Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ.КУЛЬТУРА И ПРИРОДА, КУЛЬТУРА И ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Читайте также:
  1. D) Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.
  2. I. Государственный стандарт общего образования и его назначение
  3. I. Понятие и сущность бюджетирования.
  4. I. Сущность и социальное назначение государства.
  5. I. Сущность и социальное назначение государства.
  6. I. Сущность общественного мнения, его характеристики и проблемы изучения.
  7. I. Сущность социальной структуры общества.
  8. I. Сущность, формы, функции исторического знания.
  9. I.Понятие и значение конституционного контроля
  10. II. Правовая культура: понятие, функции и виды.


Философия также изучает культуру, но не ее еди­ничные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жиз­ни. Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал по­зитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инстру­мент для познания мира и человека в нем.В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение
Богу и самоукрощение. В эпоху Возрождения под культурой стало пони­маться соответствие человека высокому гуманистичес­кому идеалу. Культурным считался универсально раз­витыйчеловек, разумный и деятельный.Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как навоплощение разумного. Соответственно, культурность нациипротивопоставля­лась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми. В то же историческое время появилась и пессимис­тическая трактовка культуры, критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Та­кую позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает нравствен­ность людей и не делает их более богатыми и счастли­выми. Руссо считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений культуры. Он делал ка­тегоричный вывод о том, что человеческие души раз­вращались по мере того, как совершенствовались нау­ки и искусства, и поэтому образованные нации (на­пример, Египет, Греция) легче всего становились до­бычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии с природой, вдалеке от городов, а воспита­ние человека осуществлять на лоне природы и в соот­ветствии с ее требованиями. В немецкой классической философии культура вос­принималась как сфера духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь окружаю­щий мир на мир природы и мир культуры. Подчерки­валось, что культура — это мир идей и

вещей, создан­ный в ходе человеческой деятельности.

 

В русской философии понятие культуры традици­онно имело прежде всего высокое нравственное напол­нение. В этом проявился дух православия с его идеямидобра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми и народами.Зло есть то, что раз­рушает жизнь и мировую гармонию. Напротив, Доб­ро – этотворение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное предназначениечеловеческой куль­туры как сгустка морали и мудрости. С точки зрения своего внутреннего строения куль­тура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и ме­тоды познания, формы мышления. Сюда относятся так­же и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политичес­кую культуру как единство политического сознания и политической деятельности.В каждой национальной культуре всегда есть ее ду­ховное ядро, некая сердцевина, вокруг которой и фор­мируется вся система культуры. На протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило огромный отпечаток на искусст­во (например, иконы как жанр в изобразительном ис­кусстве), на быт людей и их традиции, на политичес­кую жизнь и государственность, на формы хозяйствен­ной деятельности и трудовую мораль, на другие сторо­ны культуры. Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая позво­ляет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия. Практическая функция говорит о том, что культура служит целям преобразования природы с помощью зна­ний и орудий труда. Эта функция символизирует выделенность человека из остального животного мира и воз­вышение над ним как существа активного и творящего. Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей, т.е. позитивных продук­тов духовной деятельности человека — идей, идеалов,

образов и т.д.

Национальные особенности народа придают куль­туре неповторимый колорит и своеобразие. Принято говорить, например, о немецкой педантичности, о дол­готерпении и щедрости русского народа, о прагматич­ности американцев,

остроумии французов и т.д. Преемственность в культуре означает активное вли­яние прошлого в ее содержании на настоящее. Без та­кой связи времен невозможно накопление

общечелове­ческого опыта и дальнейший прогресс в культуре. В силу социальной дифференциации общества в со­держании культуры всегда имеется социально-классо­вые (идеал, интересы и др.), национальное (психологи­ческий уклад, язык и др.) и общечеловеческое (про­стые нормынравственности, единые формы мышления и др.) начала. Культура включает в себя традиционное, т.е. сложившееся и устойчивое. Это то, что накоплено, освоенои проверено на практике, например, технология производства вещей, способыземледелия у различных народов и т.д. В России, как отмечалось нами выше,тра­диционным был общинный образ жизни, имело место «ве­чевое» (соборное)начало в демократии. Но культура несет в себе и новаторское (новое),без чего невозможно ее дальнейшее прогрессивное развитие. Между традицион­ным иноваторским возможны не только гармония, как например в Японии, но ипротиворечия и даже конфлик­ты. В политической жизни это проявляется обычно вборь­бе между консерваторами и реформаторами, в педагоги­ке—в полемике междусторонниками старой и новой методик обучения и т.д. Природа также имеет отношение к развитию куль­туры. Она придает ейнекоторую направленность и оп­ределяет отдельные формы культуры. Это заметно потипу орудий труда и способам хозяйствования, по жи­лищу, одежде людей.Очевидно, что культура как социальный организм развивается под воздействиемразличных факторов.

 

С учетом многообразия этих факторов можно выделить два основных исторических типа культуры. Первый тип — это культура так называемого «тради­ционного» общества. Длянее характерно господство ус­тойчивых консервативных традиций и медленноенакоп­ление новаций (нововведений). Здесь имеет место невы­сокаястепень практического вмешательства человека в природу как объект деятельностии, соответственно, мо­раль ненасилия и гармонии с природой. Экономикаос­новывается на экстенсивном производстве с низкой эф­фективностью. Свободаиндивида фактически отсутству­ет, наблюдается зависимость индивида от общего в виде общины, коллектива или же государства. Второй тип — это культура так называемого «тех­ногенного» общества. Ей присущи динамичное разви­тие науки и техники, активная предметная деятельность человека и его массированное вторжение в природу. Культурное про­странство современного человечества весьма многоли­ко, поскольку оно суммирует исторический опыт всех стран и народов мира. Культура каждого народа всег­да уникальна; она воплощает в себе его исторический путь и судьбу, его «нишу» в потоке истории общества. Несмотря на разноликость, мировая культура все же едина, так как онавзаимосвязана. В настоящее время налицо две основные тен­денции в развитии современной культурыПервая — это стремление к своеобразию и непо­вторимости, к сохранениюсобственного «лица», что наиболее очевидно проявляется в языке, литературе,фольклоре. Данная тенденция закрепляется становле­нием и развитиемсамостоятельных (суверенных) госу­дарств. Благодаря этому современный мир иесть много­красочное целое, и каждая страна или регион вносят в этукартину собственные штрихи. Отдельные очаги культуры имеют самобытность и частонепохожи друг на друга (например, национальные религии, системы права,экономические модели и т.д.).Вторая тенденция — это взаимодействие и взаимо­проникновение отдельных культур. Этому благопри­ятствуют единые коммуникации и эффективныесред­ства связи, активный торгово-экономический обмен, наличие общих структуруправления этими процесса­ми (например, при ООН существует ЮНЕСКО какорганизация по вопросам образования, науки и куль­туры). Итак, культура — это мир человека, в котором раскрываются и воплощаются сущностные силы и энергия человека. Культура есть продукт творчества и мир для человека, где черпают знания и опыт предшественни­ков. Человек творит мир культуры, но и культура тво­рит человека в качестве человека.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 49 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав