Читайте также:
|
|
Древняя философия представляет собой совокупность учений и школ, охватывающих исторический период примерно с VI в. до н.э. по V в. н.э.
Это тысячелетие развития философских идей демонстрирует как разнообразие философии в древних Индии, Китае, Египте, Месопотамии, Греции и Риме, так и удивительную общность идей, выражающих объединение в едином космическом универсуме природы, человека и богов. Поскольку и сегодня отечественная философия тяготеет к классическим образцам, зарожденным в западноевропейской философии древности, постольку целесообразно уделить пристальное внимание характеристике философии Древней Греции и Рима (Античной философии).
Материалистические философии | По субстанциональному основанию | Идеалистические и дуалистические философии | ||
Философский агностицизм | По гносеологическому основанию | Познавательный оптимизм | ||
Метафизическая философия | По методологическому основанию | Диалектическая философия | ||
Сенсуализм, иррационализм | По роли форм и видов познания | Рационалистическая философия | ||
Атеистическая философия | По отношению к религии | Религиозная философия | ||
Философия сциентизма | По отношению к науке | Философия антисциентизма | ||
Созерцательная философия | По отношению к практике | Активно-преобразующая философия | ||
Философия космоцентризма | По решению проблемы человека | Философия теоцентризма | ||
Философия антропоцентризма | Философия техноцентризма | Философия социоцентризма | ||
Философия психоцентризма | Философия эгоцентризма | Философия биоцентризма |
Рис. 5. Проблемная классификация философских систем.
Характерной чертой философских систем древнего мира является космоцентризм - созерцательное изучение и рассмотрение человека в органическом единстве с природой, обществом и богами. Причинами тому служили крайне низкий уровень развития научного знания и преобладание мифологических представлений, эмпирических взглядов на окружающий мир. Так, природа для древних греков выступает главным абсолютом и носителем всех свойств мира. Боги составляют часть природной стихии, а человек живет по законам природы, полиса (государства), веры в богов и собственному разумению. Уже у ранних мудрецов Древней Греции - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, Парменида на первый план выдвигается проблема космической гармонии, которой должна соответствовать и гармония человеческой жизни.
Одной из черт древнегреческой и римской философии является поиск первоосновы окружающего мира. У Фалеса это была вода, у Анаксимена - воздух, у Гераклита - огонь, у Пифагора - число, у Анаксимандра - апейрон (нечто бесконечное, беспредельное). Позднее формируются атомистические представления Демокрита, Левкиппа, Эпикура, а также идеалистические взгляды Платона и учение о единстве косной материи и активной формы Аристотеля. В итоге уже в философии древности были выдвинуты основания для различения материалистических и идеалистических философских систем.
Отличительной чертой античной философии выступает и формирование особого способа духовного самовыражения, который уже у первых древнегреческих мудрецов приобрел строгую логическую форму. Этот классический способ освоения мира характеризуется рациональным постижением истины, что существенно отличает его от восточной мудрости. Особую роль здесь играет категория причины, впервые введенная Демокритом. О высокой роли знания причин свидетельствует фраза Демокрита о том, что за одно причинное объяснение он отдал бы персидский престол. Высокой оценки заслуживает и гениальная догадка Демокрита об атомистическом строении мира, о заполнении мирового пространства атомами и пустотой.
Древнегреческие философы широко развернули антропологические аспекты философии, обсуждая такие вопросы, как роль человека, богов, государства и мудрецов в полисе. Протагору принадлежит фраза о человеке как мере всех вещей. Но слава основоположника человеческой проблематики принадлежит Сократу (469-399 до н.э.). Храбрый воин, прошедший три кампании Пелопонесской войны, Сократ в числе добродетелей выделял мужество, сдержанность и справедливость. Сократ утверждал, что человек взял на себя право принимать решения, независимые от богов. Именно за эту идею афинский суд на 70-м году жизни Сократа приговорил его к смерти, и престарелый философ выпил яд цикуты.
Ученик Сократа Платон (427-347 до н.э.) в своих диалогах, постоянным персонажем которых является Сократ, отстаивал объективность, общеобязательность этических норм, необходимость познания человека в единстве с космическим порядком вещей. Реальным существованием, по Платону, обладает мир идей. Материальный мир – это мир небытия. Чувственно воспринимаемые вещи – это лишь тень, подобие, в которых отражаются образцы-идеи. На вершине идей находится идея блага, которая объявляется конечной причиной бытия, его демиургом. Так формируется концепция объективного идеализма. Душа человека запечатлевает идеи вещей, а познание - это припоминание души о ее пребывании в мире идей, где она существовала до ее соединения с телом новорожденного и куда она вернется после смерти человека.
Древнегреческая и римская философия дала первые образцы диалектического и метафизического философствования. Так, Гераклит Эфесский (ок. 520 - 460 до н.э.) представлял мир живым огнем, мерами возгорающимся и мерами затухающим. Все в мире движется, изменяется по закону-Логосу по причине наличия и сочетания противоположностей. Нельзя войти дважды в одну и ту же реку - такова стихийная, донаучная диалектика Гераклита.
В противоположность ему Парменид (540 – 470 до н.э.) говорил, что ничто не изменяется, бытие неподвижно, и таким его мыслит человек. Истина доступна только разуму, хотя человек воспринимает мир чувствами. А Зенон Элейский (490 – 430 до н.э.) - считал существующим лишь то, что можно логически доказать. Он же выдвинул ряд апорий (антиномий, противоречий) против существования движения, которые сыграли большую роль для развития диалектического мышления и логического доказательства. Так, апория “Стрела” показывает: летящая стрела в каждый, сколь угодно малый отрезок времени занимает неизменное положение, следовательно, покоится. Движение стрелы представляет собой сумму таких моментов покоя. Следовательно, в течение всего полета стрела неподвижна.
Один из великих представителей античной философии Аристотель (384-322 до н.э.) оставил миру многочисленные труды по философии, физике, политике, этике, астрономии и логике-риторике. Он развил философию во всех ее основных областях - в учении о бытии, в теории познания, в формальной логике, социальной философии и философской антропологии. Будучи лучшим учеником Академии Платона (просуществовала с 385 г. до н.э. вплоть до 529 г. н.э.), потом ее преподавателем, Аристотель подверг критике объективные идеализм своего учителя.
Критикуя концепцию идей Платона, Аристотель утверждал, что реален природный мир, который ничем не определен. Вещи состоят из пассивной и косной материи, реальность вещам придает форма. Внешне мир познается органами чувств, но внутренняя суть вещей доступна лишь рациональному познанию. В труде “Политика” он развивает учение о государстве и человеке как политическом существе. В “Никомаховой этике” Аристотель рассматривает этические проблемы, выступая основоположником этики как отдельной дисциплины. Наконец, он разработал основы формальной логики, обосновал три ее закона - тождества, противоречия и исключенного третьего.
Период античной философии завершается эпохой эллинизма, слиянием греческой и римской культур, кризисом греческой демократии и распадом Римской империи в конце IV в. до н.э. Основными философскими течениями этой эпохи были эпикуреизм, скептицизм, стоицизм и неоплатонизм. Философия больше склоняется к этической и социально-политической проблематике и обосновывает “правила жизни”, личное спасение и невозмутимость души.
Атомистика Демокрита получила развитие у Эпикура (341-270 до н.э.). В основе его этического учения – эпикуреизма - лежит понятие “удовольствие” и его получение для душевного равновесия. Скептик Пиррон (360-280 до н.э.) полагал, что человек должен быть спокойным, невозмутимым, и это есть высшая ступень блаженства.
Стоики: Зенон из Китиона (490-430 до н.э.), римский император М. Аврелий (121-180 н.э.) - полагали, что счастье человека в слиянии с природой и получении минимальных благ жизни. В добродетели они выделяли благоразумие, умеренность, мужество и справедливость. Стоики учили человека спокойно сносить все удары судьбы, в том числе и смерть. Концепции эпикурейцев, стоиков и неоплатоников составили основу для возникновения и развития философии Средневековья.
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |