Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Образ человека в истории культуры.

Читайте также:
  1. C) Слизистая оболочка тонкая, выстлана многослойным плоским неороговевающим эпителием, собственная пластинка образует короткие сосочки и прилегает к подслизистой основе.
  2. D-mapping «Бал истории» в честь 250-летия Государственного Эрмитажа
  3. E. Образование, профессиональная подготовка и трудовая деятельность
  4. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  5. I. Из истории развития методики развития речи
  6. I. начальное общее и основное общее образование
  7. I. Сопровождение перехода на новый образовательный уровень (обучение в школе) Уровень сформированности познавательной деятельности и отдельных её компонентов
  8. II. Методы и источники изучения истории; понятие и классификация исторического источника.
  9. II. ПОЭЗИЯ БЕЗ ОБРАЗОВ
  10. II. Профориентационное направление работы: обеспечение формирования и развития профессионального и жизненного самоопределения Изучение образовательных запросов

ЧЕЛОВЕК – «МАЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ» (АНТИЧНОСТЬ): Проблема человека была

обозначена, хотя и в неразвитой форме, уже в философии древнего мира. Известно, что в ту

эпоху господствовал космоцентризм как тип философского мышления. Все существующее

рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая

часть, как «малая Вселенная». Он как бы погружен в этот Космос и живет по его законам.

Предполагалось, что человек несвободен, поскольку окружающий мир огромен и

таинственен, а нередко даже и враждебен человеку. Идеальное существование человека - это

жить все же в согласии с этим миром, в чем и состоит подлинная мудрость.

Поворот философской мысли к теме отдельного (отделенного) от Космоса

человека принято связывать с именем греческого философа Сократа. Сократ призывал

человека заниматься углубленным познанием самого себя, выявляя свою нравственную

позицию. Вечное самопознание, поиск самого себя в мире - в этом и состоит подлинный

смысл жизни человека.

В древней философии рассматривались преимущественно отдельные стороны

(аспекты) проблемы человека. Так, Демокрит решал вопрос о выделении человека из

звероподобного состояния. Аристотель особое внимание обратил на социальные качества

человека, охарактеризовав его как «политическое животное» с разумной душой. Платон

обозначил тему взаимоотношений гражданина и государства, раскрыл социальные типы

личности. Практически во всей древней философской мысли шла речь о мудрости как

умении человека жить в согласии с природой, Космосом.

ЧЕЛОВЕК – «ТВАРНОЕ СУЩЕСТВО» (СРЕДНИЕ ВЕКА): В философии средних веков

господствовал теоцентризм как тип мировоззрения, представленный во всех формах

общественного сознания той эпохи. Бог рассматривался в то время как центр мироздания, а

человек лишь как одно из его многочисленных созданий, тварное существо. И хотя он

призван «владычествовать» над всеми иными живыми существами, он все же находится в

иерархии мира несравненно ниже Бога как своего Творца и Спасителя. Человек есть, по

выражению Бернарда Клервосского, всего лишь «лампада на ветру». Все зло в мире

произошло не от Бога, а от свободной воли человека. Зло есть результат греха, т.е. отпадения

от Бога, результат произвольных поступков под влиянием плотского начала. Спасение

человека возможно, но лишь через смирение и покорность своему Творцу. «Не вижу, не

слышу, не говорю», так гласил христианский принцип смирения и покорности того времени.

Философия средних веков полагала, что человек представляет собой существо,

промежуточное между животными и ангелами. Будучи единством души и тела, он

изначально раздвоен (двусоставен) и поэтому сочетает в себе и высокое и низкое. Его тело

(плоть) бренно, смертно, а душа - бессмертна. Смысл жизни человека состоит в постижении

божественного, приближении к нему и тем самым - в спасении себя.ЧЕЛОВЕК – «ГОСПОДИН ПРИРОДЫ» (ВОЗРОЖДЕНИЕ): В отличие от средневековья,

философия эпохи Возрождения превратила живого человека в предмет культа, поклонения. В

это время утверждался антропоцентризм как специфический тип философского

мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Возродилась гуманистическая ориентация философии, заложенная в античности. В Италии

сформировался гуманизм как мощное идейное течение, представленное в философии и

литературе. Этот гуманизм носил оптимистический характер, поскольку нес в себе веру в

силы и возможности человека. В данную эпоху человек рассматривался как творец (кузнец)

самого себя и своей судьбы, господин природы. Философия эпохи Возрождения с ее духом

титанизма (богоборчества) утверждала идею всемогущества и всесилия человека, которому

якобы все дано и все доступно. В это историческое время человек как бы поставил себя на

одну ступень с Богом, провозгласил себя человекобогом. Решая вопрос таким образом, эпоха

Возрождения с ее духом антропоцентризма не только возвысила человека над остальным

живым миром, по и посеяла в нем зерна безмерной гордыни и безграничного

индивидуализма. Наряду с эти философская мысль того времени подчеркивала, что человек -

это продукт окружающей природы, а не результат собственной деятельности.

ЧЕЛОВЕК – «СУЩЕСТВО РАЗУМНОЕ» (НОВОЕ ВРЕМЯ): В философии Нового времени

человек исследовался с позиций механизма как философского мировоззрения. Считалось, что

человек, как и внешний мир, тоже есть механизм, сложная машина. Эта машина является

порождением природы, плодом ее длительной эволюции. Главное качество в человеке - это

Загрузка...

его разумность. Призвание человека состоит в том, чтобы изменять мир с помощью силы

знания. Такое рационалистическое восприятие человека наиболее полно было представлено,

в частности, в творчестве французских просветителей XVIII в. (Вольтер, К.Гельвеций,

Д.Дидро и др.). Новое время продолжало творить культ человека. Полагалось, что и все

общество должно быть переустроено таким образом, чтобы в нем полностью смогли бы

раскрыться все задатки и способности людей. Рационалистическая антропология как бы

подталкивала человека к революционному преобразованию мира общественных отношений

и даже к насилию над историей.

ЧЕЛОВЕК – ОБРЕЧЕН (ФИЛОСОФИЯ ХХ века): В зарубежной философии XX в. также

имел место большой интерес к теме человека. Это нашло свое выражение, например, в

иррациональной его трактовке в «философии жизни» Ф.Ницше. Австрийский ученый

З.Фрейд предложил психоаналитическую трактовку человека, в которой вскрывались

глубинные мотивы поведения и деятельности человека (учение о «бессознательном»).

«Философия техники» рассматривала человека под своим специфическим углом зрения.

Важное место в современной философии заняла тема глобальных проблем современной

цивилизации и положения человека в связи с кризисной ситуацией в мире.

В 20-30-х годах нынешнею столетия в Западной Европе возник экзистенциализм как

«философия человеческого существования». Его духовными предтечами были Б.Паскаль,

Ф.М.Достоевский, Н.А.Бердяев и другие мыслители. Основной темой в этой философии

стала тема существования человека в отчужденном (абсурдном) мире общественных

отношений. Экзистешшалисты (Ж.П.Сартр, А.Камю, Э.Хемингуэй и др.) учили, что человек

обречен быть свободным, если он не желает умереть как личность, духовно. Постоянно быть в пути, энергично бунтовать (протестовать, бороться) против бесчеловечности этого мира, -

вот в чем состоит призвание современного человека. Мир и человек имеют будущее, только

если человек находит в себе силы для того, чтобы не умирать, а творить этот мир, делая его

более человечным.


Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 35 | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2017 год. (0.017 сек.)