Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Общество как объект философского анализа. Исследовательские программы в обществоведении.

Читайте также:
  1. I)Однофакторный дисперсионный анализ (выполняется с применением программы «Однофакторный дисперсионный анализ» надстройки «Анализ данных» пакета Microsoft Excel).
  2. II Научно-практическая конференция школьников и студентов СПО по обществознанию.
  3. II. Общество как социальная система, её основные системные признаки
  4. II. Объективное исследование (нужное подчеркнуть)
  5. II. Объекты и сроки прохождения практики
  6. II. Объекты и субъекты криминалистической идентификации. Идентификационные признаки и их классификация.
  7. II. Структура программы
  8. III. 1. ПАРАДИГМА И НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО
  9. III. Ожидаемый результат реализации программы
  10. III. Социальная организация как объект изучения социологии.

Общество – это система общественных надличных отношений.

Основу общественной жизни составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека, а также деятельность по производству самого человека как социального существа, его культуры.

Т.Е. общество – система деятельности и отношений.

Общество – это также мир культуры.

Общество как система имеет свою структуру. Можно выделить четыре основные сферы жизни общества:

1.материально-производственная (экономическая);

2.социальная;

3.политическая;

4.духовная.

Поэтому научный подход к обществу – это всегда системный подход, дополняемый структурным, функциональным и историческим подходами.

Материальная сфера является основой жизни общества, но ведущей является духовная сфера. Сознательно или бессознательно человек действует – от этого зависят результаты деятельности.

Общество – материально-идеальный континуум.

 

Материальное в обществе:

1. географические условия, природа, втянутая в жизнь общества практикой (вторая природа);

2. народонаселение (численность, качество народонаселения, влияющие на развитие производства);

3. технико-технологическая база;

4. материальное в обществе – это также система закономерностей, отношений, которые складываются и функционируют не проходя через сознание людей, объективно и в этом смысле они – материальны. Прежде всего, это производственные экономические отношения.

Идеальное в обществе:

1. это общественное сознание, духовная жизнь общества, духовные отношения.

Общество – это развивающаяся система. Источник развития – борьба внутренних социальных противоположностей (основное противоречие – между производительными силами и производственными отношениями).

Социальная реальность на уровне сущности – это надличные общественные отношения, а на уровне явлений – это люди (индивидуальный уровень), их группы, культура, производство, события (надиндивидуальный уровень) и др. как носители общественных отношений.

 

Исследовательские программы в обществоведении.

Начнем с того, что можно выделить материалистический и идеалистический подходы к обществу. Но т.к. общество – многофакторная система, то появляется разнообразие подходов, делающих акцент то на одни, то на другие аспекты жизни общества.

В нашей программе дана следующая классификация исследовательских программ в обществоведении:

1) Натуралистическая программа: рассматривает общество по аналогии с природой;

2) Социологическая программа: подчеркивает специфику социальной реальности. Общество понимается как надиндивидуальная реальность, подчиняющаяся объективным социальным законам. Маркс считал, что социальная реальность определяется экономической деятельностью, М.Вебер – что социальным действием, рациональным в своей основе, Хабермас – что коммуникативным действием.

3) Культурно-историческая (культурцентристская) программа начинает с различия наук о природе и наук о духе. Общество сверхиндивидуальная реальность, основа его – культура, т.е. надо выявлять уникальное в обществе (Дильтей, Виндельбанд и др.). Надо понимать, а не объяснять социальную реальность, мотивы (Шпенглер, Тойнби, Данилевский).

4) Психологическая и социопсихологическая программа считает, что в обществе основные – психологические факторы.

 

Есть и другие классификации, например, выделяют:

1. Социологический идеализм.

2. Географический детерминизм.

3. Мальтузианство.

4. Биологический детерминизм: а) социальный дарвинизм; б) расизм; в) фрейдизм.(не видят разницы между разными уровнями сложности в организации материи).

5. Марксизм.

6. Психологические исследовательские программы.

7. техницистское направление.

 

 

41. историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.

42. Идея единства и многовариантности исторического развития. Формационный и цивилизационный подходы к анализу истории общества.

43. Проблема источника общественного развития. Факторы общественного развития.

44. Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса. Роль народных масс и личности в истории. Концепция Элит.

45. Экономическая сфера жизни общества. Понятие общественного производства. Способ производства.

46. Социальная структура общества. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.

47. Политическая сфера жизни общества. Государство как социальный институт. Понятие гражданского общества.

48. Духовная сфера жизни общества. Уровни и формы общественного сознания.

49. Понятие культуры. Концепции культуры. Культура как форма самореализации человека.

50. Культура и цивилизация. Диалог культур в современном мире.

51. Философские вопросы антропосоциогенеза.

52. Философская антропология: человек как предмет философского анализа в классической и постклассической философии.

53. Человек: индивид, индивидуальность, личность. Проблема личности в философии.

54. Жизнь, смерть и бессмертие в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни.

55. Природа как объект философского и научного познания.

56. Природа как среда обитания человека. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив. Место экологических ценностей в системе ценностей современной цивилизации.

57. Проблема нравственности исторического процесса и его детерминизма. Понятие общественного прогресса. Критерии прогресса.

58. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав