Читайте также:
|
|
Что же касается проблемно-ментальных типов философствования, то они в известной мере носят исторически сквозной характер и поэтому нуждаются в исходном рассмотрении.
1. По субстанциональному основанию (субстанция – то, что лежит в основе мироздания) философские системы различаются на
материалистические,
идеалистические,
дуалистические.
Материалистические концепции кладут в основу мироздания материально-вещественные элементы,
Идеалистические — объективные или субъективные духовные начала.
Дуалистические — одновременно и то, и другое.
Все они, особенно материализм и идеализм, представлены великими творцами и многочисленными философскими школами.
Материалистическая философия нашла выражение в системах Демокрита, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Д. Локка, Д. Дидро, Л. Фейербаха, К. Маркса, В.И.Ленина и др.
Философия идеализма представлена Сократом и Платоном, Августином и Ф. Аквинским, Д. Беркли и И. Фихте, Ф. Шеллингом и Г.В.Ф. Гегелем.
Философия дуализма наиболее ярко выражена была Р. Декартом.
2. По гносеологическому основанию выделяются:
философские системы агностицизма, позиция которых состоит в утверждении непознаваемости мира (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант),
и философия познавательного оптимизма, утверждающая принципиальную возможность и способность познания мира человеком. Гносеологический оптимизм характерен для многих материалистических и идеалистических философских систем.
3. По методологическому основанию:
каким исходно рассматривать мир — развивающимся, находящимся в движении, взаимосвязи и обусловленности, или воспринимать его в неподвижности, односторонне, локализовано, упрощенно?
Метафизическая философия (такое понимание утвердилось со времен Гегеля) давала однозначное, завершенное изображение мира в неизменных понятиях, поскольку сущность вещей считала вечной и неизменной.
Диалектическая методология исходит из признания подвижности, текучести философских понятий, поскольку в мире все течет, изменяется в силу действия внутренних источников движения.
4. По принципиальным взглядам на роль и значение основных форм и видов познания (чувственного, рационального или внерационального) различаются философские системы:
сенсуализма, отводящие главную роль в познании органам чувств,
рационализма (главная роль отводится разуму)
и иррационализма, когда приоритет в познании отдается подсознательным, неосознаваемым механизмам — магическим, мистическим, интуитивным, алогичным.
5. В соответствии с решением и пониманием проблемы человека, как основной проблемы философии, философские системы могут быть:
* космоцентрическими - человек как часть космоса, мира;
* теоцентрическими - человек божественный, верующий;
* антропоцентрическими - человек как средоточие мироздания;
* социоцентрическими - человек как совокупность общественных отношений;
* техноцентрическими - человек как подобие машины, техники;
* эгоцентрическими - человек как неповторимая индивидуальность;
* биоцентрическими - человек как представитель биологической природной реальности.
На различных исторических этапах имело место преобладающее рассмотрение тех или иных сторон проблемы человека.
Существуют и иные критерии проблемной типологизации философских учений. Так, философские системы могут быть:
атеистическими или религиозно-идеалистическими по отношению к религии,
сциентистскими или антисциентистскими по отношению к науке,
оптимистическими или пессимистическими по отношению к смыслу и перспективам жизни человека,
созерцательно-умозрительными или социально-преобразующими по отношению к практической деятельности людей.
Принято выделять также классические философские системы, в которых представлено системно содержание всех философских проблем — онтологических, гносеологических, логических и социальных,
и неклассические школы, в которых такой системности нет.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |