Студопедия
Главная страница | Контакты | Случайная страница | Спросить на ВикиКак

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Язык программирования Паскаль

Читайте также:
  1. I. Языки программирования
  2. Lt;variant>язык программирования высокого уровня
  3. Lt;variant>Языки программирования высокого уровня
  4. Алгоритмизация и основы программирования: А5
  5. Алфавит языка Паскаль. Правила построения идентификаторов.
  6. Б. Паскаль
  7. Базовые конструкции структурного программирования
  8. Блез Паскаль - один из самых знаменитых людей в истории человечества.
  9. Введение в психологию программирования
  10. Великие ученые. Блез Паскаль, Джордж Буль, Карл Лейбниц, как основатели информатики

 

Язык Паскаль является языком программирования высокого уровня. Начиная с момента своего создания Н.Виртом в 1970 г., играет особую роль и в практическом программировании. Текст Паскаль-программы представляет собой последовательность строк, состоящих из символов, образующих алфавит языка.

Алфавит языка Паскаль состоит из следующих символов:

· Заглавных и строчных латинских букв: A, B, C, …, X, Y, Z, a, b, c, …, x, y, z;

· арабских цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

· спец. символов: + – * / = > < . , ; : @ ` ( ) [ ] { } # $ ^ _

Буквы используются для формирования идентификаторов и служебных слов, цифры – для записи чисел и идентификаторов, специальные символы используются для конструирования выражений, комментариев, а также как разделители.

Символы из алфавита языка используются для построения базовых элементов программ – лексем.

Лексема – минимальная единица языка, имеющая самостоятельный смысл. В Turbo Pascal имеются следующие классы лексем:

1. Служебные (зарезервированные) слова. Служебное слово представляет собой неделимое образование, смысл которого фиксирован в языке. Служебные слова нельзя использовать в качестве имен, вводимых программистом. Например: and, array, begin, case, const, do, else, end, for, goto, if, or, then, to, var и др.

2. Идентификаторы (имена). Идентификаторы вводятся для обозначения в программе переменных, констант, типов, меток, процедур и функций. Идентификаторы вводятся в программу посредством описаний. Строчные и

3. Знаки операций формируются из одного или нескольких специальных символов и предназначены для задания действий по преобразованию данных и вычислению значений.

Разделители Примером разделителей могут служить следующие конструкции: ; :=. Важную роль в тексте программы играет символ, не имеющий специального графического изображения, – пробел. Символы пробелов используются для отделения лексем друг от друга в тех случаях, когда слитное написание двух или более лексем может исказить смысл программы.

В текстах программ допускаются фрагменты пояснительного характера – комментарии. Наличие комментариев не изменяет смысл программы и не влияет на ее выполнение. Комментарии записывают в фигурных скобках {}.

Язык Паскаль является алгоритмическим, т.е. правильная программа на этом языке представляет собой формальную запись некоторого алгоритма, то есть конечной последовательности действий, приводящих к решению некоторой задачи.

Программа на языке Паскаль всегда состоит из двух основных частей: описания последовательности действий, которые необходимо выполнить, и описания данных, с которыми оперируют действия. Действия представляются операторами языка, данные вводятся посредством описаний и определений. Кроме того, программа может быть снабжена заголовком, который задает имя программы и ее параметры. Текст программы должен завершаться символом «.» (точка).

Описания данных предшествуют описанию действий и должны содержать упоминание всех объектов, используемых в действиях (операторах).

Объекты, вводимые посредством описаний и определений, могут быть разбиты на пять классов:

· метки;

· константы;

· типы;

· переменные;

· процедуры и функции.

Описание меток вводит совокупность идентификаторов и/или целых чисел, предназначенных для организации последовательности вычислений. Посредством меток можно отметить (указать) те операторы, на которые будет передано управление из других точек программы. Передача управления на помеченный оператор реализуется с помощью специального оператора перехода goto.

Определение типов предназначено для задания конкретных множеств значений. Указанные множества обозначаются именами (идентификаторами) и в дальнейшем могут служить для описания переменных.

Описание переменных вводит совокупность данных, с которыми производятся действия. Переменная обозначается идентификатором; с каждой переменной связывается ее тип, определяющий множество допустимых значений этой переменной и набор допустимых операций.

 

Запуск и настройка среды

 

Чтобы работать с интегрированной средой Turbo Pascal 7.0, необходимо установить соответствующий программный пакет на своем компьютере. Реально для работы необходимо только небольшое число из многих десятков файлов пакета.

 

Таблица Основные файлы системы Турбо Паскаль

Имя файла Назначение
TURBO.EXE. Интегрированная среда, редактор, компилятор, компоновщик и отладчик
TURBO.TPL Библиотека стандартных модулей для приложений реального режима (это, в частности, модули System, DOS и CRT)
TURBO.TPH Справочная информация для интегрированной среды
TURBO.TP Конфигурационный файл сре­ды
EGAVGA.BGI Программа-драйвер, необходимая для выпол­нения графических программ на мониторах VGA или EGA.
GRAPH.TPU Библиотека графических процедур и функций

 

Интегрированная среда Турбо Паскаля запускается командой

Turbo.exe

При этом на экране появляется окно, которое состоит из нескольких частей. Эти части — строка меню в верхней части экрана, рабочая область в центре и строка состояния внизу.

 

File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help

 

Загрузка...

Строка меню предоставляет доступ к командам интегрированной среды. Активизировать строку меню можно, нажав клавишу F10. Можно воспользоваться для этого и мышью, указав на меню и нажав левую кнопку.

Работа с файлами через меню File:

New – новое окно. В верхней части окна редактирования появится название, которое среда автоматически присваивает новому файлу, – NONAME00.PAS. После набора текста программы надо обязательно изменить имя файла, иначе есть опасность потерять его, если он случайно будет замещен другим файлом с таким же стандартным именем. При первой записи файла на диск система предложит задать имя файла, причем расширение .PAS добавляется автоматически.

Open (F3) – открыть файл для редактирования.

Save (F2) – сохранить файл в текущем окне.

Exit – выход.

В нижней части экрана находится строка статуса. Она содержит напоминание о назначении основных комбинаций клавиш.

Набор и редактирование исходного текста программы

 

Набор и редактирование исходного текста программы производится средствами встроенного текстового редактора интегрированной среды. Основные возможности редактора связаны с использованием клавиатуры и специальных комбинаций клавиш.

Таблица Специальные клавиши и комбинации клавиш

Клавиши Команда меню Функция
Ctrl + Del Edit > Clear Удаление выбранного текста
Ctrl + Ins Edit > Copy Копирование выбранного текста в буфер
Shift + Del Edit > Cut Перемещение выбранного текста в буфер
Shift + Ins Edit > Paste Запись текста из буфера в активное окно

 

Компиляция и запуск программы

 

После завершения набора программы и ее записи на диск можно приступать к компиляции (клавиша F9). При этом компилятор может обнаружить ошибки в программе, и эти ошибки надо будет исправить. Сообщение об ошибке выводится в верхней части экрана и выделяется красным цветом. Курсор при этом устанавливается в той строке программы, где обнаружена ошибка.

После завершения «борьбы» с синтаксическими ошибками можно запускать программу на выполнение (клавиши Ctrl + F9). Программа может благополучно отработать, но могут обнаружиться логические ошибки. Если в программе не предусмотрена приостановка выполнения для просмотра результатов работы, выведенные на экран результаты перекрываются окном интегрированной среды. Временно убрать это окно и просмотреть результаты работы можно, нажав клавиши Alt + F5.

После просмотра нажатие любой клавиши вернет на экран рабочее поле редактора.

В том случае, когда в интегрированную среду загружено несколько файлов, а это возможно при работе над достаточно сложной программой, состоящей из нескольких частей, расположенных в различных файлах, важным оказывается навык работы с окнами. Основные операции с окнами вынесены в специальное меню Window, перечень основных его операций приведен в таблице:

Таблица Перечень специаль­ных комбинаций клавиш для управления окнами

Клавиши Команда меню Функция
Alt+цифра 1-9   Переход к окну с заданным номером
Alt + 0 Window > List Показать список открытых окон
Alt + F3 Window > Close Закрыть активное окно
Alt + F5 Window > User Screen Показать экран пользователя
Shift + F6 Window > Previous Переход к предыдущему открытому окну
Ctrl + F5 Window > Size/Move Изменение размера (Shift + клавиши со стрелками) или положения (клавиши со стрелками) активного окна
F5 Window > Zoom Раскрытие активного окна на полный экран или возвращение окна к исходному размеру
F6 Window > Next Переход к следующему открытому окну

 


Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 17 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.164 сек.)