Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Способы аргументации.

Читайте также:
  1. II. Речевая деятельность человека. Создание текста. Коммуникативные качества хорошей речи и способы их достижения
  2. II. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ДОКАЗЫВАНИЯ В
  3. Абсолютная численность населения. Среднее население и способы его определения.
  4. Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма
  5. Анализ аргументации позиции отрицания ВИЧ, представленной в интернете.
  6. Бесплатные способы изучения потребностей потребителей
  7. Билет№78. Полемика как дискуссионная форма аргументации.
  8. Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  9. Бюджетный дефицит (БД) и способы его финансирования
  10. В.Д. - это официальная система взглядов на ее национальные интересы, принципы, средства и способы их реализации и защиты от внутренних и внешних угроз.
Конкурсы К Примечание: В ячейку баллы проставляются по формуле: N(аббрев)*балл, где N – количество участий в мероприятиях данного уровня, аббрев – аббревиатура наименования мероприятия, балл – предусмотренное шкалой количество баллов Например: 1к*3б – ребенок победил в 1 конкурсе на уровне учреждения  
Смотры См
Фестивали Ф
Выставки В
Соревнования С
Конференции Кон
Семинары Се
Чтения Ч
Круглые столы КС
Олимпиады О
Концерты Кц
Другое Др

 

 

Лекция

Тема: Расположение (диспозиция)

1. Понятие о расположении; значение расположения. Элементы расположения: начало середина и конец речи.

2. Начало речи. Вступление. Вступление exabrupto. Вступление с ораторской предосторожностью. Полемическое вступление. Главное положение речи: предложение. Разделение предмета.

3. Середина речи. Изложение: требования к изложению. Построение описаний.

4. Построение повествований. Подтверждение. Число и соотношение доводов.

5. Восходящая последовательность доводов. Нисходящая последовательность доводов. Гомерическая последовательность доводов. Опровержение. Последовательность опровержения. Критическое опровержение. Полемическое опровержение.

6. Завершение речи. Рекапитуляция (обобщение). Построение выводов. Побуждение. Использование элементов расположения в сложных текстах. Последовательное построение. Параллельное построение. Последовательно-параллельное построение. Различные порядки элементов.

Литература

а) основная

1. Александров, Дмитрий Николаевич. Риторика, или Русское красноречие: учеб. пособие для студентов вузов / Д. Н. Александров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2012. – 351 с.

2. Аннушкин, Владимир Иванович. Риторика: учебное пособие: [для студентов гуманитарных факультетов] / В. И. Аннушкин. Москва: Флинта: Наука, 2008. – 290 с.

3. Введенская, Людмила Алексеевна. Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Изд. 5-е, доп.,перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 538 с.

4. Волков, Александр Александрович. Основы риторики: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Волков; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, филол. фак. –2-е изд. – Москва: Академический проект, 2009. – 301,[2] с.

5. Петров, Олег Витальевич. Риторика: учебник / О. В. Петров; М-во образования и науки РФ; Московская государственная юридическая академия. – М.: Проспект, 2008. – 423 с.

б) дополнительная:

1. Голуб, Ирина Борисовна. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво: учебник / И. Б. Голуб. – М.: Омега-Л, 2009. – 405 с.

2. Корнилова, Елена Николаевна. Риторика – искусство убеждать: своеобразие публицистики античного мира: учеб. пособие для студ. вузов / Е. Н. Корнилова; МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. Журналистики. – 3-е изд., доп. – Москва: Изд-во Московского ун-та, 2010. – 241 с.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. [Текст] / – М.: Флинта: Наука, 2009. – 320 с.

4. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: [учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов] / М. Р. Львов. – М.: ИЦ Академия, 2008. – 272 с.

5. Кузнецов, Игорь Николаевич. Риторика: учебное пособие / И. Н. Кузнецов. – 3-е изд. – М.: Дашков и К, 2008. – 571 с.

 

Диспозиция (композиция) — это расположение материала в определенной последовательности:

1. введение (показ актуальности и значимости вопроса, подлежащего обсуждению);

2. основная часть (общая характеристика проблемной области, детальный анализ проблемы, причин ее возникновения, текущего состояния и перспектив развития, обсуждение способов и средств полного или частичного решения);

3. заключительная часть (принятие окончательного решения, определение сроков и ответственных за выполнение намеченных мероприятий, подведение итогов).

Второй этап риторического канона – расположение (dispositio). О важности этого этапа риторической деятельности говорил Н.Ф. Кошанский в «Общей риторике»: «ничто так не важно для Сочинения, как Расположение…и ничем меньше не занимаются начинающие, как расположением. Они всё внимание обращают на прелестные выражения, на цветущие слова и картины, не думая и не подозревая, что истинное красноречие всех веков и народов состоит…в Искусстве располагать и составлять сочинение…Всё искусство расположения состоит в том, чтобы скрыть искусство; и показать, что не оно, а сама натура располагает вашими чувствами и ходом вашего сочинения».

Разрабатывая структуру речи, оратор выбирает оптимальный порядок следования содержательных компонентов речи (структурных частей), порядок расположения мыслей в них. Иначе можно сказать, что весь содержательный материал, изобретённый оратором, - оригинальные идеи, интересные примеры, общие места, фактические данные, цитатный материал – всё это располагается в соответствии с замыслом оратора, и таким образом создаётся единственно возможное содержание речи. В результате этой работы получается композиция речи.

На прошлом занятии мы познакомились с различными видами аргументов. На этапе изобретения речи мы как бы получили в свое распоряжение войска - мысли, идеи. Те­перь нам нужно выстроить это войско идей так, чтобы оно было наилучшим образом способно выполнить нашу зада­чу оратора.

Под аргументацией понимается процесс приведения аргументов, доказательств в систему для обоснования те­зиса перед слушателями.

Из приведенного определения видно, что:

- аргументация - это система утверждений, то есть они должны быть связаны друг с другом;

- аргументация - это процесс, следовательно, нужно расположить аргументы в определенной продуманной пос­ледовательности.

То, что приводимые вами аргументы образуют систе­му и расположены в определенной последовательности, должно быть, очевидно не только вам, но и вашим слушате­лям, то есть аргументация должна осуществляться таким образом, чтобы слушатели воспринимали аргументы. Та­ким образом, задача оратора - не только предложить не­кую систему аргументов в защиту некоторой идеи, но и обеспечить ее понятность, доступность аудитории.

Способы аргументации

Существуют различные классификации способов аргу­ментации. Обобщая их, риторика говорит о следующих спо­собах:

1. Нисходящая и восходящая.

Эти способы аргументации различают по тому, усили­вается или ослабевает аргументация к концу выступления.

Нисходящая аргументация заключается в том, что сна­чала оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные и завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом.

Достоинства нисходящей аргументации заключается в том, что она:

- позволяет легче привлечь и удержать внимание ауди­тории;

- заставляет активно работать мысль с начала речи;

- первые аргументы лучше запоминаются. Наблюдения показывают, что нисходящая аргумента­ция наиболее эффективна в слабо подготовленной, мало за­интересованной или совсем незаинтересованной аудитории.

Необходимо также иметь в виду, что слабые аргумен­ты при нисходящей аргументации выглядят лучше, чем при других способах аргументации.

Преимущество восходящей аргументации - в доведении мыслительной деятельности и эмоционального накала ауди­тории до предела.

Данный способ аргументации эффективен в подготов­ленной, высоко заинтересованной аудитории. Он дает эф­фект:

- если атмосфера в аудитории спокойная и оратора го­товы выслушать;

- если мысль, которую нужно обосновать, сложна;

если проблема для аудитории не является полностью решенной;

- если аудитория сможет сделать самостоятельный вы­вод.

2. Односторонняя и двусторонняя аргументация.

Односторонняя аргументация оратором своей позиции

предполагает, что:

- либо излагаются только аргументы «за» (чистый по­зитив);

- либо излагаются только аргументы «против» (чистый негатив).

При двусторонней аргументации слушателю дают воз­можность сопоставить точки зрения, дают возможность выбрать.

Разновидностью способа двусторонней аргументации является способ так называемой контраргументации, ког­да оратор приводит свои доводы как опровержение дово­дов оппонента, предварительно их изложив.

Оппонент при двусторонней аргументации и контрар­гументации может быть как реальный - например, лицо, являющееся носителем определенных взглядов, так и «вы­мышленный», сконструированный самим оратором. Такой прием называется «чучелом оппонента»: моделируется не­кое типичное мнение по вопросу, излагается, разбираются все плюсы и минусы и делаются выводы.

По ходу выступления может использоваться и прием «изобретение оппонента» - когда оратор, выдвинув неко­торое положение, сам себе возражает от имени некоторого анонимного оппонента: «Могут сказать, что...», «Можно предвидеть возражение, что...», «Здесь нередко возражают, что...» и т.д.

Что можно сказать об эффективности односторонней и двусторонней аргументации? Вот наблюдения авторов риторических руководств:

 

Односторонняя   Двусторонняя  
Эффективна для укрепле­ния сознания людей, уже имеющих взгляды и ус­тановки на предлагаемый материал.   Эффективна при воздей­ствии на сознание людей, негативно относящихся к сообщаемому.  
Хорошо действует на людей малообразованных     Лучше действует на под­готовленную аудиторию.  
Позволяет выработать менее стойкие убеждения.   Способствует выработке иммунитета к манипулиро­ванию сознанием в дальней­шем, повышает сопротив­ляемость контрпропаганде, вырабатывает более стойкие убеждения.  
Учит воспринимать гото­вые мысли.   Учит анализировать, делать самостоятельные выводы.  

 

3. Индуктивная и дедуктивная аргументация.

Индуктивная аргументация основана на построении изложения от фактов к выводу. Приводится конкретные факты, а в заключении оратор делает из них общий вывод.

Например, приводится несколько фактов зажима сво­боды печати. Потом ставится вопрос: «Кто зажимает? Ви­димо, есть силы, в этом заинтересованные. Кто они?». И здесь оратор излагает свое понимание проблемы и делает вывод.

Индуктивная подача материала эффективна в женской аудитории (особенно в возрастной группе 18-23 г.), в обще­ственно-научной аудитории, а также в конфликтной ауди­тории.

Дедуктивная аргументация построена от общей посыл­ки к фактам. Например: «Множество стариков, пенсионе­ров, престарелых нуждаются сейчас в помощи. Кто им по­может?...Могут внести свой вклад... Помочь должны... Не­обходимо создать специальные службы».

Дедуктивная аргументация чаще оказывается эффектив­ной и мужской аудитории, в естественнонаучной аудито­рии, у более взрослых слушателей (старше 23 лет) и тогда, когда аудитория настроена благожелательно.

Вопрос о выборе способа аргументации возникает пе­ред оратором на этапе составления плана выступления.

Оратора принято сравнивать с полководцем. Как и сра­жение, речь надо планировать. Без плана вы не будете по-настоящему знать взаимосвязь своих идей, не будете ясно отдавать себе отчет в том, что идеи представляют собой, пока не разместите их в известном порядке, наметив основ­ные подтезисы и доводы.

Существуют два наиболее употребительных способа составления плана: номинативный (краткая запись одних только наименований пунктов) и тезисный (запись закон­ченных выражений). В первом случае сочетания слов вызы­вают в представлении оратора законченную мысль. Такой прием с успехом могут применять опытные ораторы, кото­рые благодаря практике и широкому знанию предмета в состоянии полностью удерживать в памяти весь строй речи.

Начинающим же ораторам следует овладеть навыками составления тезисного плана, в котором в готовом виде со­держатся основные доводы.

Советы по составлению тезисного плана.

1. Разделите план на 3 части: выступление, основная часть и заключение;

2. Следите, чтобы в основной части было не более 5 положений;

3. Избегайте суждений сложных и с различным содер­жанием;

4. Избегайте частичного совпадения разделов или их несовместимости.

П. Сопер приводит следующий пример неудачного плана:

1. Есть несколько разных причин, объясняющих, поче­му большинство молодежи не любит симфоническую му­зыку:

А. Чтобы оценить симфоническую музыку, надо на­учиться ее слушать.

Б. Большинство молодежи не использует немногих пре­доставляющихся возможностей ее послушать.

В. Жизнь молодых людей в обществе тесно связана с так называемой «легкой музыкой».

Г. На молодежь оказывает влияние предрассудок, что симфоническая музыка «весьма умственная»

Д. Симфоническая музыка раздражает молодежь. В этом плане подраздел Д частично совпадает с осталь­ными и несовместим с ними, так как он говорит о следствии причин, указанных в других подразделах.

5. Пользуйтесь утверждениями, избегайте вопросов. План - логическая конструкция и должен содержать не воп­росы, а ответы.

 




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 116 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Информационная карта результатов участия детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня| Лекция №3

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав