Читайте также:
|
|
Этот период философии начался в XVI-XVII веках, вместе с решительным разрывом со средневековой философией. Общая особенность этого периода – ослабление влияния религии и церкви, культура приобретает светский характер, что связанно с кризисом церкви. Параллельно наблюдалось усиление науки в обществе. Новое мировоззрение наиболее ярко проявляется в философии Ф. Бекона (1561-1626 гг.) и Рене Декарта (1596-1650 гг.)
Ф. Бэкон был политиком, однако его политическая карьера оборвалась на самом пике. Он – материалист. Бэкон – сторонник и пропагандист естествознания. Цель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Бекон считал, что «знания – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:
Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума.
Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием.
Идолы рынка – заблуждения, связанные с обыденным и неадекватным применением слов. Слова насилуют разум.
Призраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.
Всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции (движения от частного к общему). Опыты бывают:
плодоносные – они приносят практическую пользу
светоносные – они проявляют фундаментальные знания
Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где он предсказал многие научные открытия. В этой работе он предсказывает создание чего то похожего на современную академию наук.
Ньютон Система мира - большой механизм. Законы функционирования отдельных его частей выявляются путем индукции через наблюдение и эксперимент. Порядок мира со всей очевидностью демонстрирует существование Бога, в высшей степени премудрого и могущественного. Но что еще, помимо того что Он существует, мы можем утверждать о Боге? "Как слепой не имеет никакого представления о цвете, так мы, - отвечает Ньютон, - не имеем никакого представления о том, каким образом мудрейший Бог воспринимает и понимает все сущее. Он лишен тела и телесной формы, вследствие чего Его нельзя ни видеть, ни слышать, ни коснуться". Что Он существует, что Он в высшей степени премудрый и совершенный, вытекает из мировой гармонии.
Великий мировой механизм Ньютон вводит два понятия (которые станут объектом дискуссий) - абсолютного времени и абсолютного пространства. картины мира.
Физика Ньютона исследует не сущности, а функции; она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно есть на самом деле и что им объясняются движения небесных тел и земных морей.
10 Другим великим философом того времени является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с онтологии(изучение проблемы бытия) на гносеологию(теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:
Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)
Духовная субстанция (характеризуется единством)
Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологиче-ского (?) параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.
Философия Спинозы .
Бенедикт Спиноза родился в 1632 и умер в 1677. В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина. Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть бог. Субстанция есть причина самой себя, она характеризуется двумя важнейшими атрибутами:
протяжение
мышление
Субстанцию характеризуют модусы – единичные конкретные вещи. Спиноза детерминист (всё в природе строго упорядочено). Важнейший принцип гносеологии Спинозы – «Этика». Три вида познания:
чувственное (недостоверный источник знаний)
рациональное(противопоставляется чувственному)
интуитивное (интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)
Спиноза – детерминист (никаких случайных явлений быть не может, случайность – результат нашего незнания причин). Смерть – это возвращение в единую субстанцию. В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным.
11. Особенности просветительской и общественно-политической мысли Беларуси 16–17ст.
Для философской мысли XVI в. характерно развитие вольнодумства, свободомыслия и идей гуманизма. На развитие философской мысли большое влияние оказывали общекультурные явления в Европе, такие как Возрождение и Реформация. В общественном мировоззрении начался процесс формирования новых ориентации, связанных с утверждением антирелигиозных ценностей. Видный представитель эпохи вольнодумства — Франциск Скорина (ок.1490-1541). Его жизнь и деятельность, интересы и ориентации отвечали атмосфере эпохи Возрождения. Получив блестящее образование, Франциск Скорина основал типографию, переводил, издавал и распространял литературу. Его заслугой является первое светское издание Библии (в то время право издания Библии монопольно принадлежало церкви, даже чтение ее было запрещено простым людям, и только представители духовенства имели право на чтение текстов священной книги, их интерпретацию). Издание Библии, да еще с предисловием, где Скорина говорил об историческом и культурном, а не только о религиозном значении Библии, было прямым вызовом церковным порядкам. Философ проповедовал идеи веротерпимости, защищал принципы личных отношений с Богом (без посредничества церкви), отстаивал полезность образования и идеи, которая утверждает достоинство человека. Заслугой Скорины является то, что свои взгляды он распространял на белорусском языке, тем самым содействуя развитию национальной культуры.
Критическое отношение к церковной политике и Священному писанию высказывал видный просветитель XVI в. Симон Будный (ок. 1530-1593). Этот мыслитель-гуманист сделал перевод Библии, поставив перед собой задачу исправить "глупости переписчиков" и "хитрость еретиков" как "ошибки прежних переводчиков". Его интерпретация библейских текстов содержит первые приметы атеистического мировоззрения.
Лыщинский был наказан смертью за распространение атеистических мыслей. Его рукопись "О существовании Бога", которая послужила основой для доносов, а потом и наказания, была сожжена.
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |