Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Учение о «врожденных идеях» и цели философии.

Читайте также:
  1. A. Изучение психики ребенка в развитии
  2. B. учение о сложной структуре дефекта
  3. I Всякое религиозное учение S основано на вере М
  4. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов
  5. II. Изучение нового материала
  6. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов
  7. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  8. IV. ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ
  9. IV. Изучение научной литературы и уточнение темы.
  10. IV. Изучение нового материала

Одновременно Декарт выдвигает учение о врожденных идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Подобные аксиомы Декарт именует «врожденными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.

Данные идеи могут быть двух видов:

1. понятия;

2. суждения.

Примером врожденных понятий могут служить следующие: Бог (существует); «число» (существует), «воля», «тело», «душа», «структура» и т.д.;

врожденных суждений: «целое большое своей части», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть».

Декарт был сторонником не отвлеченного, а практического познания. Целями познания, по Декарту, являются:

· расширение и углубление знаний человека об окружающем мире;

· использование этих знаний для извлечения максимальной выгоды из природы для человека;

· изобретение новых технических средств;

· усовершенствование природы человека.

4. В наше время «либерализм» приобретает новое рождение. В узком значении слова либерализм — это максимальное ограничение вмешательства государства в экономику государства и сферу социальных отношений, в широком — это обеспечение свободы каждого индивида на основе естественных потребностей каждого человека. Наиболее полно философия либерализма и впервые изложена у английского мыслителя Джона Локка. В его трудах заключен ряд оригинальных идеологических положений и конструкций, в которых чутко уловлены и выражены долговременные общие интересы элиты и общества в целом.

Джон Локк изложил основные идеи мирового либерализма в своем знаменитом доктринальном труде «Два трактата о правлении» [2].

В нем он обозначил дальнейший путь развития либеральной идеологии, выделив её основные принципы:

— все подданные государства независимо от положения в обществе, их статуса или состояния, считаются равными как с точки зрения права, так и политики;

— данное равенство определяет сначала обладание каждым подданным своими индивидуальными правами, которые не допускают его неправомерные действия в отношении других подданных и в целом к государству;

— власть становится легитимной только благодаря служению «общему благу», а не благу отдельных подданных или классов;

— права подданных, которые защищает и блюдет государство, есть «общее благо», также государство обязано оберегать всеобщее благополучие даже в самые сложные для него периоды истории;

— основные права, которыми обладают подданные, являются право на жизнь, свободу и собственность, при этом собственность выделяется как основное право, а остальные как производные из него, что и определяет порядок появления и деятельности государства;

— вышеуказанное государство априори является правовым, так как в нем установлено правление закона, а не диктат государя (мысль о не легитимности абсолютной монархии);

— только принцип разделения властей, по Локку, является той системой «сдержек и противовесов», которая сможет привести к успеху появления вышеуказанного государства;

— государство обязано терпимо относится к системе взглядов и убеждений поданных, но лишь до тех пор, пока они не представляют угрозу существованию самому государству (проблема современного либерального государства);

— если вышеуказанное государство перестает содействовать «общему благу» или нарушает права подданных, как им это может показаться, то по праву справедливости они могут переучредить такое государство ибо оно в их глазах перестало быть легитимным (заканчивается источник его морального бытия).

Данные принципы появились не из вакуума, а были также результатом практической деятельности философа. Его идеи появились на свет гораздо раньше, нежели он закончил свой основной труд «Два трактата о правлении» и впервые некоторые из них были воплощены в Основной Конституции Каролины 1669 г. [3].

Появление Основной Конституции Каролины связано также с одной из особенностей эпохи просвещения как юридизм. Локк и его покровитель первый граф Шефтсбери, который имел заинтересованность в колониальных вопросах, были главными архитекторами документа, другие лица, в том числе английские лорды-владельцы вносили лишь незначительные правки.

Колония Каролина, по конституции, объявлялась палатинатом, подобным тому, которым являлось графство Дергама в Англии. Старший лорд-владелец колонии (всего их было восемь) получал звание палатина, которое с его смертью пере-ходило к самому старшему из 7-ми оставшихся (ст. 1). Палатинат делился на графства, в состав каждого из них входило одинаковое число феодальных сеньорий, бароний и простых колоний (ст. 3). Каждый из лордов-владельцев получал в графстве одну сеньорию (ст. 4); всего, следовательно, их было в графстве восемь. Каждое из лиц, принадлежащих к дворянству палатината, наделялись одной баронией. Территориальный размер сеньории и баронии был определен раз и навсегда в 12,000 акров; каждой было предоставлено право иметь свой вотчинный суд, по образцу английского courtleet (ст. 16). Эти суды ведали как гражданскими, так и уголовными делами и были подчинены в высшей инстанции судам графств, которые состояли из 4-х мировых судей и шерифов, которые принимали свои решения при участии жюри из числа местных землевладельцев.

Составители конституции не скрывали своего заветного желания и, определяли свою задачу избежать установления в Каролине демократического управления масс: «Iand that we may avoid erecting a numerous democracy, we, the lords and proprietors of the province aforesaid, have agreed to this following form of government, to be perpetually established amongst us, unto which we do oblige ourselves, our heirs and successors, in the most binding ways that can be devised».

Несомненной чертой данного проекта является смесь либеральной идеологии и феодальных идей, содержащие в себе концепции представительного правления, свободы вероисповедания, а так же сохранение институтов крепостничества и рабства.

Либеральные принципы Конституции были направлены на создание представительной власти — парламента (ст. 71), в деятельности которого смогли бы участвовать многие жители колонии. Правом голоса на выборах депутатов парламента обладал каждый фригольдер, если его фригольд, в округе от которого избирался депутат, составлял не менее 50 акров, в то время как правом быть избранным обладал каждый фригольдер, если его фригольд, в округе от которого он избирался, составлял не менее 500 акров (ст.72). Данные требования были весьма скромными в контексте семнадцатого века. Все выборы должны были проводиться на основе тайного голосования (ст.32), что являлось новой практикой, которой еще не существовало в Англии XVII века. Для избежания множественности законов (юридизм предполагает, что законов не должно быть слишком много), нормы которых с течением времени становились устаревшими, по истечении ста лет после их принятия, они подлежали полной отмене и теряли свою силу (ст. 79). Несмотря на то, что Церковь Англии была объявлена в качестве официальной церкви Каролины, но несогласные с её статусом не лишались гражданских и политических прав в колонии Каролина (ст. 97).

С другой стороны в Основной Конституции Каролины присутствовали сильные феодальные пережитки, одной из целей которых, являлось создание упорядоченного общества, контролируемого местным дворянством и английскими лордами-владельцами. Конституция выделяла два основных класса дворян Каролины: ландграфов и касиков (ст. 5). Проект предусматривал существование в местном обществе крепостных - «leetmen» (ст. 22) и рабов. Парламент был вправе рассматривать лишь вопросы, предлагаемые ему местными феодалами — лордами-владельцами, объединенными в Большой совет (ст. 52), так гарантировалось, что лорды-собственники будут сохранять контроль над колониальными делами. Таким образом, просвещение ставило практический вопрос об идеальном политическом устройстве государства. Культ разума старался подчинить идеальному и разумному началу общественное устройство и органы управления.

Юридизм свойственный просвещению, описывал закон как высшую ценность в сознании человека. Он превращал следование букве и духу закона в безусловную нравственную норму.

Поэтому для того, чтобы стать пригодным для соучастия в государстве, индивид должен был приобрести новое качество — готовность бессознательно подчиняться воле закона.

Этот проект не был приведен в действие в полном объеме, он лишь интересен с той точки зрения, что заключает в себе самую систематическую попытку — привить новому свету аристократические учреждения старого [1, с. 808].

Независимо от того, что Основная Конституция не прижилась в землях нового света, тем не менее, она является одним из важных документов, который позволяет проследить как одну из особенностей эпохи просвещения — либеральный юридизм, так и в целом становление философских идей Джона Локка. Именно эта конституция впервые закрепила такие важные черты либерального государства как представительное правление через парламент, относительно небольшие требования для избирательного права, тайное голосование, а также гарантию свободы вероисповедания, борьба за которые еще несколько столетий будет вестись не только в самой Англии, но и в других государствах Европы и мира. При этом юридизм, как одна из отличительных черт эпохи просвещения, показал невозможность следование индивидом букве и духу закона как безусловной нравственной норме.

 

Литература:
1. Введение в философию. Фролов И.Т. М. Республика – 2003 год.

2. История философии. Алексеев П.В. М. ТК Велби – 2005 год.

3. Введение в философию и методологию науки. Ушаков Е.В. М. Экзамен – 2005 год.

 




Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 46 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав