Читайте также:
|
|
Романтический герой чувствует родство с природой, живет по ее законам. Мцыри сравнивает себя с цветком, поднявшим голову навстречу дню, он сам — часть природы |
В. Г. Белинский: «Поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, <…> вся природа сама несла и подавала ему материалы» («Стихотворения М. Ю. Лермонтова») |
Двойственность образа природы в поэме |
1) помощник героя: · гроза (стихия) противопоставлена монастырю. Она помогает Мцыри бежать: «И в час ночной, ужасный час, / Когда гроза пугала вас, <…> / Я убежал. О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад! / Глазами тучи я следил, / Рукою молнию ловил... / Скажи мне, что средь этих стен / Могли бы дать вы мне взамен / Той дружбы краткой, но живой, / Меж бурным сердцем и грозой?» · рассказывая о том, что видел герой на воле, он описывает именно красоту природы: «Ты хочешь знать, что видел я / На воле? — Пышныеполя, / Холмы, покрытые венцом / Дерев, разросшихся кругом, / Шумящих свежею толпой, / Как братья в пляске круговой». · герой желает умереть в саду, где «Акаций белых два куста... / Трава меж ними так густа, / И свежий воздух так душист, / И так прозрачно-золотист / Играющий на солнце лист!» |
2) враг героя: · природа вступает в противоборство с героем: «Мне стало страшно: на краю / Грозящей бездны я лежал…» / «Едва взошла заря, / Палящий луч ее обжег / В тюрьме воспитанный цветок... / И как его, палил меня / Огонь безжалостного дня. / Напрасно прятал я в траву / Мою усталую главу: / Иссохший лист ее венцом / Терновым над моим челом / Свивался, и в лицо огнем / Сама земля дышала мне». · лес, в котором Мцыри надеялся найти путь домой, сталкивает героя с барсом и в итоге предательски выводит к монастырю, закольцовывая путь: «Но тщетно спорил я с судьбой: / Она смеялась надо мной!» · гибельна для героя и сладкая песенка золотой рыбки: «Дитя мое, / Останься здесь со мной: / В воде привольное житье / И холод, и покой» |
Наука любви к Богу. Чистое преданное служение
Садхана (бхакти) – это практика преданного служения, осуществляемая при помощи чувств и позволяющая пробудить бхаву (НП гл. 2; БГ 12.9; ШБ 5.5.27).
Вайдхи-бхакти – «это служение, совершаемое из чувства долга, когда человек служит Господу, выполняя волю своего духовного учителя или следуя указаниям священных писаний, и не имеет еще привязанности к Господу или внутреннего побуждения к любовному служению Ему» (НП 48).
Садхья – результат садханы. Результат садхана-бхакти – бхава, према.
Рагануга-садхана предназначена для возвышенных преданных, которые в значительной степени свободны от анартх, то есть уже находятся на ступени ништхи, (НП 163) и обладают жадным желанием (лаульям), внутренним побуждением заниматься преданным служением Господу. Эта жадность указывает на то, что преданный уже достиг, по крайней мере, уровня ручи и асакти, то есть привязанности к Кришне (НП 47-48). Для практики ваидхи садханы достаточно иметь желание обрести бескорыстное служение Господу (НП 55; ШБ 4.24.46).
Пракрита-сахаджия – притворство, подражание поверхностных преданных эмоциям и действиям возвышенных преданных и Кришны, склонность сохранять дурные привычки и анартхи, считая, что они помогают преданному служению, тенденция к сентиментальным отклонениям от истинных философских выводов вайшнавов. («Вайшнавизм: открытый форум» № 3 стр. 34; НН стр. 48).
Развитие преданности характеризуется двумя одновременно проходящими процессами:
· развитие веры (артха-правритти);
· уменьшение анартх (анартха-нивритти).
Оба процесса важны, однако, развитие вкуса к слушанию о Кришне и воспеванию святых имен является основой развития бхакти, так как привязанность к Кришне позволяет с легкостью отказаться от вредных привычек (анартх). В то время как чрезмерное внимание к своим недостаткам и пренебрежение общением с Кришной посредством кришна-катхи приводит к осквернению гьяной и остановке роста преданности (ШИ 18 конец ком.; ШБ 2.3.12).
Дата добавления: 2014-12-19; просмотров: 66 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |