Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 7. Немецкая классическая философия.

Читайте также:
  1. E) миф, религия, философия.
  2. II. Классическая школа менеджмента или административная.
  3. II. Неклассическая парадигма социологической теории.
  4. Административная (классическая) школа в управлении.
  5. Административное управление (классическая школа)
  6. Античная философия.
  7. Античная философия.
  8. Античная философия.
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.
  10. Арабо-мусульманская философия. Ибн-Сина(Авиценна), Ибн-Рушд(Аверроэс). Их влияние на европейскую философскую мысль.

Главные особенности немецкой классической философии:

1) преемственность по отношению к идеям эпохи Просвещения 18в. Гердер, И. Лессинг, Х. Вольф);

2) рационализм - вера в силу разума и науки;

3) критическое отношение к социальной жизни(отсюда важнейшая идея передовых мыслителей Германии – идея национального единства. Германия была, в отличие от других европейских стран раздробленной полуфеодальной страной, состоящей из нескольких сотен земель, княжеств, вольных городов, не соединенных ни политически, ни экономически);

4) гуманистические ценности – гуманизм дан человечеству для совершенствования разума и нравов и позитивного влияния людей друг на друга.

Новации - основные идеи (темы) в немецкой классической философии и их авторы:

1) идея познавательной активности субъекта (Кант);

2) обоснование моральной и правовой автономности (самостоятельности) личности (Кант);

3) идея единства мира, тождества субъекта и объекта (Шеллинг);

4) принцип единства противоположностей (Шеллинг, Гегель);

5) единая, цельная система принципов и категорий диалектики (Гегель);

6) идея исторической закономерности (Гердер, Гегель);

7) принцип историзма в приложении ко всем областям человеческого знания и действия (Гегель);

8) трактовка религии как процесса отчуждения сущности человека (Фейербах).

2. Родоначальник немецкой классической философии – Иммануил Кант (1724–1804 гг.). В творчестве Канта выделяют два периода: докритический и критический.

В докритический период (до 1771 г.) Кант выступает как ученый-материалист – физик, астроном, географ. Крупный научный труд этого периода «Всеобщая естественная история и теория неба». В научных гипотезах Канта четко прослеживаются идеи диалектики и историзма.

Но специфически кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования 3-х «Критик»: «Критика чистого разума» (1781г.), «Критика практического разума» (1788г.), «Критика способности суждения» (1790г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма – так сам Кант называл свою философию (транцендентный, трансцендентальный – лат. «переступающий, выходящий за пределы»). Второй период творчества называется критическим еще и потому, что Кант поставил задачу - провести критический анализ всей предшествующей философии и, главное, критический анализ познавательных способностей человека.

Познание – это особый вид деятельности человека, протекающий по своим собственным законам. Впервые в истории философии Кант рассматривает не структуру познаваемой субстанции, а специфику познающего субъекта – как главный фактор, определяющий и способ, и предмет познания. Кант сделал гносеологию основной философией, предметом которой является не природа, мир или человек, а познавательная деятельность субъекта, а также – установление законов человеческого разума, определение его границ. У человека три познавательные способности: чувственность, рассудок, разум. Чувственность – это познание мира с помощью ощущений. Рассудок есть способность логического мышления, т.е. умение оперировать категориями. Рассудок непосредственно с внешним миром не связан, он опирается на чувства, без них он глух и слеп. Знание есть синтез чувственности и рассудка. Такие знания Кант называет апостериорными (лат. «из последующего»), полученными из опыта.

Но когда мы разбираем качества предметов по показаниям органов чувств, остаются две характеристики, которые нельзя привязать ни к какому ощущению – это пространство и время. Они не даны нам в ощущениях, значит, их нет в опыте. Откуда тогда они в нашем рассудке? Эти знания априорны (лат. «из предшествующего») – т.е. чистые, доопытные или внеопытные.

В сознании человека существует также множество других понятий, которые не даны и не могут быть даны в опыте: Бог, душа, свобода, бесконечность и пр. Такие понятия не могут иметь предметного характера: нельзя увидеть реальную бесконечность, нельзя обнаружить в природе Бога и т.д. Человек понимает это, но стремится познать их, т.е. истолковать как предметные. Решение таких проблем является областью действия третьей познавательной способности человека – разума. Пытаясь решить нерешаемое, мыслимое сделать предметным, конкретным разум тут же запутывается в противоречиях. Кант называет их «антиномиями чистого разума».

Антиномии (греч. «противоречие закона самому себе») – парные суждения, каждое из которых исключает другое. Антиномии - это не логические ошибки, а следствие того, что разум выходит за пределы познавательных возможностей человека.

Разрешить антиномии Кант предлагает различением мира «явлений» и мира «вещей в себе». «Вещь в себе» - мир, являющийся причиной наших ощущений, он непознаваем. «Вещь для нас», мир «явлений» - это наши представления о мире, то, какой вещь нам является. Вывод Канта: человек может познавать мир только в меру своих познавательных способностей и поэтому не может рассчитывать на абсолютное знание. Он знает только то, что может знать (агностицизм).

Кант поставил задачу – создать учение о вечной, неизменной морали, изолированной от исторических обстоятельств, субъективных условий (каждый знает правила нравственности, но зачастую на человека давят многие эмпирические обстоятельства: польза, страх, выгода и пр.). Основой такой нравственности является абсолютный (априорный, не зависящий от опыта) закон – категорический императив (приказ разума, повеление): «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Поступок только тогда может считаться нравственным, когда он мог бы стать законом для других. Главные принципы категорического императива – понятия долга и достоинства. Долг и достоинство – «это то, что возвышает человека над самим собой (над чувственностью - стремление к удовольствиям).

Фридрих Шеллинг (1775 – 1854 гг.) – перестроил немецкий идеализм на объективный лад. Объективизм Шеллинга имеет особый, грандиозный характер – его философские построения необычного, человеческого масштаба, а вселенского, космического. Философ мыслил категориями не макро, а мегамира. Если речь идет о познании, то «держать в уме надо не какую-нибудь обычную исследовательскую процедуру с микроскопом или телескопом, а эдакое космическое действо вселенских сил, стремящихся к осознанию самих себя как основы и сущности мира». Познание выступает не просто как субъективная способность человека, а как объективная составляющая мира в целом, изначально заложенная в структуру мироздания.

Свою философию Шеллинг называет натурфилософией, или философией природы, формулирует три ее главных принципа: 1) принцип единства природы – в природе нет никаких разнородных субстанций, неразложимых первоэлементов; 2) принцип развития природы и духа – движение, развитие изначальные и всеобщие, покой, устойчивость - относительны; 3) принцип единства противоположного – принцип всеобщей двойственности.




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 36 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав