Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОНИКА

Читайте также:
  1. Балльно-рейтинговая система дисциплины электроника
  2. Компьютеры и микроэлектроника
  3. Радиоэлектроника

Западноевропейский университетимеет длительную историю. Первые университеты, такие как Болонский, основанный в 1088 году, появились ещё в Средние века. В XIX÷XX веках европейские университеты сфокусировались на науке и научных исследованиях, именно в это время их структура и идейное содержание приняли современный вид. Первоначально университеты нередко возникали на основе церковных школ и входили в систему духовного образования. Их задачи заключались в подготовке ряда специалистов (по философии, богословию, праву и медицине), а также в изучении научных трудов, повышении уровня образования в обществе и обучении студентов самостоятельно мыслить и проводить исследования.

К XVIII столетию университеты публиковали собственные научные журналы. Выработались две основные модели университета: немецкая и французская. Немецкая модель основана на идеях Вильгельма Гумбольдта (немецкий филолог, языковед, государственный деятель, дипломат) и Фридриха Шлеймахера (немецкий философ, теолог и проповедник). Университет поддерживает академические свободы, лаборатории, организует семинары. Во французских университетах господствует жесткая дисциплина, администрация контролирует все аспекты деятельности.

До XIX века в европейских университетах религия составляла важнейшую часть занятий, но в течение XIX века её роль постепенно уменьшалась. Университеты концентрировались на научных исследованиях, и немецкая модель, лучше приспособленная к занятиям наукой, со временем получила большее распространение по всему свету, чем французская. Одновременно высшее образование становилось все более доступным широким массам населения.

 

Вопрос 2. Какие образовательные центры Америки, Азии сделали наибольший вклад в развитие научных исследований?

Развитие науки и технологии на протяжении трёх минувших веков происходило под бэконовским афористичным девизом «Знание - сила». В этот период наука Европы как часть европейской культуры (с её еще в античности сформировавшимся пониманием исследования как объективного процесса, основанного на логических рассуждениях и измерениях) не имела равных в мире и триумфально преумножала свои достижения как в естествознании, так и в технических и социальных дисциплинах: «Исторически сама идея прогресса, которая не старше Фрэнсиса Бэкона и Рене Декарта, родилась как идея научного прогресса».

Однако в XX веке ситуация кардинально изменилась. Уже к 1930-м, ещё до массовой эмиграции европейских ученых в США, начала заявлять о себе в мировом масштабе американская наука, хотя первоначально и преимущественно как промышленная наука. Взаимодействие европейской и американской науки имеет сегодня не только прагматический, но и в значительной степени символический смысл: США давно стали бесспорным мировым лидером постиндустриальной, технологической науки; носителем же традиций фундаментального теоретического знания по-прежнему остается Западная Европа. В культурологическом плане евро-аме­риканское сотрудничество предстает как взаимодействие «науки - творчества» и «науки - массового производства». Похоже, именно этим взаимодействием и будут определяться основные параметры науки наступившего столетия.

В последней четверти XX века европейская наука оказалась втянутой в соревнование как с американской, так и с японской наукой, а затем и с исследовательской практикой «азиатских тигров» Индии и Китая. Результаты этого соперничества измеряются не только количественными параметрами (по данным на 2000 год 38,4 процента научных исследований сегодня проводится в Северной Америке. 35.4 - в Европе, а 19 - в Японии и «новых индустриальных странах» Азии), но и эффективностью взаимодействия науки с культурой конкретного региона, с идеями «просвещения» в их классически европейском и постмодернистском вариантах.

Пожалуй, самым знаменитым политехническим университетом мира может считаться Массачусетский технологический институт, сокращённо «MIT» («Эм-Ай-Ти»). Здесь, на восточном побережье США, в Кеймбридже близ Бостона, выдающиеся учёные ведут фундаментальные и прикладные исследования на высшем уровне.

Научно-исследовательские центры (НИЦ) университетов североамериканских штатов, многие из которых созданы на средства федеральных грантов, демонстрируют завидный научный потенциал и, как правило, занимают лидерские позиции в мире по решению тех или иных фундаментальных проблем или прикладных задач. Многие центры имеют междисциплинарную направленность исследований, объединяя в своей деятельности классические факультеты, отдельные кафедры, другие научно-исследовательские подразделения.

 

Вопрос 3. Кто из российских учёных причастен к развитию научных исследований в сфере искусствоведения, этнографии, фольклора? Авторами каких научных исследований они являются?

Цветаев Иван Владимирович - искусствовед, историк основатель и первый директор московского Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском императорском университете (теперь - Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина А.С.), отец Марины Цветаевой.

Иван Цветаев родился в семье сельского священника. Мать рано умерла, отец один воспитывал четверых сыновей, отправив их впоследствии по духовной линии. Иван учился шесть лет в Шуйском духовном училище, затем ещё шесть - во Владимирской духовной семинарии. После этого поступил в Медико-хирургическую академию, но по состоянию здоровья оставил её и перешёл в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета. Закончил университет в 1870 году, получив степень кандидата наук. С 1871 года преподавал греческий язык в одной из петербургских гимназий, а в 1872 году стал доцентом Императорского Варшавского университета, там же, в Варшаве, защитил магистерскую диссертацию. В 1874 году отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности. В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашён в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности. С 1881 года Цветаев работал в Московских Румянцевском и Публичном музеях в Москве. В 1888 году стал почётным членом Болонского университета. В 1889 году перешёл работать на кафедру истории и теории искусств Московского университета. В 1894 году, на первом съезде русских художников и любителей художеств, созванном по случаю дарения Москве картинной галереи братьев Третьяковых, Цветаев произнёс речь, в которой призвал к созданию нового музея изящных искусств в Москве. По инициативе профессора был объявлен конкурс на лучший проект музея. 31 мая 1912 года Музей изящных искусств был открыт. «Наш гигантский младший брат» - называла его Марина Цветаева. Собственно, вначале это был музей античного искусства: вторая в России после Эрмитажа коллекция оригиналов и слепков греческой скульптуры, которые могли бы служить образцами для развития художественного вкуса.

Основные труды Ивана Цветаева посвящены античной филологии, изучению италийских языков, а также искусства, культурной и общественной жизни древних народов.

· Сборник осских надписей с очерком фонетики, морфологии и глоссарием;

· Учебный атлас античного ваяния;

· Из жизни высших школ Римской империи;

· Inscriptiones Italiae mediae dialecticae…;

· «Комитет по устройству музея античного искусства в Москве»;

· «Проект положения о комитете для устройства при Московском университете музея изящных искусств»;

· «Записка о музее изящных искусств»;

· «Экспедиция Н.С.Нечаева-Мальцева на Урал».

Николай Николаевич Миклухо-Маклай -российский учёный, чей спектр интересов охватывал антропологию, биологию, этнографию. Наибольший вклад в науку внёс, изучая аборигенов Австралии, Юго-Восточной Азии, островов Тихого океана, в особенности острова Новая Гвинея. За выдающиеся заслуги путешественника день рождения Миклухо-Маклая (17 июля) отмечается как международный день этнографов.

Родился Николай Николаевич в Новгородской губернии в 1846 году. В 1858 году его семья переезжает в Санкт-Петербург, где юный Миклухо-Маклай получает начальное образование. Будучи студентом физико-математического факультета Петербургского университета, он отчислен (1864 год) за участие в студенческих сходках. Продолжает учёбу в Германии: изучает философию в Гейдельбергском университете, медицину в Лейпцигском и Йенском университетах. Познакомившись с зоологом Геккелем, Миклухо-Маклай в качестве его ассистента посетил научную экспедицию на Канарские острова и Марокко. В 1868 году самостоятельно путешествует к Красному морю.

Заинтересовавшись антропологией и этнографией, Миклухо-Маклай отправляется на Новую Гвинею, где два года изучал изолированные племена папуасов. Также он побывал на Филиппинах, островах Океании, Индонезии и полуострове Малакка. В 1876 году он снова возвращается к «знакомым» папуасам, но был вынужден из-за болезни покинуть остров. Некоторое время Миклухо-Маклай живёт в Сиднее, где он стоял у истоков создания Австралийской морской биологической станции, а также успел совершить путешествия на новую Каледонию, архипелаги Меланезии и снова посетил Новую Гвинею.

Последние годы жизни Миклухо-Маклай проводит между Австралией, где он женился на дочери премьер-министра, и Россией. Он снова посещает своих друзей папуасов, наведывается на историческую родину матери - городок Малин в Украине.

Николай Миклухо-Маклай вошёл в историю как поборник прав аборигенов, противник расизма и защитник колониальных народов. Он объявлен ЮНЕСКО гражданином мира. Его имя носят этнографический институт в Москве, местность в Новой Гвинее, улицы, исследовательские центры. Памятники выдающемуся этнографу установлены во многих странах.

Ни одно из описаний путешествий Н.Н.Миклухо-Маклая не вышло в свет при его жизни. После кончины он довольно быстро оказался забыт, родственники тщетно призывали выпустить в свет уже подготовленный им к печати первый том издания дневников. В 1895 году по просьбе Совета РГО печатание материалов Миклухо-Маклая взял на себя Д.Н.Анучин, но работа чрезмерно затянулась. В 1913 году в связи с 25-летием со дня смерти Миклухо-Маклая Анучин объявил в печати, что из-за отсутствия у РГО заинтересованности в осуществлении такого издания он считает это дело «поконченным и подлежащим, за неимением в нём надобности, сдаче в архив». Только в 1923 году в Москве 80-летний Анучин выпустил в свет первый том описания путешествий Миклухо-Маклая, снабжённый им большой вступительной статьёй. Дальнейшая работа по изданию трудов Миклухо-Маклая сосредоточилась в Институте этнографии АН СССР. В 1940÷1941 годах были подготовлены «Путешествия» в двух томах, причём первый том был повторением публикации Анучина. В 1950÷1954 годах Институт этнографии выпустил собрание сочинений в пяти томах, снабжённое научным комментарием и статьями, освещавшими биографию Миклухо-Маклая и его вклад в различные отрасли науки. Отдельное издание «Путешествий на Берег Маклая» было выпущено издательством географической литературы в 1956 году, и выходило также в 2006 и 2010 годах.

Александр Николаевич Афанасьев, будущий историк, правовед, этнограф, фольклорист и журналист, родился в Богучаре, Воронежской губернии, в 1826 году в семье уездного стряпчего. Здесь Афанасьев жил до 11 лет и получил начальное образование. Два местных попа - отцы Иваны - выучили его бегло читать по-русски и по-латыни и познакомили несколько с арифметикой и Священной историей. Отец его ценил образование и старался передать сыну, ученику воронежской гимназии, как можно больше знаний - щедрые истории и прибаутки по сюжетам местной жизни.

В 1844 году по завершении гимназического курса Афанасьев едет в Москву и поступает на юридический факультет университета. Годы, проведенные в гимназии, а затем в университете, Афанасьев живо описал позднее в своих воспоминаниях.

После окончания университета, Афанасьева не брали преподавать ни в одно государственное учебное заведение. Лишь через год он был принят на службу в Московский главный архив иностранных дел. 13 лет, которые Афанасьев проработал в архиве, были наиболее плодотворными для него в творческом отношении. Любопытство и страсть Афанасьева к познанию, эти отличительные черты человека с богатой внутренней жизнью, определили его неординарный взгляд на архивное дело, на исторические документы. Он много писал и печатался, выступал и как исследователь, и как публикатор, и как журналист. В 1858-1859 годах издавал журнал «Библиографические записки». С 1855 года Афанасьев занимал должность старшего делопроизводителя Комиссии печатания государственных грамот и договоров. Однако благополучная карьера Афанасьева неожиданно оборвалась в 1862 году. Как установил Н.Я.Эйдельман, Афанасьев и ряд близких к нему сотрудников «Библиографических записок» были тайными корреспондентами А.И.Герцена. Те материалы, которые не могли быть опубликованы в России или публиковались здесь в обезображенном цензурой виде, переправлялись за границу и позднее появлялись в «Полярной звезде» и других неподцензурных изданиях. В результате Афанасьев был уволен со службы по обвинению «в сношениях с лондонскими пропагандистами». Несколько лет после этого Афанасьев не мог найти постоянной работы. Только в 1865 году он поступает на службу помощником секретаря в Городскую думу, а в 1867 году переходит на должность секретаря съезда мировых судей 2-го округа Москвы.

Афанасьев был автором многочисленных трудов, посвященных русской истории, этнографии и фольклору. Свою первую статью «Государственное хозяйство при Петре Великом» он опубликовал в «Современнике» ещё в студенческие годы (1847). В 1850÷1854 годах пишет большое число статей, рецензий и обзоров для журналов «Современник» и «Отечественные записки». Афанасьев печатался также в «Архиве историко-юридических сведений, относящихся до России», изданиях Общества истории и древностей российских при Московском университете и Отделения русского языка и словесности Академии наук, в журналах «Библиотека для чтения», «Филологические записки», «Книжный вестник», газете «Московские новости» и других. С 1850 года Афанасьев начинает публиковать статьи, посвященные фольклору и народным верованиям: «Языческие предания об острове-Буяне», «Колдовство на Руси в старину», «Ведун и ведьма», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными повериями», «Мифическая связь понятий: света, зрения, огня, металла, оружия и жолчи», «О значении Рода и Рожаниц», «Заметки о загробной жизни по славянским преданиям» и другие. Афанасьев был членом ряда ученых обществ: Общества истории и древностей российских при Московском университете (с 1850), Русского географического общества (с 1852), Московского археологического общества (с 1864), Общества любителей российской словесности при Московском университете (с 1864). В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды: «Русские детские сказки» и «Русские заветные сказки».

 

Вопрос 4. Какую роль сыграло в Украине возникновение книгопечатания в распространении научных идей, изобретений и т.д.?

Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине во II половине XVI века книгопечатания. Первая типография была открыта Иваном Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 году «Апостол» и «Букварь». В 1578 году основана Острожская типография, позднее её оборудования перешло к Львовской братской типографии. К середине XVII века в Украине насчитывалось 25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве - Киево-Печерская типография, типографии Т.Вербицкого и С.Соболя, во Львове - М.Слезки и А.Желиборского, Черниговская типография.

Учредителем первой киевской печатни был архимандрит Киево-Печерской лавры Елисей Плетенецкий. Типография была основана в 1616 г. Для обеспечения типографии бумагой (ввозить её из Польши или Германии было дорого) Плетенецкий построил в Радомышле бумажную мельницу, первое предприятие такого рода на Украине. За время работы над изданием Анфологион (Минея общая и праздничная) было издано 2 пробных издания: необходимый для школ Киева Часослов (1616-17) и рифмованный панегирик Е. Плетенецкому «Образ добродетелей» (1617). После больших трудов вышел Анфологион (1619). Это полемическое произведение, богато украшенное не только многочисленными заставками (121 оттиск с 28 досок), концовками, инициалами, сюжетными иллюстрациями.

«Книга о вере» З.Копыстенского (1620-21) также имела полемический характер. В 1644 и 1648 годах она была перепечатана в Москве в составе «Кирилловской книги». Большую роль в истории культуры труд Памвы Берынды «Лексикон славяно-российский, имён толкование», изданный типографией лавры в 1627 году. Словарь, объясняющий 700 понятий, важен как первое энциклопедическое издание. Типография стала снабжать украинские школы учебной литературой.

Книгоиздательство получило ещё больший размах, когда в 1627 году архимандритом Киево-Печерской лавры был избран Пётр Могила. До самой смерти (1646) он руководил издательским делом на Украине. Особенно благоприятные условия сложились после реорганизации школы при Лавре в коллегию, а затем в академию, позднее названную Киево-Могилянской. При коллегии была богатая библиотека с книгами на разных языках. Кроме религиозных книг, лаврская типография выпускала и светские, например, в 1632 году вышел «Евхаристион» - сборник стихов, сочинённых студентами коллегии.

В полемической борьбе против унии особенно необходимы были книги, которые разъясняли бы учение православной церкви. Для этого в 1645 и 1646 годах был выпущен Краткий катехизис П.Могилы, сначала на польском, затем на украинских языках, и Большой требник - большой фолиант 1760 страниц, украшенный ксилогравюрами монаха Илии. Эта книга имеет большое этнографическое значение, так как показывает обычаи и обряды украинцев.

Новый этап в истории лаврской типографии начался после воссоединения Украины и России. Одним из важнейших изданий того времени был «Ключ разумения» (1659), написанный на украинском языке ректором Киево-Могилянской коллегии Иоанникием Галятовским - собрание речей на разные темы. Ещё большее значение имело издание «Синопсис» (1674), первое широко доступное пособие по истории восточных славян.
Киевские издания распространялись не только на Украине, России, но и в тех частях Украины, которые, как Буковина или Закарпатье, были под иноземной властью, а также в других славянских странах - Сербии, Черногории, Болгарии. Книги Киевской лавры встречались и в неславянских странах - в Греции, Румынии, Албании. В 30-х годах молдавский воевода Матей Басараб обратился к П.Могиле с просьбой помочь создать в Молдавии типографию. В 1635 году в Долгом поле Вербицкий издал 1-ый молдавский Требник.

 

Вопрос 5. Какие учебные заведения возникли в Украине первыми? Какой была их профессиональная направленность?

История образования в Украине тесно связана со всей историей украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности, под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов оказало сильное влияние на развитие образования.

Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-административном положении значительной части украинских земель. Польское королевство и Великое княжество Литовское объединились в одно государство - Речь Посполитую. Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили развитие украинского языка и культуры. Усилия польских властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и белорусского народов к воссоединению их с русским народом.

Несмотря на то, что феодально-крепостнический и национально-религиозный гнет был тормозом экономического и культурного развития украинского народа, во 2-й половине XVI века и особенно в 1-й половине XVII века в Украине получили дальнейшее развитие города как центры ремесла и торговли, усиливались экономические связи между отдельными землями, возникали предпосылки для образования единого внутреннего, национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности, росло национальное сознание украинского народа, развивалась украинская культура.

Для борьбы против иноземного гнёта, национальных и религиозных притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII веках организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг которых объединялись культурные силы. В конце XVI - начале XVII веков братские школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице, Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Преподавание в этих учебных заведениях велось на родном языке. Значительное внимание уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков (грамматике, риторике, пиитике). Кроме того, изучались арифметика, астрономия, музыка и богословие.

Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство основало школу, которая должна была со временем перерасти в высшее учебное заведение.

В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине - Киево-Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.

В конце XVII и в XVIII веке значительное влияние на развитие науки и просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 году по царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита П.Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару (подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и высшие - поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и частично средневековую литературу, историю, географию, философию и богословие.

Со временем в Киевской академии были введены курс русского, французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние годы существования академии классы домашней и сельской экономики и медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному образованию. Киевская академия была выдающимся очагом науки.

Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще, Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х годов XVII века до основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других городов.

Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др. Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше, Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные связи с просветительскими центрами - Краковом, Галле, Магдебургом, Константинополем и др.

Киевская академия оказала значительное влияние на организацию, содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском (1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской коллегии.

Черниговский коллегиум - одно из старейших учебных заведений на Левобережной Украине. Основан в 1700 году, его основателем был педагог, церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю, географию, математику, философию. В 1776 году заведение было реорганизовано в духовную семинарию, существовавшую до 1917 года.

Харьковский коллегиум был основан в 1721 году в Белгороде как семинария, в 1727 году переведен в Харьков. В нем изучали грамматику, пиитику, риторику, философию и др. В 1765 году при нём были открыты дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки, русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию, архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее - также физику и естественную историю (в 1773 году эти классы выделились в отдельное Казенное училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. В коллегиуме обучались представители всех слоёв населения. После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал узкосословным учебным заведением, а позднее - вновь духовной семинарией.

Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе (ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6 лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки, поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян. С конца 80-х годов XVIII века коллегиум назывался семинарией. После основания в 1799 году класса философии, а в 1800 - класса богословия - сугубо духовное заведение. В 1862 году семинария была переведена в Полтаву.

 

Вопрос 6. Какую роль в распространении учебной мысли на Украине сыграли университеты? Какие университеты были первыми? Кто из украинских творцов и искусствоведов связан с этими заведениями?

Определенную роль в развитии образования на западно-украинских землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661 году) с целью усиления полонизации украинского населения. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом, который давал Львовской иезуитской коллегии «статус академии и титул университета» с правом преподавания всех современных университетских дисциплин и присвоения ученых степеней.

В то время деятельность Львовского университета определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна научной и педагогической мысли.

Содержание университетского образования, его структура, формы, методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом обуславливались конкретными историческими условиями, характером задач которые стояли перед университетами на отдельных этапах.

Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в полном подчинении и ведении иезуитского ордена. Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру университета.

В университете действовало два отдела - философский и теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ, разработанным в конце XIV века. Соответственно программам, отдел философии был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история, география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью, догматизмом и осуществлялось на латинском языке.

Обучение в университете завершалось получением научной степени - лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты получали в университете, а также методы обучения, стиль педагогического руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы Католической Церкви.

Естественно, что студентами университета могли стать только дети польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою принадлежность к православной вере, могли учиться в университете.

Разложение феодально-крепостнических отношений во второй половине XVII века, развитие идей французских просветителей, открытия в области естественных наук повлияли на образовательный процесс в университете: была открыта кафедра математики, создан физико-математический кабинет, астрономическая обсерватория, вводилось изучение польского, французского и немецкого языков, географии и истории как отдельных предметов.

Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской академии и впоследствии стали преподавателями Московской академии и Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским, Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой.

В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в 1811 году) была отнесена к высшим учебным заведениям. В 1805 году открыт Харьковский университет. В первой четверти XIX века возникли привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ: Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 году). После польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г. создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных заведений, открывались сословные женские учебные заведения – институты благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи (1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в Одессе.

Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине XIX - начале XX веков весомый вклад в развитие просвещения и педагогической мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д. Алчевская, С.М. Ковалив и другие.

Новороссийский университет был основан по инициативе Н.И.Пирогова в Одессе в 1865 году на базе Ришельевского лицея. После 1917 года реорганизовывался в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя Одесского. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся ученых: И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, А.О.Ковалевского, Е.Н.Щепкина и других.

 

Вопрос 7. Деятельность кого из украинских творцов и искусствоведов связана с заграничными (в том числе - российскими) учебными заведениями?

Пятого августа во всем мире праздновали 170-летие со дня рождения живописца мирового значения - Ильи Репина, который является уроженцем города Чугуева Харьковской области.

Репина часто называют великим русским художником. В Финляндии он «свой», потому что поздний период творчества прошел на её территории, отделенной от СССР. Белорусы так же чтят светлую память о нем, и тщательно присматривают за дачей Ильи Ефимовича, превращенной в музей. Но не стоит забывать, что он, прежде всего, украинец, родившийся в Чугуеве современной Харьковской области и посвятивший значительную часть своих работ историческим и бытовым реалиям Украины.

К сожалению, в родном городе великого творца об этом мало кто осознает. Да, там существует музей имени И.Е. Репина, который, несмотря на явное недофинансирование, выживает исключительно за счет заботливых сотрудников. Ужасное состояние, в котором находится имение Репиных, маскируется кропотливым трудом его земляков: ухоженным садом, побеленными стенами, чистотой.

 

Давид Бурлюк родился в 1882 году на хуторе Семиротовка Лебединского уезда Харьковской губернии (ныне Сумская область) в семье агронома-самоучки Бурлюка Давида Давидовича. У него было два брата и три сестры - Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай - поэтом. Они также были участниками движения футуристов.

Учился в Александровской гимназии г. Сумы. В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. Впоследствии ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля. В 1898÷1919 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899. Изучал живопись в Германии, в Мюнхене, в «Королевской Академии» и во Франции, в Париже, в Школе изящных искусств Кормона.

Вернувшись в Россию, в 1907÷1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911÷1914 занимался вместе с В.Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и других. Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая».

Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях. Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего проявлялись в его стихах: «…Душа - кабак, а небо - рвань, / Поэзия - истрёпанная девка, / А красота - кощунственная дрянь… / …Звезды - черви, пьяные туманом… / …Мне нравится беременный мужчина…» и т. д.

 

Многие украинские художники обучались мастерству в Петербургской академии искусств. Среди них выходец из Миргорода - Владимир Боровиковский.

Владимир Боровиковский родился в 1757 году в Гетманщине в Миргороде в семье казака. Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости Боровиковский учился иконописи под руководством отца. С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов. В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В.В.Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург. В столице первое время жил в доме Н.А.Львова и познакомился с его друзьями - Г.Р.Державиным, И.И.Хеменицером, Е.И.Фоминым, а также Д.Г. Левицким, который стал его учителем. В 1795 году Владимир Лукич Боровиковский удостоен звания академика живописи.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В.Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е.А.Нарышкиной».

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А.А.Долгорукова, 1811, М.И.Долгорукой, 1811, и др.).

В.Л.Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А.Б.Куракина, вице-канцлера» (1801÷1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А.А.Менеласа, В.В.Капниста, Н.И.Львовой и другие. Творчество Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику Алексею Венцианову.

 

Вопрос 8. Как происходило развитие университетских центров в Украине в XX веке и начале XXI столетия?

Высшими учебными заведениями на украинских землях были Киевский, Харьковский, Одесский, Львовский, Черновицкий университеты.

В Российской империи после относительной либерализации в 60-70-х, когда университеты пользовались правом внутренней автономии, начался период ограничения их прав. После убийства народниками царя Александра II в 1884 г. был принят новый университетский устав, согласно которому ликвидировались автономия университетов, выборность ректоров, деканов, профессуры отменялась. Весь преподавательский состав подлежал проверке на благонадежность.

Становление индустриального общества, развитие промышленности обусловили появление высших технических учебных заведений: политехнических институтов во Львове и Киеве; двух ветеринарных высшие учебных заведений в Харькове и Львове; других высших учебных заведений - технологического в Харькове, сельскохозяйственного в Одессе, горного в Екатеринославе. И всё же, как и первое, высшие учебные заведения оставались учреждениями для узкого круга юношей.

Во второй половине XIX в. в Европе наблюдался расцвет естественных и точных наук: химии, физики, геологии, ботанике, биологии, математики. Центрами научных исследований становились университетские лаборатории. Университеты на украинских землях сделались важными научными центрами, как Российской империи, так и Европы.

В течение второй половины XIX в. появилась плеяда выдающихся ученых мирового уровня, сыновей украинского народа, которого не чурались.

Широким признанием пользовались работы Н.Костомарова, посвятившего ряд глубоких исследований истории Украины периода Руины и Гетманщины. Кропотливую работу над исследованием исторических документов проводил В.Антонович, какой именно тогда изучал историю украинского казачества и гайдамацкого движения. В 80-90-х годах началась активная исследовательская деятельность молодого поколения историков - А. Я. Ефименко, Д. И. Багалея, Д. И. Яворницкого, М. С. Грушевского. Благодаря их исследованием было произведено общую схему украинской истории от древнейших времен. В области исследования истории украинского языка, литературы, фольклора плодотворно работал П. Г. Житецкий. Низкую важных работ по проблемам языкознания создал А. А. Потебня.

Мировую славу снискали: ученый-этнограф М.Миклуха-Маклай, исследование которого Океании, Юго-Восточной Азии, Австралии не потеряли своего значения до сих пор, А. Волощак, который сделал весомый вклад в разработку ботанической географии, исследовал растительный мир Карпат, М. Условий - основатель киевской школы теоретической физики; Н. Бекетов - ученый-химик, который, работая в Харьковском университете, первым в мире стал преподавать физическую химию; математик А. Люпанов; эмбриолог А. Ковалевский, И. Мечников и Н. Гамалея, которые были основателями первой в Российской империи и второй в мире бактериологической станции, а также начали успешное лечение таких страшных болезней, как чума, холера, тиф, туберкулез; М. Пильчиков, который внес значительный вклад в развитие электротехники, начал новую дисциплину - ядерную физику, и многие другие.

Новым явлением стало возникновение общественных научных организаций. При университетах создавали научные общества: филологические, математические, физико-медицинские, психиатрические, акушерско-гинекологические, естествоиспытателей, исторические. Кроме того, в Приднепровской Украины возникали различные культурно-просветительные общества.

В университетах было 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В каждом из них имелись учебно-научные библиотеки и ряд научно-вспомогательных учреждений (клиник, лабораторий, кабинетов и т.п.).

 

Вопрос 9. Какие современные учебные заведения имеют творческую направленность?

Киевский национальный университет культуры и искусств имени Поплавского готовит конкурентоспособных специалистов в области культуры и искусства. Опытные преподаватели готовят студентов, которые смогут реализовать себя на практике. У студентов есть возможность совмещать учебу с практикой. Они внедряют в жизнь программы праздников, организуют разнообразные вечера и концерты; разрабатывают шоу-программы.

Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И.К.Карпенка-Карого - это одно из ведущих заведений художественного образования Украины, история деятельности которого насчитывает свыше 100 лет. Ведёт активную работу, направленную на развитие национального сознания и духовной культуры, на последующее усовершенствование художественного образования, высокопрофессиональное воспитание творческой молодежи. Оптимальное соотношение гуманитарной, фундаментальной и специальной подготовки будущих мастеров театра, кино и телевидения - важнейшее задание университету. Это отображено в его учебных планах, которые постоянно совершенствуются.

Харьковский национальный университет искусств имени И.П.Котляревского -один из ведущих художественных вузов Украины, научно-методический центр музыкального и театрального образования Слобожанщины.

Харьковская государственная академия культуры - культурная среда, которая соединила современность и историю, определила в конечном счете лицо ВУЗа - учебного заведения с богатыми творческими, учебными и научными традициями. Это высшее учебное заведение общегосударственной формы собственности, подчиненное Министерству культуры Украины Театральный факультет включает: кафедру режиссуры и кафедру актёрского мастерства.

На базе Киевского музыкального училища в 2008 году был создан Киевский институт музыки. Этот современный, музыкальный образовательный центр осуществляет подготовку специалистов в области музыки и культуры.

Луганский институт культуры и искусств был создан в 2002 году. На всех кафедрах ВУЗа успешно работают творческие коллективы: оперная студия, четыре оркестра, учебный театр, киноклуб, ансамбли народных инструментов и камерный хор.

Одесское театрально-художественное училище - универсальное учебное заведение, расположенное в городе Одессе на Украине. Готовит молодых специалистов с базовым высшим образованием специальностям: гримеры художники; модельеры-художники театра и кино; художники-постановщики; художники-мастера театральной и кинокуклы; художники по свету; звукорежиссёры; режиссёры народных театров, театральных праздников и обрядов; режиссёры - руководители любительских кино-видеостудий. В училище производится подготовка актёров для профессиональных театров юга Украины.

 

Вопрос 10. Как происходило развитие образования и науки Луганщины в конце XIX - начале XXI веков? Какие изменения произошли в наше время?

Луганская область расположена на крайнем востоке Украины, по среднему течению Донца. Область образована 3 июня 1938 года, по численности населения занимает четвёртое место среди областей Украины, принадлежит к числу наиболее густо населённым областям Украины.

Ещё на рубеже XVIII÷XIX веков Луганщина выделилась в особый регион, получивший широкую известность в мире. Будучи составной частью Донбасса и обладая богатыми запасами полезных ископаемых, она положила начало промышленному развитию каменноугольного бассейна. Здесь, на Луганщине, в Бахмутовской провинции возник угольно-металлургический промышленный комплекс, сыгравший важную роль в развитии производственных сил страны. На первых порах его представляли Луганский литейный завод и первый каменноугольный рудник Донбасса в Лисичьей балке. После смерти Павла I селение Луганского литейного завода превратилось в экономический и культурный центр Славяносербского уезда, в нём были сосредоточены две трети промышленности региона. В 1882 году Луганск с учетом его экономическо­го положения, по ходатайству дворянства и местного купечества, был возведен в статус уездного города. В Луганске было несколько учебных заведений: казенные и частные гимназии, училища, начальные школы. А в начале XX века появляется женское коммерческое училище.

5 января 1970 года согласно Указа президиума Верховного Совета УССР город Луганск был переименован в город Ворошиловград и за революционные заслуги и успешное выполнение заданий восьмой пятилетки в связи со 175-летием, 18 декабря 1970 года был награжден орденом Октябрьской революции. В городе Ворошиловграде 5 высших учебных заведений, десять техникумов, музыкальное и культурно-просветительское училище.

В Луганске концентрируется научный потенциал и подготовка профессиональных кадров для многих отраслевых структур региона. Практически нет такой страны в Европе и Азии, где бы по техническим специальностям не работали выпускники Восточно-украинского национального университета имени Владимира Даля. Во всеукраинском рейтинге «100 лучших предприятий» в рамках имиджевой программы «Лидеры ХХI столетия» университет получил международный приз «Европейское качество».

Общепризнанным лидером в общеобразовательно-культурной сфере Украины стал Луганский национальный педагогический университет имени Тараса Шевченко. Диплом и профессионализм его выпускников признаны не только на Родине, но и в Европе и Северной Америке. В 2000 году вуз единственный среди всех учебных заведений, участвующих в 7-м международном открытом рейтинге популярности и качестве товаров и услуг «Золота Формула». Победил в номинациях «За визначний внесок у розвиток української педагогічної науки» и «Кращий регіональний університет України». В 2002 году 9-й Международный открытый академический рейтинг отметил достижение коллектива университета серебряной стелой и дипломом компании «Якість навчання 3 тисячоліття». На 4-й Киевской международной выставке-ярмарке «Книжковий світ-2002» университетское издательство «Альма-матер» заняло первое место в конкурсе «Книжковий дивосвіт України» в номинации «Краще електронне видання» и было отмечено призом «Срібний Нестор-літописець».

В начале 3 тысячелетия впервые за всю историю Луганщины в областном центре был создан координационный совет регионального отделения НАН Украины, что открыло перспективы, как для развития фундаментальной науки, так и для решения актуальных задач экономического развития страны. Не случайно именно Донбасс стал одним из центров нового направления социологической науки Украины - социологии регионов. Формирование своей школы в социологии регионов можно расценить как ответ на запрос о сущности донбасской идентичности.

В 2000 году в Луганске был открыт Институт культуры и искусств подразделение ЛГПУ им. Тараса Шевченко. В 2002 году Луганский государственный институт и культуры и искусств. Оба учебных заведения готовят высококвалифицированных работников культуры. Открыта и сцена украинского музыкально-драматического театра, где актеры представляют луганчанам украинские спектакли и шедевры мировой культуры на украинском языке. Ныне в городе 3 академических театра, филармония, цирк, 5 государственных музеев и несколько ведомственных, 25 дворцов культуры и клубов, выставочные залы, 28 библиотек.

Образовательная отрасль является одним из приоритетов областной власти, ведь без неё невозможно социально-культурное развитие региона. Повышение статуса учителя на сегодня - задача власти всех уровней государства. На выполнение этой задачи в области действует ряд региональных программ, в том числе по содействию обеспечению жильём педагогических и научных работников, обеспечению сельских районов школьными автобусами, созданию инновационных условий для обеспечения качественного образования в учебных заведениях Луганской области.

На территории областного центра высшее образование можно получить в 15 учебных заведениях I-IV уровня аккредитации, в которых учится свыше 86,7 тысячи студентов. Научные и научно-технические разработки выполняют 32 научные организации. 39 тысяч учащихся обучаются в 73 общеобразовательных заведениях, в 61 дошкольном учреждении воспитывается свыше 10,7 тысячи детей.

Главной задачей образовательной сферы Луганщины является создание условий для получения учеником качественного образования во всех учебных учреждений города. Знания, полученные в школе - это база для получения ребёнком впоследствии выбранной им профессии. Для реализации этого выбора в области действует широкая сеть высших учебных и профессионально-технических учреждений.

Государственный заказ вузам Луганщины год от года увеличивается и достиг уже более 11-ти тысяч специалистов.

ЭЛЕКТРОТЕХНИКА, ЭЛЕКТРОНИКА




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 56 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.025 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав