общие законы самоорганизации. Сила гравитация есть всеобщая связь. В космологии сформулирован антропный принцип: не только человек адаптирован к вселенной, но и вселенная к человеку. Исследования современного американского психолога Станислава Грофа по вспоминанию событий прошлого в изменённых состояниях сознания доказывают: “человек несёт в себе историю вселенной”. Представление восточных мистиков о противоположностях как различных сторонах единого (инь и янь в китайской философии) соответствует понятию дополнительности Н. Бора (частица и волна). Представление древних философов о том, что пространство и время, геометрические построения – формы мышления, соответствует модельной гносеологии постнеклассики. Отмечают основополагающие философские идеи, получающие конкретные интерпретации в современном естествознании: всё во всём; потенциальное и непроявленное; идеи цикличности и вечного возвращения; созидательной роли случайности.

Перспективы философии как науки о всеобщих законах, учении о цельном мировоззрении. Ещё древнегреческий философ Гераклит говорил: мудрость в том, что бы знать всё как одно. Французский философ Гастон Башляр (1884-1962) утверждал: мы не будем философами, если не осознаем в какой-то момент саму когерентность и единство мышления, не сформулируем условия синтеза знаний. Мир един, но каждая научная дисциплина описывает только фрагмент, срез единого мира: физика – геометрическую и механическую формы движения, химия и биология – химическую и биологическую, гуманитарные науки – историю и психологию человека, законы развития общества. Ни одна научная дисциплина не исследует “переходы неживое-живое, живое-человек”, процесс восхождения от низшего к высшему. Ни одной научной дисциплине не открывается мир как целое (Н.А. Бердяев). Законы и категории философии имеют значение для любой науки: форма и содержание, возможность и действительность, причина и следствие, случайность и необходимость, с другой стороны, в науке не могут не возникать чисто философские, методологические и гносеологические проблемы. Философия может выступить теорией всеобщего, предметом которой будут предельно общие основания мышления, логические понятия (категории). В условиях интеграции культуры, знания философия могла бы сыграть важную роль в единении науки, культуры. Необходимо содействовать возрождению натурфилософии с учётом данных современного естествознания и вернуться к пониманию философии как науки, теории общих законов Универсальной Истории, разработке философского категориального аппарата. Ещё русский философ С.Л. Франк определял философию как рационально или научно обоснованное учение о цельном мировоззрении.


[1] Русский философ Н.А. Бердяев шутил: когда не обладаешь мудростью, остаётся любить мудрость, т.е. быть философом.

[2] Евангелие от Матфея: не мир пришёл Я принести, но меч, – ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью. Центральная идея монотеистических религий: кто не со Мной, тот против Меня.

Мудрость в том, чтобы знать всё как одно (Гераклит).

Периоды и проблемы Античной философии. Условно выделяют пять периодов античной философии. Во-первых, натурфилософия до Сократа: первые философы пытались ответить на вопросы: что есть начало всех вещей, как возник и устроен мир? С Сократа начинается гуманистический период: софисты, учителя мудрости и Сократ пытаются определить сущность человека, возникает моральная проблематика. Третий период – период синтеза Платона и Аристотеля, первый покажет: помимо космоса чувственного есть реальность мира идей. Философы рассматривали проблемы генезиса и природы знания, истины и соотношения разум-чувство, логики и эстетики. Следующий период – эллинистические школы от эпохи Александра и до начала христианства: кинизм и эпикуреизм, стоицизм и скептицизм, философия здесь в основном понималась как образ жизни. Последним был период неоплатонизма с мистико-религиозной проблематикой, неоплатоники преследовали цель: подняться над земным измерением жизни, оставить мирскую суету и объединиться в божественном (“вернуться к Богу”).

Суть и актуальность учений Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. К милетской (Милет – древнегреческий город) школе относят учения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Античная философия начинается с Фалеса и завершается в 529 г., когда римский император Юстиниан закрыл последнюю философскую школу неоплатонизма. Фалес (624-546 до н. э.) – первый греческий философ, учился у жрецов Египта, был знатного рода, неясно, писал ли он, его мысли передавались через устную традицию. Фалес был одним из семи мудрецов, учил, что души бессмертны, смерть есть продолжение жизни, душой обладают и неживые тела (панпсихизм), и Космос – живой организм. В 585 г. до н.э. Фалес предсказал затмение Солнца (пример рациональности, предсказания на основе изучения небесных феноменов), разделил год на 365 дней. Он попытался объяснить мир не в образах мифологии, а в терминах реально наблюдаемой природы. Всё в мире состоит из воды, вода – начало всех вещей. Фалес полагал основой всего воду не в смысле химии, а как “физис” (природа) – жидкий и текучий, вода лишь одно из его состояний. Как бы странно не звучало выражение, что вода есть материальная основа всех вещей, оно, согласно Ницше, выражает три философские идеи: вопрос о материальной основе всех веществ; требование рационального ответа без ссылки на мифы и религию; возможность понять мир на основе одного исходного принципа. Сегодня мы знаем: водород является самым распространённым и первым химическим элементом (протон – первый нуклон), а без кислорода невозможно дыхание, невозможна жизнь. Вода действительно может принимать самые разнообразные формы.

Ученик Фалеса Анаксимандр (611-546 до н.э.) первоначалом считал бесконечное и абсолютное, бессмертное и неразрушимое: апейрон. Он учил, что первоматерия не конкретная субстанция, она бесконечна, вечна, неизменна и вездесуща. Согласно современной физике, всё многообразие элементарных частиц объясняется универсальной первоматерией или энергией. Анаксимандр создал первую модель Космоса и первую географическую карту. Наш мир – один из бесконечных миров, которые циклически возникают и гибнут. Мир рождается из раскола на противоположности (но основа едина), где одна стремится превозмочь другую, живёт и умирает и вновь рождается. Земля есть цилиндр в центре космической сферы. Если Фалес был панпсихистом (всё живое имеет душу), то Анаксимандр был первым пантеистом (Боги есть миры). У него мы находим первое, хоть и примитивное представление об эволюции: жизнь зарождается в водной среде (из жидкого элемента) и развивается от простого к более сложному.

Третьим представителем Милетской школы был Анаксимен (586(5)-525 до н. э.). Он считал первоначалом безграничную субстанцию, воздух, то, что ближе к бестелесному, она и есть основа для трансформаций. Впервые ввёл причину превращений, динамики – процессы сгущения, уплотнения и разрежения. Согласно теории Большого Взрыва, вселенная остывает и расширяется, а сила гравитации-притяжения обусловила процесс образования звёзд. Милетцы обратили внимание на универсальный динамизм: вещи, миры рождаются и гибнут, они создали первые, циклические модели эволюции вселенной. Очевидно, что “философия далеко уходит от мифа”.

Пифагор. Милетцы знали Пифагора, дивились его одарённости и передали ему свои знания. Б. Рассел считал Пифагора в интеллектуальном отношении одним из наиболее значительных людей, когда-либо живших на земле, одной из наиболее интересных и противоречивых личностей в истории. Расцвет жизни Пифагора приходится на середину VI века до н.э., смерть – нач. V в. (≈592(75)-500(10) до н.э.). Пифагор создал общество, которое стало авторитетным союзом: философским и научным, религиозным и мистическим, политическим и эзотерическим. Главное у Пифагора – открытие числовых пропорций как сущностей мира. Философия Пифагора строится вокруг понятий: Космоса, числа и гармонии. Всё в мире проявляется через число (онтологическая сущность, физическая реальность), число есть начало всех вещей. Пифагор открывает многообразные числовые пропорции: в музыке (звуки и ноты, аккорды и гармонические соотношения октава-1:2, квинта-2:3, кварта-3:4); периодизации времени (год и сезон, месяц и день, часы, минуты и секунды); циклах биологического развития и периодах развития зародышей; движении небесных тел. Человек так же существует как ритм: дыхания и метаболических процессов, смены дня и ночи. С числовыми пропорциями связана и знаменитая теорема Пифагора, которую он доказал геометрически. Теорема была известна ещё в начале 2-го тыс. до н. э., в древневавилонскую эпоху. Египтяне знали, что треугольник со сторонами 3-4-5 является прямоугольным, но Пифагор первым заметил, что 32+42=52. Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы. Для равнобедренного треугольника: квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на катетах.

Семантика чисел. Учение Пифагора состояло из теогонии (науки о числовых[1] законах эволюции), космогонии (от эволюции космоса из центрального огня до истории Земли) и психологии (теория происхождения и эволюции сознания человека до самосознания, смерти и реинкарнации). Единица – первое начало: тождество, единство, равенство, согласие, симпатия, ноль для античной математики был неизвестен. Сутью и началом бытия является Единица, великая Монада, Гармония и Бесконечность. Миры изменяются, но единое неизменно, монада действует посредством творческой диады (порождает диаду): всё всегда раздваивается.

Диада есть разделение на иное, разделение, неравенство, но и слияние, например, мужского и женского. Всё можно свести к противоположным категориям: единство и разнообразие, мужское и женское, предел и беспредельное, нечётное и чётное, правое и левое, покой и движение, прямое и кривое, свет и тень, хорошее и плохое, квадрат и прямоугольник, можно продолжать до бесконечности. Если монада – суть, то диада – свойство, раскрывается, проявляется в пространстве-времени, но проявленный мир тройственен.

Закон троичности есть центральный закон циклической эволюции, основа всех наук, число 3 является самым мистическим. Закон встречается на всех ступенях эволюции вселенной, жизни, человека. Человек – единство тела, души и духа, человек бьётся между телом, плотью и духом; человечество развивается между миром неживой, живой природы и миром чистого духа; вселенная, человек и потусторонний, божественный мир. Можно привести разнообразные примеры троичности: троица Рублёва и триада в диалектике, трёхмерность пространства и троичность в христианстве (“Бог любит Троицу”, отец, сын и дух святой); наконец, троичность в обыденной жизни (трилогия и триптих, трельяж, “заблудился в трёх соснах” и т.д.).

Тетрада и открытие тетрактиса. Троичность человека и Бога, заключённая в Монаде, образует Тетраду, которая есть определённое завершение, потому что в четырёх первых числах содержатся и все остальные: 1+2+3+4=10; 1+3+4=8; 2+3+4=9. Но наиболее ярко это ярко демонстрируется в треугольнике-тетрактисе. Из четырёх первых чисел образуется совершенный треугольник: тетраксис (четыре в каждой стороне), 1 есть точка, 2-линия, 3-треугольник, 4-пирамида. Тетраксис есть множество четырёх чисел, отношения которых представляют основные музыкальные аккорды. Пифагор говорил, что священное четырёхчислие есть источник вечной природы и гармонии, число 5 он любил число по рациональным признакам. Если катеты 3 и 4, то гипотенуза равна 5, пентаграмма, используемая в оккультизме, служила символом единения пифагорейцев. Она символизировала гармонию пяти органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык, нос) а, следовательно, здоровье. Число 7 состоит из 3 и 4, это число великих посвящённых (Рама и Кришна, Гермес и Моисей, Орфей и Иисус), это те, кто смог реализоваться. Есть семь чудес света, семь мудрецов, семь цветов радуги, семь нот, семь дней в неделе, седьмое небо[2]. Прохождение через семь ступеней есть закон эволюции, далее цикл повторяется. Семёрка не порождена (как единица – продукт двух факторов), не порождает (подобно декаде), неподвижна, равна себе и отлична от других чисел. Число 8 Пифагор связывал с бесконечностью. Эволюция завершается в новом единстве, которое олицетворяет число 10 (начало нового цикла [3]). Число 10 ярко демонстрирует тетраксис: образуется из четырёх первых чисел, число 4 в каждой стороне треугольника. Числа являются началом и элементом всего реального. Так возникла теоретизация десятичной системы. Аристотель писал: “пифагорейцы стали первыми математиками, поскольку числа по своей природе суть первые начала в математике, то в них они видели и начала всех вещей. Более чем в огне, воде, земле, более того, видели, что ноты и аккорды заключаются в числах, и многие другие вещи, и вся реальность кажется образом чисел, отсюда полагали они, что элементы чисел должны быть элементами вещей, а весь универсум был бы гармонией и числом”. Реальность есть образ чисел, число не абстракция, а элемент вещей, универсум есть число.

Два аспекта проблемы онтологии числа. Так является ли число началом физическим или семантическим? Всё в науке регулируется числом, числовые значения констант входят в фундаментальные физические уравнения, и, таким образом, определяют особенности устройства нашего мира. Но есть ли число без наблюдателя? Вот стоит один стул, другой, третий, но стоит ли три стула? Или три есть тогда, когда есть мы? Без нас есть один стул, ещё один, ещё, и больше ничего. 2 или 3 появляются тогда, когда есть наблюдатель. Что же такое число – физическая или всё-таки семантическая реальность? Если число реальность семантическая, то, значит, существует семантическое начало, которое регулирует физический мир. Но как это может быть? Если это так, то мы должны признать, что существует какое-то космическое квази-сознание, которое этим числом оперирует. Пространство, время и число – это в мире существует или это мы всё придумали (В.В. Налимов)? Другая сторона проблемы математика – мир: вывод о том, что мысль выше чувства. Математическое знание можно применять к реальному миру и это срабатывает, значит, интуиция выше наблюдения. Математика стала главным источником веры в вечную и точную истину, сверхчувственный умопостигаемый мир. И здесь есть противоречие: геометрия имеет дело с точными окружностями, но ни один чувственный объект не бывает точно круглым. Зато это очень удобно для теологов: числа как вечные и вневременные объекты можно истолковать как мысли Бога. С Пифагора начинается концепция вечного мира, доступного интеллекту, но недоступного чувствам.

Космогония и психология Пифагора излагается после числовых законов. Если число есть порядок, то и Вселенная есть Космос (с греч. порядок, гармония). В центре Вселенной – огонь, планеты – дочери Солнца, Звёзды – те же Солнечные системы. Аристотель говорил, что пифагорейцы знали о движении земли вокруг Солнца. В эволюции Космоса существует две линии движения – материя и дух. Эволюция духа есть рост сознания. Мир представляется нам со стороны материальной “внешней” эволюции, но суть “внутри” вещей.

Главное в учении о душе – теория реинкарнации. Душа есть частица мировой души, бессмертная монада, она рождается в материи, эволюционирует, проходя через бесчисленные существования. Душевный элемент существует во всех царствах: неживых и живых. Человеческой душа становится, проходя воплощения, циклы. Цель эволюции души – полное освобождение от тела, сейчас душа – пленница плоти, но она не от плоти. Связь с телом временна и кончается со смертью. Душа человека – микрокосм, малая вселенная, смысл её существования – осуществить в ней единство гармонии с макрокосмом.

Гераклит. Главное в философии Гераклита из Эфеса (554-483 до н.э.) – идея вечного изменения, потока: всё течёт всё изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые. На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды. Нет ничего постоянного, идея вечной изменчивости, во-вторых, определила и первоначало по Гераклиту: огонь есть первоэлемент, все вещи – обменный эквивалент огня, всё состоит из огня и в огонь разлагается. Несмотря на веру в вечное изменение Гераклит допускает нечто вечное: огонь никогда не умирает. Всё есть трансформация огня, но порядок не сотворён. Этот порядок, один и тот же для всех вещей, не сотворён никем из Богов, и никем из людей, но всегда был, есть и будет вечным живым огнём, мерами возгорающимся и мерами затухающим.

В-третьих, Гераклит утверждает идею цикличного возвращения: вселенная рождается из огня и снова сгорает дотла через определённые периоды времени. Поэтому Гераклит, как и Пифагор, верил в реинкарнацию и карму: после смерти настигает людей такое, чего они не ожидали, что и представить не могли. Наконец, за Пифагором Гераклит развивает и диалектику, учение о единстве и борьбе противоположностей, всё возникает в силу противоположности. Отталкиваясь от идеи вечного движения, он приходит к идее становления как переходу противоположностей: вражда-любовь, горячее-холодное, влажное-сухое, жизнь-смерть, здоровье-болезнь. Гармония есть единство и борьба противоположностей, гармония разностей подобна гармонии лиры и смычка. Значит и мир не существует без борьбы, это приводит к прославлению войны, война – причина становления, борьба противоположностей, мать всего, а вражда – обычный порядок вещей.

Сегодня можно сказать, что современное естествознание близко следует учению Гераклита. Огонь с точки зрения химика только превращает элементы-атомы, но оказалось, что атомы тоже способны разлагаться. Гипотеза вечного изменения вызвала необходимость искать что-либо, не подчиняющееся времени. Если заменить слово огонь словом энергия, то высказывания Гераклита есть высказывания современной науки. Энергия есть то, из чего созданы все элементарные частицы, атомы, все вещи. Энергия есть первопричина, движение, теплота, свет, электричество, сохраняясь, она обладает и свойством субстанции. Учение о противоположностях Гераклита – прообраз взаимодействия различных форм энергии.

Гераклит оставил нам много высказываний – о природе: природа любит прятаться [4] или: тайная гармония лучше явной; о добродетели и пороках: самоограничение – величайшая добродетель, мудрость же в том, чтобы говорить истину и действовать согласно природе; не к добру людям исполнение их желаний; большинство обжирается как скоты. Философ считал мудрость знанием общего: кто намерен говорить с умом, должен опираться на общее; из всего одно, из одного – всё; многознание уму не научает. Гераклит оставил нам и прекрасную сентенцию о душе: никогда не отыскать границы души, сколько бы путей её не отслеживать, так глубина её – это её логос. Гераклит был пророком умопостигаемой истины, рационализма: всем управляет Логос, Разум, в основе всего – разумные законы. Необходимо быть начеку по отношению к чувствам, которые удовлетворяются внешностью вещей, истина же достигается умом по ту сторону чувств.

Вопрос 2 Философия элеатов, эволюционистов и атомизм.

Круговращением мира правит Ум, благодаря Уму это круговращение началось (Анаксагор).

Первые натурфилософы объясняли мир как вечно и циклически изменяющийся, разнообразие природы они пытались вывести из единого и вечного первоначала, которое считали изменчивым. Но у милетцев и Гераклита были философы-антиподы, которые признавали существование единого и вечного бытия, считали его неизменным и неподвижным, отрицали движение и изменения. В школу элеатов (Элея – древнегреческий город, сейчас Велиа) входили Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелис. Центральной темой поэзии Ксенофана (570-478 до н. э.) была критика религии, понимания Богов Гомером за антропоморфизм: если бы животные имели руки и умели изображать Богов, последние имели бы формы животных, язвит Ксенофан. Та, что зовётся Ирис (богиня-радуга), на самом деле, облако, видимое пурпурным, фиолетовым и зелёным. Отказ от понимания Бога по меркам человеческим вёл к представлению о Боге, Едином, Космосе, Разуме. У Ксенофана много суждений о высокой ценности, превосходстве ума и мудрости над другими ценностями, например, физической силой атлетов, которой поклонялись греки. Ксенофан говорил: ни один человек не знает и никогда не узнает истину о Богах и обо всём; так как даже если он случайно и скажет полную правду, то, тем не менее, он этого не поймёт.

Парменид (540-480 до н. э.) был революционным мыслителем, он исследовал проблему бытие-небытие, ничто. Главный его принцип: бытие есть и не может не быть; небытия нет, и не может нигде и никак быть. Обосновывая свой принцип, Парменид впервые использует аргументацию от мысли и языка к миру в целом. Всё о чём говорится и думается, есть, а о небытии, ничто невозможно думать и говорить, ничто немыслимо и невыразимо. Думать и быть совпадают: одно и то же думать и быть, нет ничего вне бытия. Парменид затрагивает проблемы однозначности и размытости языка, пустого пространства, пустоты. Основа его аргументации – убеждение, что слова имеют постоянное значение. Если всё наполнено бытием, то и пустоты не может быть. Парменид разрешает и проблему начала во времени: бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо. Бытие не имеет прошедшего, ибо прошлое – то, чего уже нет, не имеет и будущего, ибо его ещё нет, оно вечное настоящее без начала и конца. Во-вторых, такой подход приводит Парменида к отрицанию движения[5]: бытие неподвижно и неизменно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие, по отношению к которому бытие двигается или во что трансформируется. Бытие во всём равно; немыслимо более и менее бытия, ибо это вторжение небытия. Бытие законченно и совершенно, бытие есть сфера. Философия восприняла от Парменида не идею невозможности всякого изменения, а идею неразрушимости субстанции. Это понятие было введено, что бы отдать должное аргументам Парменида и не противоречить фактам.

Зенон (490-430 до н. э.) считается одним из творцов диалектики, главное в его учении – знаменитые апории (от греч. а – нет, порос – путь), отвергающие движение и множественность. Любое движущее тело для достижения цели “уходит в бесконечность”. Летящая стрела в каждый момент занимает равное ей пространство, но покоящееся тело тоже занимает такое же пространство; значит, если стрела покоится в каждый из моментов, то и в сумме всех моментов она должна быть такой. Ахилл и черепаха: чтобы Ахиллу догнать черепаху необходимо какое-то время, но за это время черепаха пройдёт какой-то путь, далее Ахиллу снова нужен какой-то интервал времени, но и за этот интервал черепаха проходит какой-то путь и т.д. Зенон выступал и против множественности, основываясь на идее бесконечности. Во-вторых, существует противоречие между опытом и мышлением, мыслится отсутствие движения, но в реальности Ахилл черепаху догоняет. Впервые философ пренебрегает чувственным познанием: показания органов чувств дают только видимость или мнение, истинное же знание даёт только разум, мышление. Зенон поднимает проблему конечности и бесконечности пространства и времени.

Мелисс из Самоса (ок.444 до н. э.) систематизировал и откорректировал идеи элеатов. У Парменида – бытие ограничено в пространстве, имеет предел, конечно, замкнуто и имеет шарообразную форму. Мелисс же считал, что бытие бесконечно, так как если бы был конец, то далее пустота-небытие, что невозможно. Как и Зенон Мелисс отрицает ценность всего чувственного и признаёт только то, что установлено разумом. Элеаты отрицали развитие, эволюцию: бытие – законченно и совершенно в сфере, никто ничего не порождает, ничто не изменяется. Аристотель называл Зенона изобретателем диалектики, потому что были поставлены диалектические проблемы: конечности и бесконечности пространства и времени, относительности понятий движение и “покой”, целое и часть, единое и многое, вечность и изменчивость, непрерывность и квантованность, разум и чувства.

К философам-эволюционистам относятся Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл (484(81)–424 (21) до н.э.) был не только философом, но и мистиком, медиком, политиком, возможно и первым психологом, он создал учение об эволюции как вечных циклах восходящего и нисходящего направлений. Эмпедокл был одарён столь чудесной силой интеллекта, что уже при жизни люди признали его богом, и чтобы доказать, что это так, он бросился в кипящую лаву вулкана Этна. Эмпедокл проблему первоосновы решает учением о четырёх неизменных элементах, корнях всех вещей. Как и Парменид, Эмпедокл считал невозможным возникновение из ничего и исчезновение в ничто, небытия нет. Началом и основой является не одно первовещество, а четыре элемента: вода, воздух, огонь, земля. Так философ синтезирует позиции Фалеса, Анаксимена и Гераклита. Эти корни вещей есть исходные элементы мира, они предельны, вечны и неизменны, но несводимы друг к другу. Рождения и смерти нет, есть лишь объединение и разъединение четырёх элементов.

Во-вторых, Эмпедокл объясняет, почему эти элементы объединяются и разрушаются. Факторами притяжения и отталкивания являются две силы: Любовь и Ненависть. Причиной изменений является постоянное противостояние двух космических сил Любви, филии или силы притяжения и Вражды, нейкос или силы отталкивания. Эти силы никогда не бывают в равновесии, одна сила всегда доминирует, от этого и зависит направленность мировых процессов. Элементы никогда не прекращают непрерывного чередования: то действием Любви все они сходятся в Одно, То под действием лютой Ненависти несутся каждый врозь…

В-третьих, условно можно считать Эмпедокла создателем теории естественного отбора наиболее совершенных форм. Доминирование притяжения объединяет элементы Вселенной, появляется множество различных живых форм. Неудачные формы не могут приспособиться и погибают (лошадь, имеющая вместо ног плавники, не убежит от преследования). Объединение элементов происходит случайно, отбираются наиболее совершенные, удачные, по законам красоты и функции, восходящая фаза эволюции приводит к появлению человека.

В-четвёртых, у Эмпедокла можно увидеть интересную концепцию циклической эволюции, предвосхищающую некоторые законы современной психологии. Восходящая линия эволюции завершается, есть конечный пункт: вещество и дух сливаются в единый Сфэйрос, Шар Любви. Там нет конфликтов, ненависти, страданий и наступает “Большой Кайф”. Мир застывает в экстазе взаимного притяжения, наступает Рай-Царство Бога-Ноосфера-Коммунизм-Нирвана-Точка Омега. Но есть причина, по которой такое состояние обречено на распад. В точке Большого Кайфа и начинается самое интересное. В своей идеальной гармонии этот шар, Сфэйрос, существовать не может, мир абсолютной любви, красоты и гармонии оказывается неустойчивым. Потому что свободный от событий, страданий и устремлений такой мир наполняется Скукой. Всё сливается в экстазе, и любовь лишается предмета, другого. Другого нет, а для того чтобы оттолкнуться, надо вновь обрести предмет Любви. И Любовь рождает ненависть, которая пускает корни, Шар Любви взрывается и начинается нисходящая линия эволюции, оканчивается прогресс, начинается регресс, процесс дезинтеграции, разрушения, гибели до исходных элементов. Но и здесь процесс не завершается, теперь Ненависть теряет свой предмет, как Любовь нуждается в соединении, так и Ненависть нуждается в разъединении, иначе кого ненавидеть? Элементы вновь тянутся друг к другу, цикл повторяется, чередование “Вечного Кайфа” и Большого Взрыва никогда не прекращается.

В этой концепции можно выделить некоторые проблемы, актуальные и сегодня. В космологии до сих пор не решён вопрос, как будет развиваться Вселенная: вечный цикл, бесконечное развитие или завершение. В модели Эмпедокла просматривается и фундаментальное свойство душевной жизни: любовь и ненависть, наслаждение и страдание, радость и горе, добро и зло переплетены. Это так называемый психологический закон эмоциональной амбивалентности или раздвоенности (А.П. Назаретян). Сможет ли Интеллект будущего (искусственный или бестелесный) освободиться от этого раздвоения и от закона роста энтропии, хаоса, равновесия, дезорганизации? Можно ли избежать нисходящей фазы эволюции? Сможет ли мир стать абсолютно счастливым, можно ли достичь точки “Большого Кайфа”? У Эмпедокла вырисовывается и проблема нематериального, которая будет развита Анаксагором, а решить эту задачу попытается Платон. Душа и тело развиваются из одних и тех же “корней”, но источники проблем – в душе, сознании. Эмпедокл доказывает неизбежность циклизма не из-за природных законов. Циклизм обусловлен качествами интеллектуального субъекта. Свойства душевной жизни, сознания, мотивации могут труднее поддаваться волевому контролю, чем биологические или физические процессы, и они могут сыграть злую шутку с цивилизацией гораздо раньше, чем встанет вопрос: как управлять Вселенной. Наконец, Эмпедокл развивает учение о реинкарнационных циклах души и правилах освобождения от скорби, насилия и вины. Если в вещном мире вечный циклизм, то у души есть шанс вырваться из череды перевоплощений. Те же к Богам многочтимым возносятся в новом рождении, Вместе с другими бессмертными стол и очаг разделяя, Скорбей не зная людских, не ведая смерти, ни боли…

Другим философом-эволюционистом был Анаксагор из Клазомен (500-427,8 до н. э.), глубокий и таинственный, он был учителем Сократа. Анаксагор 30 лет провёл в Афинах, столице античной философии, куда его пригласил Перикл. Его судьба – первое доказательство того, что философию стали воспринимать всерьёз. За утверждения, что Солнце разгорячённая скала, а Луна создана из твёрдого вещества, его обвинили в безбожии, и он был вынужден бежать из Афин. Анаксагор создал учение об эволюции как проявлении того, что извечно задано, пытался увидеть мир через абстрактные образы и объяснить ход мировой эволюции от первичной неупорядоченности к организации космоса. Он отказался от традиции объяснять мир как состоящий из какой-то одной субстанции, мир состоит из множества субстанций. Вслед за Эмпедоклом Анаксагор соглашается: всё есть следствие процессов соединения и разделения, родиться – стать согласным, умереть – распасться. Ничто не рождается и не гибнет, но соединяется и разделяется. Но, то, что есть это не только “четыре корня”. Анаксагор развивает учение о семенах-элементах как исходных формах эволюции. Процесс эволюции есть проявление того, что извечно задано, всё сущее – не более чем разная форма проявления одного и того же. Исходные формы – дискретные единицы или семена – существуют изначально. Есть семена всего: форм, цветов, вкуса, качеств и т.д.

Во-вторых, философ выдвигает принципы всё во всём [6] и бесконечной делимости целое-часть. Семена бесконечны не только числом, они могут делиться до бесконечности, предела нет. Во всём содержится доля всего. В каждой вещи есть часть каждой другой вещи, но в разных пропорциях. Преобладание того или иного семени определяет отличие вещей друг от друга. Вещи мира не автономны, между ними нет интервалов, всё было и есть непрерывный континуум. В-третьих, Анаксагор выдвигает концепцию космического сознания. Причиной рождения из хаоса, эволюции, движения является Нус – Ум, Интеллект, Сознание. Ум осуществляет творческий процесс, он сам по себе всё определяет и упорядочивает. Описание Ума Анаксагором считается вершиной философии досократиков. Круговращение началось с малого, теперь оно расширилось, а в будущем расширится ещё больше. И то, что смешивается, и то, что выделяется из смеси, и то, что разделяется, всё это предрешает Ум. Ум неограничен, независим и не смешан ни с одной из вещей, а остаётся один в себе. Здесь интуиция о реальности, отделённой от всего “наиболее утончённой, чистой, равной себе самой, понимающей и мудрой”.

Ещё одним философом, “опередившим современную науку”, был представитель атомизма Демокрит из Абдеры, он жил во второй половине V века до н.э., путешествовал в Египет и Персию, умер через пять лет после Сократа, прожив 90 лет. Полярность бытия-небытия Парменида он заменяет полярностью заполненного и пустого пространства, материи и пустоты. Главное в его философии – учение об атомах: если у Анаксагора всё делится до бесконечности, то Демокрит развивает концепцию атомизма, согласно которой бытие, сущее есть бесконечное число невидимых, малых и неделимых тел, атомов (от греч. неделимое)[7]. Атомы различаются формой или геометрической фигурой, порядком и расположением, бесконечно варьируются, а постигаются только умом. Так впервые была выражена мысль о существовании элементарных частиц. Атомы объясняют свойства материи (цвет, вкус, запах), но сами они этими свойствами не обладают, это достаточно абстрактная единица. Атомы двигаются, имеют форму и протяженны. До сих пор наука не может дать точное описание микрочастиц. Говоря нейтрон, мы не можем сказать, что понимаем под этим словом: корпускулу, волну или волновой пакет, ни одно из описаний не является точным. Нейтрон не имеет цвета, запаха, вкуса, но в современной физике частицы ещё более абстрактны, чем у Демокрита. Есть тенденция, возможность быть, описываются частицы функцией вероятности.

Во-вторых, Демокрит считал, что существует пустота. Атомы должны где-то двигаться, поэтому есть вместилище, пустое пространство. Эта точка зрения была доведена до логического конца И. Ньютоном: реальность есть бесконечное количество вещей в Абсолютных Пространстве и Времени. Немецкий философ Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) полагал, что существует только заполненное пространство как система связей, событий. Другой немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) считал пространство и время субъективными априорными формами. В теории относительности пространство как геометрия, материя как гравитация и время обусловливают друг друга, взаимосвязаны. Исследования вакуума показали: вакуум не пустота, не ничто, а сложный “фермент” квантовой активности, кишащий виртуальными частицами, сложными взаимодействиями и содержащий гигантскую потенциальную энергию.

В-третьих, Демокрит поднимает проблему детерминизма или причинности. Всё, что происходит, происходит не случайно, но в соответствии с законами и в силу необходимости. Но у Демокрита нет ответа на вопрос о причине первоначального движения атомов. Причинность должна с чего-то начинаться и где бы она не начиналась, нельзя указать причины первоначального. Если творец, то он сам окажется необусловленным. Далее Платон и Аристотель будут прибегать к понятию цели или конечной причины. Когда мы спрашиваем: почему происходит то или иное событие, мы можем иметь одно из двух: какой цели в будущем служит это событие, такой ответ называется телеологическим; какие более ранние обстоятельства послужили причиной этого события, это механическое объяснение.

В-четвёртых, Демокрит развивал и учение о бесконечности миров, поскольку бесконечны атомы, бесконечны и миры, которые рождаются, развиваются и разрушаются циклообразно и бесконечно во времени.

Наконец, теорию атомизма Демокрит применил и к объяснению души и познанию. Душа, ум также образованы из особых, божественных атомов. Ум, Интеллект следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Познание же есть результат контакта атомов тел, испускающих флюиды с нашими органами чувств.

Догадки и проблемы натурфилософии. В рамках натурфилософии было высказано множество догадок, которые были подтверждены экспериментально, перечислим некоторые из них. Идеи сингулярности и всеобщей матрицы существования; концепции циклической эволюции и атомизма; теории энтропии и естественного отбора; идеи континуальности и квантованности материи; принципы относительности пространства-времени и человека как меры всех вещей; идеи универсальной субстанции и космического сознания; идея панпсихизма и принцип всё во всём; принцип взаимопревращения единиц материи. Немецкий физик, один из создателей квантовой теории, В. Гейзенберг (1901-1976) признавал многие высказывания первых философов удивительно близкими высказываниям современного естествознания, с другой стороны были выявлены философские противоречия при объяснении природы (движение-“покой”; бытие-небытие; единое-многое; причина-следствие; часть-целое; реальное-потенциальное; конечное-бесконечное).


[1] С Пифагора начинается каббализм (числовая мистика):3; 7; 9; 13; 40; 666.

[2] Семь пятниц на неделе, раз отмерь – один раз отрежь, пядей во лбу, бед – один ответ, у семи нянек – дитя без глаза, белоснежка и семь гномов и т.д.

[3] В современной физике есть гипотеза,что вселенная время от времени сжимается до такой степени, что проходит сквозь игольное ушко, полностью перерабатывается и вступает в новый динамический цикл.

[4] Это высказывание часто цитировал испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали (1904-1989).

[5] Движенья нет сказал мудрец брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить.

[6] Д. Бом создал теорию имплицитного порядка, космической ткани присущ имплицитный, свёрнутый порядок, который можно описывать, пользуясь аналогией голограммы, в которой каждая часть содержит целое. Если осветить каждую часть голограммы, будет восстановлен весь образ. Некое подобие такого порядка свойственно и сознанию, и материи, поэтому он может способствовать связи между ними. В сознании, может быть, свёрнут весь материальный мир.

[7] Проблема существования предела не решена: возможно, природа неисчерпаема, но может быть это и не так, гравитация может, по-видимому, наложить ограничение на последовательность вложенных одна в другую “матрёшек”. Если увеличивать энергию дальше, в некоторый момент времени может произойти остановка, и никакие новые частицы не будут получены. Электрон и кварки считаются элементарными частицами.




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 55 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 1 Философия: функции, этапы развития и современные подходы.| A) Гегель

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.023 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав