Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Соціальна структура суспільства

Читайте также:
  1. A) структура рабочего стола
  2. I. Правосознание: понятие, структура, функции и виды.
  3. II. Система культуры и её структура.
  4. II. СТРУКТУРА отчетА по Практике по профилю специальности
  5. II. СТРУКТУРА отчетА по УЧЕБНОЙ Практике
  6. II. Структура правовой нормы.
  7. II. Структура программы
  8. III. Структура Федерального компонента образовательного стандарта по обществознанию
  9. III.9. Католическая церковь: структура и политическая роль
  10. III.Статус судьи Конституционного суда РФ. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ.

Пропаганда физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства за период 1945-1985 г. имела огромнейшее влияние на учащуюся молодёжь. Широкая панорама объективно действующих процессов в физкультурном и спортивном движении тех лет, переосмысленная художественным мышлением выдающихся мастеров изобразительного искусства, дала яркое и незабываемое свидетельство живой вечно изменяющейся действительности.

Важное место в развитии физической культуры и спорта в обществе занимает изобразительное искусство, которое оставило заметный след своего влияния на организацию и становление физической культуры и спорта в послеоктябрьский период

Великая Отечественная война (1941-1945гг.) прервала созидательный труд советского народа, нанесла тяжелейший урон экономическому и духовному потенциалу человечества XX века. Успехи народов СССР, достигнутые в физкультурно-спортивном движении в довоенный период, были приостановлены. По окончании войны, в СССР возобновляется деятельность физкультурно-спортивного движения, что свидетельствует о подъёме и росте экономики, возрождается культура, духовность.

История развития физкультурного и спортивного движения в послевоенное время ярко запечатлена в творчестве таких выдающихся мастеров изобразительного искусства, как народный художник СССР А.Дейнека, народный художник СССР Т.Яблонская, заслуженный деятель искусств РСФСР И.Чайков и другие.

Например, А.Дейнека продолжал плодотворно работать и в годы Великой Отечественной войны, выезжал на фронт, где делал зарисовки с натуры, неоднократно был свидетелем героических подвигов советских воинов. Восприятие увиденного, творчески переработанное художником, вылилось в таких произведениях, как "Сгоревшая деревня" (1942), "Оборона Севастополя" (1942), "Сбитый ас" (1943), "В оккупации" (1944) и другие. Неувядаемая энергия, сила духа, огромнейший потенциал творческих возможностей бьёт родниковым ключом в его работах послевоенного времени. Он снова возвращается к своей любимой теме - спорту. Работает в разных жанрах: это и живопись, и графика, и скульптура, и монументальное искусство. За период с 1945 по 1954 г. им написаны следующие работы: живопись - "Эстафета по кольцу Б"(1947г.), акварель - "Стадион в Берлине" (1945), графика - "Лежащая с мячом" (1954) и др. Необходимо отметить такую деталь в творчестве А.Дейнеки в послевоенные годы, это его интерес к скульптуре.

В его скульптурных произведениях много общего с его живописным стилем, что говорит о склонности его художественного мышления к монументальному обобщению, достаточно простым и вместе с тем гармоничным формам. Вот как объясняет эту особенность своего яркого и многогранного творчества сам А.Дейнека: "Я добиваюсь для своего искусства нахождения таких форм, которые давали бы мне возможность переносить форму с плоскости в объем, из графики в живопись, от гуаши переходить к мозаике. Возрождение не имело конфликтов между скульптурой и живописью, тонкой чеканкой и монументом". Вот перечень созданных А.Дейнекой скульптурных работ с 1945 по 1957 г.: "Эстафета" (1945), "Боксёр" (1947), "Стометровка" (1947), "Футболисты" (1950), "Перед забегом" (1951), "Футболисты" (1955), "Толкание ядра" (1957) и др.

В творчестве А.Дейнеки тема спорта широко представлена и в монументальном искусстве. Вот его высказывание по этому поводу: "Монументальное искусство прекрасно прежде всего величием идей, в нём заложенных". Это находит подтверждение в его монументальном творчестве, которое неразрывно связано с жизнью. Вот некоторые его работы: "Лыжники" (1950), "Голова парашютиста" (1957). В период 1959-1962 гг. он создаёт серию мозаик, которая состоит из четырёх отдельных изображений. Это "Красноармеец", "Доярка", "Хорошее утро" и, наконец, пронизанное динамизмом спортивной борьбы "Хоккеисты". За эту работу А.Дейнека был удостоен самой высокой награды - звания лауреата Ленинской премии.

Великолепнейшие произведения А.Дейнеки периода 1945-1962 г. на тему спорта, это, прежде всего аналитическое исследование средствами изобразительного искусства общественных, психологических процессов, которые протекали в физкультурно-спортивном движении тех лет. Природа наградила творца необыкновенным художественным воображением, яркой остротой зрения, высокой чувствительностью ко всему новому, незаурядному. Вглядываясь пристально в его произведения, невольно ощущаешь накал спортивных событий тех лет, массовость физкультурного движения, как будто сама эпоха говорит с нами языком спорта. Проникая в истоки прекрасного А.Дейнека постоянно стремился к познанию всего нового, необычного, что так присуще спорту, физической культуре.

Спортивной теме посвящены работы и выдающегося украинского живописца Т.Н.Яблонской. Из работ созданных в этом жанре, заслуживает особого внимания произведение "Перед стартом" (1947), где молодость юных лыжниц ассоциируется с торжеством жизни послевоенного времени, где увлекательное занятие спортом олицетворяет молодость, здоровье, красоту, силу, что так созвучно было с возрождением разрушенной войной страны, которая преодолевая экономические трудности тех лет, неуклонно двигалась вперёд.

Важную лепту в разработку спортивного жанра в изобразительном искусстве 50-60-х годов XX века внесли скульпторы и, в частности, выдающийся мастер И.М.Чайков. Вот некоторые работы тех лет: "Прыжок с шестом" (1952),"Бег с препятствиями" (1958), "Прыжок в воду" (1959), "Аквалангистка" (1961), "Портрет заслуженного мастера спорта СССР В.Старшинова" (1969), "Баскетбол" (1977). В этих произведениях И.Чайков посредством пластики выразил духовную жизнь той эпохи, её психологизм, её спортивную молодость, преодолевшую жизненные трудности физически закалёнными и тренированными телами.

На следующем этапе в пропаганде физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства в 60-80-х годах стали играть всесоюзные и республиканские художественные выставки. Первая художественная выставка, посвящённая физической культуре и спорту, была проведена в 1962 г. На этой выставке было экспонировано более 500 произведений живописи, графики, скульптуры, показывающие подлинную массовость физкультуры и спорта, борьбу спортсменов за высокие спортивные достижения и участие в Олимпийских и Международных соревнованиях.

В 1971г. по решению Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ организуется и проводится III Всесоюзная художественная выставка "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве", посвящённая V Спартакиаде народов СССР. Эта выставка отличалась богатством и самым разнообразным материалом в отражении её темы. Индивидуальность мастеров в её решении говорит о сложности понимания изобразительным искусством проблемы эстетического идеала в спорте. Стремление осознать спортивную тему в связи с нравственно-эстетическими представлениями того времени определили идейно-художественное значение лучших произведений. Художественные произведения этой выставки наглядно показали, что утверждая прекрасное в физкультуре и спорте современности, все жанры обретают всё большую глубину в постижении жизни.

Яркий след в 80-х годах XX века оставила Пятая Всесоюзная художественная выставка "Физическая культура и спорт в изобразительном искусстве", которая была приурочена VIII летней спартакиаде народов СССР. Она была организована и проведена летом 1983г. в Москве в центральном выставочном зале. Эта выставка аккумулировала всё лучшее, что было представлено на предыдущих выставках, которые были проведены в Рязани, Киеве, Минске, Кишинёве, Риге, Ташкенте, Душанбе, а также Московской ("Спорт в искусстве"). На V Всесоюзную выставку было отобрано 900 работ, из них 300 картин и такое же количество графических работ, 150 скульптурных произведений и столько же изделий декоративно-прикладного искусства. Эта выставка проходила после Московской Олимпиады-80 и художники творили свои произведения под впечатлением этого международного праздника. В выставленных работах освещался дух Олимпийских игр, спортивных состязаний, радость жизни, традиций и идеалов Олимпийского движения. Спорт и физическая культура в этих произведениях были представлены могущественной силой в борьбе за мир, за дружбу и взаимопонимание между народами.

Организация и проведение художественных выставок тех лет - это яркое свидетельство активной пропаганды физической культуры и спорта среди широких слоёв общества. Показательно, что эти выставки продемонстрировали успехи в развитии физкультурного и спортивного движения в СССР, раскрыли многообразие спортивной жизни, её динамизм, ярко выраженный психологизм, гуманизм и человеколюбие, интернационализм и дружбу между различными народами. В большинстве выставленных произведений воспевается облик спортсмена, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, нравственную чистоту и физическое совершенство. Эти выставки безусловно способствовали и творческому росту художников. Выставки тех лет цементировались на многонациональной основе, так как на них демонстрировались работы художников всех союзных республик и автономных областей РСФСР. Приуроченность этих выставок к спартакиадам народов СССР являлась показателем состояния и развития физической культуры и спорта в советском обществе тех лет.

Пропаганда физической культуры и спорта средствами изобразительного искусства за период 1945-1985 г. имела огромнейшее влияние на духовную сферу; она явилась тем локомотивом, который соединял духовно различные группы людей, народов, стран, что способствовало, миру и дружбе между народами; вместе с тем в массовом сознании большинства людей и особенно учащейся молодёжи формировался стойкий стереотип важности и полезности занятий физкультурой, спортом. Произведения этого периода внесли огромный вклад в мировую сокровищницу общечеловеческой культуры; широкая панорама объективно действующих процессов в физкультурном и спортивном движении тех лет, переосмысленная художественным мышлением выдающихся мастеров изобразительного искусства, дала нам яркое и незабываемое свидетельство живой вечно изменяющейся действительности.

 

7.Заключение:

В годы Великой Отечественной войны культурный потенциал страны оказался достаточным для победы над Германией, которую многие считали государством с высокой культурой. Несмотря на крайне напряженное положение в экономике, советское правительство изыскивает средства на развитие науки, народного образования, учреждений культуры. Советские наука и техника повлияли на качество советского вооружения. Система образования давала необходимое количество квалифицированных рабочих, инженеров, офицеров. Деятели искусства и литературы поддерживали высокий боевой дух, чувство патриотизма у своих сограждан.
После 1945 г. система народного образования получила значительное развитие. Все формы образования стали бесплатными. С начала 1970-х гг. в стране было введено всеобщее обязательное среднее десятилетнее образование. Молодые специалисты, закончившие дневные отделения ВУЗов, были обязаны три года отработать по направлению. Это было удобно и эффективно для тех, кто был удовлетворен условиями труда и проживания, заработком. К 1985 г. в СССР насчитывалось 35 млн человек с дипломами о высшем и среднем специальном образовании.
Большой международный авторитет имели советские ученые, особенно в точных и естественных науках. Лучшие научные силы были сосредоточены в военно-промышленном комплексе. Много советских ученых стали лауреатами Нобелевской премии. Произошел расцвет советского кинематографа.
Советская архитектура развивалась в направлении все большей утилитарности. Была ужесточена цензура. Многие книги, статьи, кинофильмы по идеологическим причинам увидели свет только в конце 1980-х гг. В советском государстве поддерживались телевидение и кино, драматический театр, опера, оперетта, балет, цирк, фольклорные коллективы.

Выводы:

- исчез партийно-государственный контроль над культурой, вернулись на Родину многие деятели культуры, которые были высланы из СССР в 1970-х годах;

- появились новые и ранее запрещённые цензурой произведения, книги, фильмы;

- обращение многих деятелей культуры к авангардистскому искусству;

- увлечение публицистикой, стремление многих писателей с критических позиций осмыслить преобразования;

- затишье в кинематографе, только несколько кинолент вызвали заметный общественный интерес («Утомлённые солнцем» и «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова, «Брат» А. Балабанова, «Кавказский пленник» С. Бодрова – старшего, «Брестская крепость» А. Котта и некоторые другие) (слайды №33-37);

- развитие различных направлений в живописи, у художников возрос интерес к истории;

- поток в Россию низкопробных подделок из западных стран, что сыграло определённую роль в падении нравов, особенно среди молодёжи.

 

 

Литература:

1. Дейнека А.А. (1899-1969) гг. Живопись, скульптура, графика. Выставка произведений к 90-летию со дня рождения. Каталог: М "Совет. худ.". - 1989г.

2. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы (1945-1964) М., 1993.

3. История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.

4. История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.

5. История Отечества Островский В.П., Старцев В.И.,

6. История Отечества. Часть II (середина XIX – конец XX вв.). – Уфа: Изд-во УГАТУ, 1995.

7. Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.

8. М.Я. Геллер, А.М. Некрич «История России 1917 – 1995» М.: Издательство «МИК», издательство «Агар», 1996 г.

9. Пыжиков А.В. Советское послевоенное общество - 2002.

10. Спорт в искусстве: V выставка произведений Московских худ. Каталог (к VIII Всесоюзной Спартакиаде народов СССР). (Состав Ковалевская С.А.). М. - 1983г.

11. Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузов МВД России / О. А. Федоров. - Орел: ОЮИ МВД России, 1999.

12. Церковь и государство в СССР.1917-1953. Документы

13. Яблонская Т.Н. Живопись. Каталог выставки произведений. К.1987г.

 

 

Соціальна структура суспільства




Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав




lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав