Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия о происхождении человека и о его природе

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  3. II. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.
  4. II. Философия как специальность.
  5. Lt;question> Деятельность по преобразованию человека или группы людей называется
  6. Quot;Изображение человека, который, испытав тщетность усилий
  7. Quot;Удивительные противоположности, встречающиеся в природе человека
  8. V. Групп крови у человека
  9. VII. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ УКРАИНЫ ХХ ВЕКА И ФИЛОСОФИЯ УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ
  10. X причинение тяжкого вреда здоровью человека

Философия, определяя сущность человека, обращает внимание на то, что человек — это разумное существо, что он является субъектом труда, социальных отношений и общения людей друг с другом, т. е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосред­ственно отличает человека от животной жизнедеятельности. Встает вопрос о том, каким образом происходило формирование человека как разумного, социального и деятельного существа. Теории, объясняю­щие происхождение человека как биологического вида, называются теориями антропогенеза, а теории о развитии человека как разумно­го, общественного существа — антропосоциогенезом.

 

Антропосоциогенез — теории о происхождении человека как обще­ственного существа.

 

Происхождение человека до сих пор остается далеко не выяснен­ным. Существуют разнообразные теории, объясняющие происхождение человека. Вам хорошо известно религиозное представление о со­творении человека Богом. Было бы преувеличением сказать, что оно полностью и окончательно опровергнуто современной наукой. Вопрос о происхождении человека относится к разряду «вечных вопросов», «вечных тем» философской рефлексии. Ведь невозможно чисто научными способами, с помощью эксперимента подтвердить или опровер­гнуть ту или иную теорию происхождения человека.

Рассмотрим те философские концепции, которые пытаются рационально, не прибегая к помощи Бога, абсолютного разума или инопланетян, объяснить происхождение человека.

В XIX в., особенно после создания Ч. Дарвином эволюционной те­ории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, на­чинающийся с изготовления орудий производства, создал человека. В ходе трудовой деятельности рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, люди жили совместно, и возникала потребность что-то сказать друг другу. Таким образом, ору­дийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление стали решающими факторами превращения обезьяны в человека. Постепен­но добавились регулирование брачных отношений, нравственность и другие моменты становления и существования человека.

Трудовая теория происхождения человека утверждает, что опреде­ляющим условием становления человека является труд. В труде чело­век создает мир материальной и духовной культуры. Именно данная позиция воспроизводится и в диалектическом материализме. I

Но почему наши животные предки начали трудиться и почему тру­довая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека? В популярной литературе часто можно найти такой ответ: для того чтобы поддерживать свое существование, люди должны есть, пить, за­щищаться от холода и т. п., а это вынудило их к труду и производству. Однако в природе животные, включая наших животных предков, не производят, не испытывают никакой потребности в производстве и вполне способны поддерживать свое существование. Но даже и тогда, когда животные в ряде случаев осуществляют орудийную деятель­ность, это не способствует преодолению ими границ животного мира.

Если мы выводим мышление из труда, а не труд из мышления, то у нас нет достаточных данных для того, чтобы дать объяснение перехо­ду от инстинктивных форм труда к целеполагающим (тем более пере­хода, осуществившегося в течение достаточно короткого периода — всего лишь тысячи лет, как это доказывают исследования ученых). Но коль скоро труд возник, мы действительно получаем возможность объяснить ход антропосоциогенеза. Причем дело не только в том, что труд, по-видимому, сыграл действительно решающую роль в возник­новении принципиально новой формы наследования, открывшей безграничные возможности становления человека. А также в том, что произошел сдвиг с генетических форм наследования к социальным. Американский культурный антрополог Р. Линтон в своей работе «По­стижение человека» обращает внимание именно на то, что все чело­веческое поведение построено на научении, а не на генетически пере­даваемой информации. Более того, вся эволюция животного мира обнаруживает следующую закономерность как тенденцию своего раз­вития: происходит все большее расширение научаемых форм поведе­ния, того, что в терминологии русского физиолога И. Павлова было названо «условными рефлексами». Человек реализует новые, культур­ные, а не биологические способы приспособления к миру, начинается социальная история.

Американский философ и культуролог Л. Уайт, критически про­анализировав трудовую теорию становления человека, предложил су­щественно иную концепцию антропосоциогенеза — теорию символи­зации. Любой живой организм, чтобы жить и воспроизводить себе подобных, должен осуществлять минимум приспособления к окружа­ющей среде. Однако только человек как вид осуществляет этот про­цесс символическими средствами. В отличие от животных, например, он способен охватывать и истолковывать свой мир с помощью символов, достигая приспособления и понимания на более высоком уровне. Сам механизм научения, заменивший для человека способ генетической передачи информации, может существовать лишь с помощью символов.

На философскую и культурную антропологию оказали большое влияние работы немецкого философа Э. Кассирера, увидевшего в сим­волизации универсальный принцип, объединяющий различные формы культуры. По его мнению, человек — это существо символизирующее. Способность создавать символы, наделять ими предметы, оперировать ими, т. е. исключительно человеческая способность к символизации, отличает человека от животного и является необходимым условием развития человеческой культуры.

Нетрудно заметить, что в основании разных теорий антропосоцио­генеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. Явное или неявное следование тому или иному пониманию человеческой приро­ды приводит к построению существенно разных философских концеп­ций человека.

В современной философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагру­жена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.

Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, суще­ствуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сто­ронники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способно­сти» (выражение А. Н. Леонтьева), ссылаются на эксперимент, постав­ленный самой природой и продолженный человеком.

Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших та­кими в самом раннем детстве) из специальной школы в Загорске (Сер­гиев Посад). У них были оборваны все важнейшие каналы связи с ми­ром еще до того момента, как они могли освоить хотя бы малую часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик, основан­ных на теории предметной деятельности, их постепенно приучали к человеческому поведению, начиная с приема пищи и заканчивая слож­ными навыками письма и даже речи. Их учили произносить членораздельные звуки, затем говорить, затем читать и писать с помощью азбу­ки Брайля. В результате формировались люди, хотя и продолжавшие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные. Об успехе эксперимента свидетельствует то, что четверо из них окончили психологический факультет Московского универси­тета и стали психологами.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивающейся с 1975 г., когда ее осново­положник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: Новый синтез». Согласно социобиологам, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а большинство специфических форм — поведению приматов. Среди этих стерео­типных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту опре­деленного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др. При этом нужно иметь в виду, что когда речь идет об аль­труизме, то соответствующий термин употребляется метафорически. Если действия именуются альтруистическими, это не значит, что каж­дому соответствующему действию предшествует сознательное наме­рение, основывающееся на различении добра и зла. Когда биологи го­ворят об альтруизме, они подразумевают социальное взаимодействие,которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопро­вождаются повышением репродуктивного успеха. Признавая решающее влияние культурной эволюции, социобиологи стараются обратить внимание, что на формы, в каких мы мыслим и действуем, оказывает тонкое влияние и наша биология. Социобиология, таким образом, ве­дет речь о единой природе человека, находя в ней место и биологиче­ским влияниям.

 

Социобиология — научное направление, изучающее влияние биоло­гии на поведение человека.

Философская проблема соотношения биологического и социально­го в природе человека не является отвлеченной, а находится на пере­сечении многих современных споров. Обсуждая многие конкретные вопросы, не имеющие, казалось бы, отношения к философии, мы ока­зываемся вовлечены в обсуждение подлинно философских проблем. Перечислим некоторые из этих вопросов.

В какой степени биологически обусловлено поведение, отклоня­ющееся от нормы (девиация)? Лежат ли в основе криминального поведения или, например, влечения к наркотикам генетически зало­женные программы? Социобиологи утверждают, что генетическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки. Их критики подчеркивают, что нет доказательств того, что определен­ные виды поведения являются генетически обусловленными.

Современные психологи работают с так называемым IQ (коэффи­циентом интеллектуального развития). Уровень развития интеллекта во многом определяет жизненный успех человека. Является ли IQ действительно врожденным (некоторые психологи доказывают, что коэффициент интеллектуального развития ребенка представляет собой среднее арифметическое от IQ родителей)? В какой степени родители могут повлиять на развитие своего ребенка, создавая «обучающую среду»? Все эти вопросы представляют огромный интерес не только для профессиональных философов, психологов и педагогов, но и для каждого родителя.

Человек — это не существо среднего рода, это либо мужчина, либо женщина, хотя чаще всего, говоря «человек», мы подразумеваем именно мужчину. Особенности женского и мужского поведения, психики и мышления обусловлены биологически или социально? В современной философии, социологии и культурологии существует понятие «гендер». Если понятие «пол» фиксирует биологические и физиологические различия между мужчиной и женщиной, то «гендер» описывает социальные и культурные различия между полами, не наследумые, а приобретаемые в обществе.

 

Гендер — социальный, культурный пол. Понятие, характеризующее по­ведение мужчины и женщины, которое генетически не наследуется, а приобретается в процессе социализации.

С вопросом о соотношении биологического и социального тесно связана проблема бессознательного. Долгое время в философии пре­обладал принцип антропологического рационализма: человек высту­пал лишь как «человек разумный», что нашло свое наиболее яркое воплощение в знаменитом тезисе Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Многие философы XIX в. начали анализировать роль и значение психических процессов, не осознающихся человеком. Определяющее влияние на разработку данной проблемы оказал 3. Фрейд. Он открыл целое направление в философской антропологии, начав рассматривать бессознательное как важнейший фактор человеческого поведения. Разработка про­блемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознатель­ного.

В обыденном языке, говоря о человеке, мы можем использовать как синонимы такие слова, как личность и индивидуальность. Но соответ­ствующие философские понятия обладают научной строгостью.

Человек — высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект труда, социальной формы жизни, общения и сознания. Чело­век — представитель биологического вида, но вида особенного, для ко­торого средством приспособления к окружающей среде стала культура.

 

Человек — понятие, которое характеризует качества и способности, присущие всему человеческому роду (как биологические, так и соци­альные).

В философии используется и другое понятие для характеристики человека — «индивид». Индивид — это отдельный человек, являю­щийся носителем определенных социальных свойств. Люди как инди­виды формируются в разные эпохи, в разных исторических и культур­ных обстоятельствах. Используя данное понятие, мы отвлекаемся от всего индивидуального и интересуемся исключительно массовидным. Подход к человеку как к индивиду наиболее полно реализует такая наука, как социология, изучая зависимость его поведения от тех соци­альных групп и социальных институтов, которые существуют в обществе .

 

Индивид — термин, обозначающий отдельного человека.

Социальную сущность человека выражает понятие личности. Лич­ность — это субъект деятельности, имеющий определенное созна­ние, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и одновременно осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта историческо­го процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

 

Личность — понятие, обозначающее человека как представителя об­щества.

Проблема личности в философии — это вопрос о том, в чем сущность человека, каково его место в мире и в истории. Анализ общее невозможен без обращения к личности. Под личностью обычно понимают социальный аспект человеческой многогранности, социальную сущность человека. Ее становление происходит в процессе социализации, когда идет освоение образцов поведения, норм культуры под влиянием тех социальных групп, в которых участвует данный чет век. Но поскольку социальные группы являются следствием отношений, существующих в обществе, то личность может рассматриваться как продукт общества. Однако при этом она не только обладает относительной самостоятельностью, но и активна в своем взаимодействии с обществом.

Социализация личности — процесс формирования социальных качеств человека.

 

Одной из тем, всегда привлекавших внимание философов, бы тема роли личности в истории. В какой степени великая личность может определить ход исторического процесса? Философы, утверждавшие, что все заранее предопределено и люди ничего не могут изменить, отстаивали позицию фатализма (от лат. fatalis — роковой). Философы, утверждавшие, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю, называются волюнтаристами (от лат. voluntas — воля). Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории трудно приуменьшить, однако ведь ее появление определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности значительно возрастает на революционных этапах развития общества, но революционные периоды характеризуются широким движением народных масс. Этот процесс носит объективный и подчас хаотичный характер. Роль личности при этом заключается в организации и направлении данного движения. Выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализу­ют интересы больших социальных групп. Выдающиеся личности про­являют себя во всех сферах деятельности — от выдающихся ученых, религиозных и общественных деятелей до выдающихся преступников.

Проблеме личности уделяют большое внимание наряду с филосо­фией социология, психология, педагогика. Каждая личность имеет определенную структуру, элементами которой являются сознание и самосознание, познавательные процессы, эмоции и воля, темперамент, интуиция, ценностная ориентация, мировоззрение, убеждение, идеалы. В структуре личности представлены все уровни культуры.

Ядром структуры личности является мировоззрение как свойство социального и мыслящего существа. Мировоззрение формируется путем осознания человеком объективной реальности, а также в результате самосознания личности. Изучение истории философской мысли и философских проблем может изменить мировоззрение человека.

Только в обществе формируются и реализуются сущность челове­ка, его способности, социальные связи, его материальные и духовные потребности, а также сознание человека, способствующее осмыслению целей жизни. Личность — конкретно-историческое явление. Каждая эпоха порождает специфический социальный тип личности. Эпоха, в которую родился и сформировался человек, уровень культуры народа определенным образом влияют на его индивидуальное поведение, поступки, сознание.

Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальность и личность фиксируют разные стороны социально значимых качеств человека. В индивидуальности ценится ее самобытность, в личности — са­мостоятельность, независимость, сила. Индивидуальность указывает на своеобразие социально значимых качеств. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и великим математиком, ин­женером. Лютер — основатель протестантизма — создал современную немецкую прозу, сочинил текст и мелодию хорала, который стал «марсельезой» XVI в. Каждая историческая эпоха формирует свои ценнос­ти, которые в той или иной степени определяют поведение человека.

 

Индивидуальность — понятие, выражающее неповторимое своеоб­разие человека.

В мире нет более индивидуализированного объекта, чем человек; сколько людей, столько и индивидуальностей. Каждый человек обла­дает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюде­ния, мышления и т. п. В какой степени индивидуальность человека определяется наследственностью, а в какой — средой, остается вопро­сом, тесно связанным с философской проблемой соотношения биоло­гического и социального.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

2. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о со­отношении биологического и

социального в природе человека?

3. Что изучает социобиология?

 




Дата добавления: 2014-12-18; просмотров: 45 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав