Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Кафедра философии СПбГЛТА

Читайте также:
  1. I. Предпосылки формирования философии НВ.
  2. I. Специфика русской философии
  3. II. 4. РЕАБИЛИТАЦИЯ ФИЛОСОФИИ
  4. III. Основные направления в философии НВ.
  5. Азақстан тарихы кафедрасы
  6. Азақстан тарихы кафедрасы
  7. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ: РЕЛЯТИВИЗМ СОФИСТОВ И ЭТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ СОКРАТА
  8. Бессознательным в философии называют
  9. Билет №1: Понятие и предмет философии, специфика философских проблем
  10. Билет№ 14:Соотношение философии и науки.

Данное методическое пособие, предназначенное для студентов заочной формы обучения всех факультетов лесотехнической академии, содержит программу курса, тематику контрольных работ, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, как в межсессионный период, так и во время сессии, список экзаменационных вопросов, словарь наиболее употребляемых философских терминов и список основной литературы по дисциплине.

 

 

Темплан г. Изд. №.

 

О Б Щ И Е С В Е Д Е Н И Я

 

Преподавание курса философии в вузе имеет своей целью формирование мировоззренческой и методологической культуры будущего специалиста и гражданина.

В ходе обучения ставятся задачи:

- познакомить студента с сущностью /основными разделами, проблемами/ философии, ее ролью в жизни человека и общества, важнейшими этапами развития философской мысли, главными направлениями и течениями современной философии;

- научить студента ориентироваться в наиболее общих вопросах бытия и познания, проблемах ценностей, свободы и смысла жизни, самостоятельно формулировать, анализировать, обосновывать и отстаивать свои убеждения, использовать философские понятия и методы в ходе профессиональной деятельности, в процессе принятия решений и ведения дискуссий.

 

Учебная дисциплина «Философия» изучается на большинстве факультетов академии на третьем курсе после таких гуманитарных дисциплин как история и культурология, которые подготавливает студента к восприятию теоретически и терминологически более сложного философского материала.

Курс включает в себя исторический и систематический разделы, дающие в совокупности представление об основных этапах развития философских знаний и их современном состоянии.

Изучение философии студентами – заочниками включает в себя следующие формы учебной работы:

- прослушивание установочных лекций, на которых сообщаются общая информация об изучаемой дисциплине, требования по курсу, задание на межсессионный период и рекомендуемая литература;

- самостоятельное знакомство в межсессионный период с учебным материалом курса по рекомендованной учебной и справочной литературе, которое целесообразно сопровождать конспектированием наиболее важных положений;

- выбор и написание в указанный период письменных домашних работ по двум частям курса философии;

- прослушивание лекции, подготовка и участие в семинарских занятиях в период сессии;

- предэкзаменационные консультации, подготовка и сдача экзамена.

 

Предлагаемые «Методические рекомендации» составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта, а также структуры и опыта преподавания учебной дисциплины «Философия» в Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии и имеют своей целью оказать методическую помощь студенту – заочнику на всех этапах его самостоятельной и аудиторной работы. Для этого учащемуся разъясняются сущность и особенности различных этапов и форм процесса обучения философии, даются конкретные советы по организации и осуществлению его учебной работы. В пособие включены программа курса и перечень экзаменационных вопросов, помогающие студенту с первых шагов знакомства с философией целенаправленно готовиться к итоговой аттестации по этой дисциплине, список тем домашних контрольных работ с предъявляемыми к ним требованиями, а также наиболее употребляемые в ходе обучения философские термины и основная учебная литература.

 

В межсессионный период для проживающих в Санкт-Петербурге и пригородах организуются дополнительные занятия и консультации с правом досрочной сдачи экзаменов. Сведения об этом можно получить на кафедре философии.

 


П Р О Г Р А М М А

учебной дисциплины «Философия»

 

Наименование тем и их содержание

 

1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

 

Понятие мировоззрения. Мировоззрение как мироощущение и миропонимание. Отношение человека к миру как основной вопрос мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, их взаимосвязь. Структура мировоззрения и место в ней философии. Всеобщность, рациональность и проблемность философского постижения мира. Предмет философии как философская проблема. Специфика философского вопрошания. Философские вопросы как функции философии. Социальные функции философии, ее разделы и основные философские направления.

Место и роль философии в культуре. Философия как самосознание человека, общества и эпохи. Философия и религия. Философия и искусство. Философия и наука. Философия как учение о сущем и должном. Философия и общечеловеческие ценности. Структура философского знания: основные разделы философии (онтология, гносеология, аксиология и т.п.), философские дисциплины (этика, эстетика и т.п.), философские проблемы различных наук и сфер бытия (философия образования, физики, права, биологии и т.п.). Философия как гуманитарное знание. Философия, глобальные проблемы и судьбы человечества.

 

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

 

Возникновение и развитие основных философских направлений в ранней философии Востока и Запада. Философские школы Древней Индии. Древний Китай: конфуцианство и даосизм. Основные школы античной философии (милетская, пифагорейская, элейская, атомистическая, эпикурейская, киническая, стоическая). Философские взгляды Платона и Аристотеля.

Религиозный характер философии средневековья: патристика и схоластика. Теоцентризм философских систем Аврелия Августина и Фомы Аквинского.

Проблемы человека как личности, натурфилософии и социального развития в возрожденческой философской мысли (Пико делла Мирандола, Н. Кузанский, Н. Макиавелли).

Научная революция XYII века и философия Нового времени. Эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт) как ведущие методологические установки эпохи.

Философия Просвещения, Классики немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель) о проблемах диалектики познания, природы и истории.

Истоки, основные идеи и эволюция философии марксизма.

Основные особенности и направления развития русской философии XIX – начала XX веков.

П.Я Чаадаев, славянофилы и западники, Н.Г. Чернышевский, русская религиозная философская мысль (В. Соловьев, Н. Бердяев), русский космизм (Н. Федоров и др./.

Иррационалистическое направление в западной философии ХIХ столетия. Волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

Ведущие течения западной философии ХХ века (неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм, неотомизм, фрейдизм, философская антропология и др.).

 

3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О БЫТИИ

 

Бытие как предмет онтологии. Категория бытия в истории философии. Основные виды бытия и их взаимосвязь.

Бытие и проблема субстанции. Виды субстанций, Монизм, дуализм и плюрализм в понимании субстанции. Проблема субстанции и развитие естествознания. Эволюция понятия материи в истории философии. Понятия материального и идеального.

Понятие движения. Движение и покой. Движение и развитие. Многообразие форм движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Редукционизм и его ограниченность.

Пространство и время, их основные характеристики. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Многообразие пространственно-временных отношений в различных видах бытия. Парадоксы пространства и времени.

Взаимосвязь философии и науки в познании мира. Научная, философская и религиозная картины мира.

4. СОЗНАНИЕ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

 

Проблема сознания в философии. Сознание как сущностное свойство и отличительный признак человека.

Происхождение сознания, его природные и социальные предпосылки. Сознание и отражение. Эволюция форм отражения в неживой и живой природе. Психика животных и сознание человека.

Сознание как регулятор человеческой деятельности. Сознание и труд. Сознание и общение. Сознание и познание.

Сознание – идеальное конструирование реальности. Идеальность сознания. Роль языка в становлении и развитии сознания, Знак и значение Проблема моделирования мышления. Действительность, мышление, логика и язык.

Сознание как способ существования человеческого «Я». Структура сознания. Самосознание и личность. Взаимосвязь сознательного и бессознательного в поведении человека. Разум и эмоции. Индивидуальное и общественное сознание.

 

5. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

 

Специфика философского подхода к познанию. Основные гносеологические установки: оптимизм, агностицизм, скептицизм.

Познание как исторически развивающееся отношение человека к миру. Структура познавательного процесса. Субъект и объект познания. Познание, практика, творчество.

Познание как отражение и знаковая деятельность. Многообразие форм познания (обыденное и теоретическое, вненаучное и научное и др.) Знание и вера. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Чувственное и рациональное в познании, их формы и взаимосвязь. Философское учение об истине. Истина и заблуждение. Когерентная, корреспондентная, прагматическая и деятельностная концепции истины. Диалектика абсолютного и относительного в познании. Критерии истины. Истина и ценность.

Научное познание, его особенности и структура. Методы и формы. Критерии научности.

Научная рациональность и ее исторические типы. Понятие научной революции. Рост научного и технического знания в современном мире. Сциентизм и антисциентизм. Наука на рубеже третьего тысячелетия.

 

6. ДИАЛЕКТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОСТИЖЕНИЯ МИРА

 

Диалектика как учение и метод познания и преобразования изменяющегося мира. Диалектика и метафизика. Понятие развития в философии и науке. Проблема критериев развития. Связь принципов и законов диалектики. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, его раскрытие в категориях «качество», «количество», «мера», «скачок» и методологическое значение. Закон единства и борьбы противоположностей – главный закон диалектики, выражающий ее суть как возникновение, нарастание и разрешение противоречий. Противоречия формально-логическое и диалектическое. Закон отрицания отрицания. Понятие диалектического отрицания и его методологическое значение. Единство законов диалектики, раскрывающих механизм, движущие силы и направленность развития.

Категории диалектики. Триада категорий «единичное – особенное - всеобщее». Рост понимания значимости единичного в философии, науке и практике ХХ столетия. Принцип системности и его раскрытие посредством категорий «часть – целое», «система – элемент – структура», «форма – содержание». Типы целостности. Современный системный подход. Закономерности динамические и статистические. Принцип детерминизма и его раскрытие в категориях «причина – следствие», «необходимость – случайность», «возможность – действительность». Детерминизм лапласовский и вероятностный. Индетерминизм. Проблема самоорганизации в философии и науке.

 

7. ОБЩЕСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Общество как объект социального познания. Специфика философского исследования общества, влияние мировоззренческих установок на его понимание. Общество как сложноорганизованная система, ее элементы и системообразующие факторы. Уровни организации общества как оформление и закрепление социального опыта действующего человека: материально-производственного, политического, духовного; их взаимосвязь. Проблемы социальной детерминации. Общество как продукт деятельности людей. Гражданское общество и государство.

Философская проблематика исторического процесса. Смысл и направленность истории, ее единство и многообразие. Поиски движущих сил общественного развития. Необходимость и случайность в истории. Общественная необходимость и свобода. Насилие и ненасилие в истории. Преемственность исторического процесса. Проблема периодизации всемирной истории. Формационный и цивилизационный подходы: достоинства и недостатки. Проблема общественного прогресса и его критериев. Пути преображения России: между Западом и Востоком.

 

8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

Учение о человеке в структуре философского знания. Предмет и задачи философской антропологии. Понимание человека в истории философско-мировоззренческих систем Запада и Востока.

Философские аспекты проблемы антропосоциогенеза.

Человек как единство природного, социального и духовного начал. Их соотношение в детерминации его поведения и деятельности. Вопрос о космопланетарном феномене человека, его возможностях и пределах эволюции.

Человек перед лицом вечности: проблема жизни и смерти. Вопрос о смысле человеческого существования в истории философии. Человек в системе социальных связей: личность и общество. Философское содержание понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Личность и социальные роли. Личность и массы. Исторические типы личности. Социальный детерминизм, свобода и ответственность человека. Отчуждение как социально-личностная проблема современности.

 

9. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ

 

Человек, общество, культура. Определение культуры как философская проблема. Происхождение культуры. Культура и природа. Культура материальная и духовная. Функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблема преемственности поколений. Представление о совершенном человеке в различных культурах.

Культура как ценностное измерение общества. Ценности и потребности человека. Понятия «ценность», «оценка», «норма», «идеал». Классификация ценностей, проблема их иерархии. Нравственные ценности. Мораль. Справедливость, право. Эстетические ценности и их роль в жизни человека. Религиозные ценности и свобода совести. Социальная обусловленность ценностных ориентаций и их основные типы: гедонизм, утилитаризм, альтруизм и др. Проблема общечеловеческих ценностей.

Культура и цивилизация. Культура массовая и элитарная. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Ценностное самоопределение России в диалоге культур Востока и Запада.

 

10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Основные черты и особенности современного этапа развития мировой цивилизации.

Глобальные проблемы современности: понятие и происхождение. Научно-техническая революция и ее цивилизационные последствия.

Система глобальных проблем современности (обеспечение мира, преодоление социально-экономической и научно-технической отсталости развивающихся стран, экологические проблемы, регулирование роста народонаселения и др.), их взаимосвязь и основные подходы к решению.

Место и роль философии, естественных, гуманитарных и технических наук в преодолении кризиса современной цивилизации.

Взаимодействие общества и природы как философская проблема. Понятие природы. Живое и неживое, их взаимосвязь и относительность различия. Естественная и искусственная среда обитания («первая» и «вторая» природа). Эволюция практического, нравственного, эстетического отношений человека к природе в ходе истории. Современная экологическая проблематика, ее научные, социально-философские и этико-гуманистические аспекты. Основные подходы к проблеме выживания человечества и выхода из экологического кризиса (теория ноосферы В.И. Вернадского, доклады «Римского клуба», концепция коэволюции общества и природы Н.Н. Моисеева и др.). Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по написанию контрольных работ по курсу «Философия» для студентов всех факультетов заочного отделения

 

Написание контрольных работ преследует цели:

 

1. Развитие навыков самостоятельного ознакомления с философской литературой (учебной и дополнительной).

2. Формирование умение выделять главное для ответа на вопросы составленного плана.

3. Обучение глубоко обдумывать изучаемую тему, грамотно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

 

Требования к контрольной работе:

В соответствии с учебным планом студенты выполняют две контрольные работы по философии: одну по первой части, другую - по второй. Объем каждой из двух обязательных работ составляет 20 – 24 страницы школьной тетради.

Выбор темы осуществляется по строго определенному правилу: последняя цифра шифра зачетной книжки должна совпадать с последней цифрой номера темы. Например: если последняя цифра шифра - «7», то студент выбирает тему № 7, либо № 17, либо № 27 по первой части, тему № 37, либо 47, либо 57 – по второй.

Обратите внимание, что в рамках одного варианта (например, 7, 17, 27, 37, 47, 57) подобраны темы различной сложности. Это сделано для того, чтобы студенты могли в соответствии со своими склонностями и способностями избрать для себя либо традиционно сформулированные и потому больше представленные в учебной литературе темы, либо более дискуссионные проблемы, для раскрытия которых требуется больше самостоятельности как в поиске литературы, так и в изложении материала.

 

Оформление контрольной работы:

 

На обложке тетради указывается часть тематики, по которой написана представленная работа (1 или 2 часть), фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа и специальность, номер шифра зачетной книжки и домашний адрес. На первой странице должен быть указан номер темы (из данной методической разработки), ее полная формулировка и самостоятельно составленный план контрольной работы, в соответствии с которым в тексте выделяются части. В конце работы приводится грамотно оформленный список использованной при ее написании литературы, ставится дата и подпись студента.

Все контрольные работы выполняются только от руки аккуратным и разборчивым подчерком.

 


Т Е М А Т И К А К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Х Р А Б О Т

 

темы Наименование темы

 

ЧАСТЬ 1

1. Место философии в системе знаний и ее значение в жизни человека и общества.

2. Основной вопрос философии как философская проблема.

3. Античная философия и ее значение.

4. Философия средних веков.

5. Философия эпохи Возрождения.

6. Западноевропейская философия ХVII века.

7. Философия эпохи Просвещения.

8. Немецкая классическая философия.

9. Возникновение и развитие марксистской философии.

10. Неклассическая философия XIX века.

11. Русская философия XIX – первой половины XX веков.

12. Западная философия ХХ века. Основные проблемы, течения и представители.

13. Бытие и его виды. Проблема субстанции в философии.

14. Всеобщие формы существования реальности.

15. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

16. Закон единств и борьбы противоположностей.

17. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

18. Закон отрицания отрицания.

19. Категории диалектики: единичное, особенное и общее.

20. Категории диалектики: причина и следствие.

21. Категории диалектики: содержание и форма.

22. Категории диалектики: необходимость и случайность.

23. Категории диалектики: возможность и действительность.

24. Философские проблемы антропосоциогенеза.

25. Сущность сознания.

26. Проблема субъекта и объекта познания.

27. Чувственное и рациональное в познании.

28. Проблема истины в философии.

29. Методы и формы научного познания.

30. Современная научная картина мира.

 

ЧАСТЬ 2

 

31. Общество как объект философского исследования.

32. Общество как развивающаяся система.

33. Направленность и смысл истории как философская проблема.

34. Проблема взаимодействия общества и природы.

35. Человек как предмет философского осмысления.

36. Проблема личности в философии.

37. Отчуждение как проблема современности.

38. Гуманизм как принцип, его эволюция и современные формы.

39. Ценности и их роль в жизни общества.

40. Философское понятие культуры.

41. Смысл жизни как проблема философии.

42. Проблема соотношения свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека.

43. Современные проблемы философии техники.

44. Человек в информационном обществе: проблемы и перспективы.

45. Философия хозяйственно-экономической деятельности человека в мире.

46. Современные проблемы политической философии.

47. Россия в диалоге культур Запада и Востока: прошлое, настоящее и будущее.

48. Революция, реформа и трансформация в развитии общества.

49. Сущность и структура общественного сознания.

50. Идеология и ее роль в функционировании и развитии общества.

51. Феномен массового сознания и его роль в обществе.

52. Современные проблемы философии образования.

53. Религия как форма человеческой духовности: история и современность.

54. Искусство как форма духовности человека и человечества.

55. Мораль как основа социальности человека.

56. Правовое сознание как основа цивилизованного общества.

57. Наука и ее роль в развитии общества.

58. Общественный прогресс как философская проблема.

59. Глобальные проблемы современности глазами философа.

60. Футурология о кризисе цивилизации и ее будущем.

 

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

ТЕМА1.

Место философии в системе знаний и ее роль в жизни человека и общества.

 

1. Мировоззрение и его исторические типы.

2. Предмет и функции философии. Ее отношение к другим формам духовной культуры.

3. Философия в жизни человека.

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ КУРСА

 

1. АГНОСТИЦИЗМ – учение в гносеологии, отрицающее возможность достижения в ходе познания истинного знания, независимого от познающего субъекта.

2. АНИМИЗМ – одушевление всего существующего, черта архаического сознания.

3. АКСИОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий ценности и ценностное отношение человека к миру.

4. АНТРОПОМОРФИЗМ – очеловечивание всего существующего, черта архаического сознания.

5. АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ – процесс происхождения человека и общества.

6. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – философское мировоззрение, ставящее человека в центр мира и философских размышлений, основная черта ренессансного гуманизма.

7. БЫТИЕ – философская категория, обозначающая все существующее, в отличие от несуществующего (НЕБЫТИЯ).

8. ВОЛЮНТАРИЗМ – а) в онтологии - философская концепция, утверждающая в качестве первоосновы мира волевое начало; б) в социальной философии – теория, отрицающая общественные законы и абсолютизирующая роль человека в истории.

9. ВРЕМЯ – философская категория, обозначающая отношения длительности, следования друг за другом процессов, событий.

10. ГНОСЕОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий процесс познания; (его синоним - понятие ЭПИСТЕМОЛОГИЯ).

11. ГУМАНИЗМ – философский принцип, утверждающий свободу и достоинство человека в качестве высшей ценности общества.

12. ДВИЖЕНИЕ – философская категория для обозначения любого изменения чего-либо.

13. ДЕИЗМ - философское учение, допускающее Бога как первопричину мира, но не признающее его влияние на развитие мира в дальнейшем.

14. ДЕТЕРМИНИЗМ – философская концепция, утверждающая всеобщую закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества (ему противоположен ИНДЕТЕРМИНИЗМ).

15. ДИАЛЕКТИКА – теория развития и всеобщей связи явлений и процессов, а также вытекающий из нее универсальный метод познания, требующий рассматривать любой объект в развитии и взаимосвязи с другими объектами.

16. ДУАЛИЗМ - философская позиция, признающая (в противоположность МОНИЗМУ) наличие двух независящих первоначал мира (субстанций), как правило, материального и духовного.

17. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА – единство многообразия всех видов духовного освоения действительности, способ общественной жизнедеятельности, связанный с производством духовных ценностей и удовлетворением духовных потребностей людей.

18. ИДЕАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, признающее первоначалом мира (субстанцией): а) духовность отдельного человека (например, его сознание) – СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ; б) внечеловеческий духовный фактор (например: Абсолютная идея или мир идей) - ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ.

19. ИНДИВИД –единичный человек как представитель человеческого рода.

20. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ –уникальное сочетание природных, социальных и духовных качеств, присущее конкретному человеку.

21. ИРРАЦИОНАЛИЗМ – философское направление, утверждающее в основе существующего неразумное начало (например, переживание или волю), из чего следует главенство противопоставляемых разуму способов познания мира (божественное откровение, интуиция и т.п.).

22. ИСТИНА – знание, адекватно соответствующее действительности.

23. КУЛЬТУРА – совокупность результатов человеческой деятельности в прошлом и настоящем, ядром которой выступает созданная человечеством система ценностей.

24. ЛИЧНОСТЬ – результат становления человека как члена общества, наделенного самосознанием, свободой и ответственностью.

25. МАТЕРИАЛИЗМ – одно из главных направлений в философии, считающее материю (природу) единственным первоначалом мира (субстанцией).

26. МАТЕРИЯ – философская категория, служащая для обозначения объективной реальности, т.е., существующего вне и независимо от сознания.

27. МЕТАФИЗИКА – а) противоположный ДИАЛЕКТИКЕ философский способ познания мира, признающий последний качественно неменяющимся и состоящим из несвязанных друг с другом объектов; б) синоним философии по традиции, идущей от Аристотеля.

28. МИРОВОЗЗРЕНИЕ – система представлений человека о мире и своем месте в нем.

29. МИФОЛОГИЯ – первый исторический тип мировоззрения, свойственный древней культуре и представляющий мир в образно-символической форме как результат деяний богов и героев.

30. МОНИЗМ - философская позиция, признающая единственное первоначало мира (субстанцию).

31. НАТУРФИЛОСОФИЯ – философия природы, особенностью которой выступает умозрительное (т.е. основанное не на конкретных знаниях, а на рассуждениях философов) рассмотрение природы в ее целостности.

32. НАУКА – сфера человеческой деятельности, осуществляющая выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о мире.

33. НЕОТОМИЗМ - официальная философия современной католической церкви, берущая свое начало от Фомы Аквинского (XIII в.) и стремящаяся примирить догматы христианства и положения науки и разума.

34. НОМИНАЛИЗМ – направление в средневековой схоластике, признающее реально существующими только единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – лишь придуманными людьми именами для их обозначения.

35. ОБЩЕСТВО - совокупность людей, связанных между собой определенными отношениями; исторически сложившаяся форма совместной жизнедеятельности людей.

36. ОНТОЛОГИЯ – раздел философии, изучающий наиболее фундаментальные принципы бытия (существующего).

37. ОТРАЖЕНИЕ - неотъемлемое свойство материальных объектов воспроизводить в процессе взаимодействия особенности друг друга.

38. ОТЧУЖДЕНИЕ – превращение человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную и даже враждебную своему создателю силу.

39. ПАНТЕИЗМ – философская теория, отождествляющая Бога и природу.

40. ПАТРИСТИКА - первый этап развития средневековой философии, характеризующийся становлением христианского вероучения на основе Священного Писания в процессе его защиты от «язычников».

41. ПЛЮРАЛИЗМ – философская позиция, признающая множество самостоятельных начал бытия (субстанций).

42. ПОЗИТИВИЗМ - течение в западной философии, считающее единственным источником подлинного (позитивного) знания науку и на этом основании отрицающее философию как особую отрасль знаний. В ХХ веке представлен в форме НЕОПОЗИТИВИЗМА, ориентированного на анализ языка, методов и результатов науки средствами математической логики с целью их очистки от философии, и ПОСТПОЗИТИВИЗМА, исследующего развитие науки в контексте культуры.

43. ПРАКТИКА – способ включения человека в окружающий его природный и социальный миры путем их активного и целенаправленного преобразования.

44. ПРОГРЕСС – направление развития (в том числе и общественного), восходящего от менее совершенного к более совершенному состоянию.

45. ПРОСТРАНСТВО – философское понятие, обозначающее, протяженность, структурность и взаиморасположенность материальных объектов.

46. РАЗВИТИЕ – система необратимых, направленных, качественных изменений объекта, осуществляемых преимущественно под воздействием внутренних сил.

47. РАЦИОНАЛИЗМ – направление в теории познания, согласно которому единственным источников и средством истинного познания является разум.

48. РЕАЛИЗМ – учение в средневековой схоластике, согласно которому общие понятия (универсалии) существуют реально, то есть до и независимо от обозначаемых ими единичных вещей.

49. РЕЛИГИЯ – исторический тип мировоззрения, осмысляющий мир на основе веры с точки зрения его двойственности, то есть деления на мир естественный и мир сверхъестественный, где первый абсолютно зависим от второго.

50. РЕЛЯТИВИЗМ – философская позиция, утверждающая относительность (условность, субъективность) результатов человеческого познания.

51. СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ - процесс освобождения общества и культуры (в целом или их отдельных областей) от диктата религии и церкви.

52. СЕНСУАЛИЗМ – направление в теории познания, признающее чувственные восприятия человека единственным источником достоверных знаний о мире.

53. СОЗНАНИЕ – свойственная человеку высшая форма отражения реальности и организации внутренней духовной жизни.

54. СХОЛАСТИКА – второй этап развития средневековой философии, характеризующийся стремлением церкви примирить веру и разум в целях подкрепления христианского учения рациональными основаниями (например, доказательства бытия Бога с помощью формальной логики).

55. СУБСТАНЦИЯ – первооснова, первоначало, сущность всех вещей и процессов, являющаяся причиной самой себя.

56. ТЕЛЕОЛОГИЯ – предложенный Аристотелем взгляд на мир как движущийся к некой цели.

57. ТЕОЛОГИЯ – богословие, наука о Боге, учение о сущности Бога.

58. ТЕОЦЕНТРИЗМ – возникшее в средние века философское мировоззрение, ставящее Бога в центр мира и философского размышления.

59. ФАТАЛИЗМ – а) вера в предопределенность, неотвратимость чего-либо; б) философская абсолютизация роли общественных законов в истории цивилизации и недооценка активной роли в этом процессе человека.

60. ФИЛОСОФИЯ – (дословно «любовь к мудрости») особая форма постижения мира: исторический тип мировоззрения и наука, изучающая мир в целом.

61. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - а) раздел философии, изучающий человека; б) течение западной философии ХХ века, ставившее цель создать целостную концепцию человека, преодолевающую односторонность существующих подходов к его пониманию.

62. ЦЕННОСТЬ – положительная или отрицательная значимость для человека и общества объекта его потребности, выступающая ориентиром человеческой деятельности.

63. ЦИВИЛИЗАЦИЯ - а) этап в развитии человечества, характеризующийся культивированием растений и животных, развитой социальной иерархией, наличием государства, духовной жизнью на основе письменной культуры;

б) общество, в котором люди сознательно и добровольно выполняют правила, законы и нормы этого общества; в) социальная целостность, характеризующаяся единством материальных и духовных ценностей (например, цивилизация индейцев майя).

64. ЭМПИРИЗМ – направление в теории познания, признающее опыт единственным источником и средством достоверного познания.

65. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – течение в западной философии ХХ века, противопоставляющее существование человека его сущности, которая понимается как свобода, то есть обязанность созидать себя, постоянно осуществляя выбор и переживая за него ответственность.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Как подготовиться к докладу о творчестве философа?

Тему доклада, его продолжительность и предполагаемую к использованию литературу следует заранее обсудить и согласовать с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Не забывайте, что устная речь сильно отличается от письменной. Доклад следует не читать, а произносить так, чтобы Ваш рассказ был понятен и интересен слушателям. В этих целях избегайте длинных и сложных фраз, используйте знакомые Вам термины или же обязательно поясняйте незнакомые.

После изучения избранных источников постарайтесь ответить на следующие вопросы, которые и составят примерный план Вашего изложения:

1. В какое время, в какой стране жил философ? Какие особенности культуры этой эпохи и каким образом повлияли на его творчество?

2. Какие обстоятельства и события его личной жизни, его судьбы серьезно повлияли на выбор и решение им философских проблем?

3. На какие философские традиции он опирался? Кого считал своими предшественниками, учителями? С кем спорил, полемизировал? Почему? Как называются его основные произведения?

4. Какова главная тема творчества философа? Восстановите в памяти смысл таких понятий, как онтология, гносеология, теология, антропология, методология, аксиология, социальная философия, диалектика, этика, эстетика, логика. Какой вклад внес мыслитель в развитие этих областей философского знания?

5. Можно ли отнести его творчество к определенному течению, направлению в философии вообще и философии его эпохи, в частности? Почему? Менялись ли его взгляды на протяжении жизни?

6. Какие выводы Вы можете сделать о значении творчества философа для своего времени и страны, для дальнейшего развития мировой философии и духовной культуры в целом? Что в нем представляется Вам современным и актуальным сегодня, для нас?

Подготовленный доклад полезно подвергнуть пробному хронометражу для выяснения – укладываетесь ли Вы в запланированное время.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 31 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.044 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав