Читайте также:
|
|
Экономические и социальные концепции Маркса оказали существенное влияние на мировую историю. Характер и последствия этого влияния в значительной степени обусловлены их идеологически искаженными интерпретациями:
превращение марксизма в тотальную идеологию с превратным толкованием его идей (например, в России, СССР);
так было и в Китае во времена маоистской «культурной революции» (феодальный фашизм);
идеи Маркса активно использовались в 60-80 годах 20-го века в отнюдь непролетарских социально-политических движениях «новых левых», «хиппи» в Европе и Америке (их социальные последствия весьма противоречивы).
В конце 80-х, в период перестройки, все огрехи большевистских интерпретаций теории Маркса были списаны на Маркса, который умер за 35 лет до русской революции.
Однако современный опыт социально-экономических кризисов, прокатившихся по всему миру, особенно в последние годы, вызвал интерес к оригиналам работ Маркса, к их сохранившим актуальность идеям.
Базовые идеи филосовско-правового контента марксовского наследия таковы:
1. Формула «общественное бытие определяет общественное сознание» явилась методологическим обоснованием для Маркса и Энегельса (с начала 40-х годов 19 века) идеи о правах трудящихся на достойные условия труда, материальное обеспечение и защиту от жестокой эксплуатации.
Однако преувеличение этой формулы не должно приводить к обвинениям подлинного Маркса, его идей в том, что на первый план он ставил не человека, а производственные отношения, классы, массы и что Маркс не гуманист. На самом деле во всех работах, особенно в подготовительных рукописях «Капитал», Маркс доказывает, что «материальное производство – это раскрытая книга человеческой психологии», а труд «Капитал» он создал как ученый - экономист. Он создал целостную фундаментальную макроэкономическую теорию, которая не утратила своей актуальности.
2. Концепция структуры общественно-экономической формации. Выделение в ней базиса (система материальных, производственных, экономических отношений) и государственно-правовой надстройки (институты, идеология и т.д.), в этой структуре базис играет определяющую роль, является основанием для идеи об обратном влиянии надстройки на базис, т.е. об активной роли государства и права в жизни общества.
Маркс в работе «Критика готской программы» отрицал эгалитаризм, т.е. все теории примитивного равенства («уравниловки»), и доказывает, что буквальное равенство в принципе невозможно, даже «если платить всем одинаково за разный труд – вы будете платить разным людям». Будучи юристом по образованию, Маркс доказывал, что равное право на собственность не влечет за собой право на равную собственность.
Методологически: в свете марксистской теории в России не должно было произойти пролетарской революции, потому что смена формаций по Марксу может быть обусловлена только тем, что одна формация полностью выполнила свою роль в истории и уже начинает мешать дальнейшему развитию общества.
Маркс говорил о пролетариате как революционном классе только в этих контекстах: капитализм, он считал, играет необходимую роль в истории, но буржуазный способ производства может быть уничтожен революционным пролетариатом только в перезрелом состоянии, а в России капитализм только зарождался.
Тут Маркс использовал идеи Гегеля: «Если какой-нибудь народ в своем историческом развитии перепрыгнет хоть через одну ступень, он должен будет вернуться обратно» (1817 год).
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 68 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |