Читайте также:
|
|
Философские методологические основания правосознания, юридического мышления влияют на них, это видно на примере следующего сопоставления.
I.
1. С т.з. классической ФП, идеалом свободного человека является гражданин, основывающий свои поступки на разуме (в данном контексте имеется в виду Кантовское понимание разума как «творческой способности творить правило для рассудка на основании субстанциальной необходимости = правового всеобщего»).
С т.з. стоиков, судьба человека предопределена и ничем не может быть изменена, но человек свободен, т.к. может самостоятельно определять свое отношение к происходящему. Человек не может изменить хода событий, которые грядут на его жизненном пути. Отсюда следует, что частная воля гражданина, если она не противоречит законам миростроя (это субстанция по Спинозе – объект, который самоопределяется и ведет себя как субъект) тем успешнее реализуется, чем в большей степени соответствует всеобщему (законам миростроя, нравственным законам, законам права, если они не противоречат правовому всеобщему, духу права и природе человека).
Вообще, в любой частной воле моменты всеобщего так или иначе присутствуют, но в разной степени.
И чем больше эта степень, тем более успешнее целеполагание и его реализация.
Эти идеи стоиков нашли свое выражение в основополагающих принципах римского частного права:
- уважение частной воли и ее правовая защита;
- право защищает частную волю в той степени, в которой в ней есть правовое всеобщее (соответствие закону).
Посмотреть арбитражную практику «свобода договора в рамках закона» и дигест: «закон не может быть изменен волей договаривающихся сторон».
2. Свободным является поступок, основанный на разуме.
II. 1. В неклассической ФП совершенно другой подход к проблеме свободы человека и критериям свободного поступка. Представители постструктурализма в 60-х годах 20 в. выдвинули следующую концепцию:
свободным является шиз, шизоид, шизофреник;
свободным является только поступок, основанный на безумии.
2. Ход их рассуждений таков: в обществе, кроме институциональных форм власти, существуют не институциональные. Прежде всего, это язык. Его репрессивная, манипулятивная функция является выражением власти над мышлением людей. Эти идеи постструктурализма они почерпнули у Ницше, который в работе «Гениология морали» говорит о том, что властвующие натуры узурпируют право давать именования вещам, явлениям и за счет этого они добиваются власти над мышлением людей, потому что они определяют содержание мышления.
3. Если человек хочет быть свободным, он должен освободиться от репрессивной, функции языка, потому что именно в языке заложены все манипулятивные правила (в лексиконе, фразиологии), т.е. освободиться от языка (сойти с ума).
4. Человек имеет право на свободу, а значит, он имеет право на отклоняющееся, девиантное поведение, потому что это его путь к свободе. В этой логике, в западных культурах во второй половине 20-го века эти идеи оказали существенное влияние, особенно на молодежь, и особенно в субкультуре «хиппи» (покинувшие свое сословие и стремящие выразить протест против консервативных норм аристократических слоев) и т.д.
5. Ни в одной правовой системе мира нет четкого разграничения между девиантным (отклоняющимся) и деликтным (преступным) поведением, поэтому постструктуралистические идеи сыграли в западном обществе провокационную роль и продолжают ее играть, дойдя до нас.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 91 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |