Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Некрасов - певец женской доли

Читайте также:
  1. Д.В.Беклемишев. Заметки о женской логике
  2. Заметки о женской логике
  3. История создания Крестовоздвиженской общины.
  4. Н.А. Некрасов
  5. Некрасов В.Н., Ажогина Н.Н.
  6. Особенности лирики Некрасова.
  7. Размеры женской одежды
  8. Редакторская деятельность Некрасова
  9. Роль женской консультации в профилактике опухолей.

Урок по творчеству Н.А. Некрасова

(10 класс)

Цель урока: Показать, что Некрасов действительно был певцом женской доли, но подошел к этой теме по-своему, сердечно и гуманно.

Показать, что эта тема волновала и русских художников.

Оборудование: Грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?» в исполнении В.Левко;

Картины художников А.Г. Венецианова "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", И.П. Аргунова "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме", В.А. Тропинина "Кружевницы", В.Г. Перова "Проводы покойника", А.Е.Архипова "Прачки" (репродукции).

На доске записаны слова Н.А. Некрасова:

1.И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла, живую душу ты!

(Поэма "Мать")

2.Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,..

(Поэма"Мороз, Красный нос")

3. Слова писателя М. Герасимова: "Некрасова я люблю по­-родному, как люблю русский чернозем с перелесками, с протяж­ными заунывными песнями, в которых бьется, струится грусть, да­же в тишине звенит все время и раскалывается эхо - отзвук накоп­ленных веками страданий народа...".

Ход урока:

Звучит грамзапись русской народной песни "Что ты жадно глядишь на дорогу?" (исп. В. Левко).

Вступительное слово.

Мы не случайно начали урок с этой песни. О чем она? В чем обаяние героини?

В центре образ молодой девушки, красивой, мечтающей о зем­ном счастье. Автор описывает ее красоту.

Много стихотворений посвятил Некрасов женщине. И было это не случайно. Вспомните мать Некрасова - Елену Андреевну. В до­ме мужа она терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостных. Но именно она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Любовью к матери озарено все поэтическое творчество Некра­сова. В конце жизни, оглядывая весь свой путь, Некрасов писал в поэме "Мать" (1877 г.) (Поэма осталась незавершенной.):

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы,

Поправшей все разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла, живую душу ты!

Некрасов много писал о русской женщине. Тема женской доли традиционная в русской литературе и вообще в искусстве. Некра­сов не отрицал традиций. Но отразил эту тему по-своему, пропус­тив ее через свое сердце. У него особая манера письма.

Стихотворение "В дороге". По свидетельству И.И. Па­наева (редактор журнала "Современник"), В.Г. Белинский, позна­комившись со стихотворением, пришел в восторг: "... у Белинско­го засверкали глаза: он бросился к Некрасову, обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: "Да знаете ли, что вы поэт - и поэт истинный?" "Превосходным" назвал стихотворение А.И. Герцен.

Словарнаяработа..

Варган - искаженное орган, т.е. фортепиано, музыкальный ин­струмент.

Тягло - полная крестьянская семья (жена с мужем), хозяйствен­ная единица в помещичьем землевладении.

Коты - женская обувь, полусапожки.

 

В этом стихотворении Некрасов раскрывает судьбу Груши -крестьянской девушки. Когда-то она была отдана в господский дом. Господа научили ее грамоте, игре на музыкальном инстру­менте. Одели. Пробудили зачатки культуры. Затем распорядились ее судьбой, выдав замуж за ямщика. Она чахнет, крестьянская ра­бота ей не под силу. С грустью она смотрела на какой-то портрет. О судьбе Груши Некрасов рассказал устами мужа-ямщика. Он говорит просто, по-крестьянски: "Погубили ее господа, а была бы бабенка лихая". Это основная идея стихотворения.

Стихотворение "В полном разгаре страда деревен­ская".

Словарная работа.

Страда (от русск. - страдати) - пора самой тяжелой работы в деревне.

Чтение стихотворения и разбор его учителем.

В центре - судьба женщины. Некрасов начинает стихотворение с обобщения, с вывода, а потом конкретизирует. Он рисует жен­щину в трудовом процессе.

Вспомните образы русских крестьянок из других стихотворений Некрасова. (Учащиеся вспоминают стихотворения. Например, "За­бытая деревня" и др.)

Стихотворение "Орина, мать солдатская". (Про­слушивание грамзаписи.)

Обобщение учителя.

Орина долго ждет из армии своего сына и после короткого сви­дания снова остается одинокой. В этом стихотворении Некрасов сумел рассказать о невыносимо тяжелой солдатской службе - о суровой муштре и жестоких истязаниях, господствовавших в цар­ской армии. Орина рассказывает трагическую историю своего сы­на, взятого в армию сильным и здоровым, а вернувшегося смер­тельно больным. И единственная опора Орины в старости - Иван -умирает.

Стихотворение "Еду ли ночью по улице темной", "Вчерашний день в часу шестом". (Сообщения учащих­ся.)

Слово учителя.

Описывая беспросветную жизнь крестьянской женщины, Не­красов в то же время показал, что несмотря на тяжелые условия, в русской деревне немало было женщин сильных, красивых, воле­вых, трудолюбивых, мужественно боровшихся с нуждой.

Самые яркие образы русских крестьянок в поэзии Некрасова- образ Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" и Матрены Тимофе­евны из поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Эти героини откры­ваются нам изнутри.

... Дарьюшка, похоронив мужа, пришла в лес, чтобы нарубить дров и побыть наедине с собой и природой. Вдруг голос:

 

Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нем.

Поцарствуем славно зимою,

А летом спокойно уснем.

Войди! Приголублю, согрею.

Дворец отведу голубой...

Повелитель предлагает ей спокойствие, забвение от мук, небы­тие, а она последним усилием воли, замерзая, воскрешает в памяти самое дорогое: мужа, детей, работу на пашне, песни - ЖИЗНЬ. На вопрос Мороза: "Тепло ли тебе, молодица?" - трижды отвечает: "Тепло". Ни жалобы, ни стона, ни заигрывания с Морозом - смер­тью... Современная женщина сама часто не осознает, что под "культурным слоем" в ней бьется сердце Дарьюшки - мужествен­ное и кроткое, страдающее и преданное не утехам и соблазнам жизни, а тем, кому она дает жизнь.

В позме "Кому на Руси жить хорошо" судьба женщины развер­нута в целую повесть, которую по праву можно назвать "Житие святой Матренушки". Не эпиграф из жизни, а вся судьба целиком предстает как одно из проявлений божественной Природы. Детст­во, юность Матренушки в ожидании счастья, горячая работа, встреча с суженым, "испытание" Филиппа, обряд замужества - все исполнено поэзии, целомудрия, серьезности.

А что ты, парень, в девице

Нашел во мне хорошего?..

 

А ты бы поглядел меня.

Как лен треплю, как снопики

На риге молочу...

Обратим на этот монолог особое внимание. Матрена Тимофеев­на не кокетничает с женихом, не поучает его, а намекает, как нуж­но выбирать невесту и что ценить в ней.

Ты скажи, за что,

Молодой купец,

Полюбил меня,

Дочь крестьянскую?

Я не в серебре,

Я не в золоте,

Жемчугами я

Не увешана!

 

 

Жених отвечает искренне, не набивая себе цену;

Чисто серебро –

Чистота твоя,

Красно золото –

Красота твоя...

Случайно ли "чистота" девичья поставлена на первое место? Думается, нет. О многом думаешь, читая эту главу, и о целомудрии первой любви, и об отношении к браку, как единственному на всю жизнь, о воспитанном с детства уважении к старшим, о скромности и достоинстве.

Прочитаешь главу - и не заметишь, как войдет в тебя широкое, теплое чувство к той, что сумела несуетно, прекрасно прожить жизнь, несмотря на выпавшие на ее долю испытания (издевки в семье мужа, гибель первенца, разлука с мужем).

Вывод и обобщение учителя (ученики записывают в тетради).

Таким образом, Некрасов посвятил русской женщине множест­во своих произведений, в которых показал ее трудную долю. В то же время поэт приметил, что русская женщина умна, красива, у нее богатый духовный мир. Назвав свою Музу "родной сестрой" кре­стьянки, поэт создает идеальные образы потрясающей силы.

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

К образу русской женщины в своем творчестве обращались не только поэты и писатели. Судьба ее всегда волновала и художни­ков. Вспомним таких мастеров кисти, как В.Тропинин, В.Перов, А.Архипов, И.Аргунов, А.Венецианов и другие.

Рассказывают подготовленные учащиеся.

Вот картина знаменитого московского портретиста В.А. Тропинина "Кружевница". Публика сразу приняла это полотно, ставшее как бы символом эпохи.

Перед нами миловидная девушка, плетущая кружева. Она изо­бражена в момент, когда на миг оторвалась от работы и обратила взгляд к зрителю, который оказывается вовлеченным в пространст­во картины. С любовью и тщательностью выписан натюрморт-кружева, коклюшки, ящик для рукоделия. Ощущаешь покой и уют, созданные Тропининым, убеждаешься в ценности каждого мгнове­ния человеческой жизни.

Про картины Перова Василия Григорьевича говори­ли, что они "сильно кусаются".

Художник видел, насколько тяжело народу, сочувствовал ему, страдал вместе с ним. Лучшие картины Перова полны чувства со­страдания. Вот перед нами картина "Проводы покойника".

... По широкому снежному полю понуро шагает рыжая кресть­янская лошадка. В дровнях - грубо сколоченный гроб, перехвачен­ный веревкой и прикрытый рогожей. Рядом примостились дети. На мальчике большая отцовская шапка до бровей и поношенный от­цовский тулуп. Мальчик пригрелся и затих, убаюканный ровным движеньем саней, скрипом полозьев.

Девочка обнимает гроб замерзшей ручонкой без рукавицы. Мать сидит в санях спиной к зрителям. Мы видим ее низко скло­ненную голову, сгорбленные плечи, положенные на колени руки с вожжами. Но и этого довольно, чтобы понять, почувствовать боль ее утраты, ее тяжелую думу о завтрашнем дне.

"Глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать", -сказал писатель Григорович.

А кругом белая, холодная равнина, мрачное, мглистое небо. И ни души, только собачка-дворняжка вместе с осиротевшей семьей провожает покойного.

О незаметной смерти крестьянина художник рассказал как о большом горе. Любовь к народу, сочувствие его бедам помогли Перову передать боль утраты кормильца.

Много полотен на тему крестьянской жизни написал известный русский художник А.Г. Венецианов.

В картине "На пашне. Весна" художник изобразил мило­видную крестьянку, ведущую двух запряженных в борону лоша­дей. С нежностью смотрит она в сторону сидящего на траве ребен­ка. Позади раскинулось широкое свежевспаханное поле. Крестьян­ка в розовом сарафане, на голове малиновый повойник, легкий ве­терок раздувает платье. Значительное место отведено картинам природы. Особенно легко и воздушно написана даль. Создается ощущение весеннего воздуха, свежести пробуждающейся природы, неяркого, но ласкового солнца. Создается впечатление, что кресть­янка только "изображает" работу.

На другом полотне "Ж а т в а. Лето". Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Мы видим на переднем плане женскую фигуру, за ней расстилается пейзаж. Ря­дом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп - постоянный венециановский атрибут полевых работ. Художник прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня. когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату.

Горячая, прогретая земля, поля с частично уже заскирдованны­ми снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идут покрытые травой поля, а дальше опять нивы.

Очень убедителен колорит произведения, выдержанный в тем­ных тонах - желтом, зеленом и коричнево-красном

А вот картина А.Е.Архипова "Прачки"- совсем дру­гая. Она передает зловещую атмосферу адского труда, подавляю­щего человека. В полумраке подвала проступают фигуры его плен­ниц. Свет и воздух, переданные мазками, проникая в окно, превра­щаются в удушливый смрад, в котором задыхаются прачки.

Возможно, это бывшие крестьянки, выросшие на раздолье рус­ской природы. Лица их лишены индивидуальных черт - это мучи­тельные гримасы, выражающие измождение, жесты кажутся судо­рожными и грубыми. И темные провалы глаз, и сжатые губы, и пугающая механичность движений - все это словно страшные гри­масы смерти.

Заключительное слово учителя.

Таким образом, художники также не могли пройти мимо этой важной темы. Женская доля была трудной всегда. Со страниц не­красовской лирики и с полотен русских художников встают перед нами русские женщины во всем величии русского национального характера: внешней привлекательностью, душевной чистотой, скромностью, сердечностью и добротой. С другой стороны, ху­дожники запечатлели на своих полотнах и то, как трудно живется русской крестьянке, показали ее невыносимые страдания, ее тяже­лый труд.

Но за всем этим чувствовалась вера, что придут иные времена, жизнь крестьян улучшится. Мечтал об этом и Некрасов, который проникновенно писал о матери, а, значит, о всех женщинах:

 

Великое чувство! У каждых дверей,

В какой стороне не заедем,

Мы слышим, как дети зовут матерей

Далеких, но рвущихся к детям.

Великое чувство! Его до конца

Мы живо в душе сохраняем,

Мы любим сестру, и жену, и отца,

Но в муках мы мать вспоминаем.

 

 

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение "В дороге", "Что ты жадно глядишь на дорогу", "Еду ли ночью по улице темной" (по выбору учащихся).

2. Прочитать в учебнике раздел "Период трудного времени". Поэма "Мороз, Красный нос" (См. Ю.В. Лебедев. Литература 10 класс. ч.1, М., 1994).,




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 75 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав